Распоряжение Правительства РФ от 28 октября 2015 г. N 2193-р
1. Утвердить прилагаемую Концепцию развития приграничных территорий субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа (далее - Концепция).
2. Минвостокразвития России:
создать межведомственную рабочую группу по развитию приграничных территорий субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа;
совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, в 3-месячный срок разработать и внести в установленном порядке в Правительство Российской Федерации проект плана мероприятий по реализации Концепции.
3. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, разработать и утвердить программы развития приграничных территорий с учетом положений Концепции и плана мероприятий по реализации Концепции.
Председатель Правительства |
Д. Медведев |
Москва
28 октября 2015 г.
N 2193-р
Концепция
развития приграничных территорий субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа
(утв. распоряжением Правительства РФ от 28 октября 2015 г. N 2193-р)
I. Общие положения
В настоящее время возрастающее значение приобретает укрепление экономических позиций России в Азиатско-Тихоокеанском регионе, что обусловлено принадлежностью Российской Федерации к этому динамично развивающемуся геополитическому пространству, куда последовательно смещается центр тяжести мировой экономики и политики.
Согласно Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. N 537 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года", одним из главных направлений обеспечения национальной безопасности на региональном уровне определяется создание механизмов сокращения уровня межрегиональной дифференциации в социально-экономическом развитии субъектов Российской Федерации путем сбалансированного территориального развития.
Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 605 "О мерах по реализации внешнеполитического курса Российской Федерации" и Концепцией внешней политики Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 12 февраля 2013 г., определено активное участие России в интеграционных процессах в Азиатско-Тихоокеанском регионе, использовании его возможностей при реализации программ экономического подъема Сибири и Дальнего Востока, в создании в Азиатско-Тихоокеанском регионе транспарентной и равноправной архитектуры безопасности и сотрудничества.
Используемые в настоящей Концепции термины означают следующее:
"дальневосточные приграничные территории" - территории муниципальных образований субъектов Российской Федерации, расположенные в пределах Дальневосточного федерального округа, прилегающих к государственной границе Российской Федерации с Китайской Народной Республикой и Корейской Народно-Демократической Республикой;
"приграничные муниципальные образования" - городское или сельское поселение (населенный пункт), муниципальный район, городской округ, расположенные в пределах дальневосточных приграничных территорий;
"приграничные населенные пункты" - населенные пункты, расположенные на территории приграничного муниципального образования;
"точки роста" приграничного муниципального образования" - специальные проекты (площадки, зоны), реализация которых использует возможный потенциал приграничного муниципального образования и оказывает положительное социально-экономическое влияние как на приграничное муниципальное образование, так и на дальневосточную приграничную территорию в целом.
Дальневосточные приграничные территории являются важнейшим ресурсом страны, развитие которого связано не только с внутриполитическим курсом Российской Федерации, но и с особым геополитическим положением этих территорий, спецификой международных связей и приграничного сотрудничества.
Настоящая Концепция определяет цели, задачи, механизмы и основные направления государственной политики в сфере развития дальневосточных приграничных территорий.
Необходимость разработки и реализации настоящей Концепции обусловлена Указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 596 "О долгосрочной государственной экономической политике", от 7 мая 2012 г. N 605 "О мерах по реализации внешнеполитического курса Российской Федерации" и от 7 мая 2012 г. N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации", а также поставленными Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации задачами по ускоренному социально-экономическому развитию Дальнего Востока и иными решениями Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в сфере развития приграничных территорий.
Разработка и реализация настоящей Концепции направлены на устойчивое развитие экономики и обеспечение социальной стабильности дальневосточных приграничных территорий, а также на формирование и развитие конкурентных преимуществ перед приграничными территориями сопредельных государств. В условиях неблагоприятной внешнеэкономической и внешнеполитической конъюнктуры настоящая Концепция направлена на обеспечение национальных интересов Российской Федерации на территории Дальневосточного федерального округа.
Настоящая Концепция учитывает основные направления государственной политики, содержащиеся в послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 4 декабря 2014 г. и плане первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 января 2015 г. N 98-р.
Правовую основу настоящей Концепции составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Федеральный закон "О стратегическом планировании в Российской Федерации", Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. N 537, Концепция внешней политики Российской Федерации, утвержденная Президентом Российской Федерации 12 февраля 2013 г., Концепция приграничного сотрудничества в Российской Федерации, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2001 г. N 196-р, Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2009 г. N 2094-р, и другие нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере социально- экономического развития, демографической политики, внешней политики и национальной безопасности.
