ФАС России рассмотрела обращение Заявителя на неправомерные действия заказчика при проведении открытого конкурса на право заключения контракта на строительство и реконструкция автомобильных дорог общего пользования федерального значения и искусственных сооружений на них.
По мнению Заявителя, Заказчиком проведен Конкурс с нарушениями требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В результате осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно пункту 3 Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В Конкурсной документации установлены следующие критерии оценки: 1) Цена контракта - Значимость критерия: 60%; 2) Качественные, функциональные и экологические характеристики работы - Значимость критерия: 20%; 3) Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации - Значимость критерия: 20%.
По критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки". В отношении нестоимостного критерия оценки "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" устанавливается показатель: "Качество работ".
В рамках показателя "Качество работ" оценивается описание участником открытого конкурса выполняемых работ. Члены единой комиссии выставляют оценку в соответствии с представленными участником закупки развернутым описанием порядка оформления и выполнения каждого раздела проектной документации в соответствии с требованиями нормативных документов и Государственного контракта.
По каждой заявке членами единой комиссии оценивается качество работ на основе представленной информации в заявке на участие в открытом конкурсе. Наибольший балл присваивается заявке, соответствующей лучшим условиям исполнения государственного контракта, предложенной участником открытого конкурса.
Оценка заявок по показателю "Качество работ" выставляется в баллах от 0 до 100 баллов (при этом максимальное значение данного показателя составляет 100 баллов).
Количество баллов, присваиваемых заявке по показателю "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" определяется как среднее арифметическое оценок (в баллах) всех членов единой комиссии, присуждаемых заявке по показателю.
При оценке заявок по показателю "Качество работ" наибольшее количество баллов присваивается заявке с лучшим, подробным и детальным предложением по качеству работ и содержащей наиболее полные и качественные сведения по указанным показателям по видам работ, указанным в Ведомости объемов работ (Приложение N 4 к настоящей конкурсной документации).
Шкала предельных величин значимости показателя "Качество работ":
1. Пояснительная записка (в свободной форме), содержащая описание участником закупки систем обеспечения качества, контроля качества и мероприятий по контролю качества, которая оставляется с учётом СНиП 12-01-2004 "Организация строительства" и СП 48.13330.2011 "Организация строительства" Максимальное значение - 30 баллов, в том числе описание:
1.1. Системы обеспечения качества действующей у участника конкурса, утвержденной органом управления участника закупки в составе, установленном требованиями СТО ФЦС 06-2004 "Системы обеспечения качества в строительных организациях". Максимальное значение - 10 баллов. При непредставлении информации - 0 баллов.
1.2. Системы контроля качества (наличие собственного или арендованного завода АБЗ с удаленностью от места выполнения работ (или возможность его установки) в соответствии с нормативной документацией, наличие собственного или арендованного асфальтоукладочного комплекса, обеспеченного следящей системой контроля качества в соответствии со СНиП 3.06.03-85, наличие аккредитованной строительной лаборатории, оснащенной оборудованием и приборами по контролю качества и т.д.). Максимальное значение - 10 баллов. При непредставлении информации - 0 баллов.
1.3. Системы мероприятий по контролю качества работ, полностью соответствующую составу выполняемых работ, имеющих сертификат о наличии сертифицированной системы менеджмента качества не ниже ГОСТ ISO 9001-2011. Максимальное значение - 10 баллов. При непредставлении информации - 0 баллов.
2. Предварительный проект производства работ, который регламентирует организацию производства строительных работ в соответствии с ГОСТ, СНиП, СП, технологическими правилами, требованиями к охране труда, экологической безопасности и качеству работ. Максимальное значение - 70 баллов и включает в себя:
2.1. Технологические карты на все без исключения виды операций, необходимых для реализации работ по предмету настоящего заказа, которые должны содержать технологические схемы на выполнение каждого отдельного вида работ. Максимальное значение - 8 баллов. При непредставлении информации 0 баллов.
2.2. Описание методов производства работ, описание методов операционного контроля качества работ. Максимальное значение - 7 баллов. При непредставлении информации 0 баллов.
2.3. Указания по трудозатратам. Максимальное значение - 7 баллов. При непредставлении информации - 0 баллов.
2.4. Обеспеченность работ машинами и механизмами с привязкой к Объекту с приложением перечня машин и механизмов, которые участник закупки планирует использовать при выполнении работ по предмету закупки в виде расчета их потребности и график их работы на площадке для производства работ. Расчёт должен отражать покрытие потребности в машинах и механизмах за счет собственной и (или) арендованной техники в соответствии с Проектом. Максимальное значение - 8 баллов. При непредставлении информации - 0 баллов.
2.5. Решение по технике безопасности и организации безопасности дорожного движения, которое должно соответствовать структуре работ, которые должны быть выполнены по предмету настоящего заказа и в соответствии с ними должны быть разработаны мероприятия по обеспечению безопасности выполнения этих работ и дорожного движения. Максимальное значение - 8 баллов. При непредставлении информации - 0 баллов.
