Распоряжение Правительства РФ от 17 декабря 2010 г. N 2300-р
В соответствии с пунктом 2.1 статьи 10 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" одобрить прилагаемую программу развития федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Дальневосточный федеральный университет" на 2010-2019 годы.
Председатель Правительства |
В. Путин |
Москва
17 декабря 2010 г.
N 2300-р
Программа
развития федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Дальневосточный федеральный университет" на 2010-2019 годы
(одобрена распоряжением Правительства РФ от 17 декабря 2010 г. N 2300-р)
I. Общие положения
Отсутствие передового научно-образовательного центра сегодня является одним из барьеров для формирования региональной экономики инновационного типа, подготовки и закрепления высококвалифицированных и предприимчивых кадров в Дальневосточном федеральном округе. Решение этого вопроса должно найти свое решение в рамках программы развития федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Дальневосточный федеральный университет" на 2010-2019 годы.
Настоящая программа разработана в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21 октября 2009 г. N 1172 "О создании федеральных университетов в Северо-Западном, Приволжском, Уральском и Дальневосточном федеральных округах".
Настоящая программа подготовлена с учетом Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации 17 ноября 2008 г. N 1662-р, Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации 17 ноября 2008 г. N 1663-р, Концепции демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации 24 сентября 2001 г. N 1270-р, Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации 28 декабря 2009 г. N 2094-р.
Развитие федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Дальневосточный федеральный университет" (далее - университет) предполагает интеграцию с Дальневосточным отделением Российской академии наук, создание и развитие научного комплекса путем присоединения к нему государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Дальневосточный государственный технический университет (ДВПИ имени В.В.Куйбышева)", государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Тихоокеанский государственный экономический университет", государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Уссурийский государственный педагогический институт".
В основу создания университета положена интеграция 2 моделей: современного исследовательского университета, участвующего в международном обмене наиболее передовыми знаниями и специалистами, и предпринимательского университета, обеспечивающего конкурентоспособное развитие отраслей национальной экономики.
Особенностями университета станут:
сотрудничество с исследовательскими, образовательными и инновационными структурами Азиатско-Тихоокеанского региона;
уникальная для России инфраструктура в едином кампусе, включающая конгресс-центр мирового уровня и современную медицинскую клинику;
инновационный характер образовательного и исследовательского процессов;
гибкая организация учебного процесса, основными организационными единицами которого являются образовательные программы;
новые стандарты и образовательные программы на уровне ведущих мировых университетов;
обновление и повышение квалификации профессорско-преподавательского состава;
малые инновационные предприятия.
Новый кампус университета на острове Русский будет открыт во время саммита форума "Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество" в 2012 году и должен стать местом сотрудничества и взаимного притяжения стран Азиатско-Тихоокеанского региона, их молодежи и ученых.
Указанные особенности не могут быть решены увеличением финансирования. Потребуются оригинальные подходы в стратегии развития университета, которые отвечают особенностям ситуации и опираются на уникальные преимущества.
К преимуществам создания университета необходимо отнести отсутствие серьезных конкурентов на российском Дальнем Востоке, близость передовых центров инновационной экономики и масштабного рынка интеллектуальных (в том числе образовательных) услуг в странах Азиатско-Тихоокеанского региона и масштабные инвестиционные проекты в экономике Дальнего Востока.
К ключевым стратегическим подходам следует отнести:
приоритетность инвестиций не в материальную базу, а в человеческий капитал, создание систем мотивации студентов, научно-педагогических работников и научно-образовательных подразделений. Эти системы мотивации будут ориентированы на достижения высокой научной и инновационной продуктивности;
опору на важнейшие инвестиционные проекты в экономике Дальнего Востока (и Азиатско-Тихоокеанского региона), ориентацию не только на развитие отдельных научных школ, но и развитие кооперации университета с организациями науки, образования и бизнеса в рамках приоритетных направлений развития;
ориентацию на широкомасштабное развитие экспорта интеллектуальных (в том числе образовательных) услуг в страны Азиатско-Тихоокеанского региона;
опору на лаборатории Дальневосточного отделения Российской академии наук в усилении исследовательской составляющей университета, интеграции образования, исследований и разработок.
К другим особенностям стратегии развития университета можно отнести:
использование технологических и организационных решений передовых научно-образовательных центров в России и иностранных государствах;
сотрудничество с передовыми научно-образовательными центрами в России и иностранных государствах как с постоянными институциональными партнерами, осуществляющими техническую и кадровую поддержку;
оценка развития университета со стороны бизнеса и ведущих отечественных и международных центров как на уровне отдельных направлений, так и на уровне университета в целом для мониторинга и корректировки реализации стратегий;
инвестиционный характер расходования средств, предусмотренных на реализацию настоящей программы, что означает вложение средств в будущие центры прибыли и привлечение новых ресурсов;
увеличение расходов на стимулирование качества труда в финансировании текущих расходов;
формирование механизмов тесной связи Дальневосточного федерального университета с городом и краем, включающих использование инфраструктуры университета для общественных мероприятий и использование научно-аналитического и культурного потенциала университета в обеспечении стратегического развития региона;
максимальное использование возможностей новой организационной структуры, опирающейся на сокращение бюрократизации в условиях электронной системы университета, объединяющей его электронные ресурсы, электронную систему управления деятельностью университета и его различные сервисы, а также на укрупнение структур, определяющих свое место в общей стратегии, и концентрацию функций управления обеспечивающими процессами у профессиональных менеджеров.
II. Цель развития университета
Основной целью университета на период до 2019 года является его становление как ведущего научно-образовательного и инновационного центра региона и России, содействующего решению следующих стратегических задач в соответствии со Стратегией социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации 28 декабря 2009 г. N 2094-р.:
повышение привлекательности региона для проживания российских граждан за счет предоставления качественных образовательных услуг, создания новых рабочих мест в инновационных секторах экономики и формирования современной социокультурной среды;
интеграция Дальнего Востока в экономическое, культурное, образовательное и информационное пространство Российской Федерации;
повышение конкурентоспособности Дальнего Востока за счет качественного роста уровня и разнообразия компетенций профессиональных кадров, совершенствования инфраструктуры интеллектуальных услуг и институциональной среды, развития экономического и технологического сотрудничества со странами Азиатско-Тихоокеанского региона прежде всего в таких областях, как освоение ресурсов Мирового океана, обеспечение здоровья и продление срока жизни населения, развитие нефтегазового комплекса, транспорта и логистики в глобальных коммуникациях, судостроения и судоремонта, энергетики и энергосбережения, нанотехнологий и новых материалов, рационального использования природных ресурсов;
создание системы действенных механизмов и инструментов для усиления экономического, социокультурного и в перспективе политического сотрудничества России с сопредельными и дальними странами Азиатско-Тихоокеанского региона.
III. Приоритетные направления развития университета
В соответствии с целью развития университета выделены приоритетные направления развития университета, на которых будут концентрироваться основные управленческие усилия, финансовые и человеческие ресурсы.
Работа по приоритетным направлениям будет нацелена на содействие в формировании межотраслевых инновационных макрорегиональных кластеров системы кооперации промышленных предприятий, бизнеса, инновационной инфраструктуры, научных и образовательных организаций. Каждый кластер предполагает формирование следующих опорных элементов с участием университета:
исследовательские центры мирового уровня в соответствующих областях;
целевая инфраструктура коммерциализации исследований и разработок;
образовательные программы массовой и элитной подготовки специалистов;
совместные программы переподготовки специалистов с ведущими компаниями;
сети коммуникации между компаниями соответствующих секторов в макрорегионе.
Реализацию большинства приоритетных направлений развития университета будет осуществлять в партнерстве с Дальневосточным отделением Российской академии наук.
Многоотраслевые инновационные кластеры рассматриваются в долгосрочной перспективе в качестве основных приоритетных направлений развития Дальнего Востока, обеспечивающих раскрытие ключевых конкурентных преимуществ региона в национальном и глобальном масштабе.
Первое приоритетное направление в области ресурсов мирового океана связано с изучением, освоением, использованием и мониторингом минеральных и биологических ресурсов Мирового океана, созданием технических средств их освоения, новых материалов и технологий. Развитие этого приоритетного направления необходимо осуществлять в соответствии с федеральной целевой программой "Мировой океан", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 10 августа 1998 г. N 919, важным элементом которого станет океанариум, строящийся на острове Русский.