II. Современное состояние дальневосточных приграничных территорий
К субъектам Российской Федерации, входящим в состав Дальневосточного федерального округа, на территории которых расположены дальневосточные приграничные территории, относятся Приморский и Хабаровский края, Амурская область и Еврейская автономная область.
К дальневосточным приграничным территориям относятся следующие муниципальные районы и городские округа:
в Приморском крае - Дальнереченский, Кировский, Октябрьский, Пограничный, Пожарский, Спасский, Ханкайский, Хасанский, Хорольский, Черниговский районы, а также Дальнереченский, Лесозоводский и Уссурийский городские округа;
в Хабаровском крае - Бикинский, Вяземский и Хабаровский районы, район имени Лазо, а также городской округ Хабаровск;
в Амурской области - Архаринский, Благовещенский, Бурейский, Константиновский, Магдагачинский, Михайловский, Свободненский, Сковородинский, Тамбовский и Шимановский районы, а также городские округа Благовещенск, Шимановск и Свободный;
в Еврейской автономной области - Биробиджанский, Ленинский, Облученский, Октябрьский и Смидовичский районы.
На дальневосточных приграничных территориях расположено 907 населенных пунктов, в том числе 11 городов, 36 поселков городского типа и 860 сельских населенных пунктов.
Площадь дальневосточных приграничных территорий составляет 258,1 тыс. кв. километров, или 4 процента общей площади Дальневосточного федерального округа. Численность населения составляет 1805 тыс. человек, или 30 процентов численности населения в округе.
Демографическое положение дальневосточных приграничных территорий имеет следующие характеристики:
неоднородное распределение плотности населения между городскими округами (свыше 200 человек на 1 кв. километр, проживает более 60 процентов населения) и сельской местностью, где плотность населения составляет 2,8 человека на 1 кв. километр;
отрицательные показатели естественного прироста и миграционный отток населения, который ежегодно составляет 7-9 тыс. человек.
На начало 2014 года средний возраст жителей Дальневосточного федерального округа составил 37,5 года, что на 1,9 года ниже среднероссийского показателя (39,4 года). Наиболее молодое население в Еврейской автономной области (37,2 года) и Амурской области (37,5 года), наиболее старое в Приморском (39,1 года) и Хабаровском (38,1 года) краях.
По возрастной структуре население дальневосточных приграничных территорий (в сравнении со среднероссийскими показателями) характеризуется следующими показателями:
высокая доля населения моложе трудоспособного возраста (Российская Федерация - 17,2 процента, Приморский край - 16,3 процента, Хабаровский край - 16,9 процента, Амурская область - 19,4 процента, Еврейская автономная область - 19,8 процента);
высокая доля населения трудоспособного возраста (Российская Федерация - 59,3 процента, Приморский край - 60,7 процента, Хабаровский край - 61,3 процента, Амурская область - 59,4 процента, Еврейская автономная область - 59,1 процента);
самая низкая доля населения в возрасте старше трудоспособного (Российская Федерация - 23,5 процента, Приморский край - 23 процента, Хабаровский край - 21,8 процента, Амурская область - 21,2 процента, Еврейская автономная область - 21,1 процента).
На указанных территориях, за исключением Приморского края, регистрируется относительно высокий уровень рождаемости - суммарный коэффициент рождаемости выше, чем по Российской Федерации в целом. По предварительным данным Росстата, суммарный коэффициент рождаемости в 2014 году составил в Приморском крае - 1,732, Хабаровском крае - 1,787, Амурской области - 1,849, Еврейской автономной области - 1,948 (Российская Федерация - 1,75).
В 2014 году показатель ожидаемой продолжительности жизни при рождении в отношении всего населения дальневосточных приграничных территорий был на 2,2-5,7 года ниже, чем аналогичный показатель в отношении населения Российской Федерации. Крайне неблагополучные территории по продолжительности жизни - Еврейская автономная область и Амурская область (Российская Федерация - 70,93 года, Приморский край - 68,74 года, Хабаровский край - 68,01 года, Амурская область - 67 лет, Еврейская автономная область - 65,2 года).
