Окончательная резолюция CM/ResDH(2017)95 по исполнению Постановления Европейского Суда по правам человека по делу "Ранцев против Кипра и Российской Федерации"*
(принята Комитетом министров 10 марта 2017 г. на 1280-м заседании представителей министров)
* (* Постановление Европейского Суда от 7 января 2010 г., жалоба N 29965/04 (примеч. редактора).)
Номер жалобы |
Название дела |
Дата вынесения Постановления |
Дата вступления Постановления в силу |
25965/04 |
"Ранцев против Кипра и Российской Федерации" |
07.01.2010 |
10.05.2010 |
Комитет министров Совета Европы в соответствии с пунктом 2 статьи 46 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (далее - Конвенция), который предусматривает, что Комитет министров осуществляет надзор за исполнением окончательных постановлений Европейского Суда по правам человека (далее - Европейский Суд),
с учетом окончательных постановлений, переданных Европейским Судом Комитету министров, по данному делу и установленного нарушения,
напоминая, что нарушения Конвенции, установленные Европейским Судом по настоящему делу, затрагивают смерть при сомнительных обстоятельствах дочери заявителя, которая выехала из Российской Федерации на Кипр по "артистической" визе (нарушения статей 2, 4 и пункта 1 статьи 5) (см. подробности в Приложении),
предложив властям каждого из государств-ответчиков информировать Комитет министров о мерах, принятых во исполнение своих обязательств в соответствии с пунктом 1 статьи 46 Конвенции для соблюдения Постановления,
рассмотрев информацию, предоставленную властями обоих государств-ответчиков в соответствии с регламентом Комитета министров по применению пункта 2 статьи 46 Конвенции (см., в частности, документы DH-DD(2014)1373, DH-DD(2014)1403, DH-DD(2015)819 и DH-DD(2010)411),
убедившись, что власти государств-ответчиков выплатили заявителю справедливую компенсацию, предусмотренную Постановлением (см. подробности в Приложении),
пунктом 1 статьи 46 Конвенции соблюдать все окончательные постановления в делах, в которых оно являлось стороной, и что это обязательство влечет, помимо выплаты сумм, присужденных Европейским Судом, принятие властями государства-ответчика при необходимости мер:
- индивидуального характера для прекращения установленных нарушений и устранений их последствий, чтобы достичь, насколько возможно restitutio in integrum, и
- общего характера для предотвращения сходных нарушений,
убедившись, что меры, требуемые пунктом 1 статьи 46 Конвенции, приняты,
заявляет, рассмотрев меры, принятые властями государств-ответчиков (см. Приложение), что он исполнил свои функции, предусмотренные пунктом 2 статьи 46 Конвенции в настоящем деле, и
решил окончить его рассмотрение.
Приложение к Резолюции
CM/ResDH(2017)95
Информация
о мерах, принятых во исполнение Постановления по делу "Ранцев против Кипра и Российской Федерации"
Вводный обзор дела
Дело касалось гибели при неясных обстоятельствах дочери заявителя в 2001 году, которая прибыла из Российской Федерации на Кипр по "артистической" визе, и выводов Европейского Суда по поводу следующих нарушений в отношении властей Кипра:
уклонения от проведения эффективного расследования ее смерти (нарушение статьи 2 Конвенции, процессуальный аспект) в связи с безуспешным первоначальным расследованием, касающимся:
- изучения более широкого контекста прибытия и пребывания на Кипре для установления того, имелась ли связь между утверждениями о торговле людьми и ее смертью;
- устранения противоречий в свидетельских показаниях;
- расследования действий полиции;
- обеспечения эффективного участия заявителя в разбирательстве;
- запроса правовой помощи у властей Российской Федерации;
неисполнения позитивного обязательства по установлению целесообразной законодательной и административной базы для борьбы с торговлей людьми и эксплуатацией, вытекающих из системы "артистических" виз и уклонения полиции от принятия адекватных конкретных мер по защите дочери заявителя (нарушение статьи 4 Конвенции);
произвольного и незаконного задержания дочери заявителя полицией Кипра и согласие на ее последующее содержание в частной квартире (нарушение пункта 1 статьи 5 Конвенции).
Европейский Суд также установил нарушение Конвенции в отношении властей Российской Федерации в связи с уклонением властей этого государства-ответчика от проведения эффективного расследования вербовки дочери заявителя в Российской Федерации (нарушение статьи 4 Конвенции, процессуальный аспект).