Второе приоритетное направление в области энергоресурсов и энергосберегающих технологий нацелено на разработку и внедрение высокоэффективных технологий в области добычи, транспортировки и переработки нефти, газа и других полезных ископаемых, ресурсо- и энергосбережения, освоение альтернативных источников энергии, новых материалов и технологий.
Третье приоритетное направление в области индустрии наносистем и наноматериалов обеспечивает развитие нанофизики, нанохимии, нанобиотехнологий и наномедицины, а также индустрии современных строительных материалов.
Четвертое приоритетное направление в области транспортно-логистического комплекса обеспечивает развитие современных технологий перевозок и инновационных транспортно-логистических систем, необходимых для интеграции Дальнего Востока в экономическое пространство России и международные транспортно-логистические системы.
Пятое приоритетное направление в области экономического, технологического и культурного взаимодействия России со странами Азиатско-Тихоокеанского региона обеспечивает интеграцию в научное, экономическое, технологическое и культурное пространство Азиатско-Тихоокеанского региона. В рамках этого направления наряду с развитием основных научных направлений и образовательных программ планируется развитие программ подготовки высококвалифицированных экономистов, менеджеров, юристов, педагогов и формирование центра компетенций по обучению русскому языку, восточным языкам и межкультурным коммуникациям.
Шестое приоритетное направление в области биомедицины обеспечивает научную модернизацию медицинской сферы на Дальнем Востоке, трансфер современных медицинских технологий из России в страны Азиатско-Тихоокеанского региона и обратно.
Наряду с концентрацией ресурсов и усилий на приоритетах федерального значения университет будет продолжать подготовку кадров и обеспечивать научно-методическую поддержку приоритетных отраслей социальной сферы и экономики Дальневосточного федерального округа.
IV. Задачи и мероприятия настоящей программы
Достижение цели развития университета обеспечивается путем скоординированного решения ключевых задач и выполнения взаимоувязанных по срокам, ресурсам и источникам финансового обеспечения мероприятий настоящей программы. Прежде всего эти мероприятия будут проводиться в рамках приоритетных направлений настоящей программы.
Для решения задачи кадрового развития, направленного на переподготовку действующих профессионалов для реализации новых моделей образовательного процесса и проведения исследований международного качества, а также на обновление научно-преподавательского корпуса и создание условий продуктивной образовательной, научной и инновационной деятельности, осуществляются следующие мероприятия:
создание эффективной системы мотивации профессионального развития и достижения высоких результатов научно-педагогических работников, включая поддержку высокой академической продуктивности, а также стимулирование руководства образовательными программами, стимулирование внедрения новых технологий и внедрение антикоррупционных механизмов;
интенсивная языковая переподготовка профессорско-преподавательского состава, содействие обеспечению профессионального уровня владения английским языком профессорско-преподавательским составом, а также сохранение и развитие компетенций в области восточных языков и распространение практики освоения восточных языков специалистами других областей;
привлечение талантливых преподавателей и молодых ученых для работы в университете, в том числе путем приглашения на работу российских граждан, получивших образование и опыт работы в ведущих зарубежных университетах, как на профессорские должности, так и на создаваемые должности научных сотрудников для выпускников аспирантуры;
повышение квалификации кадров (прежде всего в форме стажировок) в ведущих образовательных, научных и предпринимательских центрах России и других стран, поддержка временной (до одного семестра) работы преподавателей университета в лучших университетах стран Азиатско-Тихоокеанского региона и на инновационных предприятиях Российской Федерации и Азиатско-Тихоокеанского региона;
реализация в новом кампусе возможности для преподавателя заниматься учебной и научной работой в течение всего рабочего дня, включающей обеспечение каждого преподавателя современным рабочим местом и создание среды для профессионального общения.
Для решения задачи по реализации новых моделей образовательного процесса, нацеленных на достижение современного качества образования и высокую мотивацию студентов, осуществляются следующие мероприятия:
разработка оригинальных образовательных стандартов и учебных программ, характеризующихся высокой гибкостью и индивидуализацией, усилением роли практики, самостоятельной и проектной работы, увеличением доли курсов различной сложности освоения и курсов по выбору, и импорт наиболее конкурентоспособных таких стандартов и программ, а также формирование предложения программ повышенной сложности для талантливых студентов;
разработка и реализация магистерских программ совместно с Дальневосточным отделением Российской академии наук и создание кафедр университета на базе Дальневосточного отделения Российской академии наук;
приоритетное развитие системы магистерских программ для подготовки высококвалифицированных специалистов, в том числе целевых магистерских программ, обеспечивающих подготовку кадров в соответствии с потребностями крупных российских корпораций, развитие педагогической магистратуры, развитие системы специализированных программ в области инженерии и технологии с одновременным углубленным изучением одного из восточных языков и продолжительными практиками в соответствующих странах;
внедрение технологических систем поддержки учебной деятельности студентов и преподавателей, включая автоматизированную систему оценки знаний, управления содержанием обучения, интегрированные информационные ресурсы отдельных учебных курсов и ресурсы электронной библиотеки, доступ к российским и международным базам данных, трансформацию системы дистанционного обучения, внедрение единого стандарта электронного представления программ и модулей и перевод на интегрированные платформы учебных курсов университета;
формирование системы непрерывного профессионального образования для Дальневосточного федерального округа, в том числе путем создания центра бизнес-образования мирового уровня и организации на базе университета образовательных центров крупных компаний, объединяющих различные формы и уровни подготовки, а также построение гибкой модульной системы дополнительного профессионального образования, в том числе разработка новых программ дополнительного профессионального образования в рамках приоритетных направлений развития и увеличение числа специализированных программ дополнительного профессионального образования;
обеспечение открытости и прозрачности образовательного процесса, включая внедрение антикоррупционных технологий в систему контроля качества обучения и учебного процесса, широкое использование внешних квалификационных экзаменов и объективных форм оценки учебных результатов, мониторинг востребованности образовательных программ, выстраивание системы обратной связи с работодателями для уточнения требований к знаниям и компетенциям выпускников университета и обеспечение регулярной внешней экспертизы образовательной деятельности университета, в том числе с участием зарубежных экспертов;
обеспечение интернационализации образовательного процесса, создание образовательных программ, привлекательных для иностранных студентов из Азиатско-Тихоокеанского региона, в том числе программ на английском языке, реализуемых как совместно с зарубежными университетами, так и самостоятельно, а также проведение международной аккредитации образовательных программ.
Для решения задачи по интеграции образовательного процесса с процессом исследований, разработок и инновационной деятельностью, которые ориентированы на лучшие мировые стандарты, осуществляются следующие мероприятия:
формирование совместно с Дальневосточным отделением Российской академии наук используемой исследовательской и инновационной инфраструктуры, включая расширение сети центров коллективного пользования и научно-образовательных центров и создание базовых кафедр;
внедрение программ аспирантуры, обеспечивающих полную занятость аспирантов научной работой, а также привлечение к руководству аспирантами ученых Дальневосточного отделения Российской академии наук и зарубежных специалистов;
включение исследователей университета в международные исследовательские программы и проекты Азиатско-Тихоокеанского региона, внедрение новых российских проектов, привлекательных для участия международных партнеров, развитие партнерских отношений с научными и технологическими центрами других стран (в первую очередь стран Азиатско-Тихоокеанского региона) по каждому перспективному направлению развития университета;
формирование исследовательских институтов и центров в интересах крупных компаний или консорциумов компаний для выполнения фундаментальных и прикладных исследований за счет средств внебюджетных источников, обеспечение комплексного мониторинга передовых научных исследований и технологий по перспективным направлениям развития университета и среднесрочного прогнозирования по всем перспективным направлениям развития университета;
создание исследовательских центров, обеспечивающих уникальность имени университета по ряду тематик, внутренних механизмов университета и его подразделений (программа университета "Научный фонд"), предназначенных для поддержки проведения индивидуальных и коллективных научных исследований и участие в научных мероприятиях, а также создание системы регулярной внешней экспертизы и оценки качества научно-исследовательских работ, в том числе с участием зарубежных экспертов;
развитие системы летних школ и конференций, в том числе для молодых ученых и студентов, а также укрепление профессиональных связей ученых университета;
создание международных научных журналов с участием университета в ведущих зарубежных издательствах.
