Standardization in the Russian Federation. Draft standards. Rules of organization and realization of expertise
Дата введения 1 января 2014 г.
Взамен ГОСТ Р 1.6-2005
1. Область применения
1.1 Настоящий стандарт устанавливает правила организации и проведения экспертизы проектов стандартов и проектов изменений к действующим стандартам (далее - проекты стандартов), а также виды и содержание экспертизы.
1.2 Настоящий стандарт распространяется на проекты следующих стандартов:
- национальных стандартов Российской Федерации;
- предварительных национальных стандартов;
- межгосударственных стандартов вне зависимости от того, какая страна является разработчиком.
1.3 Настоящий стандарт может быть использован при экспертизе проектов стандартов организации в части, которая указана в основополагающем стандарте данной организации.
1.4 Настоящий стандарт не распространяется на экспертизу проектов международных стандартов, а также на экспертизу проектов стандартов на оборонную продукцию и продукцию, сведения о которой составляют государственную тайну, а также на работы и услуги, связанные с разработкой, производством, транспортированием, хранением, применением и утилизацией данной продукции.
2. Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты и классификаторы:
ГОСТ 1.1 Межгосударственная система стандартизации. Термины и определения
ГОСТ 1.3 Межгосударственная система стандартизации. Правила и методы принятия международных и региональных стандартов в качестве межгосударственных стандартов
ГОСТ 1.5 Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные. Правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Общие требования к построению, изложению, оформлению, содержанию и обозначению
ГОСТ 7.67 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Коды названий стран
ГОСТ 8.417 Государственная система обеспечения единства измерений. Единицы величин
ГОСТ ИСО 8601 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Представление дат и времени. Общие требования
ГОСТ Р 1.1 Стандартизация в Российской Федерации. Технические комитеты по стандартизации. Правила создания и деятельности
ГОСТ Р 1.2 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила разработки, утверждения, обновления и отмены
ГОСТ Р 1.5-2012 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные. Правила построения, изложения, оформления и обозначения
ГОСТ Р 1.8-2011 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты межгосударственные. Правила проведения в Российской Федерации работ по разработке, применению, обновлению и прекращению применения
ГОСТ Р 1.12 Стандартизация в Российской Федерации. Термины и определения
ГОСТ Р 1.13 Стандартизация в Российской Федерации. Уведомления о проектах документов в области стандартизации. Общие требования
ГОСТ Р 1.16 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные предварительные. Правила разработки, утверждения, применения и отмены
ОК (МК (ИСО/ИНФКО МКС) 001-96) 001 Общероссийский классификатор стандартов
ОК 002 Общероссийский классификатор услуг населению
ОК 004 Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг
ОК 005 Общероссийский классификатор продукции
ОК 019 Общероссийский классификатор объектов административно-территориального деления
ОК (МК (ИСО 3166) 004-97) 025 Общероссийский классификатор стран мира
ОК 034 (КПЕС 2002) Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности
МК (ИСО/ИНФКО МКС) 001 Межгосударственный классификатор стандартов
МК (ИСО 3166) 004 Межгосударственный классификатор стран мира
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов и классификаторов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по опубликованным в текущем году выпускам ежемесячно издаваемого информационного указателя "Национальные стандарты". Если заменен ссылочный документ, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого документа с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого документа с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.
3. Термины и определения
В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 1.1 и ГОСТ Р 1.12, а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 специализированная экспертиза проекта стандарта: Экспертиза проекта стандарта, для которого необходимо его углубленное рассмотрение в части одного из аспектов.
Примечание - Примером специализированной экспертизы является специализированная терминологическая экспертиза проекта стандарта на термины и определения.
3.2 нормативная экспертиза: Проверка проекта стандарта на соответствие требованиям основополагающих стандартов.
4. Виды экспертизы и их содержание
4.1 В отношении проектов стандартов, указанных в 1.2 (далее - проекты стандартов, за исключением случаев, когда необходимо конкретизировать категорию стандартов), могут быть проведены следующие виды экспертизы:
- научно-техническая;
- правовая;
- нормативная;
- специализированная терминологическая;
- специализированная метрологическая;
- специализированная правовая.
4.2 При проведении научно-технической экспертизы проекта стандарта оценивают научно-технический уровень стандарта и степень удовлетворения им потребностей национальной экономики.