I. Выплата справедливой компенсации и меры индивидуального характера
(a) Детали выплаты справедливой компенсации
Власти Кипра
Материальный ущерб |
Моральный вред |
Судебные расходы и издержки |
Всего |
- |
40 000 евро |
3 150 евро |
43 150 евро |
Выплачены 30.07.2010 |
Власти Российской Федерации
Материальный ущерб |
Моральный вред |
Судебные расходы и издержки |
Всего |
- |
2 000 евро |
- |
2 000 евро |
Выплачены 09.09.2010 |
(b) Меры индивидуального характера
В 2009 году Совет министров Кипра создал независимый комитет из трех следователей для проведения расследования смерти дочери заявителя, в том числе наличия связи между ее смертью и утверждениями о торговле людьми. Следственный комитет Российской Федерации проводил расследование предполагаемой вербовки в России.
Расследование властей Кипра устранило, насколько возможно, процессуальные недостатки, подвергнутые критике Европейским Судом, в частности, путем допроса отсутствующих свидетелей, устранило противоречия в показаниях и конфликтующих протоколах вскрытия, прояснило вопросы, сопровождавшие непосредственные обстоятельства смерти дочери заявителя, и любые связи с торговлей людьми, расследовало действия сотрудников полиции, причастных к событиям того времени (см. DH-DD(2014)1373).
22 ноября 2013 г. генеральный прокурор Кипра решил привлечь к ответственности двух сотрудников полиции за превышение должностных полномочий и халатность, а также работодателя дочери заявителя за похищение человека. Генеральный прокурор полагал, что не имеется достаточных доказательств для подкрепления дела о сексуальной или иной эксплуатации или торговле людьми, совершенных против дочери заявителя, и о преступных действиях, повлекших ее смерть. Имевшиеся доказательства свидетельствовали о том, что ее смерть была несчастным случаем.
Заявитель был уведомлен обо всех происходящих событиях подробным письмом от 8 января 2014 г. Власти Кипра 29 апреля 2014 г. также информировали власти Российской Федерации о том, что расследование окончено (см. документы DH-DD(2014)1373 и DH-DD(2014)1403).
29 апреля 2011 г., после расследования деятельности компании, которая организовала поездку дочери заявителя на Кипр, Генеральная прокуратура Российской Федерации решила не возбуждать уголовного разбирательства, заключив, что отсутствуют объективные элементы, указывающие, что она была завербована для целей торговли людьми. Заявитель был уведомлен о решении и его праве на обжалование. В ответ на вопрос Комитета министров* (* См. решение, принятое на 1150-м заседании Комитета министров (сентябрь 2012 года) (DH).) власти Российской Федерации подтвердили, что расследование может быть возобновлено, если расследование властей Кипра получит новую информацию (см. документ DH-DD(2015)819).
Заявитель направил в Комитет министров ряд сообщений по поводу двух расследований. Он в основном жаловался на то, что был лишен возможности участвовать в следственных действиях и что следователи Кипра и Российской Федерации не полностью сотрудничали с ним.
В этом отношении на основании предоставленной информации можно заметить, что власти Кипра и Российской Федерации неоднократно писали заявителю, чтобы уведомить его о мерах, принятых следователями, и их выводах. В ходе расследования власти Кипра пригласили его прибыть на Кипр, они рассматривали конкретные вопросы, поставленные им, в расследовании, по возможности получили свидетельские показания от указанных им лиц и направили ему некоторые заключения экспертиз, переведенные на русский язык (см. DH-DD(2014)1373).
Кроме того, власти Кипра предоставили информацию, свидетельствующую об их сотрудничестве с властями Российской Федерации во время возобновленных расследований (см. DH-DD(2014)1403). В своем сообщении от июня 2015 года заявитель также предоставил информацию, полученную от следователей из Российской Федерации, подтверждающую, что они получили все необходимые документы от властей Кипра, включая протоколы допроса свидетелей и заключения экспертиз.
II. Меры общего характера
При рассмотрении дела на своем 1144-м заседании (июнь 2012 года) Комитет министров решил прекратить рассмотрение мер общего характера. Ключевыми мерами, принятыми властями Кипра, были введение в действие в 2007 году Закона L.87(I)2007, который криминализовал торговлю людьми, и изменения действующего визового режима во избежание злоупотреблений, включая отмену "артистических" виз. Власти Кипра также подтвердили, что они продолжают тесно сотрудничать с наблюдательными органами Конвенции Совета Европы о борьбе с торговлей людьми.
Среди мер, принятых властями Российской Федерации, следует отметить внесение поправок в российский Уголовный кодекс от декабря 2003 года, вводящие новую норму, криминализующую торговлю людьми, которая также охватывает вербовку (статья 127.1).