Для решения задачи по привлечению абитуриентов, имеющих высокий проходной балл при сдаче единого государственного экзамена, победителей олимпиад для обучения в университете из Дальневосточного федерального округа, других регионов России, и иностранных студентов осуществляются следующие мероприятия:
проведение эксперимента по апробированию новой системы мотивации студентов и аспирантов к учебе и научно-исследовательской работе, в том числе дополнительная поддержка студентов и аспирантов, достигших высоких результатов в учебной и научно-исследовательской деятельности, а также обеспечение за счет средств внебюджетных источников проезда студентов, поступивших в университет из европейской части России на основании высокого балла единого государственного экзамена или в результате высоких показателей по результатам участия в олимпиадах, к месту учебы;
развитие работы с перспективными школьниками из Дальневосточного федерального округа путем использования современных механизмов профессиональной ориентации и участия в формировании специализированных школ и классов.
Для решения задачи по формированию университетской инфраструктуры, интегрирующей здания, сооружения, оборудование и технологии последнего поколения, осуществляются следующие мероприятия:
освоение 1-й очереди кампуса, уточнение проекта размещения и оборудования подразделений в кампусе и проектирование среды с использованием лучшего международного опыта, создание и развитие учебной, научной и рекреационной среды, оборудование учебных аудиторий и оснащение лабораторий, занимающихся исследованиями по приоритетным направлениям развития, на уровне ведущих университетов мира;
предоставление земельного участка на полуострове Саперный, проектирование и строительство на этой территории 2-й очереди кампуса, предполагающей размещение подразделений, в том числе лабораторий, используемых совместно с Дальневосточным отделением Российской академии наук, исследовательских и конструкторских подразделений крупных международных корпораций;
создание современной технологической системы функционирования кампуса, включая интегрированную информационную систему университета, в которую входят универсальная электронная карта, сервисы электронного университета, корпоративный и образовательный порталы;
формирование кампуса университета как привлекательной учебной, рекреационно-досуговой зоны, развитие спорта и культуры как важных элементов привлечения студентов, разработка и реализация программ поддержки студенческих инициатив, организация досугового пространства нового кампуса, а также организация спортивного пространства кампуса;
вовлечение в хозяйственный оборот зданий, находящихся в федеральной собственности и оперативном управлении университета, путем реализации инвестиционного проекта с последующим направлением средств на строительство 2-й очереди кампуса (в рамках федеральной целевой программы "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 1996 г. N 480);
строительство на территории кампуса медицинского центра, студенческой клиники и центра нанотехнологий дополнительного профессионального образования в рамках указанной федеральной целевой программы.
Для решения задачи по развитию инновационной составляющей деятельности университета, направленной на усиление влияния университета на модернизационные процессы в экономике и социальной сфере региона, а также на обеспечение его финансовой устойчивости, осуществляются следующие мероприятия:
создание инфраструктуры коммерциализации исследований и разработок и поддержки инновационных предприятий, в том числе развитие патентных служб, развитие бизнес-инкубатора, создание офиса трансфера технологий, создание и реализация программы университета "Венчурные фонды университета" (инвестиционные фонды, работающие исключительно с инновационными проектами с высокой или относительно высокой степенью риска в ожидании чрезвычайно высокой прибыли);
формирование конструкторских, проектных и консалтинговых бюро по приоритетным направлениям развития, в том числе реализация предпроектных исследований, части проектных работ и необходимых научно-технических и опытно-конструкторских работ на стадии ввода в эксплуатацию крупных промышленных и инфраструктурных объектов, предусмотренных инвестиционными планами крупнейших российских корпораций на Дальнем Востоке;
создание в рамках приоритетных направлений развития площадок технического, консультационного и информационного обслуживания формирующихся в регионе объединений промышленных предприятий, бизнеса, научных и образовательных институтов;
в консорциуме с ведущими зарубежными технопарками создание технопарка университета, управляемого профессиональной организацией.
Для решения задачи по формированию в университете центра коммуникации и партнерства с элитами и субъектами инновационной экономики стран Азиатско-Тихоокеанского региона осуществляются следующие мероприятия:
создание полидисциплинарного центра исследований Азиатско-Тихоокеанского региона с участием ведущих ученых региона, включая институт передовых азиатско-тихоокеанских исследований;
развертывание международной конгрессной, выставочной и ярмарочной деятельности на базе нового кампуса университета с привлечением ведущих международных ассоциаций и компаний;
проведение летних и зимних школ для молодежи и специалистов стран Азиатско-Тихоокеанского региона и обслуживание краткосрочных образовательных мероприятий, проводимых организациями стран Азиатско-Тихоокеанского региона;
поддержание участия университета, его подразделений и специалистов в профессиональных ассоциациях Азиатско-Тихоокеанского региона;
развитие институциональных партнерств с ведущими научно-образовательными центрами и корпорациями Азиатско-Тихоокеанского региона, включая создание совместных программ и научных проектов, создание совместных исследовательских лабораторий и испытательных полигонов для техники и технологий;
создание представительств университета в странах Азиатско-Тихоокеанского региона при поддержке Министерства иностранных дел Российской Федерации и Федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом и по международному гуманитарному сотрудничеству, открытие и поддержка культурных центров стран Азиатско-Тихоокеанского региона в кампусе университета;
создание образовательных центров с языковыми, общеобразовательными и профориентационными программами для молодежи стран Азиатско-Тихоокеанского региона, желающей обучаться в российских вузах.
Для решения задачи по созданию новой организационной структуры и системы эффективного управления университетом осуществляются следующие мероприятия:
разработка и реализация новой модели управления университетом, предусматривающей делегирование полномочий по организации образовательного процесса и научно-исследовательских работ основным структурным подразделениям (школам), переподготовку и привлечение новых управленческих кадров для реализации этой модели, создание основных комплексных подразделений (школ), обеспечивающих реализацию образовательных программ и проведение научных исследований в определенной области знаний, создание системы управления образовательными программами и формирование института руководителей образовательных программ;
формирование имиджа университета и ведущих подразделений, а также продвижение и профессиональное управление репутацией университета;
формирование и поддержка деятельности органов общественно-государственной экспертизы, таких, как наблюдательный совет университета, который формируется из представителей экспертного сообщества, органов государственной власти, компаний-работодателей, деловых ассоциаций, средств массовой информации, общественности, науки и образования, и международный консультационный комитет, который формируется из специалистов ведущих зарубежных университетов и научных центров, а также разработка предложений и рекомендаций по развитию приоритетных направлений развития университета с учетом лучшего международного опыта;
обеспечение прозрачности административных решений, обратной связи и внедрения антикоррупционных технологий на всех уровнях управления;
внедрение системы менеджмента качества, охватывающей систему управления, научную, образовательную и инновационную деятельность.
План реализации мероприятий настоящей программы приведен в приложении N 1.
Целевые показатели и критерии оценки эффективности деятельности университета по годам приведены в приложении N 2.
V. Ресурсное обеспечение реализации настоящей программы
Финансовая оценка затрат на реализацию настоящей программы не включает расходы на строительство кампуса, а также на текущее функционирование университета по действующим нормативам расходов. Общий объем финансирования мероприятий настоящей программы составит 8,656 млрд. рублей, из них 5 млрд. рублей за счет средств федерального бюджета (2010 - 2014 годы).
В рамках настоящей программы не предусмотрено осуществление бюджетных инвестиций в объекты инфраструктуры Дальневосточного федерального университета или приобретение недвижимости, в том числе за рубежом.
Финансовый план обеспечения настоящей программы приведен в приложении N 3 и предполагает, что в ходе реализации настоящей программы финансирование из федерального бюджета, направляемое на внутренние программы и мероприятия университета, обеспечивающие систему мотивации студентов и аспирантов к учебе и научно-исследовательской работе, в 2015 году будет полностью замещено средствами из внебюджетных источников.
VI. Этапы реализации настоящей программы
Осуществление реализации настоящей программы предусматривается в 2 этапа.