При этом рассматривают:
- соответствие стандарта целям стандартизации, установленным в статье 11 Федерального закона "О техническом регулировании", в том числе способность содействовать соблюдению требований технического регламента, действие которого распространяется на данный объект и (или) аспект стандартизации;
- потенциальный технико-экономический эффект от внедрения разрабатываемого стандарта за счет повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции (предоставляемых услуг) и (или) рационального использования ресурсов;
- соблюдение установленного в законе принципа недопустимости создания стандартом препятствий для производства и обращения продукции (выполнения работ и оказанию услуг) в большей степени, чем это минимально необходимо для выполнения целей стандартизации;
- полноту и достаточность уровня гармонизации разрабатываемого стандарта с аналогичным международным (региональным или зарубежным национальным) стандартом.
4.3 При проведении правовой экспертизы проекта стандарта проверяют его содержание на соответствие:
- международным договорам и соглашениям Российской Федерации, заключенным в отношении данного объекта и аспекта стандартизации;
- законодательству Российской Федерации в части, которая распространяется на этот объект и аспект стандартизации;
- указам Президента Российской Федерации;
- постановлениям Правительства Российской Федерации;
- нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти.
Если у лица, проводящего правовую экспертизу, есть сведения об объектах патентного права, которые относятся к содержанию данного стандарта, но информация о которых не отражена в предисловии стандарта, то его разработчику предлагают включить в стандарт данную информацию в соответствии с ГОСТ Р 1.5-2012 (подпункт 3.3.2).
4.4 При проведении нормативной экспертизы осуществляют:
- контроль соблюдения принципа недопустимости разработки национальных стандартов Российской Федерации на объекты и аспекты стандартизации, которые уже стандартизованы на межгосударственном уровне*(1);
- проверку соблюдения принципа комплексности стандартизации взаимосвязанных объектов и аспектов, стандартизуемых на одном уровне, путем согласованности требований к этим объектам (аспектам) и увязки сроков разработки и введения стандартов в действие*;
- контроль за соблюдением требований ГОСТ Р 1.5 и (или) ГОСТ 1.5 к структуре, изложению, оформлению и содержанию разрабатываемого стандарта;
- контроль за соблюдением при разработке национального или межгосударственного стандарта на основе применения международного, регионального, зарубежного национального стандарта или иного документа правил, установленных в ГОСТ Р 1.7 или в ГОСТ 1.3;
- контроль за соблюдением правил разработки стандартов соответствующего уровня, установленных в ГОСТ Р 1.2, ГОСТ Р 1.16, ГОСТ Р 1.8, в том числе проверку комплектности документов, представляемых вместе с проектом стандарта на соответствующем этапе разработки;
- выявление противоречий между разрабатываемым стандартом и требованиями действующих национальных стандартов Российской Федерации (включая стандарты, признанные в этом качестве) и других нормативных документов, действующих на федеральном уровне;
- выявление дублирования с действующими национальными стандартами Российской Федерации и межгосударственными стандартами, действующими в этом качестве, а также со сводами правил, и подготовка предложений по замене дублируемых положений ссылками на данные стандарты (своды правил);
- определение взаимосвязи разрабатываемого стандарта с другими одновременно разрабатываемыми и действующими национальными и межгосударственными стандартами и сводами правил;
- проверку применения в разрабатываемом стандарте стандартизованных материалов и изделий (в том числе реактивов, средств измерений и испытательного оборудования), методов испытаний, упаковки, маркировки, технологических приемов и форм документации;
- проверку использования в проекте стандарта терминов, стандартизованных на национальном уровне**, а также отсутствие противоречий между стандартизованными терминами и терминами, которые определены и (или) использованы в разрабатываемом стандарте;
- проверку применения наименований и обозначений величин единиц измерения, которые установлены в ГОСТ 8.417 и в утвержденном Правительством Российской Федерации положении о единицах величин, допускаемых к применению в Российской Федерации [1].
