В комиссию ФАС России поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях заказчика при проведении конкурса.
Согласно обращению права и законные интересы Заявителя были нарушены следующими действиями Заказчика:
1. В Конкурсной документации установлен порядок оценки заявок, не соответствующий законодательству Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок;
2. В Конкурсной документации отсутствует надлежащее обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В результате осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Из обращения Заявителя N 1 следует, что Заказчиком неправомерно определены предельные величины значимости критериев оценки, а именно: цена контракта - 40%; качественные характеристики объекта закупки участника открытого конкурса - 60%, что не соответствует требованиям Приложения к Правилам.
В Конкурсной документации установлены следующие критерии оценки:
Цена контракта - 40%
Качественные характеристики объекта закупки участника открытого конкурса - 60%
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что данные критерии установлены в соответствии с пунктом 3 Приложения к Правилам, а именно как к отдельным видам товаров, работ, услуг: оказание услуг специализированной организации.
Вместе с тем, согласно пункту 11 статьи 3 Закона о контрактной системе специализированная организация - юридическое лицо, привлекаемое заказчиком в соответствии со статьей 40 Закона о контрактной системе.
При этом, из извещения о проведении Конкурса и Конкурсной документации следует, что предметом закупки является оказание услуг по обязательному страхованию автогражданской ответственности (ОСАГО).
Таким образом, Комиссия пришла к выводу, что Заказчиком в Конкурсной документации установлен порядок оценки заявок на участие в Конкурсе не соответствующий требованиям Правил, законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В связи с вышеизложенным, действия Заказчика признаны нарушающими пункт 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержащими признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП.
(решение Федеральной антимонопольной службы N П-356/15 от 01.06.2015)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Комментарий к решению Федеральной антимонопольной службы N П-356/15 от 01.06.2015 Установление надлежащего порядка оценки при проведении конкурса на ОСАГО
Материал подготовлен для компании "Гарант" Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, август 2015