Первый этап (2010-2013 годы) предусматривает стратегические инвестиции и включает:
разработку новых образовательных стандартов и внедрение новых образовательных технологий, в том числе обеспечивающих освоение студентами иностранных языков;
разработку и апробацию программы привлечения на обучение в университете иностранных студентов и талантливых студентов из других регионов России;
создание условий для существенного повышения качества научной деятельности и перехода в новое качество педагогической деятельности, в том числе запуск программы мотивации учебной и профессиональной деятельности студентов аспирантов и сотрудников и программы повышения квалификации сотрудников и формирование общих проектов с Дальневосточным отделением Российской академии наук;
создание принципиально новой системы управления, позволяющей провести эффективную интеграцию вузов;
создание интегрированной информационной системы;
оформление приоритетных направлений развития университета, их кадровое и инфраструктурное укрепление;
установление партнерств с ведущими российскими университетами;
оптимизацию учебных программ с пересмотром и переориентацией неэффективных и некачественных программ;
повышение репутации университета;
участие в проведении форума "Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество" и установление институциональных партнерств в странах Азиатско-Тихоокеанского региона;
перемещение в первую очередь кампуса подразделений университета.
Второй этап (2014 - 2019 годы) предусматривает качественные изменения и получение отдачи от инвестиций предыдущего периода и включает:
запуск англоязычных программ для магистратуры и инженерных программ с преподаванием на 3 языках (русском, английском и одном из восточных языков);
уникальные сформированные компетенции выпускников университета, которые будут востребованы не только в России, но и за рубежом;
образовательные программы, преподаваемые на русском и иностранных языках, которые будут пользоваться повышенным спросом у иностранных студентов;
начало реализации полномасштабных проектов в рамках приоритетных направлений развития, вносящих вклад в модернизацию ключевых отраслей экономики Дальнего Востока;
развитие исследовательских подразделений крупнейших международных корпораций и малых инновационных предприятий с использованием мощностей технопарка;
утверждение университета в качестве привлекательного международного образовательного и научного центра;
развертывание конгрессной и выставочной деятельности с участием стран Азиатско-Тихоокеанского региона.
VII. Ожидаемые результаты
В результате реализации настоящей программы к 2020 году на Дальнем Востоке будет создан качественно новый научно-образовательный центр, привлекательный для талантливых молодых людей и специалистов со всего мира, который станет каналом технологического и научного обмена со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Университет будет обладать собственным потенциалом дальнейшего развития, в том числе за счет участия в решении задач социально-экономического развития Дальневосточного федерального округа и страны в целом.
К 2019 году в университете будут обучаться порядка 30000 студентов, доля магистров и аспирантов в общем числе студентов составит 25 процентов. Четвертую часть студентов составят иностранные студенты, в том числе из стран Азиатско-Тихоокеанского региона.
Профессорско-преподавательский состав университета достигнет нового качества, образовательная деятельность университета будет осуществляться на 2 - 3 языках. До 70 процентов преподавателей получат опыт работы в ведущих университетах и центрах в России и иностранных государствах. Публикационная активность преподавателей и научных сотрудников университета составит до 400 работ в зарубежных изданиях, индексируемых иностранными организациями. В 2019 году университет войдет в число 300 лучших университетов мира по приоритетным направлениям деятельности по одному из признанных международных рейтингов вузов (QS).
Приложение N 1
к программе развития федерального
государственного автономного
образовательного учреждения высшего
профессионального образования
"Дальневосточный федеральный университет"
на 2010-2019 годы
План
реализации мероприятий программы развития федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Дальневосточный федеральный университет" на 2010-2019 годы
Содержание работ |
Ожидаемые результаты |
Сроки |
||
I. Первый этап (2010-2013 годы) - стратегические инвестиции
| ||||
Кадровое развитие, направленное на переподготовку действующих профессионалов для реализации новых моделей образовательного процесса и проведения исследований международного качества, а также на обновление научно-преподавательского корпуса и создание условий продуктивной образовательной, научной и инновационной деятельности
| ||||
1. |
Создание эффективной системы мотивации профессионального развития и достижения высоких результатов научно-педагогических работников, включая поддержку высокой академической продуктивности, а также стимулирование руководства образовательными программами, стимулирование внедрения новых технологий и внедрение антикоррупционных механизмов |
формирование системы стимулов профессионального развития сотрудников; ориентирование всех сотрудников университета на продуктивную, инициативную работу и достижение высоких результатов, введение принципа дифференцированной оплаты труда в зависимости от индивидуальных достижений |
2010-2012 годы |
|
2. |
Интенсивная языковая переподготовка профессорско-преподавательского состава, содействие обеспечению профессионального уровня владения английским языком профессорско-преподавательским составом, а также сохранение и развитие компетенций в области восточных языков и распространение практики освоения восточных языков специалистами других областей |
качественное обновление языковых компетенций научно-педагогических работников университета; формирование профессионального знания английского языка в академической среде и освоение профессорско-преподавательским составом восточных языков, необходимых для тесного взаимодействия со странами Азиатско-Тихоокеанского региона; овладение к 2014 году 25 процентами профессорско-преподавательского состава английским языком на уровне, необходимом для преподавания и написания статей в англоязычные журналы |
2010-2019 годы |
|
3. |
Привлечение талантливых преподавателей и молодых ученых для работы в университете, в том числе путем приглашения на работу российских граждан, получивших образование и опыт работы в ведущих зарубежных университетах, как на профессорские должности, так и на создаваемые должности научных сотрудников для выпускников аспирантуры |
эффективная реализация политики кадрового обновления; привлечение талантливых специалистов; формирование исследовательских команд под руководством ученых, имеющих опыт работы в ведущих научных центрах мира; обеспечение высокого уровня входящей академической мобильности и укрепление партнерских отношений с российскими и зарубежными университетами |
2011-2019 годы |
|
4. |
Повышение квалификации кадров (прежде всего в форме стажировок) в ведущих образовательных, научных и предпринимательских центрах России и других стран, поддержка временной (до одного семестра) работы преподавателей университета в лучших университетах стран Азиатско-Тихоокеанского региона и на инновационных предприятиях Российской Федерации и Азиатско-Тихоокеанского региона |
реализация комплексной программы повышения квалификации научно-педагогических кадров; изучение передового опыта и постоянное обновление профессиональных компетенций профессорско-преподавательского состава; формирование кадрового резерва университета; развитие академической мобильности; прохождение стажировок к 2014 году каждого 4-го преподавателя в ведущих российских и зарубежных университетах и научных центрах |
2011-2019 годы |
|
5. |
Реализация в новом кампусе возможности для преподавателя заниматься учебной и научной работой в течение всего рабочего дня, включающей обеспечение каждого преподавателя современным рабочим местом и создание среды для профессионального общения |
формирование принципиально новой среды для профессионального общения научно-педагогических работников, обеспечивающей циркуляцию идей и генерацию инноваций; обеспечение в кампусе к 2014 году каждого преподавателя собственным рабочим местом, позволяющим ему плодотворно заниматься научно-исследовательской и преподавательской деятельностью |
2012-2019 годы |
|
Реализация новых моделей образовательного процесса, нацеленных на достижение современного качества образования и высокую мотивацию студентов
| ||||
6. |
Разработка оригинальных образовательных стандартов и учебных программ, характеризующихся высокой гибкостью и индивидуализацией, усилением роли практики, самостоятельной и проектной работы, увеличением доли курсов различной сложности освоения и курсов по выбору, и импорт наиболее конкурентоспособных таких стандартов и программ, а также формирование предложения программ повышенной сложности для талантливых студентов |
формирование современных образовательных программ, отвечающих международным стандартам качества; осуществление подготовки в 2013 году 30 новых образовательных программ, внедренных в учебный процесс на активных методах обучения; преимущественная подготовка кадров в рамках 2-уровневой модели обучения по очной форме; обеспечение гибкости образовательных программ и варьирования профессиональных компетенций; усиление роли практики, самостоятельной и проектной работы студентов; создание условий для формирования студентами индивидуальных образовательных траекторий и подготовки высокопрофессиональных кадров с уникальными компетенциями |
