Заказчик проводил открытый запрос предложений в электронной форме на выполнение строительно-монтажных работ.
В ФАС России поступила жалоба ООО "С" (далее - Заявитель) на действия заказчика (далее - Заказчик).
Рассмотрев все представленные материалы и выслушав пояснения представителя Заявителя, Организатора закупки Комиссия ФАС России установила следующее.
Частью 10 статьи 4 Закона о закупках предусмотрен перечень сведений, определенных положением о закупке, которые должны быть указаны в документации о закупке.
Согласно пунктам 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, а также порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.
В соответствии с пунктом 9.8.1 Положения о закупке анализ, рассмотрение и оценка заявок на участие в запросе предложений могут проводиться одновременно или последовательно.
Согласно пункту 9.8.13 Положения о закупке следует, что в целях выявления лучших условий исполнения договора проводится рассмотрение и оценка заявок на участие в запросе предложений.
Критерии оценки и сопоставления заявок на участие в запросе предложений, а также порядок оценки и сопоставления заявок на участие в запросе предложений должны содержаться в документации о запросе предложений (пункты 9.3.21, 9.3.22 Положения о закупке).
Исходя из системного толкования пунктов 9.8.13, 9.3.21, 9.3.22 Положения о закупке, оценка и сопоставление заявок на участие в запросе предложений представляют собой процесс выявления по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке, лучших условий исполнения договора, заключаемого по итогам закупки, указанных в заявках участников закупки, которые не были отклонены.
Таким образом, порядок оценки и сопоставления заявок может содержать, например, вес каждого критерия оценки в совокупности критериев оценки, установленных в документации о закупке, оценку в баллах, получаемых участником закупки по результатам оценки по каждому критерию оценки, алгоритм расчета итогового рейтинга по каждой заявке, иные параметры, необходимые для выявления лучших условий исполнения договора, предлагаемых участниками закупки.
Порядок проведения оценочной стадии Запроса предложений регламентирован пунктом 2.9.13 Документации, согласно которому в рамках оценочной стадии Организатор закупки с привлечением для проведения оценки экспертов, оценивает и сопоставляет заявки на участие в Запросе предложений и проводит их ранжирование по степени предпочтительности для Заказчика, учитывая критерии, указанные в пунктах 2.9.13.1 - 2.9.13.5 Документации ("Оценка квалификации Участника" (пункт 2.9.13.1 Документации), "Оценка коммерческого предложения" (пункт 2.9.13.2 Документации), "Оценка технического предложения Участника" (пункт 2.9.13.3 Документации), "Нахождение Участника в Реестре потенциальных участников закупок по определенным видам поставляемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг в одном или нескольких федеральных округах Российской Федерации, соответствующим предмету запроса предложений" (пункт 2.9.13.4 Документации), "Привлечение для выполнения работ, оказания услуг по предмету запроса предложений в качестве субподрядчиков / соисполнителей российских организаций малого и среднего предпринимательства" (пункт 2.9.13.5 Документации)).
Учитывая изложенное, в Документации указаны критерии оценки и сопоставления заявок на участие в Запросе предложений.
Вместе с тем, исходя из положений пункта 2.9.13 Документации не представляется возможным установить, в каком порядке определяется предпочтительность для Заказчика того или иного предлагаемого участниками Запроса предложений условия договора с учетом, установленных в пунктах 2.9.13.1 - 2.9.13.5 Документации, правила ранжирования поданных на участие в Запросе предложений заявок.
Таким образом, в Документации отсутствует порядок оценки и сопоставления заявок, что является нарушением требований пункта 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.
Представителем Организатора закупки на заседании Комиссии ФАС России представлена Методика и критерии оценки заявок на участие в Запросе предложений (далее - Методика), которая распространяется только на Запрос предложений и включает порядок оценки и сопоставления заявок на участие в Запросе предложений.
Методика содержит алгоритм действий экспертов при проведении оценки и сопоставлении заявок на участие в Запросе предложений по каждому критерию, возможные уровни оценки по каждому критерию.
Представленные представителем Организатора закупки на заседании Комиссии ФАС России сводные протоколы балльной оценки заявки Заявителя, заявки ЗАО "С" (далее - Сводные протоколы) подтверждают использование Методики при оценке и сопоставлении заявок на участие в Запросе предложений.
Вместе с тем, Методика не является неотъемлемой частью Документации и не размещена на официальном сайте в составе Документации.
Таким образом, Заказчиком произведена оценка и сопоставление заявок на участие в Запросе предложений в порядке, который не указан в Документации, что нарушает требования части 6 статьи 3 Закона о закупках.
Согласно пункту 2.9.13.2 Документации критерий "Оценка коммерческого предложения участника" включает подкритерий "Уровень цены заявки на участие в Запросе предложений" и подкритерий "Полнота учета составляющих цены заявки на участие в Запросе предложений".
