В ФАС России поступила на действия заказчика при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на оказание комплекса услуг по текущему содержанию и техническому обслуживанию пассажирских обустройств и внутренней уборке пригородного подвижного состава (далее - Конкурс).
Рассмотрев все представленные материалы и выслушав пояснения представителя Заявителя, Заказчика, Комиссия ФАС России установила следующее.
Согласно пункту 8 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны определенные положением требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
В соответствии с пунктом 8 Положения о закупке претенденты признаются участниками закупочной процедуры, в том числе в случае их соответствия квалификационным требованиям конкурсной документации, которые могут быть установлены по усмотрению организатора закупки, Заказчика в зависимости от технических, технологических, функциональных (потребительских) характеристик товаров, работ, услуг, требований, предъявляемых к их безопасности, и / или иных показателей, связанных с определением соответствия претендента требованиям, предъявляемым законодательством, нормативными документами Заказчика. Заказчиком могут быть установлены требования, связанные с квалификацией претендента, в том числе наличием у претендента необходимых производственных средств, материальных и/или кадровых ресурсов.
Пунктом 2.1 Документации установлены обязательные требования к участникам Конкурса, пункт 2.2 Документации содержит квалификационные требования к участникам Конкурса.
Так, в соответствии с подпунктом 1 пункта 2.2 Документации претендент должен иметь квалифицированный персонал для оказания услуг по предмету настоящего конкурса, в том числе:
мойщики-уборщики - не менее 1000 (одной тысячи) человек;
бригадиры смены - не менее 30 (тридцати) человек;
промышленные альпинисты - не менее 40 (сорока) человек.
Согласно подпункту 3 пункта 2.2 Документации претендент должен располагать производственными мощностями (ресурсами) для оказания комплекса услуг, в том числе:
поломоечным оборудованием (средствами малой механизации) - не менее 25 ед. (под поломоечным оборудованием подразумеваются машины для уборки помещений общественного назначения, приводящиеся в действие от электросети, аккумуляторов или двигателей внутреннего сгорания (однодисковые роторные машины, машины с ручным управлением, машины с сиденьем для оператора и т.п.);
снегоуборочными роторными машинами - не менее 300 ед.;
ассенизаторскими машинами - не менее 3 ед.
Учитывая изложенное, установление Заказчиком квалификационных требований, указанных в подпунктах 1, 3 пункта 2.2 Документации соответствует требованиям пункта 8 Положения о закупке и не противоречит требованиям пункта 8 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
Закон о закупках, иные принятые в его реализацию нормативные правовые акты не ограничивают право заказчика указать в документации указать иные сведения, помимо предусмотренных частью 10 статьи 4 Закона о закупах.
Исходя из требований подпункта 24 пункта 45 Положения о закупке, при проведении конкурса заказчика устанавливает требование к обеспечению исполнения договора, заключаемого по итогам конкурса.
В соответствии с пунктом 1.5.8 Документации в случае признания победителем Конкурса участника, предложившего снижение начальной (максимальной) цены договора, указанной в разделе IV Документации, на сумму, равную менее 10 % (десяти процентов) общей начальной (максимальной) стоимости услуг по договору, установленной в п. 4.1.3. Раздела IV Документации - в данном случае требования к предоставлению обеспечение исполнения договора не устанавливаются.
В случае признания победителем конкурса участника, предложившего снижение начальной (максимальной) цены договора, указанной в разделе IV настоящей конкурсной документации на сумму, равную или более 10 % (десяти процентов) начальной (максимальной) цены договора - в данном случае победителем конкурса должно быть представлено обеспечение исполнения Договора в размере, равном общему предложенному снижению от общей начальной (максимальной) стоимости услуг по договору, установленной в п. 4.1.3. Раздела IV настоящей конкурсной документации (пункт 1.5.9 Документации).
Таким образом, требование к обеспечению исполнения договора в Документации установлено в полном объеме: в случае снижения начальной (максимальной) цены договора менее чем 10 % внесение обеспечения исполнения договора не требуется; в случае снижения начальной (максимальной) цены договора более чем 10 % Документацией определен порядок исчисления размера обеспечения исполнения договора, заключаемого по итогам Конкурса.
Согласно пунктам 3, 4 части 9 статьи 4 Закона о закупках в извещении о закупке должны быть указаны предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг, место поставки товара, выполнения работ, оказания услуг.
При этом, в соответствии с частью 8 статьи 4 Закона о закупках извещение о закупке, в том числе извещение о проведении открытого конкурса или открытого аукциона, является неотъемлемой частью документации о закупке.
Извещением (с внесенными 15.04.2014 изменениями) предусмотрено, что содержание, место и объем услуг, являющихся предметом Конкурса, указаны в техническом задании, являющимся неотъемлемой частью Документации (далее - Техническое задание).
На заседании Комиссии ФАС России представители Заявителя не оспаривали тот факт, что в Техническом задании сведения об объеме и месте оказания услуг, являющихся предметом Конкурса, указаны в полном объеме, достаточном для подготовки заявки на участие в Конкурсе.
Вместе с тем, в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссией ФАС России установлено следующее.
Согласно пунктам 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, а также порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.
Оценка и сопоставление заявок на участие в запросе предложений представляют собой процесс выявления по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке, лучших условий исполнения договора, заключаемого по итогам закупки, указанных в заявках участников закупки, которые не были отклонены.
Таким образом, порядок оценки и сопоставления заявок может содержать, например, вес каждого критерия оценки в совокупности критериев оценки, установленных в документации о закупке, оценку в баллах, получаемых участником закупки по результатам оценки по каждому критерию оценки, алгоритм расчета итогового рейтинга по каждой заявке, иные параметры, необходимые для выявления лучших условий исполнения договора, предлагаемых участниками закупки.