Определенное влияние на показатели смертности в Дальневосточном федеральном округе оказывают особенности проживания на этой территории - экстремальные природно-климатические факторы, структура производства, дисперсное расселение.
Уровень смертности в Еврейской автономной области и Амурской области существенно выше, чем в Российской Федерации в целом. При этом отмечается высокий уровень смертности от внешних причин, в том числе от самоубийств и убийств, дорожно-транспортных происшествий, случайных отравлений алкоголем, а также от туберкулеза всех форм. Кроме того, отмечается высокий уровень младенческой смертности.
Естественная убыль за счет высокого уровня смертности отмечается в Приморском крае, Амурской области и Еврейской автономной области. Необходимо отметить, что за предыдущие 4 года естественная убыль снизилась в Приморском крае в 3,5 раза, в Амурской области в 6 раз, в Еврейской автономной области незначительно (в 1,2 раза), а в Хабаровском крае сменилась естественным приростом (увеличение в 0,7 раза).
Миграционная убыль населения, увеличивавшаяся до 2013 года, в 2014 году на дальневосточных приграничных территориях снизилась. Наиболее существенное снижение миграционной убыли населения отмечено в Приморском крае (в 1,8 раза) и Амурской области (в 4,4 раза), а наиболее существенное повышение значения этого показателя - в Еврейской автономной области (-10,8).
Уровень занятости населения трудоспособного возраста на дальневосточных приграничных территориях достигает 80 процентов (Хабаровский и Приморский края), в то время как в Амурской области и Еврейской автономной области - не превышает 50 процентов, а уровень безработицы составляет 6-9 процентов.
Отсутствие рабочих мест вынуждает население к трудоустройству за пределами своего населенного пункта, что создает риски дальнейшей трудовой миграции и оттока населения.
Ситуация, сложившаяся в сфере социальных услуг в сельских приграничных населенных пунктах, характеризуется следующими показателями:
доступность дошкольного образования (отношение численности воспитанников в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми, к сумме численности воспитанников в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми, и численности детей, стоящих на учете для определения в дошкольные образовательные организации) в 2014 году составила 72,97 процента (в среднем по Российской Федерации в сельской местности - 75,43 процента);
количество учреждений культурно-досугового типа ежегодно снижается на 6 процентов по причине выбытия зданий из-за ветхого и аварийного состояния и недостаточности кадров. Около 500 приграничных населенных пунктов не имеют учреждений культурно-досугового типа;
удельный вес населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, не превышает 20 процентов. Во многих населенных пунктах спортивные сооружения отсутствуют либо находятся в ветхом и аварийном состоянии.
Проблемой в социальном обслуживании населения остается недостаточность обеспечения широкополосного доступа социальных учреждений к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет").
Ежегодно ухудшаются показатели состояния жилищно-коммунальной и социальной инфраструктуры приграничных населенных пунктов:
износ сетей теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, а также иных коммунальных объектов достигает 70 процентов;
удельный вес комплексно обустроенного жилья, оборудованного одновременно водопроводом, канализацией, отоплением, горячим водоснабжением, газом или напольными электроплитами, в общей площади жилых помещений в приграничных населенных пунктах, расположенных в сельской местности, составляет 31,2 процента (средний показатель по России - 65,3 процента);
количество негазифицированных приграничных населенных пунктов составляет 581 населенный пункт, или 64 процента их общего количества;
около 10,2 тыс. человек проживает в сельских населенных пунктах, не имеющих круглогодичного автобусного (железнодорожного) сообщения с административным центром (Архаринский, Бурейский, Константиновский, Магдагачинский, Свободненский, Сковородинский и Шимановский районы Амурской области, район имени Лазо, Хабаровский и Вяземский районы Хабаровского края, Кировский, Октябрьский, Пограничный, Пожарский, Спасский и Хасанский районы Приморского края, а также Биробиджанский и Облученский районы Еврейской автономной области).
Ежегодно общее количество семей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях и улучшивших жилищные условия, не превышает 7 процентов общего числа нуждающихся, так как материальное положение преобладающей части жителей дальневосточных приграничных территорий не позволяет им использовать систему ипотечного жилищного кредитования для улучшения жилищных условий.