2010-2019 годы |
|
7. |
Разработка и реализация магистерских программ совместно с Дальневосточным отделением Российской академии наук и создание кафедр университета на базе Дальневосточного отделения Российской академии наук |
использование научного потенциала Дальневосточного отделения Российской академии наук; создание условий для применения полученных студентами знаний и приобретения профессиональных компетенций непосредственно в исследовательской и производственной среде |
2010-2019 годы |
|
8. |
Приоритетное развитие системы магистерских программ для подготовки высококвалифицированных специалистов, в том числе целевых магистерских программ, обеспечивающих подготовку кадров в соответствии с потребностями крупных российских корпораций, развитие педагогической магистратуры, развитие системы специализированных программ в области инженерии и технологии с одновременным углубленным изучением одного из восточных языков и продолжительными практиками в соответствующих странах |
формирование широкого пула специализированных магистерских программ; подготовка высококвалифицированных кадров, востребованных региональным рынком труда; создание уникальных программ в области инженерии, необходимых для тесной интеграции в научно-образовательное и технологическое пространство стран Азиатско-Тихоокеанского региона и развития конкурентных преимуществ университета в общероссийском масштабе |
2010-2019 годы |
|
9. |
Внедрение технологических систем поддержки учебной деятельности студентов и преподавателей, включая автоматизированную систему оценки знаний, управления содержанием обучения, интегрированные информационные ресурсы отдельных учебных курсов и ресурсы электронной библиотеки, доступ к российским и международным базам данных, трансформацию системы дистанционного обучения, а также внедрение единого стандарта электронного представления образовательных программ и модулей и перевод на интегрированные платформы учебных курсов университета |
комплексная модернизация форм, методов и технического обеспечения учебного процесса, которые необходимы для обеспечения высокого уровня профессиональной подготовки; перевод в 2017 году на технологические системы поддержки учебной деятельности всех учебных курсов университета, в том числе всех курсов заочных программ обучения; модернизация дистанционного обучения на основе технологических систем |
2010-2017 годы |
|
10. |
Формирование системы непрерывного профессионального образования для Дальневосточного федерального округа, в том числе путем создания центра бизнес-образования мирового уровня и организации на базе университета образовательных центров крупных компаний, объединяющих различные формы и уровни подготовки, а также построение гибкой модульной системы дополнительного профессионального образования, в том числе разработка новых программ дополнительного профессионального образования в рамках приоритетных направлений развития и увеличение числа специализированных программ дополнительного профессионального образования |
модернизация системы дополнительного профессионального образования и увеличение предложения востребованных программ дополнительного профессионального образования на региональном рынке; значительное увеличение числа обучающихся на программах дополнительного профессионального образования; укрепление и развитие приоритетных направлений за счет программ дополнительного профессионального образования |
2010-2014 годы |
|
11. |
Обеспечение открытости и прозрачности образовательного процесса, включая внедрение антикоррупционных технологий в систему контроля качества обучения и учебного процесса, широкое использование внешних квалификационных экзаменов и объективных форм оценки учебных результатов, мониторинг востребованности образовательных программ, выстраивание системы обратной связи с работодателями для уточнения требований к знаниям и компетенциям выпускников университета и обеспечение регулярной внешней экспертизы образовательной деятельности университета, в том числе с участием зарубежных экспертов |
достижение высокого уровня и качества профессиональной подготовки выпускников университета, обеспечение востребованности выпускников в ведущих компаниях и на предприятиях Дальневосточного федерального округа; повышение престижа диплома университета; формирование корпоративной культуры, базирующейся на высоких моральных принципах и профессиональном кодексе чести |
2010-2019 годы |
|
12. |
Обеспечение интернационализации образовательного процесса, создание образовательных программ, привлекательных для иностранных студентов из Азиатско-Тихоокеанского региона, в том числе программ на английском языке, реализуемых как совместно с зарубежными университетами, так и самостоятельно, а также проведение международной аккредитации образовательных программ
|
достижение уровня лучших мировых стандартов в области образования; доведение доли иностранных учащихся до 6 процентов в 2013 году и до 25 процентов в 2019 году; интенсивный рост доходов университета за счет приема иностранных граждан на платное обучение |
2010-2019 годы |
|
Интеграция образовательного процесса с процессом исследований, разработок и инновационной деятельностью, которые ориентированы на лучшие мировые стандарты
| ||||
13. |
Формирование совместно с Дальневосточным отделением Российской академии наук используемой исследовательской и инновационной инфраструктуры, включая расширение сети центров коллективного пользования и научно-образовательных центров, создание базовых кафедр |
значительное увеличение научного потенциала университета за счет интеграции с ведущими научными институтами Дальнего Востока; достижения к 2014 году 120 публикаций в зарубежных изданиях, индексируемых иностранными организациями |
2010-2019 годы |
|
14. |
Внедрение программ аспирантуры, обеспечивающих полную занятость аспирантов научной работой, а также привлечение к руководству аспирантами ученых Дальневосточного отделения Российской академии наук и зарубежных специалистов |
тесная интеграция науки и образования; подготовка высокопрофессиональных научных кадров на уровне лучших мировых стандартов; увеличение объемов научно-исследовательских работ |
2011-2019 годы |
|
15. |
Включение исследователей университета в международные исследовательские программы и проекты Азиатско-Тихоокеанского региона, внедрение новых российских проектов, привлекательных для участия международных партнеров, развитие партнерских отношений с научными и технологическими центрами других стран (в первую очередь стран Азиатско-Тихоокеанского региона) по каждому приоритетному направлению развития |
выход на рынок глобальных исследований и разработок; интенсивное развитие партнерских отношений с научными и технологическими центрами стран Азиатско-Тихоокеанского региона; повышение научного авторитета университета; увеличение доходов от научно-исследовательской работы |
2010-2019 годы |
|
16. |
Формирование исследовательских институтов и центров в интересах крупных компаний или консорциумов компаний для выполнения фундаментальных и прикладных исследований за счет средств внебюджетных источников, обеспечение комплексного мониторинга передовых научных исследований и технологий по приоритетным направлениям развития университета и среднесрочного прогнозирования по всем приоритетным направлениям развития университета |
обеспечение комплексных фундаментальных прикладных и технологических исследований и разработок, востребованных региональной экономикой и необходимых для интенсивного развития основных региональных кластеров (соответствующих приоритетных направлений развития университета); вывод научных исследований и разработок университета на мировой уровень; создание и реализация системы научного прогнозирования |
2011-2019 годы |
|
17. |
Создание исследовательских центров, обеспечивающих уникальность имени университета по ряду тематик, создание внутренних механизмов университета и его подразделений (программа университета "Научный фонд"), предназначенных для поддержки проведения индивидуальных и коллективных научных исследований и участие в научных мероприятиях, а также создание системы регулярной внешней экспертизы и оценки качества научно-исследовательских работ, в том числе с участием зарубежных экспертов |
проведение исследований на уровне лучших мировых стандартов; ускоренная интеграция в мировое научное пространство, преодоление изоляции российской науки; формирование системы финансовой поддержки научных исследований на конкурсной основе и реализация за счет средств научных фондов университета наиболее значимых научно-исследовательских проектов; формирование современной международной академической культуры; обеспечение уникальности имени университета, повышение его престижа и развитие приоритетных исследований в ряде областей (в первую очередь в рамках приоритетного направления развития университета) |
2010-2019 годы |
|
18. |
Развитие системы летних школ и конференций, в том числе для молодых ученых и студентов, а также укрепление профессиональных связей ученых университета |
включение преподавателей и студентов университета в международную научную коммуникацию |
2011-2019 годы |
|
19. |
Создание международных научных журналов с участием университета в ведущих зарубежных издательствах |