При этом, из протокола N 2 "Оценка коммерческого предложения Участника", являющегося неотъемлемой частью Методики, следует, что экспертами оценивается только подкритерий "Полнота учета составляющих цены заявки на участие в Запросе предложений" без учета уровня ценных предложений участников Запроса предложений.
В отсутствие порядка оценки и сопоставления заявок в Документации согласно Сводным протоколам заявки Заявители и ЗАО "С" по подкритерию "Уровень цены заявки на участие в Запросе предложений" не оценивались, что привело к тому, что заявке, содержащей большее ценовое предложение, присвоен более высокий балл по критерию "Оценка коммерческого предложения Участника".
Довод Заявителя относительно установления в Документации требования к участникам Запроса предложений о нахождении таких участников в Реестре потенциальных участников закупок по определенным видам поставляемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг в одном или нескольких федеральных округах Российской Федерации, соответствующим предмету Запроса предложений, не нашел своего подтверждения, так как данное требование не указано в пункте 1.4 Документации, который содержит закрытый перечень требований, которые могут предъявляться к участникам Запроса предложений.
В соответствии с пунктом 2.12.1 Документации протоколы, составляемые в ходе проведения Запроса предложений, размещаются Заказчиком (Организатором закупки) на официальном сайте не позднее чем через три дня со дня подписания таких протоколов.
Организатор закупки уведомляет участника, представившего заявку на участие в Запросе предложений, признанную лучшей, о результатах Запроса предложений с использованием функционала электронной площадки (пункт 2.12.2 Документации).
Согласно пункту 2.13.1 Документации участник, представивший заявку на участие в Запросе предложений, признанную лучшей, в течение 20 (двадцати) дней с момента получения уведомления Организатора закупки о результатах Запроса предложений, должен представить Заказчику подписанный со своей стороны текст договора на условиях, содержащихся в Документации и представленной им заявке на участие в Запросе предложений.
Из письменных пояснений представителя Организатора закупки, представленных на заседании Комиссии ФАС России (далее - Пояснения), следует, что по результатам Запроса предложений между Заказчиком и ЗАО "С" заключен договор (далее - Договор).
Вместе с тем, Комиссией ФАС России установлено, что Протокол N 1/123 подписан Председателем комиссии по подведению итогов Запросов предложений 25.03.2014, то есть на следующий день после указанной в Пояснениях даты подписания Договора.
Иных документов и сведений, подтверждающих факт заключения Договора Комиссии ФАС России не представлено.
На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России признала жалобу обоснованной и выдала предписание.
Заказчик, не согласился с решением ФАС России и обжаловал его в судебном порядке.
Суд, рассмотрев указанное дело, указал "Методика и критерии оценки заявок на участие в Запросе предложений, утвержденная заместителем начальника Департамента по управлению корпоративными затратами ОАО "Газпром" 27.02.2014, содержит алгоритм действий экспертов при проведении оценки и сопоставлении заявок на участие в Запросе по каждому критерию, возможные уровни оценки по каждому критерию.
Вместе с тем, данная Методика не является неотъемлемой частью Документации и не размещена на официальном сайте в составе Документации.
Заказчиком проведена оценка и сопоставление заявок на участие в запросе предложений в порядке, который не указан в Документации, что нарушает требования части 6 статьи 3 Закона о закупках.
Согласно пункту 2.9.13.2 Документации критерий "Оценка коммерческого предложения участника" включает подкритерии "Уровень цены заявки на участие в запросе предложений" и подкритерии "Полнота учета составляющих цены заявки на участие в Запросе предложений".
При этом из протокола N 2 "оценка коммерческого предложения участника", являющегося неотъемлемой частью Методики, следует, что экспертами оценивается только подкритерии "Полнота учета составляющих цены заявки на участие в Запросе предложений" без учета уровня ценных предложений участников запроса предложений.
В отсутствие порядка оценки и сопоставления заявок в Документации согласно сводным протоколам Заявки и ЗАО "Стройтрансгаз" по подкритерию "Уровень цены заявки на участие в запросе предложений" не оценивались, что привело к тому, что заявке, содержащей большее ценовое предложение, присвоен более высокий балл по критерию "оценка коммерческого предложения участника".
Учитывая изложенное, решение ФАС России было признано обоснованным.
(см. постановление Арбитражного суда Московского округа от 25.05.2015 г. по делу N А40-61437/14)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Комментарий к постановлению Арбитражного суда Московского округа от 25.05.2015 г. по делу N А40-61437/14 Критерии оценки заявок и порядок оценки по ним должны быть установлены в документации о закупке и размещены на официальном сайте
Материал подготовлен для компании "Гарант" Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, июль 2015