Экономика дальневосточных приграничных территорий обладает следующими характеристиками:
низкая доля участия приграничных населенных пунктов в формировании валового регионального продукта субъектов Российской Федерации, входящих в Дальневосточный федеральный округ;
неэффективное использование природно-ресурсного потенциала дальневосточных приграничных территорий;
неэффективное использование туристско-рекреационного потенциала;
сложная ситуация в приграничных муниципальных образованиях, сложившаяся в отношении монопрофильной структуры экономики;
слабая активность субъектов малого и среднего предпринимательства;
низкая обеспеченность расходов местных бюджетов приграничных муниципальных образований собственными доходами;
неэффективное использование приграничного положения и слабая интеграция с международной экономической системой.
В объеме отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг, оказанных собственными силами организаций, зарегистрированных на дальневосточных приграничных территориях, ежегодная доля дальневосточных приграничных территорий не превышает 17 процентов.
Одной из основных отраслей экономики дальневосточных приграничных территорий является сельское хозяйство. Сельскохозяйственная посевная площадь занимает 1005,9 тыс. гектаров, что составляет 63 процента сельскохозяйственных посевных площадей округа. Вместе с тем ежегодный объем сельскохозяйственной продукции, выпускаемой хозяйствами дальневосточных приграничных территорий, не превышает 34 процентов общего показателя по округу и не позволяет обеспечить нужды населения в сельскохозяйственной продукции, которые покрываются импортной сельскохозяйственной продукцией.
За последние годы в сельском хозяйстве приграничных регионов отмечается отток трудовых ресурсов - численность лиц, занятых в сельском хозяйстве, снизилась с 25611 человек в 2009 году до 20097 человек в 2013 году, или на 22 процента. Всего в сельскохозяйственном секторе дальневосточных приграничных территорий работает 1,4 процента занятого населения. Количество привлеченных к работе в сельском хозяйстве иностранных граждан в 2013 году составило 6098 человек, или 4 процента работников, занятых в сельском хозяйстве.
На дальневосточных приграничных территориях до 94 процентов туристической деятельности ориентировано на выездной туризм.
Развитие туристско-рекреационного потенциала дальневосточных приграничных территорий сдерживает высокая стоимость российского туристического продукта, гостиничного размещения, а также низкий уровень развития инфраструктуры и высокие затраты на транспорт.
На дальневосточных приграничных территориях в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2014 г. N 1398-р расположено 6 монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов), из которых 3 относятся к монопрофильным муниципальным образованиям с наиболее сложным социально-экономическим положением - г. Свободный, Амурская область (профиль - деятельность в сфере железнодорожного транспорта), пгт Ярославский, Хорольский район, и с. Светлогорье, Пожарский район, Приморский край (профиль - горнодобывающая промышленность). К монопрофильным муниципальным образованиям, в которых имеются риски ухудшения социально-экономического развития, относятся пгт Лучегорск, Пожарский район, Приморский край (профиль - производство электроэнергии), и пгт Липовцы, Октябрьский район, Приморский край (профиль - горнодобывающая промышленность). К монопрофильным муниципальным образованиям со стабильной социально-экономической ситуацией относится пос. Теплоозерск, Облученский район, Еврейская автономная область (профиль - производство цемента).
Доля малого и среднего предпринимательства в валовом региональном продукте субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, составляет всего 9 процентов (средний показатель по России - 21 процент). При этом около 77 процентов общего количества субъектов малого и среднего предпринимательства указанных дальневосточных приграничных территорий расположены в городских округах.
Основными проблемами развития субъектов малого и среднего предпринимательства дальневосточных приграничных территорий, по данным доклада 2014 года Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей Президенту Российской Федерации, являются высокие тарифы на электроэнергию и дефицит кадров.
Обеспеченность расходов местных бюджетов приграничных муниципальных образований собственными доходами в среднем составляет 92 процента. Вместе с тем имеются муниципальные образования с уровнем обеспеченности расходов местного бюджета собственными доходами менее 60 процентов. К ним относятся Октябрьский (54 процента), Ханкайский (54 процента), Спасский (54 процента) и Кировский (55 процентов) районы Приморского края, Биробиджанский район (57 процентов) Еврейской автономной области.
Низкий уровень обеспеченности местных бюджетов собственными доходами не позволяет органам местного самоуправления в полной мере реализовывать меры поддержки малого и среднего предпринимательства, участвовать в создании и развитии инженерной и транспортной инфраструктуры, необходимой для обеспечения инвестиционной привлекательности территорий.
