1. Установление критерия оценки квалификации с представлением ранее выполненных контрактов соответствует требованиям законодательства о контрактной системе.
Заказчик проводил открытый конкурс на право заключения государственного контракта на закупка услуг по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих.
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно пункту 3 Правил "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В части 14 "Критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе" Конкурсной документации Заказчиком установлен следующий порядок оценки заявок: "Конкурсная комиссия осуществляет рассмотрение заявок на участие в открытом конкурсе и оценку заявок на участие в открытом конкурсе, которые не были отклонены для выявления победителя конкурса (в целях выявления лучших из предложенных условий исполнения государственного контракта при проведении открытого конкурса) в соответствии с ФЗ N 44-ФЗ, в том числе статьи 53 ФЗ N 44-ФЗ, постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. N 1085 "Об утверждении правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и условиями конкурсной документации.
Для оценки заявок на участие в открытом конкурсе устанавливаются следующие критерии:
Критерий N 1 - "Цена контракта" (значимость критерия составляет 60%).
Итоговый рейтинг i-й заявки по данному критерию определяется по формуле:
а) в случае если ,
,
где:
- предложение участника отрытого конкурса, заявка которого оценивается;
- минимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками открытого конкурса;
б) в случае если ,
,
где - максимальное предложение из предложений по критерию, сделанных участниками открытого конкурса.
Государственный контракт заключается на основании предложения участника конкурса, с которым заключается государственный контракт, по указанному критерию.
Критерий N 2. "Квалификация участников открытого конкурса, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определённого уровня квалификации" (значимость критерия составляет 40%).
Оценка по критерию "Квалификация участников открытого конкурса, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определённого уровня квалификации" осуществляется по следующим показателям:
НЦБ1 - размер чистой прибыли, тыс. рублей - по указанному показателю оценивается размер чистой прибыли, определяемый в соответствии с формой N 2-страховщик (за предыдущий календарный год) в соответствии со строкой чистая прибыль, тыс. руб. (строка 3000). Коэффициент значимости 0,3. Оценка осуществляется по формуле:
НЦБ1i = КЗ1 х 100 х (К1i / К1max ), где
КЗ1 - коэффициент значимости показателя.
К1i - предложение участника открытого конкурса, заявка которого оценивается, по показателю НЦБ1.
К1max - максимальное предложение из предложений по показателю НЦБ1, сделанных участниками открытого конкурса.
НЦБ2 - размер капитала и резервов тыс. рублей - по указанному показателю оценивается размер капитала и резервов, определяемый в соответствии с формой N 1-страховщик (за предыдущий календарный год) в соответствии со строкой 2100. Коэффициент значимости 0,3. Оценка осуществляется по формуле:
НЦБ2i = КЗ2 х 100 х (К2i / К2max ), где
КЗ2 - коэффициент значимости показателя.
К2i - предложение участника открытого конкурса, заявка которого оценивается, по показателю НЦБ2.
К2max - максимальное предложение из предложений по показателю НЦБ2, сделанных участниками открытого конкурса.
НЦБ3 - наличие Системы Менеджмента Качества страховой организации - по указанному показателю оценивается наличие Системы Менеджмента Качества страховой организации, подтверждаемое наличием сертификата Системы Менеджмента Качества страховой организации, соответствующей ГОСТ ISO 9001-2011 (или ГОСТ Р ИСО 9001-2008). При наличии Системы Менеджмента Качества страховой организации такому участнику открытого конкурса по данному показателю присваивается - 10 баллов, при отсутствии - 0 баллов.
НЦБ4 - опыт работы по осуществлению обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы - по указанному показателю оценивается наличие заключенных ранее контрактов по данному виду страхования. Наличие контрактов - 10 баллов, отсутствие - 0 баллов.
НЦБ5 - наличие в штате участника открытого конкурса подразделения и/или специалистов по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы. Оценка осуществляется следующим образом:
наличие - 10 баллов;
отсутствие - 0 баллов.
НЦБ6 - наличие действующего рейтинга надежности Рейтингового агентства "Эксперт РА". По данному показателю оценивается наличие действующего рейтинга надежности Рейтингового агентства "Эксперт РА". Оценка осуществляется следующим образом:
Рейтинг А++ (исключительно высокий уровень надежности) - 10 баллов
Рейтинг ниже А++ (исключительно высокий уровень надежности) - 5 баллов
Отсутствие рейтинга - 0 баллов"
На заседании Комиссии установлено, что порядок оценки заявок на участие в Конкурсе не противоречит требованиям Закона о контрактной системе.
Учитывая изложенное, жалоба заявителя была признана Комиссией ФАС России необоснованной.
Заявитель не согласился с доводами жалобы и обратился в Арбитражный суд г. Москвы с требованием об отмене решения ФАС России. Суд исследовав все обстоятельства дела и заслушав мнения сторон пришел к следующему выводу "В части 14 "Критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе" Конкурсной документации Заказчиком установлен следующий порядок оценки заявок: "Конкурсная комиссия осуществляет рассмотрение заявок на участие в открытом конкурсе и оценку заявок на участие в открытом конкурсе, которые не были отклонены для выявления победителя конкурса (в целях выявления лучших из предложенных условий исполнения государственного контракта при проведении открытого конкурса) в соответствии с ФЗ N 44-ФЗ, в том числе статьи 53 ФЗ N 44-ФЗ, постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. N 1085 "Об утверждении правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и условиями конкурсной документации".
Учитывая изложенное, суд отказал в удовлетворении требований заявителя.
(см. решение Арбитражного суда г. Москвы от 27.03.2015 г. по делу N А40-16557/15-121-124)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Комментарий к решению Арбитражного суда г. Москвы от 27.03.2015 г. по делу N А40-16557/15-121-124 Установление критерия оценки квалификации с представлением ранее выполненных контрактов соответствует требованиям законодательства о контрактной системе
Материал подготовлен для компании "Гарант" Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, май 2015