4.4.1 При проверке соблюдения принципа комплексности стандартизации взаимосвязанных объектов и аспектов, стандартизуемых на одном уровне, в отношении согласованности требований к этим объектам (аспектам) и увязки сроков разработки и введения стандартов в действие осуществляют:
- выявление противоречий между разрабатываемым стандартом и требованиями действующих национальных стандартов Российской Федерации (включая стандарты, признанные в этом качестве) и других нормативных документов, действующих на федеральном уровне;
- выявление дублирования с действующими национальными стандартами Российской Федерации и межгосударственными стандартами, действующими в этом качестве, а также со сводами правил, правилами стандартизации, рекомендациями по стандартизации и подготовка предложений по замене дублируемых положений нормативными ссылками на данные стандарты (своды правил);
- определение взаимосвязи разрабатываемого стандарта с другими одновременно разрабатываемыми и действующими национальными и межгосударственными стандартами, сводами правил, правилами стандартизации и рекомендациями по стандартизации.
4.4.2 При проведении других указанных в 4.4 проверок особое внимание уделяют:
- правильности изложения наименования стандарта;
- соответствия структуры и (или) содержания стандарта его наименованию;
- приведенным в разделе "Область применения" формулировкам и их способности однозначно отразить объект и аспект стандартизации, а при необходимости - и область применения;
- внутренней согласованности содержания проекта стандарта и соответствия содержания разделов (подразделов) их заголовкам;
- обоснованности применения ссылок на стандарты и другие документы, а также действия ссылочных документов;
- полноте включения в стандарт технических условий (общих технических условий) правил приемки и методов контроля за соблюдением технических требований и требований безопасности;
- правильности нумерации пунктов и подпунктов, обозначений приложений (с указанием их статуса: обязательные, рекомендуемые, справочные), нумерации таблиц, графических материалов, формул;
- соблюдению правил оформления таблиц, сносок, примечаний, графических материалов и формул;
- наличию ссылок в тексте стандарта на приложения, таблицы, графические материалы и формулы;
- необходимости использования в тексте стандарта наименований продукции (в том числе сырья, материалов и изделий), услуг и процессов, которые установлены в действующих в Российской Федерации национальных и межгосударственных стандартах на эту продукцию, услуги и процессы, а также в ОК 005, ОК 002, ОК 004 или ОК 034;
- соответствию знаковых и языковых средств, употребляемых в стандарте, нормам и правилам русского языка (лексическим, словообразовательным, синтаксическим и стилистическим);
- недопустимости использования в проекте стандарта синонимов стандартизованных терминов, техницизмов и профессионализмов;
- обоснованности использования в проекте сокращений;
- соответствие объекта и аспекта стандартизации указанному в библиографических данных коду группы или подгруппы Общероссийского классификатора стандартов (ОКС) или Межгосударственного классификатора стандартов (МКС), к которой относится разрабатываемый стандарт согласно ОК (МК (ИСО/ИНФКО МКС) 001-96) 001 или по МК (ИСО/ИНФКО МКС) 001.
4.4.3 Если в отношении объекта или аспекта стандартизации разрабатываемого или обновляемого стандарта на национальном или межгосударственном уровне установлены особые требования, то в процессе нормативной экспертизы проводят проверку на соответствие им.
Примечание - Кроме общих требований к содержанию стандартов существуют национальные стандарты и рекомендации по стандартизации, устанавливающие особые или дополнительные требования в отношении отдельных объектов и аспектов стандартизации [2]-[8].
4.4.4 При отсутствии в отношении объекта и аспекта стандартизации национального или межгосударственного стандарта на термины и определения оценивают целесообразность разработки такого стандарта или установления в разрабатываемом или обновляемом стандарте определений нестандартизованных терминов.
4.4.5 При наличии в проекте стандарта географических названий (топонимов) их проверяют на соответствие географическим названиям, включенным в ОК 019, МК (ИСО 3166) 004, ОК (МК (ИСО 3166) 004-97) 025, ГОСТ 7.67 и (или) Атлас мира.
4.4.6 При использовании в проекте стандарта числового представления дат или времени дня проводят проверку на соответствие ГОСТ ИСО 8601.
4.4.7 При контроле за соблюдением правил разработки стандартов особое внимание должно быть уделено публикации в соответствии с ГОСТ Р 1.13 уведомления о начале разработки данного проекта и соблюдению срока, предоставляемого для его публичного обсуждения.
При контроле за соблюдением правил разработки стандартов также должно быть проверено соблюдение одного из основных принципов стандартизации - максимального учета при разработке законных интересов заинтересованных лиц. С этой целью должна быть рассмотрена сводка замечаний и предложений (сводка отзывов) заинтересованных лиц по первой редакции проекта стандарта или непосредственно копии писем с замечаниями и предложениями (отзывами), а также письма по результатам согласования окончательной редакции проекта стандарта (изменения), если такое согласование установлено Правительством Российской Федерации или федеральным законодательством.