Интеграция дальневосточных приграничных территорий с международной экономической системой и приграничное сотрудничество недостаточно развиты. При этом поддержка Правительством Китайской Народной Республики промышленных и инфраструктурных объектов, сельского хозяйства и туризма, создание особых условий хозяйствования с преференциальными налоговыми и инвестиционными режимами позволила увеличить валовой региональный продукт северо-восточных провинций Китайской Народной Республики за последние 12 лет в 5 раз. По данным источников зарубежной статистики, валовой региональный продукт северо-восточных районов Китая, 83 процента которого формируют малые и средние предприятия, увеличился с 977,2 млрд юаней в 2000 году до 5043 млрд юаней в 2012 году. На территориях провинций проживает 66 млн человек, при этом плотность населения составляет 103,1 человека на 1 кв. километр, что в 15 раз превышает этот показатель в отношении дальневосточных приграничных территорий.
В целях координации усилий по реализации стратегий регионального развития Российской Федерации и Китайской Народной Республики реализуется Программа сотрудничества между регионами Дальнего Востока и Восточной Сибири Российской Федерации и Северо-Востока Китайской Народной Республики (2009-2018 годы).
Указанной Программой предусмотрена реализация ключевых проектов регионального сотрудничества. На территориях Приморского и Хабаровского краев, Амурской области и Еврейской автономной области запланирована реализация 38 совместных проектов. Из них фактически реализуется только 8 проектов (30 проектов не реализуется по причине отсутствия интереса со стороны инвесторов).
Интеграции дальневосточных приграничных территорий (как и всего макрорегиона в целом) с международной экономической системой препятствует низкое качество оборудования и технического оснащения зданий, помещений, сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации.
На дальневосточных приграничных территориях расположено 25 пунктов пропуска, в том числе 2 воздушных пункта пропуска и 2 морских пункта пропуска (Посьет и Зарубино). При этом 20 пунктов пропуска расположено на российско-китайской государственной границе (10 смешанных пунктов пропуска, 5 автомобильных пунктов пропуска, 3 железнодорожных пункта пропуска, 1 речной пункт пропуска, 1 временный пункт пропуска Кани-Курган - Чанфатунь) и 1 железнодорожный пункт пропуска - на российско-северокорейской государственной границе.
Из-за недостаточности инфраструктурного оснащения либо отсутствия заинтересованности перевозчиков пассажиров и грузов, в том числе из-за слаборазвитой прилегающей дорожной инфраструктуры, не функционируют такие смешанные пункты пропуска, как Константиновка - Суньу, Ушаково - Хума, Джалинда - Мохэ, Пашково - Цзяинь.
Отсутствие современной инфраструктуры пунктов пропуска и прилегающих к ним приграничных автодорог не позволяет в полной мере реализовать туристский и транзитный транспортный потенциал дальневосточных приграничных территорий.
III. Цели и задачи государственной политики в сфере развития дальневосточных приграничных территорий
Основными целями в сфере развития дальневосточных приграничных территорий являются:
комплексное и устойчивое развитие дальневосточных приграничных территорий;
обеспечение комфортных условий для жизни и деятельности населения на дальневосточных приграничных территориях;
формирование и удержание конкурентных преимуществ перед приграничными территориями сопредельных государств.
Достижение поставленных целей обеспечивается путем решения следующих основных задач:
определение приграничных муниципальных образований в качестве территорий с особым статусом, выявление потребностей и "точек роста" дальневосточных приграничных территорий исходя из их социально-экономического положения;
создание условий для закрепления и привлечения населения, улучшения демографической ситуации и приоритетного использования внутренних трудовых ресурсов;
создание условий для развития инфраструктуры в приграничных населенных пунктах и повышение качества услуг в социальной сфере;
обеспечение защиты дальневосточных приграничных территорий от возникновения чрезвычайных ситуаций, вызванных в том числе наводнениями, а также обеспечение эпизоотического благополучия по особо опасным и карантинным болезням животных;
создание условий для развития экономики, в том числе развития малого и среднего предпринимательства;
развитие потенциала сельскохозяйственного землепользования и устойчивое развитие сельскохозяйственного производства;
реализация туристско-рекреационного потенциала;
развитие приграничного сотрудничества и реализация инвестиционных проектов, в том числе создание экспортно-ориентированных производств, а также развитие производственной инфраструктуры;
создание условий, способствующих прохождению экспортных и импортных товаров через дальневосточные приграничные территории, включая развитие инфраструктуры на государственной границе Российской Федерации, для развития транспортных коридоров по обслуживанию экспортно-импортных товаропотоков;
создание системы мотивации органов местного самоуправления, субъектов предпринимательской деятельности и некоммерческих организаций для развития дальневосточных приграничных территорий.