интеграция в мировое научное пространство; повышение научного авторитета университета и его продвижение в международных рейтингах; вхождение в 2013 году университета в топ 600 и к 2019 году - в топ 350 ведущих университетов мира по одному из признанных международных рейтингов вузов (QS) |
2013-2019 годы |
|
Привлечение абитуриентов, имеющих высокий проходной балл при сдаче единого государственного экзамена, победителей олимпиад для обучения в университете из Дальневосточного федерального округа, других регионов России, и иностранных студентов
| ||||
20. |
Проведение эксперимента по апробированию новой системы мотивации студентов и аспирантов к учебе и научно-исследовательской работе, в том числе дополнительная поддержка студентов и аспирантов, достигших высоких результатов в учебной и научно-исследовательской деятельности, а также обеспечение за счет внебюджетных источников проезда студентов, поступивших в университет из европейской части России на основании высокого балла единого государственного экзамена или в результате высоких показателей по результатам участия в олимпиадах, к месту учебы |
формирование эффективной системы стимулирования учебной, научной и проектной деятельности обучающихся; реализация принципов учебной конкуренции и кооперации (работа в команде); повышение уровня подготовки и профессиональных компетенций выпускников; повышение качества студентов университета; привлечение талантливой молодежи (в том числе представителей других регионов Российской Федерации и иностранцев) в Приморский край |
2010-2019 годы |
|
21. |
Развитие работы с перспективными школьниками из Дальневосточного федерального округа путем использования современных механизмов профессиональной ориентации и участия в формировании специализированных школ и классов |
поиск и привлечение талантливых абитуриентов; активная профориентационная деятельность университета в регионе |
2012-2019 годы |
|
Формирование университетской инфраструктуры, интегрирующей здания, сооружения, оборудование и технологии последнего поколения
| ||||
22. |
Освоение 1-й очереди кампуса, уточнение проекта размещения и оборудования подразделений в кампусе и проектировании среды с использованием лучшего международного опыта, создание и развитие учебной, научной и рекреационной среды, оборудование учебных аудиторий и оснащение лабораторий, занимающихся исследованиями по приоритетным направлениям развития, на уровне ведущих университетов мира |
достроенная первая очередь кампуса и освоение кампуса в 2013 году; создание высокотехнологичного кампуса университета с современной инфраструктурой, сервисами для студентов и преподавателей, а также хорошо оснащенными научными лабораториями |
2012-2014 годы |
|
23. |
Предоставление земельного участка на полуострове Саперный, проектирование и строительство на этой территории 2-й очереди кампуса, предполагающей размещение подразделений, в том числе лабораторий, используемых совместно с Дальневосточным отделением Российской академии наук (кафедр, лабораторий и других подразделений), исследовательских и конструкторских подразделений крупных международных корпораций |
развитие уникальной инфраструктуры университета, повышение его инвестиционной привлекательности и организация площадок для взаимодействия с крупными международными корпорациями; увеличение числа компаний - партнеров университета и объемов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ |
2012-2014 годы |
|
24. |
Создание современной технологичной системы функционирования кампуса, включая интегрированную информационную систему университета, в которую входят универсальная электронная карта, сервисы электронного университета, корпоративный и образовательный порталы |
формирование и развитие информационных ресурсов университета, объединенных в единую систему; интенсивное развитие библиотечных ресурсов, обеспечивающее интеграцию в глобальное научное пространство |
2010-2019 годы |
|
25. |
Формирование кампуса университета как привлекательной учебной, рекреационно-досуговой зоны, развитие спорта и культуры как важных элементов привлечения студентов, разработка и реализация программ поддержки студенческих инициатив, организация досугового пространства нового кампуса, а также организация спортивного пространства кампуса |
эффективное использование развитой инфраструктуры нового кампуса для привлечения студентов, исследователей, преподавателей; повышение конкурентоспособности университета на мировом рынке; проектирование инфраструктуры университета с ориентацией на модель кампуса, реализация которой направлена на защиту окружающей среды; создание комфортной обстановки для студентов и преподавателей |
2012-2019 годы |
|
26. |
Вовлечение в хозяйственный оборот зданий, находящихся в федеральной собственности и оперативном управлении университета, путем реализации инвестиционного проекта с последующим направлением средств на строительство 2-й очереди кампуса (в рамках федеральной целевой программы "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 1996 г. N 480) |
расширение и развитие инфраструктуры кампуса на острове Русский |
2012-2019 годы |
|
27. |
Строительство на территории кампуса медицинского центра, студенческой клиники и центра нанотехнологий дополнительного профессионального образования в рамках указанной федеральной целевой программы |
медицинский центр, студенческая клиника и центр нанотехнологий дополнительного профессионального образования |
2012-2019 годы |
|
Развитие инновационной составляющей деятельности университета, направленной на усиление влияния университета на модернизационные процессы в экономике и социальной сфере региона, а также на обеспечение его финансовой устойчивости
| ||||
28. |
Создание инфраструктуры коммерциализации исследований и разработок и поддержки инновационных предприятий, в том числе развитие патентных служб, развитие бизнес-инкубатора, создание офиса трансфера технологий, создание и реализация программы университета "Венчурные фонды университета" (инвестиционные фонды, работающие исключительно с инновационными проектами с высокой или относительно высокой степенью риска в ожидании чрезвычайно высокой прибыли) |
формирование высокоэффективной инфраструктуры коммерциализации исследований и разработок; создание широкой внедренческой зоны университета; формирование пояса инновационных предприятий и стимулирование развития инновационного бизнеса в Дальневосточном федеральном округе |
2010-2019 годы |
|
29. |
Формирование конструкторских, проектных и консалтинговых бюро по приоритетным направлениям развития, в том числе реализация предпроектных исследований, части проектных работ и необходимых научно-технических и опытно-конструкторских работ на стадии ввода в эксплуатацию крупных промышленных и инфраструктурных объектов, предусмотренных инвестиционными планами крупнейших российских корпораций на Дальнем Востоке |
увеличение объема прикладных исследований и разработок, реализуемых в целях интенсивного социально-экономического развития региона; расширение числа внешних партнеров и заказчиков; интеграция университета в масштабные проекты, реализуемые на Дальнем Востоке и привлекающие значительные инвестиции; усиление регионального влияния университета и повышение его авторитета в бизнес-среде |
2012-2019 годы |
|
30. |
Создание в рамках приоритетных направлений развития площадок технического, консультационного и информационного обслуживания формирующихся в районе объединений промышленных предприятий, бизнеса, научных и образовательных институтов |
формирование комплексной системы поддержки зарождающихся в регионе промышленных кластеров (в соответствии с выделенными приоритетными направлениями развития университета) |
2012-2019 годы |
|
31. |
В консорциуме с ведущими зарубежными технопарками создание технопарка университета, управляемого профессиональной организацией |
развитие высокотехнологичной инфраструктуры и инновационной деятельности университета; доведение объемов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, выполняемых на базе технопарка, до 15 млн. долларов в год к 2017 году |
2013-2019 годы |
|
Формирование в университете центра коммуникации и партнерства с элитами и субъектами инновационной экономики стран Азиатско-Тихоокеанского региона
| ||||
32. |
Создание полидисциплинарного центра исследований Азиатско-Тихоокеанского региона с участием ведущих ученых региона, включая институт передовых азиатско-тихоокеанских исследований |
укрепление позиций университета во взаимодействии с научно-образовательными центрами стран Азиатско-Тихоокеанского региона; развитие тесных партнерских отношений, совместной образовательной и научной деятельности |
2011-2015 годы |
|
33. |
Проведение летних и зимних школ для молодежи и специалистов из стран Азиатско-Тихоокеанского региона и обслуживание краткосрочных образовательных мероприятий, проводимых организациями стран Азиатско-Тихоокеанского региона |
привлечение студентов и исследователей из стран Азиатско-Тихоокеанского региона, стимулирование академической мобильности и увеличение доходов университета от образовательной деятельности |
2013-2019 годы |
|
34. |
Поддержание участия университета, его подразделений и специалистов в профессиональных ассоциациях Азиатско-Тихоокеанского региона |
развитие научного сотрудничества со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, интеграция в рынок научно-исследовательских и технологических разработок азиатских стран, продвижение научных разработок университета |
2011-2019 годы |
|
35. |
