В ФАС России поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Заказчика при проведении Конкурса.
На основании поступившего обращения Комиссией ФАС России проведена внеплановая проверка действий Заказчика и установлено следующее.
1) начальная (максимальная) цена контракта - 4 000 000 рублей;
2) на участие в Конкурсе подано 2 заявки от участников закупки;
3) к участию в Конкурсе допущено 2 участника закупки;
4) минимальное предложение о цене контракта - 3 009 600 рублей;
5) победителем Конкурса признано Общество с предложением о цене контракта 3 800 000 рублей;
В соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 44 Закона о контрактной системе денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), возвращаются на счет участника закупки при проведении конкурса в течение не более чем пяти рабочих дней с даты подписания протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе. При этом возврат или прекращение блокирования осуществляется в отношении денежных средств всех участников закупки, за исключением победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя), которому такие денежные средства возвращаются после заключения контракта.
На заседании Комиссии установлено, что в соответствии с протоколом рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе на право заключения государственного контракта на оказание услуг по охране зданий от 12.11.2014 победителем конкурса признано Общество.
Вместе с тем, представителем Заказчика на заседание Комиссии представлены документы и сведения, согласно которым денежные средства, внесенные Заявителем в качестве обеспечения заявки на участие в Конкурсе, перечислены Заказчиком на счет Заявителя только 15.12.2014.
Таким образом, действия Заказчика, перечислившего на счет Заявителя денежные средства, внесенные Заявителем в качестве обеспечения заявки на участие в Конкурсе, с нарушением сроков, установленных Законом о контрактной системе, нарушают пункт 1 части 6 статьи 44 Закона о контрактной системе и содержат при знаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кроме того, Комиссией ФАС России при проведении внеплановой проверки установлено следующее.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе Конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.
При этом согласно пункту 3 Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 (далее - Правила), "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В Конкурсной документации установлен, в том числе критерий оценки "квалификация участников закупки": "При оценке заявки участника закупки по критерию "Квалификация участника закупки" учитывается наличие у участника размещения заказа опыта оказания услуг, аналогичных предмету закупки. Максимальное количество баллов по критерию "Квалификация участника закупки" - 100. Лучшим условием исполнения контракта по критерию "Квалификация участника закупки" признается наивысшая квалификация участника конкурса. При оценке заявок по показателю, связанному с опытом работы участника конкурса, будет учитываться подтвержденная информация о количестве исполненных без штрафных санкций государственных или муниципальных контрактов, гражданско-правовых договоров бюджетного учреждения по аналогичным условиям конкурса (сопоставимого характера и объема) за последние 5 лет. Информация подтверждается копиями контрактов и актов сдачи-приемки оказанных услуг, а также копиями уведомлений о начале оказания охранных услуг".
Вместе с тем, в Конкурсной документации не установлены критерии отнесения опыта работ к аналогичности, что не позволяет выявить лучшее предложение по критерию "квалификация участников закупки".
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в Конкурсной документации надлежащий порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе, нарушают пункт 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
(решение Федеральной антимонопольной службы N П-154/15 от 02.03.2015)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Комментарий к решению Федеральной антимонопольной службы N П-154/15 от 02.03.2015 Порядок установления содержания критерия оценки заявок "квалификация участника закупки" и соблюдения сроков возврата денежных средств, внесенных участником закупки в счет обеспечения заявки на участие в Конкурсе
Материал подготовлен для компании "Гарант" Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, май 2015