IV. Приоритетные направления государственной политики в сфере развития дальневосточных приграничных территорий
1. Основные документы стратегического и программного планирования
Государственная политика в сфере развития дальневосточных приграничных территорий реализуется с учетом основных направлений социально-экономического и отраслевого развития, установленных документами стратегического и программного планирования Российской Федерации.
С учетом специфики социального и территориального положения дальневосточных приграничных территорий, типологии приграничных населенных пунктов и экономического потенциала дальневосточных приграничных территорий особо важное значение имеет реализация на этих территориях Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 г. N 1351 "Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года", Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2014 г. N 1618-р, Стратегии устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2015 г. N 151-р, Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2014 г. N 941-р, а также Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2008 г. N 1734-р.
2. Определение особого статуса территорий приграничных муниципальных образований
В рамках реализации настоящей Концепции предполагается выполнение следующих мероприятий:
проведение анализа социально-экономического состояния дальневосточных приграничных территорий;
определение перечня первоочередных мероприятий, направленных на устойчивое развитие дальневосточных приграничных территорий, реализуемых в рамках действующих в Российской Федерации документов программно-целевого планирования;
определение потенциала и "точек роста" дальневосточных приграничных территорий в разрезе каждого муниципального образования.
В целях определения потребностей и "точек роста" территорий приграничных муниципальных образований на региональном уровне в рамках настоящей Концепции рекомендуется:
разработать программы развития дальневосточных приграничных территорий в разрезе муниципальных образований, отражающие их социально-экономическое положение и потребности в развитии, включая перечень (реестр) первоочередных мероприятий;
сформировать исходя из положений настоящей Концепции перечень (реестр) первоочередных мероприятий, выполняемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также органами местного самоуправления по вопросам местного значения, предусмотренных государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъектов Российской Федерации;
сформировать перечень конкурентоспособных "точек роста" дальневосточных приграничных территорий, обеспечивающих опережающий рост инвестиционной и предпринимательской активности.
На федеральном уровне в целях формирования особого статуса дальневосточных приграничных территорий и с учетом действующих институтов и инструментов развития отдельных территорий целесообразно разработать механизмы содействия реализации программ развития дальневосточных приграничных территорий в разрезе муниципальных образований.
3. Улучшение демографической ситуации и приоритетное использование внутренних трудовых ресурсов
В целях закрепления проживания граждан на дальневосточных приграничных территориях и привлечения трудовых мигрантов рекомендуется приоритизация таких уже реализуемых в Дальневосточном федеральном округе мероприятий демографической и социальной политики Российской Федерации в рамках полномочий субъектов Российской Федерации, как:
обеспечение доступным жильем граждан, постоянно проживающих в приграничных населенных пунктах либо прибывших в приграничные населенные пункты на постоянное место жительства, в том числе молодых семей, семей с детьми и молодых специалистов;
поддержка специалистов, прибывших в приграничные сельские населенные пункты на постоянное место жительства, включая единовременные пособия на компенсацию транспортных расходов, расходов на приобретение предметов первой необходимости на основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
содействие формированию для лиц с ограниченными возможностями здоровья безбарьерной среды в приграничных муниципальных образованиях, а также оказанию доступных транспортных услуг инвалидам и организации мероприятий по оздоровлению лиц с ограниченными возможностями здоровья в профилакториях;
повышение эффективности региональных мер, направленных на развитие института семьи и рост рождаемости, для населения, постоянно проживающего в приграничных муниципальных районах.
В дополнение к мерам государственной поддержки семей, имеющих детей, предусмотренным федеральным законодательством, в субъектах Российской Федерации, входящих в Дальневосточный федеральный округ, введен материнский (семейный) капитал, право на который возникает при рождении (усыновлении) 3-го или последующих детей. В Приморском и Хабаровском краях, а также в Еврейской автономной области средства материнского капитала можно направить на улучшение жилищных условий, образование ребенка и оказание ребенку или матери медицинских услуг. В Амурской области - на улучшение жилищных условий.