Дополнительную информацию см. в решении Комитета министров, принятом на его 1144-м заседании, план действий властей Кипра (DD(2010)376), анализ этого плана действий Секретариатом Суда (CM/Inf/DH(2012)14) и информацию, представленную властями Российской Федерации (DH-DD(2010)411).
III. Выводы властей Кипра и Российской Федерации
Власти Кипра и Российской Федерации полагали, что в настоящем деле не требуется осуществления иных мер индивидуального характера, и что принятые меры общего характера воспрепятствуют совершению аналогичных нарушений в будущем, следовательно, власти государств-ответчиков исполнили свои обязательства в соответствии с пунктом 1 статьи 46 Конвенции.
Пояснительная записка к решению по делу "Ранцев против Кипра и Российской Федерации"*, **
* (* Пояснительные записки (комментарии) готовятся Секретариатом Европейского Суда в качестве пояснений для Комитета министров Совета Европы и используются им при принятии решений, выносимых в рамках надзора за исполнением постановлений Европейского Суда (примеч. редактора). Перевод с английского языка Г.А. Николаева.)
** (* Постановление Европейского Суда от 7 января 2010 г., жалоба N 29965/04. Окончательную резолюцию Комитета министров Совета Европы по данному делу см. далее (примеч. редактора).)
7-10 марта 2017 г.,
1280-е заседание, CM/Notes/1280/H 46-12
Номер жалобы |
Название дела |
Дата вынесения Постановления |
Дата вступления Постановления в силу |
Классификация |
25965/04 |
"Ранцев против Кипра и Российской Федерации" |
07.01.2010 |
10.05.2010 |
Сложная системная проблема |
Описание дела
Дело касалось смерти при неясных обстоятельствах дочери заявителя в 2001 году, которая прибыла из Российской Федерации на Кипр по "артистической" визе, и выводов Европейского Суда по поводу следующих нарушений в отношении Кипра:
уклонения от проведения эффективного расследования ее смерти (нарушение статьи 2 Конвенции, процессуальный аспект) в связи с безуспешным первоначальным расследованием, касающимся:
- изучения более широкого контекста прибытия и пребывания на Кипре для установления того, имелась ли связь между утверждениями о торговле людьми и ее смертью;
- устранения противоречий в свидетельских показаниях;
- расследования действий полиции;
- обеспечения эффективного участия заявителя в разбирательстве;
- запроса правовой помощи у властей Российской Федерации;
неисполнения позитивного обязательства по установлению целесообразной законодательной и административной базы для борьбы с торговлей людьми и эксплуатацией, вытекающих из системы
"артистических" виз и уклонения полиции от принятия адекватных конкретных мер по защите дочери заявителя (нарушение статьи 4 Конвенции);
произвольного и незаконного задержания дочери заявителя полицией Кипра и согласие на ее последующее содержание в частной квартире (нарушение пункта 1 статьи 5 Конвенции).
Европейский Суд также установил нарушение Конвенции в отношении властей Российской Федерации в связи с уклонением властей этого государства-ответчика от проведения эффективного расследования вербовки дочери заявителя в Российской Федерации (нарушение статьи 4 Конвенции, процессуальный аспект).
Состояние исполнения постановления
Комитет министров Совета Европы в последний раз рассмотрел исполнение этого дела и, в частности, меры индивидуального характера на своем 1150-м заседании (сентябрь 2012 года). Власти Кипра впоследствии представили ряд уточнений по поводу прогресса внутригосударственного расследования, а затем консолидированный отчет о действиях от 8 июля 2014 г. (DH-DD(2014)1373) и дополнительные уточнения от 7 ноября 2014 г. (DH-DD(2014)1403). Власти Российской Федерации предоставили дополнительную информацию 7 июля 2015 г. (DH-DD(2015)819). С информацией, представленной властями Кипра и Российской Федерацией, можно ознакомиться в документах DH-DD(2017)80, DHDD(2016)1410.
Меры индивидуального характера
Справедливая компенсация, присужденная Европейским Судом в отношении компенсации морального вреда и судебных расходов и издержек, полностью выплачена властями Кипра и Российской Федерации. Подробности расследований, проведенных Кипром и Российской Федерацией после вынесения Постановления Европейского Суда, можно видеть ниже.