В соответствии с пунктом 2.7.2 раздела 2.8 Документации при сопоставлении заявок и определении победителя открытого конкурса оцениваются:
- цена договора (размер скидки (снижения) от начальных (максимальных) единичных расценок на оказание услуг) (значимость критерия 50);
- качество Услуг (значимость критерия 50).
Оценка заявки осуществляется путем присвоения количества баллов, соответствующего условиям, изложенным в конкурсной заявке. Заявке, содержащей наилучшие условия, присваивается наибольшее количество баллов. Каждой заявке по мере уменьшения выгодности содержащихся в ней условий (количества баллов, присвоенных по итогам оценки)присваивается порядковый номер. Конкурсной заявке, в которой содержатся лучшие условия (присвоено наибольшее количество баллов), присваивается первый номер. В случае если в нескольких конкурсных заявках содержатся одинаковые условия (присвоено равное количество баллов по итогам оценки), меньший порядковый номер присваивается конкурсной заявке, которая поступила ранее других конкурсных заявок (пункты 2.7.5-2.7.7 раздела 2.8 Документации).
Пунктом 2.7.7 раздела 2.8 Документации установлено, что указание ссылок на соответствие требованиям технического задания конкурсной документации или на соответствие положениям конкурсной документации не рекомендуется и не считается предоставлением участником закупки детализированного проработанного предложения о качестве Услуг. Заявке на участие в конкурсе, содержащей подобные ссылки, либо не содержащей в полной мере информации о соответствии всех предлагаемых к оказанию услуг требованиям раздела IV Документации, по критерию "качество Услуг" присваивается 0 баллов.
Вместе с тем, исходя из положений пункта 2.7.7 раздела 2.8 Документации, не представляется возможным установить, в каком порядке определяется предпочтительность для Заказчика тех или иных условий, предлагаемых участниками Конкурса, по критерию "качество Услуг".
Таким образом, в Документации отсутствует порядок оценки и сопоставления заявок, что является нарушением требований пункта 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.
На заседании Комиссии ФАС России представлен Порядок оценки заявок на участие в Конкурсе, утвержденный Заместителем Председателя Конкурсной комиссии Заказчика (далее - Порядок).
Порядок содержит алгоритм действий Конкурсной комиссии при проведении оценки и сопоставлении заявок на участие в Конкурсе по каждому критерию, возможные уровни оценки по каждому критерию.
В соответствии с Порядком по критерию "качество Услуг" проставляется от 0 до 100 баллов с учетом проработанного и детализированного подхода к описанию плана-графика оказания услуг, а также технологий оказания видов услуг, предусмотренных Техническим заданием.
Представленная представителем Заказчика на заседании Комиссии ФАС России карточка рассмотрения экспертной группой и организатором заявок , представленных для участия в Конкурсе, от 14.05.2014 (далее - Карточка) подтверждает использование Порядка при оценке и сопоставлении заявок на участие в Конкурсе.
Вместе с тем, Порядок не размещен на официальном сайте в составе Документации, в Документации отсутствуют указания на его наличие и возможность ознакомиться с ним участников Конкурса.
Таким образом, Заказчиком произведена оценка и сопоставление заявок на участие в Конкурсе в порядке, который не указан в Документации, что нарушает требования части 6 статьи 3 Закона о закупках.
В отсутствие порядка оценки и сопоставления заявок в Документации согласно Карточке заявке, содержащей меньшее ценовое предложение, присвоен второй номер.
Частью 5 статьи 4 Закона о закупках установлена обязанность заказчика при закупке размещать на официальном сайте информацию о закупке, в том числе протоколы, составляемые в ходе закупки.
Учитывая, что Заказчиком 16.05.2014 размещены на официальном сайте только выписки из протокола N 24/1, протокола N 24/2, действия Заказчика, выразившиеся в неразмещении на официальном сайте указанных протоколов, нарушают требования части 5 статьи 4 Закона о закупках.
Указанные нарушения были зафиксированы в решении ФАС России.
Заказчик, не согласившись с решением ФАС России, обратился в Арбитражный суд г. Москвы. Суд, рассмотрев указанное дело, указал следующее "Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, отраженной в постановлении от 18.02.2014 N 3323/13, отсутствие в действующем законодательстве требования установления в конкурсной документации порядка расчета баллов и значимости критериев оценки заявок участников не свидетельствует о том, что такие критерии и порядок не должны разрабатываться и применяться организаторами торгов. Отсутствие названных критериев и порядка расчета баллов может привести к злоупотреблениям со стороны организаторов торгов, поскольку определение победителя может быть основано на субъективном усмотрении организатора торгов (его конкурсной или аукционной комиссии). Более того, критерии начисления баллов, а также вес (ценность) в баллах каждой разновидности документов являются необходимыми для участников квалификационного отбора, поскольку их наличие не только соответствует принципам открытости и прозрачности торгов, в том числе при определении победителя, но и является стимулирующим фактором при подаче заявок, а также направлено на поддержание конкуренции, нивелирование споров и разногласий участников и организаторов закупок при подведении их итогов."
Учитывая изложенное, заявителю было отказано в удовлетворении требований.
(см. постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 17.12.2014 г. по делу N А40-88917/14)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Комментарий к постановлению Девятого арбитражного апелляционного суда от 17.12.2014 г. по делу N А40-88917/14 Если для оценки заявок участников закупки применяются критерии, заказчик должен в документации о закупке раскрыть содержание соответствующих критериев и установить порядок оценки по ним
Материал подготовлен для компании "Гарант" Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, апрель 2015