Заказчик проводил открытый запрос предложений в электронной форме на право заключения договора на поставку дезинфицирующего средства для объектов метрополитена .
В ходе проведения закупки в Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.
Комиссия при рассмотрении жалобы установила следующие обстоятельства.
1.Согласно доводам Заявителя, в закупочной документации не определен объект закупки. Так согласно Документации о закупке требуется, поставить дезинфицирующее средство, согласно Извещению о проведении запроса предложений - дезинфицирующее средство и подшипники качения, согласно Протоколу рассмотрения и оценки - дезинфицирующее средство и лавинные тиристоры, согласно Извещению об отказе в допуске заявки ЗАО "Ц" - лавинные тиристоры.
Комиссия изучила представленные документы и пришла к выводу.
Согласно пункту 3 части 9 статьи 4 Закона о закупках, в извещении о закупке должны быть указан предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг.
В соответствии с Документацией о закупке, Извещением о проведении Закупки, Информационной картой Закупочной документации, Техническим заданием Закупочной документации, проектом договора Закупочной документации предметом договора является поставка дезинфицирующих средств для объектов метрополитена.
При этом на заседании Комиссии, согласно пояснениям Заказчика установлено, что в Протоколе рассмотрения и оценки, опубликованном на Официальном сайте 17.10.2014 была допущена техническая ошибка, а именно в наименований закупочной процедуры было указано дезинфицирующее средство и лавинные тиристоры. Заказчик предоставил Протокол с внесенными изменениями, который был опубликован на Официальном сайте 20.10.2014.
В соответствии с пунктом 11.8 Положения о закупке, при закупке товаров, работ, услуг на сумму превышающую 500 000 рублей на Интернет-ресурсах для размещения информации о закупках размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой на Интернет-ресурсах для размещения информации о закупках предусмотрена Законом о закупках и настоящим Положением.
В соответствии с пунктом 11 положения о закупке, Протоколы, составляемые в ходе закупки, размещаются на Интернет-ресурсах для размещения информации о закупках не позднее чем через три календарных дня со дня подписания таких протоколов.
Согласно части 12 статьи 4 Закона о закупках, протоколы, составляемые в ходе закупки, размещаются заказчиком в единой информационной системе не позднее чем через три дня со дня подписания таких протоколов.
Таким образом, Протокол составляется в ходе проведения Закупки, следовательно, должен содержать, в том числе актуальный предмет закупки.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статья 3 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом информационной открытости закупки.
Таким образом, на основании вышеизложенного, довод Заявителя в части неверного указания предмета Закупки в Протоколе рассмотрения и оценки, опубликованном на Официальном сайте 17.10.2014, признается обоснованным. В действиях Заказчика усматриваются нарушения пункта 1 части 1 статьи 3 Закона о закупках.
2.Согласно доводам Заявителя, заявка Заявителя была отклонена необоснованно.
В соответствии с Протоколом рассмотрения и оценки от 16.10.2014, заявка ООО "Ц" не отвечает условиям запроса предложений в электронной форме, поскольку содержит существенные нарушения требований документации в части несоответствия ценового предложения, указанного в заявке и коммерческом предложении.
Заявитель подтвердил, что в заявке были допущены ошибки в части ценового предложения, но ссылаясь на возможность запроса для корректировки арифметической ошибки.