Развитие институциональных партнерств с ведущими научно-образовательными центрами и корпорациями Азиатско-Тихоокеанского региона, включая создание совместных программ научных проектов, создание совместных исследовательских лабораторий и испытательных полигонов для техники и технологий |
институциональное партнерство с ведущими научно-образовательными центрами и корпорациями Азиатско-Тихоокеанского региона |
2012-2019 годы |
|
36. |
Создание представительств университета в странах Азиатско-Тихоокеанского региона при поддержке МИДа России и Россотрудничества, открытие и поддержка культурных центров стран Азиатско-Тихоокеанского региона в кампусе университета |
расширение экспорта образовательных услуг университета в страны Азиатско-Тихоокеанского региона; развитие культурных связей с азиатскими странами |
2013-2019 годы |
|
37. |
Создание образовательных центров с языковыми, общеобразовательными и профориентационными программами для молодежи стран Азиатско-Тихоокеанского региона, желающей обучаться в российских вузах |
формирование общенационального образовательного центра для подготовки иностранных студентов; продвижение российского образования и повышение его привлекательности на рынках стран Азиатско-Тихоокеанского региона; увеличение доли иностранных учащихся и повышение уровня их подготовки в масштабах России; участие университета в решении проблемы культурной адаптации мигрантов из стран Азиатско-Тихоокеанского региона (в первую очередь Китая) |
2010-2014 годы |
|
Создание новой организационной структуры и системы эффективного управления университетом
| ||||
38. |
Разработка и реализация новой модели управления университетом, предусматривающей делегирование полномочий по организации образовательного процесса и научно-исследовательской деятельности основным структурным подразделениям (школам), переподготовку и привлечение новых управленческих кадров для реализации этой модели, создание основных комплексных подразделений (школ), обеспечивающих реализацию образовательных программ и проведение научных исследований в определенной области знаний, создание системы управления образовательными программами и формирование института руководителей образовательных программ |
реструктуризация университета в соответствии с его целями и задачами; разграничение функций центральных органов управления и органов управления основными структурными подразделениями; усиление ответственности структурных подразделений за организацию образовательного процесса и научных исследований; концентрация центральных органов управления на решении стратегических задач; построение эффективной системы управления |
2010-2015 годы |
|
39. |
Формирование имиджа университета и ведущих подразделений, а также продвижение и профессиональное управление репутацией университета |
повышение авторитета и престижа университета в научной, образовательной и бизнес-среде; обеспечение привлекательности университета для ученых, преподавателей, студентов и предпринимателей |
2010-2015 годы |
|
40. |
Формирование и поддержка деятельности органов общественно-государственной экспертизы, таких, как наблюдательный совет университета (формируется из представителей экспертного сообщества, органов государственной власти, компаний-работодателей, деловых ассоциаций, средств массовой информации, общественности, науки и образования) и международный консультационный комитет (формируется из специалистов ведущих зарубежных университетов и научных центров) разрабатывает предложения и рекомендации по развитию приоритетных направлений развития с учетом лучшего международного опыта |
создание комплексной системы внешнего консультирования и контроля над работой университета, необходимой для эффективного участия университета в реализации социально-экономической стратегии развития Дальневосточного федерального округа, постоянного обновления образовательных программ, а также обеспечения высокого качества научно-исследовательских работ и увеличения числа внешних заказчиков и партнеров университета |
2010-2015 годы |
|
41. |
Обеспечение прозрачности административных решений, обратной связи и внедрения антикоррупционных технологий на всех уровнях управления |
повышение эффективности управления за счет скоординированного и прозрачного принятия добросовестных и ответственных решений; вовлечение всех сотрудников университета в процесс управления и стратегического развития университета |
2010-2019 годы |
|
42. |
Внедрение системы менеджмента качества, охватывающей систему управления, научную, образовательную и инновационную деятельность |
обеспечение качества научной, образовательной и инновационной деятельности университета на уровне мировых стандартов |
2012-2015 годы |
|
II. Второй этап (2014 - 2019 годы) - качественные изменения и получение отдачи от инвестиций предыдущего периода
| ||||
Кадровое развитие, направленное на переподготовку действующих профессионалов для реализации новых моделей образовательного процесса и проведения исследований международного качества, а также на обновление научно-преподавательского корпуса и создание условий продуктивной образовательной, научной и инновационной деятельности
| ||||
43. |
Привлечение талантливых преподавателей и молодых ученых для работы в университете, в том числе путем приглашения на работу российских граждан, получивших образование и опыт работы в ведущих зарубежных университетах, как на профессорские должности, так и на создаваемые должности научных сотрудников для выпускников аспирантуры |
повышение уровня интернационализации университета, усиление научного потенциала и обеспечение кадрами самой высокой квалификации |
2014-2019 годы |
|
Реализация новых моделей образовательного процесса, нацеленных на достижение современного качества образования и высокую мотивацию студентов
| ||||
44. |
Разработка оригинальных образовательных стандартов и учебных программ, характеризующихся высокой гибкостью и индивидуализацией, усилением роли практики, самостоятельной и проектной работы, увеличением доли курсов различной сложности освоения и курсов по выбору, и импорт наиболее конкурентоспособных таких стандартов и программ, а также формирование предложения программ повышенной сложности для талантливых студентов |
подготовка востребованных специалистов с опережающими и уникальными компетенциями |
2014-2019 годы |
|
45. |
Формирование системы непрерывного профессионального образования для Дальневосточного федерального округа, в том числе путем создания центра бизнес-образования мирового уровня и организации на базе университета образовательных центров крупных компаний, объединяющих различные формы и уровни подготовки, а также построение гибкой модульной системы дополнительного профессионального образования, в том числе разработка новых программ дополнительного профессионального образования в рамках приоритетных направлений развития и увеличение числа специализированных программ дополнительного профессионального образования |
значительное повышение роли университета в развитии региональной системы дополнительного профессионального образования; профессиональная переподготовка на базе университета сотрудников крупных региональных компаний; обеспечение региона управленческими кадрами высокого уровня; вывод на новый уровень партнерских отношений со странами Азиатско-Тихоокеанского региона |
2014-2019 годы |
|
46. |
Обеспечение открытости и прозрачности образовательного процесса, включая внедрение антикоррупционных технологий в систему контроля качества обучения и учебного процесса, широкое использование внешних квалификационных экзаменов и объективных форм оценки учебных результатов, мониторинг востребованности образовательных программ, выстраивание системы обратной связи с работодателями для уточнения требований к знаниям и компетенциям выпускников университета и обеспечение регулярной внешней экспертизы образовательной деятельности университета, в том числе с участием зарубежных экспертов |
обеспечение соответствия образовательных программ международным стандартам качества, обновленные методики обучения и содержания учебных курсов |
2014-2019 годы |
|
Интеграция образовательного процесса с процессом исследований, разработок и инновационной деятельностью, ориентированных на лучшие мировые стандарты
| ||||
47. |
Формирование совместно с Дальневосточным отделением Российской академии наук используемой исследовательской и инновационной инфраструктуры, включая расширение сети центров коллективного пользования и научно-образовательных центров, создание базовых кафедр |
наращивание научно-исследовательского потенциала; увеличение числа высокотехнологичных научных подразделений университета |
2017-2019 годы |
|
Развитие инновационной составляющей деятельности университета, направленной на усиление влияния университета на модернизационные процессы в экономике и социальной сфере региона, а также на обеспечение его финансовой устойчивости
| ||||
48. |
Создание в рамках приоритетных направлений развития площадок технического, консультационного и информационного обслуживания формирующихся в регионе объединений промышленных предприятий, бизнеса, научных и образовательных институтов |
техническое обслуживание и выполнение работ для размещаемых во второй очереди кампуса научно-технических подразделений ведущих российских и зарубежных компаний; увеличение объемов прикладных разработок и инновационной деятельности университета; устойчивый рост коммерциализации разработок |
2017-2019 годы |
|
49. |
