Заказчик проводил закупку в форме открытого конкурса на оказание услуг по уборке внутренних помещений и прилегающей территории, чистке крыш, покосу травы на объектах филиала.
В УФАС по г. Москве поступила жалоба участника закупки. Комиссия, рассмотрев указанную жалобу установила следующие обстоятельства.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом информационной открытости закупки.
Согласно части 5 статьи 4 Закона о закупках в единой информационной системе при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи. В случае, если при заключении и исполнении договора изменяются объем, цена закупаемых товаров, работ, услуг или сроки исполнения договора по сравнению с указанными в протоколе, составленном по результатам закупки, не позднее чем в течение десяти дней со дня внесения изменений в договор в единой информационной системе размещается информация об изменении договора с указанием измененных условий.
В соответствии с пунктом 2.2.3 Конкурсной документации в течение трех дней со дня поступления запроса о разъяснении положений документации об открытом конкурсе в электронной форме Заказчик размещает разъяснение положений документации об открытом конкурсе в электронной форме с указанием предмета запроса, но без указания участника закупки, от которого поступил запрос, на официальном сайте, сайте ЭТП, при условии, что указанный запрос поступил Заказчику не позднее чем за пять дней до дня окончания подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме указанного в Разделе 2 "Информационная карта открытого конкурса в электронной форме" (пункт 2.2.1).
Согласно пункту 2.2.4 Конкурсной документации разъяснение положений документации об открытом конкурсе в электронной форме не должно изменять ее суть.
В соответствии с пунктом 2.3.1 Конкурсной документации Заказчик по собственной инициативе или в соответствии с поступившим запросом о разъяснении положений документации об открытом конкурсе в электронной форме вправе принять решение о внесении изменений в документацию об открытом конкурсе в электронной форме не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, указанной в Разделе 2 "Информационная карта об открытом конкурсе в электронной форме" (пункт 2.2.1). Изменение предмета открытого конкурса в электронной форме не допускается.
Как было установлено на заседании Комиссии, Заявителем 17.12.2014, 18.12.2014 были направлены запросы на разъяснения положений Конкурсной документации, в части уточнения объема услуг, квалификационных требований к участникам. Ответ Заказчика, содержащий разъяснения по указанным запросам, размещен 22.12.2014.
В соответствии со статьями 191, 193 Гражданского кодекса Российской Федерации, течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало. Если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
В соответствии со статьями 191, 193 Гражданского кодекса Российской Федерации, течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало. Если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
Трехдневный срок для размещения ответа на запрос участника от 18.12.2014, истекал 21.12.2014, являющихся нерабочим днем, то днем окончания срока становится 22.12.2014 следовательно размещение разъяснения Заказчиком 22.12.2014 соответствует установленному сроку.
Однако, запрос разъяснений Конкурсной документации, направленный Заявителем касался разъяснений возможности предоставления Заказчиком информации о составе работ (сервис-план) по уборке территории, вместе с тем, Заказчик не предоставил конкретную информацию по данной части запроса, указав что "Технологическая карта Сервис-план" по участкам уборки разрабатывается Исполнителем и предоставляется заказчику для согласования".
Комиссия изучив представленные материалы установила, что в соответствии с разделом 4 "Техническое задание" Конкурсной документацией предусмотрено выполнение работ по уборке прилегающей территории на объектах филиала, вместе с тем в Конкурсной документации отсутствует объем и характеристики работ которые должен выполнить победитель Конкурса, в том числе периодичность работ, количество и объем материально-технических ресурсов, необходимых для выполнения данных работ, а так же численность сотрудников, задействованных в выполнении работ по уборке прилегающей территории на объектах филиала.
Таким образом, не указание Заказчиком, непосредственно в Конкурсной документации состава работ (сервис-плана) по уборке территории, порядка работ не дает возможность сформировать, соответствующее требованиям Конкурсной документации, предложение участникам Конкурса.
Кроме того в ответе на запрос Заявителя содержится информация, касающаяся объема услуг только в части площади убираемой территории.
В соответствии с пунктом г части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Таким образом, объем выполняемых работ указанный в разъяснении Заказчиком, должен был изначально указан в Конкурсной документации, и соответственно Заказчик нарушил положения пункта 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках, пункт 2.2.4 Конкурсной документации.
