В адрес Московского УФ АС России поступила жалоба ООО "Н" (далее -Заявитель) на действия заказчика - ОАО "Г" далее - Заказчик) при проведении открытого запроса предложений на право заключения договора на поставку торгово-технологического оборудования столовой для арендованного здания.
Комиссия УФАС России рассмотрела указанную жалобу и установила следующие обстоятельства.
Законом о закупках установлены общие принципы закупок товаров, работ, услуг и основные требования к таким закупкам.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части З статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Положение о закупках товаров, работ, услуг Заказчика утверждено решением совета директоров Заказчика от 16.04.2012 N 1969 (далее - Положение о закупке).
Согласно представленным материалам и информации на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о закупках отдельными видами юридических лиц (далее - Официальный сайт) 01.09.2014 размещено извещение о проведении Закупки Действующая редакция). Окончание срока подачи заявок - 09.09.2014. Подведение итогов - 19.09.2014.
Согласно протоколу заседания комиссии заказчика по подведению итогов Закупки от 19.09.2014 N 1/1 заявка Заявителя отклонена от участия в Закупке в соответствии с пунктом 2.11 Закупочной документации на основании пункта 12 раздела Методики анализа и оценки заявок участников Закупки. Победителем Закупки признано ООО "Р".
Согласно пункту 2.9.3 Закупочной документации анализ, рассмотрение заявок на участие в запросе предложений проводится в соответствии с Разделом 1 "Анализ заявок на предмет соответствия состава заявок и Участника требованиям Документации" Приложения 3 Методика анализа и оценки заявок на участие в запросе предложений", являющимся неотъемлемой частью данной документации, в том числе на:
- соответствие предмета заявки на участие в запросе предложений предмету закупки, указанному в документации о запросе предложений, в том числе по количественным показателям (количество поставляемого товара) и срока поставки;
- наличие и надлежащее оформление документов, определенных документацией о запросе предложений;
- наличие согласия Участника с условиями проекта договора, содержащегося в документации о запросе предложений;
- не превышение предложения по цене договора Товаров, работ, услуг, являющихся предметом закупки), содержащегося в Заявке, над начальной (максимальной) ценой предмета запроса предложений (договора), установленной в Извещении, в том числе отсутствие попозиционного превышения цен;
- соответствие срока действия Заявки на участие в Запросе предложений требованиям настоящей Документации (п. 4.28 Закупочной документации).
Согласно пункту 2.9.9 Закупочной документации по результатам анализа заявок и проверки информации об Участниках Комиссия вправе отклонить заявки на участие в запросе предложений в соответствии с Разделом "Анализ заявок на предмет соответствия состава заявок и Участника требованиям Документации" Приложения 3 Методика анализа и оценки заявок участников запроса предложений" . Если заявка одного из Участников по какому-либо критерию данного раздела не была отклонена Комиссией, заявки остальных Участников по данному критерию также не отклоняются.
Согласно пункту 2.11.4 Закупочной документации комиссия принимает решения о выборе лучшей заявки участников запроса предложений простым большинством голосов присутствующих на заседании членов Комиссии путем голосования. Комиссия вправе принять решения, если на ее заседании присутствует не менее половины ее членов. При равенстве голосов голос председателя Комиссии является решающим. Решение об отклонении заявок участников запроса предложений принимается в соответствии с требованиями Раздела "Анализ заявок на предмет соответствия состава заявок и Участника требованиям Документации" Приложения 3 Методика анализа и оценки заявок участников запроса предложений".
Приложением N 3 Закупочной документации утверждена Методика анализа и оценки заявок участников Закупки, пунктом 12 которой установлено следующее основание для отклонения заявок: непредставление документов, подтверждающих отгрузку товара на сумму более чем 50% от начальной (максимальной) цены.
Согласно пункту 3.5.19 Закупочной документации к перечню документов, подтверждающих соответствие участников квалификационным требованиям Закупочной документации относятся, в том числе документы, подтверждающие полномочия участника на предложение и поставку предлагаемого им Товара или части Товара), если он не является ее производителем или официальным дилером/дистрибьютором, которые могут быть следующими:
копии договоров с производителями или официальными дилерами/дистрибьюторами (с приложением документов, подтверждающих статус дилера/дистрибьютора);
письма предприятий-изготовителей Товара (или официальных дилеров/дистрибьюторов с приложением документов подтверждающими статус дилера/дистрибьютора) в адрес Заказчика (Форма 8), предоставляющие участнику право на предложение этого Товара, с гарантиями отгрузки Товара в случае победы участника в запросе предложений;
документы, подтверждающие право пользования и владения Товара, находящего на складе.
Формой 8 Закупочной документации установлен образец письма (гарантия отгрузки) предприятия-изготовителя товара в адрес Заказчика.
Согласно вышеуказанной форме предприятие-изготовитель должно указать в данной форме, в том числе сроки поставки товара.
