АО проведен открытый конкурс на право заключения договора на выполнение строительно-монтажных работ по объекту "Сети и сооружения водоснабжения и водоотделения" (далее - Закупка).
В ходе закупки в ФАС России поступила жалоба организации на действия заказчика при проведении Закупки.
Комиссия ФАС России рассмотрела указанную жалобу и установила следующие обстоятельства.
В соответствии с пунктом 3 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке указываются требования к описанию участниками закупки поставляемого товара, который является предметом закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, их количественных и качественных характеристик.
Пунктом 15 Информационной карты Документации установлено, что участник закупки должен описать работы, которые являются предметом закупки, их количественные и качественные характеристики и иные предложения об условиях исполнения договора, в том числе предложение о цене договора.
Требования к содержанию, составу заявки на участие в Конкурсе установлены пунктом 13 Информационной карты Документации.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 13 Информационной карты Документации заявка на участие в конкурсе представляется по форме N 2 Раздела III Документации (далее - Форма N 2).
В соответствии с Формой N 2 участник Конкурса должен включить в состав заявки документы, устанавливающие требования к срокам выполнения закупаемых работ (форма N 6 Раздела III Документации "График выполнения работ").
Вместе с тем, требования к описанию участниками Конкурса количественных и качественных характеристик выполняемых работ Документацией не установлены.
Таким образом, указанные действия Заказчика нарушают требования пункта 3 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
В соответствии с пунктом 3 части 9 статьи 4 в извещении о закупке должен быть указан предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг.
Согласно пункту 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
В соответствии с частью 1 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.
В соответствии с частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, в том числе, в соответствии с проектной документацией.
При этом, согласно части 2 статьи 48 Градостроительного Кодекса Российской Федерации проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства.
Таким образом, строительство объекта капитального строительства осуществляется на основании проектной документации, которая содержит показатели, связанные с определением соответствия выполняемых работ, потребностям заказчика.
Вместе с тем, проектно-сметная документация, на основании которой должны выполняться работы, являющиеся предметом Конкурса, на Официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг zakupki.gov.ru в составе Документации не размещена.
Учитывая изложенное, отсутствие в Документации в полном объеме сведений об объеме работ, являющихся предметом Конкурса, приводит к невозможности формирования участниками Конкурса заявки на участие в Конкурсе, что является нарушением пункта 3 части 9 статьи 4, пункта 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках .
Кроме того, согласно пунктам 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.
В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
В соответствии с пунктом 7.1.4 Документации для определения лучших условий исполнения договора, предложенных в заявках на участие в Конкурсе, комиссия должна оценивать и сопоставлять такие заявки по цене договора (цене единицы товара, услуги, если конкурсной документацией предусмотрено право Заказчика заключить договор с несколькими участниками закупки) и иным критериям, указанным в Документации.
Критерий "Качество работ и квалификация участника конкурса" включает, в том числе, следующие показатели:
1) оценка деловой репутации участника конкурса.
Производится на основании совокупности сведений, свидетельствующих о деловой репутации участника конкурса, а именно:
- наличие грамот, дипломов, свидетельств соответствия, благодарственных писем и других (иных) документов, которые положительно характеризуют участника конкурса; не более 1 документа по объекту строительства;
- отсутствие исковых требований, штрафных санкций и жалоб на действия (бездействие) организации участника конкурса, нарушающие требования законодательства, стандартов и правил.
Максимальное значение показателя: 20 баллов
- наличие трудовых ресурсов, наличие материально-технических ресурсов.
- численный состав организации, который будет задействован при исполнении договора (может подтверждаться копией утвержденного штатного расписания и формой РСВ-1 ПФР)
Максимальное значение показателя: 10 баллов.
- наличие материально-технических ресурсов.
Максимальное значение показателя: 10 баллов.
3) квалификация участника конкурса:
- специальные разрешения, права, лицензии, сертификаты, а также наличие специалистов, прошедших профессиональную переподготовку.
Максимальное значение показателя: 20 баллов.
При оценке по данным показателям присуждается рейтинг, который определяется как среднее арифметическое оценок в баллах всех членов комиссии.
Наибольшее количество баллов присваивается заявке с лучшим предложением по качеству работ и квалификации участника".
Вместе с тем, установленный Заказчиком порядок оценки заявок не позволяет объективно выявить лучшее условие выполнения договора, поскольку не установлено, при наличии каких трудовых, материально- технических ресурсов, деловой репутации, специальных разрешений, прав, лицензий, сертификатов, а также при наличии каких именно специалистов, прошедших профессиональную переподготовку, участнику закупки присваивается максимальный балл по указанным показателям, не определен алгоритм проставления баллов в диапазоне между 0 до максимального балла.
Таким образом, в нарушение пункта 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках, пунктов 23, 67 Положения о закупке Заказчиком в Документации не установлен порядок оценки и сопоставления заявок на участие в Конкурсе.
Согласно части 7 статьи 7.32.3 КоАП за несоблюдение предусмотренных законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц требований к содержанию извещений о закупке товаров, работ, услуг и (или) документации о закупке товаров, работ, услуг предусмотрена административная ответственность.
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России передала материалы дела должностному лицу ФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Должностное лицо ФАС России, рассмотрев материалы дела, возбудило дело об административном правонарушении и провело административное расследование.
По итогам рассмотрения дела, должностное лицо ФАС России приняло решение о привлечении должностного лица к административной ответственности в виде штрафа.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 17.04.2015 г. по делу N АК157-15)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Комментарий к постановлению Федеральной антимонопольной службы от 17.04.2015 г. по делу N АК157-15 В случае проведения закупки на строительство объекта, на официальном сайте должна быть размещена проектная документация, прошедшая экспертизу
Материал подготовлен для компании "Гарант" Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, июнь 2015 г.