Расследование на Кипре
5 февраля 2009 г., до вынесения рассматриваемого Постановления Европейского Суда, Совет министров Кипра назначил независимый комитет из трех следователей во главе с председателем независимого органа по расследованию утверждений и жалоб в отношении полиции. Этому комитету было поручено расследование смерти Ранцевой, в том числе наличия связи между ее смертью и утверждениями о торговле людьми. Следователи представили окончательный доклад и материалы дела генеральному прокурору для принятия решения о преследовании в сентябре 2012 года.
При последнем рассмотрении дела Комитет министров выразил надежду, что генеральный прокурор примет решение о преследовании при первой возможности, и предложил властями Кипра информировать Комитет министров о решении генерального прокурора.
22 ноября 2013 г. генеральный прокурор решил привлечь к ответственности двух сотрудников полиции за превышение должностных полномочий и халатность. Он также решил привлечь к ответственности работодателя Ранцевой за похищение человека. Генеральный прокурор полагал, что не имеется данных о преступных действиях против Ранцевой, повлекших ее смерть. Он также считал, что отсутствуют достаточные доказательства для подкрепления дела о сексуальной или иной эксплуатации или торговле людьми, совершенных против Ранцевой (см. все подробности DH-DD(2014)1373). Уголовное разбирательство против сотрудников полиции и работодателя Ранцевой продолжается в окружном суде Лимасола, где уже состоялись несколько слушаний. Дело о преследовании в настоящее время окончено, и суд должен вынести решение об обоснованности представленных материалов против обвиняемых. Это решение должно быть вынесено 25 января 2017 г. Заявитель был уведомлен обо всех событиях подробными письмами от 8 января 2014 г., 27 июля и 16 сентября 2016 г., 18 января 2017 г.
Расследование в Российской Федерации
После вынесения Постановления Европейского Суда власти Российской Федерации начали расследование по поводу смерти Ранцевой и в его рамках также расследовали обстоятельства ее вербовки в Российской Федерации для целей торговли людьми. Это разбирательство окончилось в 2011 году процессуальным определением об отказе в возбуждении уголовного дела, поскольку отсутствовали доказательства того, что она была завербована для целей торговли людьми или совершения любого другого преступления. Заявитель был уведомлен о решении, которое не было обжаловано в прокуратуру или в суды (см. подробности в DH-DD(2015)819).
В ответ на предложение Комитета министров власти Российской Федерации подтвердили, что расследование может быть возобновлено, если власти Кипра на любом этапе представят дополнительные доказательства вербовки Ранцевой в Российской Федерации.
Сообщения от заявителя
Заявитель направил в Комитет министров ряд сообщений (на русском языке) по поводу двух расследований. Он в основном жаловался на неэффективность расследований, на то, что не был приглашен к участию в следственных действиях на Кипре или в Российской Федерации и что следователи двух государств-ответчиков не полностью сотрудничали.
Меры общего характера
На своем 1144-м заседании (июнь 2012 года) Комитет министров решил прекратить рассмотрение мер общего характера. Ключевыми мерами, принятыми на Кипре, были введение в действие в 2007 году Закона L.87(I)2007, который криминализовал торговлю людьми, и изменения действующего визового режима во избежание злоупотреблений, включая отмену "артистических" виз. Власти Кипра также подтвердили, что они продолжают тесно сотрудничать с наблюдательными органами Конвенции Совета Европы о борьбе с торговлей людьми.
Среди мер, принятых властями Российской Федерации, следует отметить внесение поправок в российский Уголовный кодекс от декабря 2003 года, вводящих новую норму, криминализующую торговлю людьми, которая также охватывает вербовку (статья 127.1).
Дополнительную информацию см. в решении Комитета министров, принятом на его 1144-м заседании, план действий властей Кипра (DD(2010)376), анализ этого плана действий Секретариатом Суда (CM/Inf/DH(2012)14) и информацию, представленную властями Российской Федерации (DH-DD(2010)411).
Анализ секретариата Европейского Суда по правам человека
Оставшийся вопрос перед Комитетом министров касается исключительно принятых мер индивидуального характера и, в частности, того, устранили ли процессуальные недостатки, выявленные Европейским Судом, расследования, проведенные на Кипре и в Российской Федерации.
Расследование на Кипре
Независимый комитет в настоящее время окончил свое расследование смерти Ранцевой на Кипре. Он подготовил доклад на 91 листе, где изложил собранные доказательства и сделанные выводы. Для разрешения противоречий первоначального уголовного расследования, выявленных в рассматриваемом Постановлении Европейского Суда, Комитет рассмотрел многочисленные версии, включая предоставленные заявителем, собрал 87 показаний и провел дополнительные экспертизы. Расследование устранило, насколько возможно, процессуальные недостатки, подвергнутые критике Европейским Судом, в частности, путем выяснения вопросов, сопровождавших непосредственные обстоятельства смерти Ранцевой, и любых связей с торговлей людьми, устранило противоречия в показаниях и конфликтующих протоколах вскрытия, допросило отсутствующих свидетелей и расследовало действия сотрудников полиции, причастных к событиям того времени (см. все подробности DH-DD(2016)1410, DH-DD(2014)1403 и DH-DD(2014)1373).