При этом особое внимание должно быть уделено полноте сводки и обоснованности изложенных в ней заключений разработчика о целесообразности учета полученных замечаний и предложений заинтересованных лиц, а также полноте их учета при разработке окончательной редакции проекта стандарта или при ее доработке.
4.5 Специализированную терминологическую экспертизу проводят в отношении проекта стандарта на термины и определения. При этом проверяют учет при разработке, оформлении и изложении стандарта рекомендаций по стандартизации терминологии [9], [10], а также:
- соответствие стандартизуемой терминологической системы современному уровню научного знания и технического развития;
- соответствие включенных в проект стандарта терминов и определений наименованию стандарта и его области применения;
- полноту охвата терминами и определениями предметной области, на которую распространяется данный стандарт;
- соблюдение принципа системности, заключающегося в правильной организации системы понятий и расположении терминов в стандарте с учетом связей между понятиями;
- отсутствие противоречий между новыми и уже стандартизованными терминами;
- аутентичность эквивалентов терминов на иностранных языках;
- аутентичность перевода наименования стандарта на английский язык;
- отсутствие в проекте стандарта терминов-синонимов;
- правильность построения и оформления алфавитного указателя, приведенного в проекте стандарта.
Кроме этого, в процессе специализированной терминологической экспертизы проекта стандарта рассматривают пояснительную записку к нему в части полноты отражения в ней обоснованности необходимости разработки стандарта на термины и определения, а также описания решения в проекте основной задачи стандартизации в области терминологии.
Примечание - Основной задачей стандартизации в области терминологии является установление единых для всеобщего применения терминов с целью обеспечения однозначного понимания устанавливаемых в различных нормативных и технических документах правил, норм и других требований.
4.6 Специализированную метрологическую экспертизу проводят в отношении проекта стандарта, объект или аспект стандартизации которого попадает под действие Федерального закона "Об обеспечении единства измерений".
Примечание - Содержание специализированной метрологической экспертизы проекта стандарта и порядок ее проведения установлены в соответствующих правилах и рекомендациях [11]-[13], а также в административном регламенте исполнения государственной функции по организации экспертизы проектов национальных стандартов и их утверждения [14].
4.7 Специализированную правовую экспертизу проекта стандарта проводят, когда необходимость ее проведения обусловлена особенностью объекта или аспекта стандартизации и (или) содержания данного стандарта и для углубленного рассмотрения связанных с этим правовых вопросов необходимо привлечение юридической организации, компетентной для проведения данного вида экспертизы. При этом конкретное содержание специализированной правовой экспертизы проекта стандарта определяет национальный орган по стандартизации по согласованию с юридической организацией, которая привлекается для проведения данной экспертизы.
5. Правила организации экспертизы проектов стандартов
5.1 Общее руководство организацией проведения экспертизы проектов стандартов осуществляет национальный орган по стандартизации.
5.2 Для проведения научно-технической, правовой и первичной нормативной экспертиз проектов стандартов создают технические комитеты по стандартизации (далее - ТК) или проектные технические комитеты по стандартизации (далее - ПТК).
5.2.1 В исключительных случаях (когда отсутствует ТК с соответствующей областью деятельности, а создание ПТК не представляется возможным) на проведение научно-технической, правовой и первичной нормативной экспертиз проекта стандарта национальным органом по стандартизации может быть уполномочена научная организация, которая не зависит от разработчика данного стандарта и компетентна для проведения этой работы в данной области стандартизации.
5.2.2 При отсутствии ТК и ПТК в отношении проекта межгосударственного стандарта, разрабатываемого в другой стране, проведение его научно-технической, правовой и первичной нормативной экспертиз национальный орган по стандартизации поручает лицу, ответственному за рассмотрение этого проекта в Российской Федерации (см. ГОСТ Р 1.8-2011, подпункты 5.1.1-5.1.3).
5.2.3 Проведение окончательной нормативной экспертизы проектов стандартов, которая является составной частью подготовки их к утверждению (к представлению на принятие*(3)), национальный орган по стандартизации поручает уполномоченной научной организации по стандартизации.
Примечание - Порядок подготовки проектов стандартов к утверждению установлен в административном регламенте исполнения государственной функции по организации экспертизы проектов национальных стандартов и их утверждения [14].