В целях повышения демографической эффективности указанного инструмента на региональном уровне рекомендуется рассмотреть вопрос об увеличении размера материнского капитала для населения, постоянно проживающего на дальневосточных приграничных территориях, а также о расширении возможностей использования средств материнского капитала семьям, родившим (усыновившим) 3-го или последующих детей, постоянно проживающим на указанных территориях (улучшение жилищных условий (строительство и ремонт жилья), получение образования ребенком (детьми) и матерью, оказание ребенку (детям) и матери медицинской помощи, медицинская реабилитация и санаторно-курортное лечение ребенка (детей), развитие личного подсобного хозяйства и др.).
Законодательством Российской Федерации для семей, имеющих 3 и более детей, предусмотрено право на бесплатное получение земельных участков, оснащенных инженерной инфраструктурой, для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства. Для семей, имеющих 3 и более детей, постоянно проживающих на дальневосточных приграничных территориях, рекомендуется рассмотреть вопрос об увеличении размера предоставляемых земельных участков на указанные цели и обеспечении права приоритетного выделения земельных участков для указанной категории семей.
В рамках действующего на дальневосточных приграничных территориях права на ежемесячную денежную выплату в размере регионального прожиточного минимума ребенка до достижения им возраста 3 лет, предоставляемого при рождении 3-го или последующих детей, в целях повышения демографической эффективности указанной меры рекомендуется рассмотреть и скорректировать критерии нуждаемости при установлении такого права для расширения потенциального числа семей, которые могли бы воспользоваться такой мерой поддержки и родить 3-го и последующих детей.
В целях развития малоосвоенных территорий приоритизировать возможность предоставления гражданам Российской Федерации, постоянно проживающим в приграничных населенных пунктах либо прибывшим в приграничные населенные пункты на постоянное место жительства, земельных участков в безвозмездное пользование с последующим их предоставлением в собственность.
В рамках указанной инициативы, "точкой роста" приграничного муниципального образования может стать реализация пилотного проекта по комплексному освоению территории в целях создания местных сообществ людей, которые стараются придерживаться образа жизни, соответствующего принципам устойчивого развития в сочетании с низким уровнем негативного воздействия на окружающую среду. Деятельность таких поселений формируется на принципах устойчивого землепользования и лесопользования, минимизации энергопотребления, ведения здорового образа жизни.
Приоритетными видами деятельности поселенцев являются сельское хозяйство, пчеловодство, выращивание саженцев, народные ремесла, проведение семинаров и фестивалей на темы экологии и традиционных этнических культур, экотуризм, межкультурный обмен, охрана окружающей среды и культурного наследия окрестных территорий.
Для успешной реализации пилотного проекта предусматривается проведение информационно-разъяснительной кампании в целях популяризации дальневосточных приграничных территорий.
В качестве "точек роста" приграничных муниципальных образований также рассматриваются иные проекты, предусматривающие создание новых рабочих мест гражданам Российской Федерации, развитие социальной и инженерной инфраструктуры.
Развитие системы среднего профессионального образования, включающей в том числе профессиональные образовательные организации, расположенные на дальневосточных приграничных территориях, позволит развить потенциал кадров и эффективно использовать национальные трудовые ресурсы путем включения в их программы подготовки кадров наиболее востребованных и перспективных профессий с учетом профиля дальневосточных приграничных территорий, создаваемых территорий опережающего социально-экономического развития и планируемых инвестиционных проектов.
В целях создания благоприятных условий для привлечения трудовых ресурсов на дальневосточные приграничные территории дополнительно предлагается внедрение на базе официальных сайтов органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сети "Интернет" информационно-поисковой системы информирования населения об имеющихся вакансиях и условиях приема на работу в организации, зарегистрированные и осуществляющие свою деятельность на дальневосточных приграничных территориях.