Участие заявителя в расследовании
Заявитель был уведомлен обо всех ключевых стадиях расследования, а также о выводах Следственного комитета и генерального прокурора. Во время расследования власти Кипра предложили заявителю прибыть на Кипр, чтобы дать показания, рассмотрели конкретные вопросы, поставленные им во время расследования, предоставили соответствующие ответы на эти вопросы, по возможности получили свидетельские показания от указанных им лиц и направили ему некоторые заключения экспертиз, переведенные на русский язык.
В январе 2014 года в подробном письме, направленном в ответ на его предыдущие запросы, власти Кипра информировали о результатах расследования (см. DH-DD(2014)1373). В дальнейшем они сообщали ему информацию о продолжающемся уголовном разбирательстве против сотрудников полиции и работодателя Ранцевой в Лимасольском суде. В результате заявитель участвовал в судебном слушании на Кипре 27 сентября 2016 г. Власти Кипра также обязались информировать заявителя об исходе разбирательства в Лимасольском суде и направить ему копию решения после его вынесения (см. DH-DD(2016)1410).
Сотрудничество с властями Российской Федерации во время расследования
Власти Кипра также представили соответствующие сведения, в том числе о том, что в соответствии с запросом о правовой помощи на основании Конвенции Совета Европы о взаимной правовой помощи по уголовным делам они получили показания трех свидетелей, проживавших в Российской Федерации (см. DH-DD(2016)1410 и DH-DD(2014)1403). При переписке с властями Кипра 13 марта 2015 г. Генеральная прокуратура Российской Федерации также поблагодарила власти Кипра за полученные ею материалы на основании запроса о правовой помощи и указала, что они представляются достаточными.
В то время как заявитель жаловался на неэффективность расследования, его действительная претензия, по-видимому, заключалась в том, что расследование окончилось в отсутствие преследования виновных за смерть его дочери. Однако статья 2 Конвенции не может быть истолкована как содержащая требование о проведении преследования независимо от доступных доказательств. В этом отношении следует напомнить, что сам Европейский Суд признал, что "отсутствуют доказательства гибели Ранцевой в качестве прямого следствия применения силы" (§ 234).
Заявитель был информирован об этом решении и мог его обжаловать. В ответ на единственный оставшийся вопрос, поставленный Комитетом министров, власти Российской Федерации подтвердили, что, принимая во внимание тесную связь между действиями властей Кипра и Российской Федерации, расследование предполагаемой вербовки Ранцевой может быть возобновлено, если расследование, проводимое властями Кипра, обнаружит новую информацию.
Решение об отказе от преследования какого-либо лица за смерть Ранцевой не было вызвано какими-либо недостатками недавнего расследования. Скорее оно объяснялось тем фактом, что после тщательного расследования генеральный прокурор заключил, что не имеется достаточных доказательств против любого лица для прохождения порогового доказательственного теста в отношении любого преступления, связанного со смертью Ранцевой.
Поскольку недостатки первоначального расследования были устранены в новом расследовании, все необходимые меры индивидуального характера приняты.
Расследование в Российской Федерации
Нарушение, установленное Европейским Судом со стороны властей Российской Федерации, связано только с уклонением властей этой страны от расследования предполагаемой вербовки Ранцевой в России, а не обстоятельств ее смерти. Европейский Суд отметил, что власти Российской Федерации не приняли мер по установлению всех причастных к вербовке Ранцевой или использованных методов вербовки.
При последнем рассмотрении дела Комитет министров отметил, что расследование, проведенное властями Российской Федерации относительно обстоятельств предполагаемой вербовки Ранцевой в России, закончилось вынесением решения об отказе в возбуждении уголовного дела
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Окончательная резолюция CM/ResDH(2017)95 по исполнению Постановления Европейского Суда по правам человека по делу "Ранцев против Кипра и Российской Федерации" (принята Комитетом министров 10 марта 2017 г. на 1280-м заседании представителей министров)
Текст Резолюции опубликован в Бюллетене Европейского Суда по правам человека "Российская хроника ЕС. Специальный выпуск" N 2/2017