2.6. Потребность в материалах и график поставки строительных материалов, конструкций, изделий и оборудования, содержащий информацию о сроках и объёмах поставок строительных материалов, конструкций, изделий и оборудования на Объект; а также описание последовательности работ, при этом определение трудозатрат определяется с учетом машин и механизмов, планируемых к использованию участником закупки. Максимальное значение - 8 баллов. При непредставлении информации - 0 баллов.
2.7. Решение по производству геодезических работ, которое должно содержать основные способы проведения геодезических измерений с описанием применяемых приборов и включать схемы размещения основных геодезических построений. Максимальное значение - 8 баллов. При непредставлении информации - 0 баллов.
2.8. Строительный генеральный план, на котором должны быть показаны проектируемые и существующие постоянные здания и сооружения, расположение временных зданий, сооружений, механизированных установок и коммуникаций, необходимых для производства строительно-монтажных работ. Максимальное значение - 8 баллов. При непредставлении информации - 0 баллов.
2.9. Календарный график производства подрядных работ, составленный по форме приложения N 1 к государственному контракту (проект прилагается) и основывается на определенных участником закупки объёмах работ и сроках их выполнения, в зависимости от трудозатрат и необходимого для выполнения работ количества машино-часов, рассчитанных на основе фактически имеющихся в наличии у участника закупки людских ресурсов, а также машин и механизмов, определяет продолжительность выполнения всех видов работ по предмету заказа с учетом их технологической последовательности и совместимости во времени в полном соответствии с технологией производства всех видов работ, предусмотренных в проектной документации, а также содержит помесячные объемы освоения бюджетных средств по видам работ и общую стоимость работ из конкурсного предложения участника закупки на весь срок выполнения работ Максимальное значение - 8 баллов. При непредставлении информации - 0 баллов.
По критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" установлен показатель: Опыт участника закупки по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема за последние пять лет в качестве генерального подрядчика: (величина значимости показателя установлена в соответствии с абзацем 5 пункта 11 Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2013 г. N 1085)).
Для указанного показателя устанавливается следующая шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений:
Шкала предельных величин значимости показателей "Квалификация участников закупки" "Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема" (величина значимости показателя: 20%)
Опыт выполнения участником конкурса в качестве генподрядчика аналогичных предмету конкурса работ за последние пять лет, предшествующих дате окончания подачи заявок на участие в конкурсе сопоставимых по объему и виду работам, на заключение контракта по выполнению которых проводится настоящий конкурс, с ценой контракта не менее 100% от начальной (максимальной) цены, установленной по настоящему конкурсу:
1) При отсутствии объектов или информации по данному критерию либо при стоимости одного объекта менее 100% от начальной максимальной цены контракта по настоящему конкурсу - 0 баллов;
2) Стоимость выполнения работ по объекту не менее 100% от начальной (максимальной) цены, установленной по настоящему конкурсу - 100 баллов.
Участник закупки подтверждает сведения по показателю нестоимостного критерия "Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема" представленными в составе заявки копией (копиями) контрактов (договоров) за последние пять лет на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог общего пользования, заключенных ранее с данным участником, копиями актов выполненных работ (КС-2, КС-3), копиями актов ввода объекта в эксплуатацию, копиями разрешений на ввод объекта в эксплуатацию.
При этом аналогичными работами считаются работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог общего пользования не ниже II технической категории одного (по выбору участника конкурса) линейного объекта за последние пять лет с ценой контракта не менее 100% от начальной (максимальной) цены, установленной по настоящему конкурсу.
В случае отсутствия в составе заявки участника вышеуказанных копий документов, наличие предоставленной информации при определении показателя не учитывается.
Также Комиссия пришла к выводу о том, что "Календарный график производства подрядных работ", представляемый участниками закупки в составе заявки на участие в Конкурсе, определяет сроки выполнения работ и не может подлежать оценке в рамках критерия "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок", так как по содержанию не относится к вышеуказанному критерию оценки заявок.
Учитывая вышеизложенное, установленный Заказчиком порядок оценки заявок не позволяет выявить лучшее условие выполнения контракта, поскольку порядок оценки заявок по критерию "Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема" не предусматривает присвоение баллов пропорционально опыту выполнения работ сопоставимого характера и объема. Включение в критерий оценки "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" обеспеченности участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг, в том числе собственного или арендованного асфальтоукладочного комплекса является критерием оценки "Квалификация участников закупки".
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в Конкурсной документации надлежащий порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе, нарушают пункт 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП.
(решение Федеральной антимонопольной службы N П-361/15 от 03.06.2015)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Комментарий к решению Федеральной антимонопольной службы N П-361/15 от 03.06.2015 Установление надлежащего порядка оценки заявок на участие в конкурсе
Материал подготовлен для компании "Гарант" Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, август 2015