В соответствии с пунктом 3.13.2. Документации о закупке, в ходе рассмотрения заявок Организатор закупок и/или Комиссия по закупкам вправе направить запросы Участникам закупки:
- о предоставлении не представленных, представленных не в полном объеме или в нечитаемом виде разрешающих документов Лицензий, свидетельств, сертификатов и т.п.), доверенности на осуществление действий от имени Участника закупки, копий бухгалтерских балансов или копий налоговых деклараций по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, документов, подтверждающих наличие у Участника закупки полномочий от изготовителей предлагаемого им оборудования;
- об исправлении выявленных в ходе рассмотрения арифметических и грамматических ошибок в документах, представленных в составе заявки на участие в закупке и направлении Организатору закупок исправленных документов. При исправлении арифметических ошибок в заявках применяется следующие правила: при наличии разночтений между суммой, указанной словами, и суммой, указанной цифрами, преимущество имеет сумма, указанная словами; при наличии разночтений между ценой, указанной в заявке и ценой, получаемой путем суммирования итоговых сумм по каждой строке, преимущество имеет итоговая цена, указанная в заявке; при несоответствии итогов умножения единичной цены на количество исправление арифметической ошибки производится исходя из преимущества общей итоговой цены, указанной в заявке. Представленные документы могут быть изменены только в части исправления указанных Организатором закупок арифметических и грамматических ошибок, в случае выявления иных противоречий в представленных документах такой Участник закупки не допускается к участию в закупке;
о разъяснении положений заявок на участие в закупке. При этом не допускаются запросы, направленные на изменение существа заявки, включая изменение условий заявки. Кроме того, допускаются уточняющие запросы, в том числе по техническим условиям заявки (уточнение перечня предлагаемой продукции, ее технических характеристик, иных технических условий), при этом данные уточнения не должны изменять предмет проводимой процедуры закупки и объем, номенклатуру и цену предлагаемой Участником закупки продукции.
Согласно пункту 3.13.2.4 Документации о закупке, допускается не направлять Участнику закупки запросы, указанные в пункте 3.13.2.3.
В соответствии с пунктом 3.13.2.6 Документации о закупке, заявка на участие в закупке должна полностью соответствовать каждому из установленных настоящей документацией о закупке требований или быть лучше, то есть указанные требования являются пороговыми. Участник закупки не допускается Комиссией по закупкам к дальнейшему участию в запросе предложений в следующих случаях:
непредставления обязательных документов либо наличия в таких документах недостоверных сведений;
несоответствия участника закупки и/или соисполнителей (субподрядчиков, субпоставщиков) требованиям, установленным документацией о закупке;
несоответствия заявки на участие требованиям документации о закупке, в том числе наличия в таких заявках предложения о цене договора, превышающей установленную начальную (Максимальную) цену договора (лота), начальную (максимальную цену единицы товара, работы, услуги, либо срок поставки товара (оказания услуг, выполнения работ) превышает срок, установленный документацией о закупке;
наличия недостоверной информации, в том числе в отношении его квалификационных данных, представленной участником закупки в составе своей заявки.
В соответствии с пунктом 5.5.2 Документации о закупке, Участник закупки в своей заявке на участие в закупке устанавливает цену заявки, которая является твердой фиксированной), и включает учет инфляции и иных финансовых рисков на весь период выполнения договора. Корректировка цены договора в связи с инфляцией и изменением курсов валют в период действия договора не производится.
Заказчик пояснил, что цена заявки ЗАО "Ц" составила 158 рублей с НДС, при начальной(максимальной) цене 3 990 451,50 рублей с НДС. Указанная цена не может считаться мелким недочетом и погрешностью. Указанная сумма про проведении запроса предложений с ценовыми критериями выбора победителя закупки влияет на существо заявки на участие в Закупке.
Комиссия, изучив представление документы в составе Заявки, установила, что цена, указанная в Заявке ЗАО "Ц" составляет 158 рублей с НДС, при этом цена, указанная в коммерческом предложении составляет 3 878 900,00 рублей с НДС, что не соответствует требованиям пункта 5.5.2 Документации о закупке.
Таким образом, на основании вышеизложенного, Комиссия довод Заявителя о неправомерном отклонении Заявки признает необоснованным.
3. Согласно доводам Заявителя, заявка ООО "И", признанная соответствующей, не отвечает требованиям Технического задания в части класса опасности дезинфицирующих средств. Так в Техническом задании указано, что средство относится к 4 (и выше) классу малоопасных соединений по степени воздействия по организм, а средство "Диабак", указанное в заявке, принадлежит к 3 классу опасности.