В консорциуме с ведущими зарубежными технопарками создание технопарка университета, управляемого профессиональной организацией |
развитие технопарка; развитие высокотехнологичной инфраструктуры и инновационной деятельности университета; доведение объемов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, выполняемых на базе технопарка, до 20 млн. долларов в год по отношению к 2019 году |
2017-2019 годы |
|
Формирование в университете центра коммуникации и партнерства с элитами и субъектами инновационной экономики стран Азиатско-Тихоокеанского региона
| ||||
50. |
Разворачивание международной конгрессной, выставочной и ярмарочной деятельности на базе нового кампуса университета с привлечением ведущих международных ассоциаций и компаний |
развитие партнерских отношений с крупными компаниями, ассоциациями, научными и культурными организациями стран Азиатско-Тихоокеанского региона; улучшение инвестиционного климата; продвижение российских товаров и услуг, развитие культурного обмена |
2014-2019 годы |
|
51. |
Развитие институциональных партнерств с ведущими научно-образовательными центрами и корпорациями Азиатско-Тихоокеанского региона, включая создание совместных программ и научных проектов, создание совместных исследовательских лабораторий и испытательных полигонов для техники и технологий |
организация образовательных программ и научных проектов совместно с ведущими научно-образовательными центрами и корпорациями Азиатско-Тихоокеанского региона, в том числе организация совместных исследовательских лабораторий и испытательных полигонов для техники и технологий; усиление образовательного, научного и инновационного потенциала университета; рост доходов по всем основным направлениям деятельности |
2014-2019 годы |
Приложение N 2
к программе развития федерального
государственного автономного
образовательного учреждения высшего
профессионального образования
"Дальневосточный федеральный университет"
на 2010-2019 годы
Целевые показатели и критерии оценки
эффективности деятельности федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Дальневосточный федеральный университет"
|
Единица измерения |
2010* год |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
|
I. Кадровое развитие, направленное на переподготовку действующих профессионалов для реализации новых моделей образовательного процесса и проведения исследований международного качества, а также на обновление научно-преподавательского корпуса и создание условий продуктивной образовательной, научной и инновационной деятельности
| ||||||||||||
1. |
Количество научно-педагогических работников университета |
человек |
1600 |
3300 |
3350 |
3400 |
3450 |
3500 |
3550 |
3600 |
3650 |
3700 |
2. |
Доля профессорско-преподавательского состава c ученой степенью в общей численности профессорско-преподавательского состава |
процентов |
63,3 |
65 |
66 |
68 |
69 |
70 |
71 |
72 |
73 |
75 |
3. |
Доля профессорско-преподавательского состава, имеющего опыт работы и прошедшего стажировки в ведущих российских и зарубежных университетах и научных центрах, в общей численности профессорско-преподавательского состава |
-"- |
8 |
10 |
15 |
25 |
30 |
35 |
40 |
50 |
60 |
70 |
4. |
Доля профессорско-преподавательского состава, владеющего английским языком (имеющего соответствующий сертификат), в общей численности профессорско-преподавательского состава |
-"- |
10 |
12 |
15 |
25 |
30 |
30 |
30 |
35 |
35 |
35 |
II. Реализация новых моделей образовательного процесса, нацеленных на достижение современного качества образования и высокую мотивацию студентов
| ||||||||||||
5. |
Количество новых образовательных программ, внедренных в учебный процесс и основанных на активных методах обучения |
единиц |
- |
5 |
25 |
30 |
40 |
30 |
30 |
20 |
20 |
20 |
6. |
Доля учебных курсов, переведенных на интегрированные электронные платформы поддержки учебного процесса, в общем количестве реализуемых университетом учебных курсов |
процентов |
- |
10 |
40 |
70 |
90 |
90 |
90 |
90 |
90 |
90 |
7. |
Место университета в одном из признанных международных рейтингов вузов (QS) |
единиц |
свыше 600 |
свыше 600 |
600 |
600 |
500 |
500 |
500 |
450 |
400 |
300 |
III. Интеграция образовательного процесса с процессом исследований, разработок и инновационной деятельностью, которые ориентированы на лучшие мировые стандарты
| ||||||||||||
8. |
Количество вновь созданных кафедр, лабораторий и школ по приоритетным направлениям деятельности университета |
единиц (нарастающим итогом) |
4 |
17 |
30 |
40 |
50 |
60 |
70 |
80 |
90 |
100 |
9. |
Доля выпускников аспирантуры, успешно защитивших кандидатские диссертации, в общем числе аспирантов, принятых в аспирантуру университета 4 года назад |
процентов |
30 |
32 |
35 |
38 |
41 |
44 |
47 |
50 |
53 |
55 |
10. |
Количество публикаций в зарубежных изданиях, индексируемых иностранными и российскими организациями (Web of Science, Scopus) |
единиц (в год) |
70 |
80 |
90 |
120 |
180 |
230 |
270 |
310 |
350 |
400 |
11. |
Количество реализованных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, полученных грантов и заключенных международных контрактов в университете |
-"- |
80 |
160 |
180 |
200 |
210 |
220 |
230 |
240 |
250 |
260 |
12. |
Общий объем средств научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в университете |
млн. рублей (в год) |
115 |
320 |
350 |
400 |
500 |
600 |
700 |
800 |
900 |
1000 |
13. |
Доля средств, полученных за счет выполнения научно-исследовательских работ и научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в общих доходах университета |
процентов |
8 |
9 |
10 |
13 |
15 |
17 |
19 |
22 |
23 |
25 |
IV. Привлечение абитуриентов, имеющих высокий проходной балл при сдаче единого государственного экзамена, победителей олимпиад для обучения в университете из Дальневосточного федерального округа, других регионов России, и иностранных студентов
| ||||||||||||
14. |
Количество студентов, обучающихся по очной форме обучения |
тыс. человек |
10,5 |
25 |
27,5 |
27 |
27,5 |
28 |
28,5 |
29 |
29,5 |
30 |
15. |
Доля бакалавров, специалистов, магистров и аспирантов в общей численности обучающихся по очной форме обучения |
процентов |
94,5/5,5 |
94,5/5,5 |
93/7 |
92/8 |
89/11 |
87/13 |
85/15 |
80/20 |
78/22 |
75/25 |
16. |
Доля иностранных студентов в общей численности обучающихся по очной форме обучения |
-"- |
2,4 |
3 |
3,7 |
6 |
10 |
13 |
16 |
20 |
25 |
25 |
V. Формирование университетской инфраструктуры, интегрирующей здания, сооружения, оборудование и технологии последнего поколения
| ||||||||||||
17. |
Доля аудиторий и лабораторий университета, оснащенных современным учебным, научным и научно-производственным оборудованием, в общем числе аудиторий и лабораторий университета |
процентов |
5 |
7 |
10 |
60 |
70 |
80 |
85 |
90 |
90 |
90 |
18. |
Доля зданий кампуса университета, охваченных беспроводной компьютерной сетью, в общей площади зданий кампуса университета |
-"- |
- |
- |
50 |
80 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
VI. Развитие инновационной составляющей деятельности университета, направленной на усиление влияния университета на модернизационные процессы в экономике и социальной сфере региона, а также на обеспечение его финансовой устойчивости
| ||||||||||||
19. |
Количество малых инновационных предприятий, действующих в инновационной системе университета |
единиц (нарастающим итогом) |
2 |
16 |
20 |
25 |
30 |
35 |
40 |
45 |
50 |
55 |
20. |
Количество охранных документов (патентов и др.), подтверждающих права университета на распоряжение объектами интеллектуальной собственности, и лицензионных соглашений, выданных другим организациям для использования объектов интеллектуальной собственности университета |
-"- |
18 |
200 |
240 |
280 |
330 |
380 |
430 |
490 |
540 |
600 |
VII. Формирование в университете центра коммуникации и партнерства с элитами и субъектами инновационной экономики стран Азиатско-Тихоокеанского региона
| ||||||||||||
21. |
Количество организованных международных мероприятий (конференций, выставок, ярмарок, симпозиумов) |
единиц (в год) |
12 |
37 |
40 |
43 |
46 |
49 |
52 |
55 |
58 |
60 |
22. |
Количество созданных совместно с представителями стран Азиатско-Тихоокеанского региона центров научной, культурной и деловой коммуникации |
единиц (нарастающим итогом) |
8 |
9 |
11 |
13 |
15 |
18 |
21 |
24 |
27 |
30 |
VIII. Создание новой организационной структуры и системы эффективного управления университетом
| ||||||||||||
23. |
Доля документов, вовлеченных в электронный документооборот, в общем количестве документов университета |
процентов |
- |
8 |
15 |
20 |
30 |
40 |
50 |
60 |
70 |
80 |
24. |
Объем внебюджетных доходов |
млн. рублей в год |
726,2 |
1500 |
1600 |
1800 |
2000 |
2200 |
2400 |
2750 |
2900 |
3000 |
______________________________
* Без учета потенциала присоединяемых вузов.
Приложение N 3
к программе развития федерального
государственного автономного
образовательного учреждения высшего
профессионального образования
"Дальневосточный федеральный университет"
на 2010-2019 годы
Финансовый план
обеспечения программы развития федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Дальневосточный федеральный университет" на 2010-2019 годы
(млн. рублей)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Правительства РФ от 17 декабря 2010 г. N 2300-р
Текст распоряжения опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации от 24 января 2011 г. N 4 ст. 621
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Распоряжение Правительства РФ от 3 февраля 2016 г. N 141-р