В соответствии с пунктом 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) д оговор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Согласно статье 506 ГК РФ по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
Таким образом, для договора поставки существенным условием договора помимо наименования и количества товара является срок (сроки) поставки товара. Исходя из данной нормы срок исполнения этого обязательства должен быть согласован сторонами, иначе договор поставки будет считаться незаключенным.
На заседании Комиссия, изучив заявку Заявителя, установила, что документы, подтверждающие отгрузку товара, подготовлены не в соответствии с формой Закупочной документации, а именно в представленных в составе заявки бланках предприятий-изготовителей отсутствует указание на сроки поставки товара, что не соответствует требованиям Закупочной документации.
Таким образом, Заказчик правомерно отказал Заявителю в допуске к участию в Закупке.
В соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции в случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.
Кроме того, на заседании Комиссия установила, что в составе заявки ООО "Р" Победителя Закупки) представлено письмо предприятия-изготовителя товара, в котором также отсутствует указание на сроки поставки товара. При этом данный участник не только был допущен к участию в Закупке, но и признан победителем данной процедуры, что нарушает требование пункта 2.11.4 Закупочной документации.
Согласно пункту 2 части 1 статьи З Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом.
В соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о защите конкуренции положения части 1 данной статьи распространяются в том числе на все закупки товаров, работ, услуг, осуществляемые в соответствии с Законом о закупках.
Таким образом, Заказчик неправомерно допустил к участию в Закупке ООО "Р", что нарушает требование пункта 2.9 Закупочной документации, общие принципы Закона о закупках (пункт 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках) и требования пункта 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, так как Заказчиком созданы ООО "Р" преимущественные условия участия в Закупке.
Заказчик не согласился с выводами Комиссии УФАС России и обжаловал решение в судебном порядке. Суд, рассмотрев указанное дело, пришел к следующим выводам "Предусмотрев в п. 2.9.9 закупочной документации условие, согласно которому в случае "если заявка одного из участников по какому-либо критерию данного раздела не была отклонена комиссией, заявки остальных участников по данному критерию также не отклоняются", заявитель, не отклоняя заявку общества "Русский проект - Торговая марка" ввиду отсутствия в составе заявки сведений о сроках исполнения договора, отклонил заявку общества "Новая линия".
Предусмотрев в п. 2.9.9 закупочной документации условие, согласно которому в случае "если заявка одного из участников по какому-либо критерию данного раздела не была отклонена комиссией, заявки остальных участников по данному критерию также не отклоняются", заявитель, не отклоняя заявку общества "Русский проект - Торговая марка" ввиду отсутствия в составе заявки сведений о сроках исполнения договора, отклонил заявку общества "Новая линия".
Довод заявителя о том, что исполнение предписания для него станет обязательным (с учетом положения ч. 2 ст. 52 Закона о защите конкуренции) после судебного обжалования правомерно отклонен арбитражным судом первой инстанции, поскольку направлен исключительно на дестабилизацию административных и иных публичных правоотношений, поскольку право на оспаривание ненормативных актов антимонопольных органов с учетом того, что срок на осуществление данного права составляет три месяца в силу ч. 4 ст. 198 АПК РФ, не свидетельствует о том, что в течение названного срока заявитель имеет право бездействовать и не исполнять требования уполномоченного органа.
В силу ч. 4 ст. 1 ГК РФ никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.
Основными целями Закона о закупках являются, в том числе, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений (ч. 1 ст. 1 Закона о закупках).
При этом, в силу действия п.п. 1 и 2 ч. 1 ст. 3 названного закона заказчики при закупке товаров, работ и услуг руководствуются, в том числе, принципами информационной открытости закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений по отношению к участникам закупки.
Действующим законодательством о закупках не определен исчерпывающий перечень критериев, подлежащих оценке при рассмотрении и сопоставлении заявок, что свидетельствует о том, что выбор таких критериев является усмотрением самого заказчика в зависимости от его потребностей, однако такой выбор не должен становиться способом произвольного и безосновательного начисления поданным заявкам баллов с тем, чтобы обеспечить победу конкретному участнику закупки.
Обратное приведет к нарушению принципа равенства участников гражданских правоотношений (ч. 1 ст. 1 ГК РФ), недопустимости злоупотребления правом (ч. 1 ст. 10 ГК РФ) и принципов равноправия и справедливости (ч. 1 ст. 3 Закона о закупках).
В свою очередь, вопреки доводам и аргументам апелляционной жалобы, действия заказчика упомянутым выше целям и принципам не соответствовали, факт нарушения ОАО "Газпром" требований п. 2 ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции, п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках, а также п. 2.9.9 и 2.11.4 Закупочной документации нашел свое документальное подтверждение."
Учитывая изложенное, заявителю было отказано в удовлетворении заявленных требований.
(см. постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2015 г. по делу N А40-187426/2014)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Комментарий к постановлению Девятого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2015 г. по делу N А40-187426/2014 При рассмотрении заявок комиссия заказчика должна применять единые подходы к вопросам допуска (отказа в допуске) организациям к участию в закупке
Материал подготовлен для компании "Гарант" Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, август 2015