Комиссия, изучив представленные документы, установила следующее.
Согласно пункту 5.1.7.Документации о закупке, Участник закупки должен подать заявку на участие в запросе предложения, включающую следующие документы в соответствии с п. 5.1.3 каждый документ за исключением документа, указанного в буллите 3 настоящего пункта, должен содержать собственноручную подпись уполномоченного лица и оттиск печати Участника закупки), в том числе Заявку на участие в запросе предложения с приложениями, включающее техническое предложение, заполненное в соответствии с Техническим заданием и проектом Договора, являющимися неотъемлемыми частями настоящей Документации о закупке.
В соответствии с Техническим заданием, средство, относится к 4 (и выше) классу малоопасных соединений по степени воздействия на организм, согласно ГОСТ 12.1.007-76.
Комиссия изучила заявку ООО "И" и установила, что в заявке представлена информация о средстве, которое относится к 4 (и выше) классу малоопасных соединений по степени воздействия на организм, что соответствует требованиям Документации о закупке.
В соответствии с заключением испытательного лабораторного центра филиала "Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве" от 11.11.2013 N 45-04-10/349, предоставленного в составе заявки ООО "И", дезинфицирующее средство "Диабак" относится к 4 классу малоопасных веществ. Согласно пункту 2.5. Инструкции по применению дезинфицирующего средства Диабак" от 26.04.2014 N ДМ02-О5, средство "Диабак" при нанесении на кожу относится к 4 классу малоопасных веществ.
Таким образом, на основании вышеизложенного, Комиссия признала довод Заявителя о неправомерном допуске ООО "И" к Закупке признает необоснованным.
Заявитель не согласился с решением и обжаловал его в судебном порядке. Суд, изучив материалы дела пришел к следующим выводам "ООО "ИНТЕРСЭН-плюс", допущенное к участию в закупке, предложило к поставке дезинфицирующее средство "ДИАБАК". Согласно п. 2.5 инструкции по применению N Д-02/05, указанное средство относится к 3 классу умеренно опасных соединений при введении в желудок и к 4 классу малоопасных веществ при нанесении на кожу.
Суд отмечает, что исходя из положений ГОСТ, целью установления соответствующих нормативов является ограничение воздействия вредных веществ. При этом назначение и способ практического применения средства определены заказчиком в техническом задании - дезинфекция объектов метрополитена.
Согласно п. 2.7 инструкции к средству "ДИАБАК" рабочие растворы для обработки помещений могут применяться в присутствии людей, что соответствует установленным в техническом задании требованиям.
Сопоставив заявку ООО "ИНТЕРСЭН-плюс" с требованиями закупочной документации заказчика, комиссия Управления пришла к выводу о соответствии указанной заявки установленным требованиям.
Суд соглашается с указанным выводом, т. к. отнесение дезинфицирующего средства "ДИАБАК" к 3 классу опасности не оправдано назначением применяемого дезинфицирующего средства. Указание 3 степени опасности средства при введении в желудок обусловлено целью информирования о последствиях вредного воздействия входящих в него веществ в случае нарушения требований безопасности. Определение таких последствий, в свою очередь, при возникновении опасной ситуации способствует принятию оптимальных экстренных мер.
Таким образом, характеризуя требуемый к поставке товар 4 (и выше) классом малоопасных соединений по степени воздействия на организм, заказчик руководствовался нормальными (обычными) условиями его применения, что в полной мере соответствует положениям ГОСТ 12.1.007-76, а также не исключал приведение иного (соотносимого с целью применения) класса опасности."
Учитывая изложенное, в удовлетворении требований заявителя суд отказал.
(см. решение Арбитражного суда г. Москвы от 26.01.2015 г. по делу N А40-193408/2014)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Комментарий к решению Арбитражного суда г. Москвы от 26.01.2015 г. по делу N А40-193408/2014 Нарушение срока размещения протокола на сайте является нарушением Закона о закупках
Материал подготовлен для компании "Гарант" Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, июнь 2015 г.