Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрела жалобу заявителя на положения конкурсной документации.
Комиссия, изучив обстоятельства дела, установила, что порядок оценки заявок не позволит выявить лучшие условия исполнения контракта, указанные в заявках участников закупки, поскольку не подразумевает объективную оценку опыта оказания услуг по обучению кадров, а также количеству обученных специалистов, кроме соответствующих услуг, оказанных ранее заказчику. Кроме того, в Конкурсной документации не указаны показатели, определяющие критерии отнесения работ к аналогичным предмету Конкурса.
Выдано предписание об устранении выявленного нарушения путем внесения изменений в документацию.
Решение Комиссии ФАС России по делу от 09.04.2015 N К-355/15
Номер извещения 0273100000715000024
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Аукционной комиссии при проведении Заказчиком, Аукционной комиссией, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. Заказчиком в Конкурсной документации установлен порядок оценки, в соответствии с которым оценке в рамках критерия "Квалификация участника закупки, в том числе наличие финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих на праве собственности или на ином законном основании, опыта оказания услуг, связанных с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" подлежит исключительно опыт обучения участником закупки кадров Фонда социального страхования Российской Федерации за предыдущие 3 года, а также количество обученных работников Фонда социального страхования Российской Федерации за предыдущие 3 года, что противоречит положениям законодательства Российской Федерации о контрактной системе.
2. Заказчиком в Техническом задании Конкурсной документации установлены требования к условиям проживания слушателей на период обучения, а также установлен перечень образовательных программ не взаимосвязанных между собой, что нарушает положения Закона о контрактной системе.
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса, Конкурсной документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru - 31.03.2015;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 14 471 600 рублей;
3) окончание срока подачи заявок на участие в Конкурсе - 24.04.2015.
1. Пунктом 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе Конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
Пунктом 11 Правил оценки установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил оценки в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
1). Цена Контракта. Значимость критерия: 40%;
2). Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутацией специалистов и иных работников определенного уровня квалификации. Значимость критерия: 60%.
Согласно "Приложению N 2 Информационной карты Конкурсной документации, критерии оценки и величины их значимости, а также показатели, раскрывающие содержание критерий оценки рассчитываются в соответствии со следующей таблицей:
Критерии и показатели оценки заявок | Значимость критерия (%) |
Квалификация участника закупки, в том числе наличие финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих на праве собственности или на ином законном основании, опыта оказания услуг, связанных с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации | 60 |
Показатель | Баллы |
Опыт предоставления услуг по обучению кадров Фонда социального страхования Российской Федерации за предыдущие 3 (три) года | 40 |
Количество обученных работников Фонда социального страхования Российской Федерации за предыдущие 3 (три) года | 60 |
Итого баллов: | 100 |
По каждой заявке конкурсная комиссия оценивает предложение участника по каждому показателю. Сумма величин значимости критериев оценки, применяемых заказчиком составляет 100 процентов. Для оценки заявок по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Итоговый рейтинг заявки вычисляется как сумма рейтингов по каждому критерию оценки заявки".
Комиссия приходит к выводу, что оценка заявок по показателю "Опыт предоставления услуг по обучению кадров Фонда социального страхования Российской Федерации за предыдущие 3 (три) года", а также "Количество обученных работников Фонда социального страхования Российской Федерации за предыдущие 3 (три) года" по критерию "квалификация участника закупки, в том числе наличие финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих на праве собственности или на ином законном основании, опыта оказания услуг, связанных с предметом контракта, и деловой репутации специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" не позволит выявить лучшие условия исполнения контракта, указанные в заявках (предложениях) участников закупки, поскольку не подразумевает объективную оценку опыта по обучению кадров, а также количеству обученных специалистов, кроме как Фонда социального страхования Российской Федерации.
Кроме того, Комиссия приходит к выводу, что Заявителем в Конкурсной документации не указаны показатели, определяющие критерии отнесения работ аналогичным предмету Конкурса.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в Конкурсной документации надлежащий порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе, нарушают пункт 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе Конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
По мнению Заявителя, Заказчиком в Техническом задании Конкурсной документации неправомерно установлены требования к условиям проживания слушателей на период обучения, а также установлен перечень образовательных программ не взаимосвязанных между собой, что нарушает положения Закона о контрактной системе.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что требования к условиям проживания слушателей на период обучения, а также перечень образовательных программ, установлены в соответствии с потребностями Заказчика и не противоречат положениям Закона о контрактной системе.
При этом, в жалобе Заявителя не содержатся доказательства, подтверждающие, что установленные в Конкурсной документации вышеуказанные требования нарушают положения Закона о контрактной системе.
Таким образом, довод Заявителя о том, что Заказчиком в Техническом задании на оказание услуг по проведению обучения кадров Фонда социального страхования Российской Федерации неправомерно установлены требования к условиям проживания слушателей на период обучения, а также перечень образовательных программ, не нашел своего подтверждения.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия решила признать жалобу обоснованной в части установления в Конкурсной документации ненадлежащего порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе, признать в действиях Заказчика нарушение пункта 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, выдать Заказчику предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе путем внесения изменений в документацию.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Комментарий к решению Комиссии ФАС России по делу от 09.04.2015 N К-355/15 О порядке оценки заявок на участие в открытом конкурсе
Материал подготовлен для компании "Гарант" Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, июнь 2015