На основании изложенного, Комиссия признает данный довод Заявителя обоснованным в части дачи разъяснений Конкурсной документации в неполном объеме, а так же неуказания в Конкурсной документации требований к выполняемым работам и оказываемым услугам в полном объеме.
Кроме того, согласно пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
В соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
Согласно пункту 2.3.1 раздела 2 Информационная карта" Конкурсной документации, в качестве документов подтверждающих квалификацию участники Конкурса должны были представить в том числе
- референц-лист оказанных услуг с необходимыми приложениями (Форма 5 части 5 ОБРАЗЦЫ ФОРМ И ДОКУМЕНТОВ ДЛЯ ЗАПОЛНЕНИЯ УЧАСТНИКАМИ ЗАКУПКИ"). Предоставление копий первой и последней страниц договоров, подтверждающих пункт 1, 2части 2.1.15 "Требования предъявляемые к квалификации участников закупки";
- копии исполненных договоров на оказание клининговых услуг за период 2011-2013 г. на сумму не менее 25 млн. руб. за каждый указанный год, с приложением документов, подтверждающих их исполнение.
Согласно пунктам 1, части 2.1.15 Требования предъявляемые к квалификации участников закупки" Конкурсной документации участник Конкурса должен соответствовать, в том числе, следующим требованиям: период деятельности организации - не менее 3 лет. Опыт в сфере оказания услуг, являющихся предметом открытого конкурса в электронной форме, не менее 3 последних лет; наличие у Участника закупки опыта оказания клининговых услуг за период 2011-2013 г. на сумму не менее 25 млн. руб. за каждый указанный год.
Таким образом, в Конкурсной документации одновременно содержатся требования о предоставлении договоров в полном объеме и о предоставлении их первых и последних страниц, в подтверждении требования о квалификации участники Конкурса в части наличия у участника закупки опыта оказания клининговых услуг за период 2011-2013 г. на сумму не менее 25 млн. руб. за каждый указанный год, предъявляемого к участникам Конкурса, что ведет к неопределенности при подготовке заявки на участие в Конкурсе.
Таким образом, Комиссия признает в действиях Заказчика пункта 2 части 1 статьи 3, пункта 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках, при проведении Конкурса.
Заказчик не согласился с принятым решением и обжаловал его в судебном порядке. Суд, рассмотрев указанное дело, пришел к следующим выводам "Заказчику следовало раскрыть способы, виды, время, технологии и объемы работ, которые он предусмотрел в п. 2.1.2 раздела 2 Информационной карты открытого конкурса, а также периодичность уборки тех помещений, которые определены в приложении N 1 к техническому заданию.
Вместе с тем, заказчик указал лишь на обслуживаемую площадь с разбивкой на асфальтовое и газонное покрытие, сославшись на то, что технологическая карта (сервис-план) уборки разрабатывается исполнителем самостоятельно.
С таким подходом заказчика нельзя согласиться.
Договор, право на заключение которого являлось предметом торгов, относится к числу договоров об оказании услуг.
Согласно ч. 1 ст. 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Таким образом, конкретный вид услуги и особенность ее исполнения отнесены к условиям, по которым стороны должны достичь согласия, и потому они должны быть определенно и исчерпывающе установлены заказчиком услуги. Исполнитель, в свою очередь, должен располагать наиболее полной информацией о характере, особенностях, способах, времени, объемах оказания услуг, технологиях и периодичности.
Такие же требования к сведениям о предмете торгов предусмотрены п. 1 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках.
Таким образом, вывод антимонопольного органа о нарушении заказчиком п. 1 ч. 10 ст. 4 названного закона является обоснованным и подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами."
Учитывая изложенное, заявителю было отказано в удовлетворении заявленных требований.
(см. решение Арбитражного суда г. Москвы от 09.06.2015 г. по делу N А40-42027/2015)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Комментарий к решению Арбитражного суда г. Москвы от 09.06.2015 г. по делу N А40-42027/2015 В соответствии с Законом о закупках должностное лицо заказчика должно дать ответ на запрос участника закупки о разъяснении положений документации
Материал подготовлен для компании "Гарант" Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, август 2015