В ФАС России поступила заявителя на действия заказчика, организатора закупки при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на выполнение комплекса работ по приведению внутренних газопроводов, газового оборудования и автоматики безопасности и регулирования котлов в соответствие с ПБ 12-529-03.
Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей Заявителя, Организатора, Комиссия ФАС России установила следующее.
Частью 6 статьи 3 Закона о закупках установлено, что не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.
Пунктом 6.6.4 Положения о закупках установлен исчерпывающий перечень случаев для отклонения заявок на участие в запросе предложений, в том числе отсутствие в составе заявки документов, определенных документацией, отсутствие обеспечения заявки, несоответствие заявки требованиям, установленным документацией. При это указано, что отклонение заявок на участие в запросе предложений по иным основаниям не допускается.
В соответствии с пунктом 1.5.3 Документации "_Комиссия оставляет за собой право отклонить Заявку Участника, документы в которой не поддаются прочтению: сканированные документы, представленные в составе Заявки, имеют нечёткое, неразборчивое, искажённое изображение, в том числе, не позволяющее идентифицировать подписи, печати, которыми заверены документы_".
В соответствии с пунктом 1.6.5 Документации "_Комиссия оставляет за собой право отклонить Заявку Участника, документы в которой не подаются прочтению: имеют нечёткое, неразборчивое, искажённое изображение, в том числе, не позволяющее идентифицировать подписи, печати, которыми заверены документы...".
В соответствии с пунктом 1.19 Документации, пунктом 6.2.2.16 Положения о закупках "...Заказчик имеет право отклонить все заявки, а также отказаться от проведения Запроса предложений в любое время без объяснения причин, не неся при этом никакой ответственности перед Участниками. Заказчик имеет право завершить процедуру запроса предложений без заключения Договора по его результатам...".
Таким образом, Положением о закупке, Документацией установлен перечень оснований для отклонения заявки.
Вместе с тем, согласно протоколу повторного внеочередного рассмотрения заявок от 03.06.2014 N В, протоколу повторной внеочередной оценки и сопоставления заявок от 03.06.2014 N В заявка Заявителя отклонена по следующему основанию: "... данная заявка и все заполняемые формы на участие в запросе предложений имеют правовой статус оферты и действуют до 05.05.2014 (срок действия оферты истекает до даты проведения итогов запроса предложений)".
Комиссия ФАС России при изучении документов и сведений, представленных на заседании Комиссии ФАС России установила, что в Документации отсутствует требование об указании срока действия заявки далее, чем дата проведения итогов запроса предложений, а также не является основанием для отклонения.
Учитывая изложенное заявка Заявителя на участие в Запросе предложений отклонена по основаниям, не предусмотренным требованиями Документации, Положения о закупках, что противоречит требованиям части 6 статьи 3 Закона о закупках.
Пунктом 6.1.3 Положения о закупках установлен порядок и последовательность этапов закупки путем проведения процедуры запроса предложений. При этом установлена следующая последовательность:
... - размещение на Официальном сайте извещения, документации, проекта договора;
- подача участниками закупки заявок на участие в запросе предложений;
- вскрытие заявок;
- рассмотрение, оценка и сопоставление заявок;
- принятие решения о результатах запроса предложений;
- размещение на Официальном сайте протоколов, составляемых в ходе закупки;
- подписание договора с участником, представившим заявку на участие в запросе предложений, признанную наилучшей.
Таким образом, Положением о закупке, Документацией установлен порядок и последовательность этапов проведения Запроса предложений.
В соответствии с пунктом 6.8.6 Положения о закупках, заказ признается размещенным со дня заключения договора.
Согласно представленным на заседании Комиссии ФАС России представителями Организатора документам, договор по итогам проведения Запроса предложений заключен 06.05.2014.
Вместе с тем, 03.06.2014 состоялось заседание Комиссии, по итогам которого оформлены протокол повторного внеочередного рассмотрения заявок N ВГ, протокол повторной внеочередной оценки и сопоставления заявок N ВГП.
Учитывая изложенное, процедура рассмотрения, оценка и сопоставления заявок на участие в Запросе предложений проведена Заказчиком, Организатором с нарушением сроков, установленных Документацией, Положением о закупках.
Таким образом, Организатор, Заказчик осуществили оценку и сопоставление заявок в порядке, не предусмотренном Документацией, Положением о закупках, что является нарушением части 6 статьи 3 Закона о закупках и содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 8 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России признала жалобу обоснованной в части нарушения предусмотренного требованиями Документации, Положения о закупках порядка оценки и сопоставления заявок.
Заказчик, не согласившись с решением ФАС России обжаловал его в судебном порядке.
Суд, рассмотрев указанное дело, указал "При этом согласно протоколу повторного внеочередного рассмотрения заявок от 03.06.2014 N ВГПЭ-2014-9-2 Заявителем отклонена заявка ООО "ПетроСтрой" по основанию, не предусмотренному Документацией о закупке и Положением о закупке, что является нарушением части 6 статьи 3 Закона N 223-ФЗ.
Следовательно, дальнейшая внеочередная оценка и сопоставление заявок, осуществленная после завершения Запроса предложений и оформленная протоколом повторной внеочередной оценки и сопоставления заявок от 03.06.2014 N ВГПЭ-2014-9-3, проведена в нарушение порядка проведения оценки и сопоставления заявок на участие в Запросе предложений, установленного Положением о закупке и Документацией о закупке, который не предусматривает возможность проведения процедуры оценки и сопоставления заявок после подписания договора и завершения запроса предложений.
Таким образом, Комиссия ФАС России пришла к правомерному и обоснованному выводу о том, что Заявитель осуществил оценку и сопоставление заявок в порядке, не предусмотренном Документацией о закупке, Положением о закупке, что является нарушением части 6 статьи 3 Закона N 223-ФЗ. В этой связи суд считает данный довод Заявителя подлежащим отклонению как несостоятельный."
Учитывая изложенное, заявителю было отказано в удовлетворении требований.
(см. решение Арбитражного суда г. Москвы от 03.03.2015 г. по делу N А40-148799/2014)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Комментарий к решению Арбитражного суда г. Москвы от 03.03.2015 г. по делу N А40-148799/2014 Комиссия заказчика должна оценивать заявку участника закупки по тому порядку оценки заявок, который установлен в документации о закупке
Материал подготовлен для компании "Гарант" Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, май 2015