В ФАС России поступила жалоба на действия организатора торгов, заказчика при проведении конкурса с предварительным квалификационным отбором с целью выбора организаций, обладающих достаточной квалификацией для осуществления поставки запасных частей вагонов для нужд дочерних обществ заказчика.
Рассмотрев все представленные материалы и выслушав пояснения представителя Заявителя, Заказчика, Организатора торгов, Комиссия ФАС России установила следующее.
В соответствии с пунктом 99 Положения о закупке при проведении конкурса с предварительным квалификационным отбором претенденты признаются прошедшими предварительный квалификационный отбор при условии представления необходимых документов и соответствия поданных документов предъявляемым требованиям.
Согласно подпункту 9 пункта 2.3 Квалификационной документации претендент в составе квалификационной заявки, в том числе в подтверждение соответствия обязательным требованиям представляет бухгалтерскую отчетность, а именно: бухгалтерские балансы и отчеты о финансовых результатах за 2010-2012 годы (копии, заверенные претендентом, с отметкой инспекции Федеральной налоговой службы либо с приложением заверенной претендентом копии документа, подтверждающего получение ФНС/отправку в ФНС бухгалтерской отчетности, отчетов о прибылях и убытках, бухгалтерской отчетности) (предоставляет каждое юридическое, выступающее на стороне одного претендента).
При этом, в Квалификационной документации отсутствует перечень документов, подтверждающих получение ФНС/отправку в ФНС бухгалтерской отчетности, отчетов о прибылях и убытках, бухгалтерской отчетности, требования к таким документам.
В составе заявочных материалов Заявителя представлена копия аудиторского заключения ЗАО "У" по бухгалтерской (финансовой) отчетности ООО "У" за период с 01.01.2011 по 31.12.2011, согласно которому ЗАО "У" проведен аудит бухгалтерской отчетности ООО "У", состоящей из бухгалтерского баланса по состоянию на 32.12.2011, отчета о прибылях и убытках, отчета об изменениях капитала и отчета о движении денежных средств за 2011 год, других приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках и пояснительной записки. Копия указанного аудиторского заключения представлена в составе заявки на 60 листах.
На первом листе аудиторского заключения имеется отметка Межрайонной Инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Свердловской области от 27.03.2012, подтверждающая получение налоговым органом данного заключения в состав, которого включены требуемые в соответствии с подпунктом 9 пункта 2.3 Квалификационной документации документы бухгалтерской отчетности ООО "У". Количество листов документа равно шестидесяти.
В соответствии с частью 2 статьи 13 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", действовавшего по состоянию на 27.03.2012 (далее - Закон о бухгалтерском учете), бухгалтерская отчетность организаций состоит из:
а) бухгалтерского баланса;
б) отчета о прибылях и убытках;
в) приложений к ним, предусмотренных нормативными актами;
г) аудиторского заключения или заключения ревизионного союза сельскохозяйственных кооперативов, подтверждающих достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту или обязательной ревизии;
д) пояснительной записки.
Согласно части 1 статьи 15 Закона о бухгалтерском учете все организации, за исключением бюджетных, казенных учреждений, представляют годовую бухгалтерскую отчетность в соответствии с учредительными документами учредителям, участникам организации или собственникам ее имущества, а также территориальным органам государственной статистики по месту их регистрации.
Частью 5 статьи 15 Закона о бухгалтерском учете установлено, что бухгалтерская отчетность может быть представлена пользователю организацией непосредственно или передана через ее представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения или передана по телекоммуникационным каналам связи.
Пользователь бухгалтерской отчетности не вправе отказать в принятии бухгалтерской отчетности и обязан по просьбе организации проставить отметку на копии бухгалтерской отчетности о принятии и дату ее представления. При получении бухгалтерской отчетности по телекоммуникационным каналам связи пользователь бухгалтерской отчетности обязан передать организации квитанцию о приемке в электронном виде.
Учитывая изложенное, аудиторское заключение является неотъемлемой частью бухгалтерской отчетности организации за год. В отсутствие такого заключения бухгалтерская отчетность за год не может быть принята, пользователи бухгалтерской отчетности, в том числе налоговые органы, не вправе считать бухгалтерскую отчетность достоверной.
Представителем Заказчика на заседании Комиссии ФАС России не представлены доказательства того, что представленных Заявителем в составе заявочных материалов документов недостаточно для подтверждения получения налоговым органом бухгалтерской отчетности Заявителя.
Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках требования, предъявляемые к участникам закупки, применяются в равной степени ко всем участникам закупки.
Учитывая изложенное, действия Заказчика в части признания квалификационной заявки Заявителя не соответствующей требованиям Квалификационной документации неправомерны и являются нарушением части 6 статьи 3 Закона о закупках.
Учитывая изложенное, жалоба заявителя была признана обоснованной.
Заказчик, не согласившись с решением ФАС России, обжаловал его в судебном порядке. Суд, рассмотрев указанное дело указал "Вместе с тем, в соответствии с частью 2 статьи 13 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", действовавшего по состоянию на 27.03.2012 (далее - Закон о бухгалтерском учете), бухгалтерская отчетность организаций состоит из: а) бухгалтерского баланса; б) отчета о прибылях и убытках; в приложений к ним, предусмотренных нормативными актами; г) аудиторского заключения или заключения ревизионного союза сельскохозяйственных кооперативов, подтверждающих достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту или обязательной ревизии; д) пояснительной записки.
Таким образом, следует признать, что аудиторское заключение представляет собой составную часть бухгалтерской отчетности, содержит в себе бухгалтерскую отчетность в качестве приложения, проставление на аудиторском заключении отметки: налогового органа, должно признаваться надлежащим доказательством получения бухгалтерской отчетности налоговым органом.
Соответственно, антимонопольным органом, вопреки доводам автора апелляционной жалобы об обратном, сделан правильный вывод о том, что представленная для участия в конкурсе бухгалтерская отчетность соответствовала требованиям пп. 9 п. 2.3 Квалификационной документации.
При этом, Заказчиком не представлено доказательств, которые подтверждали бы недостоверность бухгалтерской документации ОАО "УралАТИ".
Учитывая изложенное, заявителю было отказано в удовлетворении заявленных требований.
(см. постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 16.12.2014 г. по делу N А40-36754/14)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Комментарий к постановлению Девятого арбитражного апелляционного суда от 16.12.2014 г. по делу N А40-36754/14 Отметка налогового органа на копии бухгалтерской отчетности является достаточным доказательством получения соответствующего документа
Материал подготовлен для компании "Гарант" Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, май 2015