5.3 Проведение научно-технической и правовой экспертиз проекта стандарта непосредственно в ТК (ПТК) организует секретариат этого комитета путем рассылки его первой и окончательной редакций членам ТК в соответствии с ГОСТ Р 1.2 или ГОСТ Р 1.8, а в отношении проекта предварительного национального стандарта - путем рассылки редакции, представленной разработчиком на утверждение согласно ГОСТ Р 1.16.
5.4 Для организации проведения специализированной терминологической и метрологической экспертиз проекта стандарта национальный орган по стандартизации наделяет необходимыми полномочиями организации, компетентные для осуществления данных работ.
Примечание - Соответствующий порядок установлен в административном регламенте исполнения государственной функции по организации экспертизы проектов национальных стандартов и их утверждения [14].
5.5 В обоснованном случае (см. 4.7) национальный орган по стандартизации может принять решение о необходимости проведения специализированной правовой экспертизы проекта стандарта и обратиться в компетентную для этого организацию с областью деятельности, к которой относится объект стандартизации данного стандарта.
6. Правила проведения экспертизы проектов стандартов
6.1 Научно-техническую и правовую экспертизы проекта стандарта осуществляют члены ТК или члены ПТК. При этом на стадии рассмотрения первой редакции результаты этих экспертиз отражают в отзывах членов ТК (ПТК), а на стадии рассмотрения окончательной редакции - при голосовании за представление проекта стандарта на утверждение (на принятие***) или против этого.
Примечание - При проведении данных процедур соблюдают правила, установленные в соответствующих стандартах:
- в ГОСТ Р 1.2 - в отношении национального стандарта Российской Федерации;
- в ГОСТ Р 1.8 - в отношении межгосударственного стандарта;
- в ГОСТ Р 1.16 - в отношении предварительного национального стандарта.
6.2 По результатам научно-технической и правовой экспертиз окончательной редакции проекта стандарта секретариат ТК (ПТК) оформляет экспертное заключение, в котором отражают эти результаты и мотивированное предложение об утверждении (голосовании за принятие) или отклонении проекта стандарта.
Примечание - Рекомендации по изложению и оформлению экспертного заключения приведены в приложении А.
6.3 Специализированную терминологическую и специализированную метрологическую экспертизы проекта стандарта проводят организации, уполномоченные на проведение данных экспертиз национальным органом по стандартизации, перед рассмотрением окончательной редакции данного проекта членами ТК (ПТК) в соответствии с административным регламентом исполнения государственной функции по организации экспертизы проектов национальных стандартов и их утверждения [14].
6.4 Результаты специализированной терминологической и специализированной метрологической экспертиз проекта стандарта отражают в заключениях соответствующих экспертных организаций.
6.5 Первичную нормативную экспертизу проекта стандарта проводит секретариат ТК (ПТК) после рассылки первой редакции данного проекта на рассмотрение членам этого комитета.
Результаты первичной нормативной экспертизы первой редакции проекта стандарта секретариат ТК (ПТК) отражает в своем отзыве на эту редакцию.
До приведения положения о ТК в соответствие с правилами, установленными в ГОСТ Р 1.1 и настоящем стандарте, допускается проводить первичную нормативную экспертизу проекта стандарта в секретариате ТК только в том объеме, который предусмотрен в существующем положении об этом комитете.
6.6 Повторную нормативную экспертизу проекта стандарта секретариат ТК (ПТК) проводит перед рассылкой окончательной редакции данного проекта членам этого комитета для голосования.
При отрицательных результатах повторной нормативной экспертизы окончательной редакции проекта стандарта секретариат ТК (ПТК) может предложить разработчику устранить выявленные недостатки и доработать его до рассылки членам комитета.
Окончательные результаты повторной нормативной экспертизы проекта стандарта отражают в экспертном заключении (см. 6.2).
6.7 Окончательную нормативную экспертизу проекта стандарта проводит организация, уполномоченная национальным органом по стандартизации на подготовку его к утверждению (принятию***, в соответствии с административным регламентом исполнения государственной функции по организации экспертизы проектов национальных стандартов и их утверждения [14].
Примечание - Результаты этой экспертизы отражают в докладной записке к проекту стандарта.
6.8 Если при отсутствии ТК и ПТК национальный орган по стандартизации уполномочил научную организацию на проведение научно-технической, правовой и первичной нормативной экспертиз проекта стандарта, то данные виды экспертиз осуществляют перед представлением окончательной редакции на утверждение (принятие), а их результаты отражают в докладной записке к проекту стандарта, при изложении которой учитывают рекомендации, приведенные в приложении А.
6.9 Научно-техническую, правовую и первичную нормативную экспертизу проекта межгосударственного стандарта, разрабатываемого в другой стране, при отсутствии ТК и ПТК проводит лицо, ответственное за рассмотрение этого проекта в Российской Федерации. При этом результаты экспертиз отражают на стадии рассмотрения первой редакции в обобщенном отзыве от Российской Федерации, а на стадии рассмотрения окончательной редакции - в заключении на проект стандарта.
6.10 Специализированную правовую экспертизу проекта стандарта проводит компетентная организация, к области деятельности которой относится объект стандартизации данного стандарта, а результаты этой экспертизы отражают в заключении данной организации.
_____________________________
* Данный принцип стандартизации установлен в ГОСТ Р 1.0-2012 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения" (пункт 4.1).
** Термином, стандартизованным на национальном уровне, считается термин, установленный в национальном стандарте Российской Федерации на термины и определения или в действующем в этом качестве межгосударственном стандарте на термины и определения.
*** Для проектов межгосударственных стандартов, разрабатываемых в Российской Федерации. В отношении проектов межгосударственных стандартов, разрабатываемых в других странах, окончательную нормативную экспертизу в Российской Федерации не проводят.
Библиография
[1] |
Постановление правительства РФ N 879 от 31.10.2009 г. "Об утверждении Положения о единицах величин, допускаемых к применению в Российской Федерации" |
|
[2] |
Аспекты безопасности. Правила включения в стандарты |
|
[3] |
ГОСТ Р 14.08-2005 |
Экологический менеджмент. Порядок установления аспектов окружающей среды в стандартах на продукцию |
[4] |
Безопасность детей и стандарты. Общие требования |
|
[5] |
ГОСТ Р 54521-2011 |
Статистические методы. Математические символы и знаки для применения в стандартах |
[6] |
ГОСТ Р 54930-2012/ Руководство ИСО/МЭК 76:2008 |
Разработка стандартов на услуги. Рекомендации по учету нужд потребителя |
[7] |
ГОСТ Р 54937-2012/ Руководство ИСО/МЭК 71:2001 |
Руководящие указания для разработчиков стандартов, направленные на удовлетворение потребностей пожилых людей и инвалидов |
[8] |
Рекомендации по стандартизации Р 50.1.080-2012 |
Методические указания и принципы участия потребителей в разработке стандартов |
[9] |
Рекомендации по стандартизации Р 50.1.075-2011 |
Разработка стандартов на термины и определения |
[10] |
Рекомендации по межгосударственной стандартизации РМГ 19-96 |
Рекомендации по основным принципам и методам стандартизации терминологии |
[11] |
Правила по межгосударственной стандартизации ПМГ 92-2009 |
Метрологическая экспертиза проектов межгосударственных и национальных стандартов |
[12] |
Рекомендации по метрологии Р 50.2.008-2001 |
Государственная система обеспечения единства измерений. Методики количественного химического анализа. Содержание и порядок проведения метрологической экспертизы |
[13] |
Рекомендации по межгосударственной стандартизации РМГ 63-2003 |
Государственная система обеспечения единства измерений. Обеспечение эффективности измерений при управлении технологическими процессами. Метрологическая экспертиза технической документации |
[14] |
Административный регламент исполнения Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии государственной функции по организации экспертизы проектов национальных стандартов и их утверждения |
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду Административный регламент предоставления Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии государственной услуги по утверждению и организации экспертизы проектов национальных стандартов, утвержденный приказом Министерства промышленности и торговли РФ от 17 июня 2013 г. N 922)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 1.6-2013 "Стандартизация в Российской Федерации. Проекты стандартов. Правила организации и проведения экспертизы" (утв. и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 19 июня 2013 г. N 166-ст)
Дата введения - 2014-01-01
Опубликование:
-
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Поправка, опубликованная в ИУС "Национальные стандарты", 2022 г. N 5
Изменения вступают в силу с 25 марта 2022 г.
Изменение N 1, утвержденное приказом Росстандарта от 30 июня 2016 г. N 775-ст
Изменения вступают в силу с 18 июля 2016 г.