4. Развитие инфраструктуры в приграничных населенных пунктах, повышение качества услуг в социальной сфере
Обеспечение потребности населения приграничных населенных пунктов в объектах инженерной и социальной инфраструктуры предлагается осуществить за счет смещения приоритетов в расходах, предусмотренных государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъектов Российской Федерации и непрограммными направлениями деятельности в сфере развития инфраструктуры и повышения качества социальных услуг в приграничных населенных пунктах. С учетом нужд приграничных населенных пунктов предусматривается развитие:
объектов коммунального хозяйства (строительство и реконструкция тепловых сетей, сетей водоснабжения, канализационных сооружений и очистных сооружений);
объектов транспортной инфраструктуры (развитие в сельской местности автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием, обеспечивающих приграничные населенные пункты постоянной круглогодичной связью с административными центрами);
объектов социальной инфраструктуры (модернизация материально-технической базы образовательных организаций, учреждений культуры, спортивных объектов, медицинских учреждений, обеспечение дальневосточных приграничных территорий объектами фельдшерско-акушерских пунктов);
подвижной радиотелефонной связи, широкополосного доступа (в том числе мобильного) к сети "Интернет" социальных учреждений дальневосточных приграничных территорий;
мобильных центров занятости населения и профориентации.
В целях обеспечения качества жизни населения приграничных муниципальных образований в ходе реализации настоящей Концепции предлагается ограничить реализацию и пересмотреть уже реализованные меры по оптимизации системы социальных объектов и социальных программ.
Принять меры по сохранению в приграничных населенных пунктах фельдшерско-акушерских пунктов, общеобразовательных организаций и дошкольных образовательных организаций, больниц, реабилитационных центров, спортивных центров и учреждений культуры, объектов социального жилого фонда, социальных автопарков, отделений почтовой связи и обеспечению населения услугами подвижной радиотелефонной связи и фиксированной связи.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления должны уделять особое внимание созданию новых возможностей для творческой самоорганизации, духовного обогащения и культурного развития населения, воспитанию гражданственности и патриотизма в целях снижения рисков асоциального поведения населения приграничных населенных пунктов.
Сохранение, использование и популяризацию объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) предполагается осуществить путем организации методического обеспечения реализации общественно-исторических проектов с участием негосударственных институтов в социальной сфере.
Важным фактором для привлечения частных инвестиций в создание и модернизацию инженерной, социальной и транспортной инфраструктуры приграничных населенных пунктов является наличие регионального законодательства о государственно-частном партнерстве.
Субъектами Российской Федерации, входящими в Дальневосточный федеральный округ, устанавливаются перспективные направления инвестиционной деятельности и объекты инвестиционных соглашений и иных договоров в сфере строительства и реконструкции объектов инфраструктуры населенных пунктов, в том числе объекты транспортной инфраструктуры, системы коммунальной инфраструктуры, объекты благоустройства, энергоснабжения, включая энергогенерирующие системы, системы передачи и распределения энергии, объекты, используемые для осуществления медицинской, лечебно-профилактической и иной деятельности в системе здравоохранения, объекты образования, культуры и социального обслуживания, иные объекты социально-культурного назначения, а также объекты жилищного фонда.
Развитие системы дополнительного образования детей с привлечением частных инвестиций предполагается обеспечить путем установления равных условий доступа к финансированию за счет бюджетных ассигнований государственных, муниципальных и частных организаций дополнительного образования детей, а также совершенствования организационно-экономических механизмов обеспечения доступности услуг дополнительного образования детей.
Этому будет способствовать завершение процесса внесения изменений в законодательство Российской Федерации в целях предоставления возможности использования ресурсов негосударственных поставщиков услуг дополнительного образования (частных образовательных организаций и организаций, осуществляющих обучение, индивидуальных предпринимателей). Предполагается наделение органов государственной власти субъектов Российской Федерации полномочиями по дополнительному финансовому обеспечению мероприятий по реализации государственными, муниципальными и частными организациями дополнительного образования дополнительных образовательных программ.
Привлечение к развитию системы дошкольного образования индивидуальных предпринимателей и коммерческих организаций, учредительными документами которых предусмотрена деятельность в сфере предоставления образовательных услуг, предлагается обеспечить за счет информационного содействия в организации групп присмотра, ухода и оздоровления детей дошкольного возраста и др.
Дополнительной мерой стимулирования привлечения частных инвестиций к созданию и модернизации инженерной, социальной и транспортной инфраструктуры приграничных населенных пунктов является организация предоставления в целях строительства социально значимых объектов юридическим лицам, зарегистрированным в Российской Федерации, сформированных земельных участков в безвозмездное пользование без проведения торгов с последующим их предоставлением в собственность.
5. Защита дальневосточных приграничных территорий от возникновения чрезвычайных ситуаций
Обеспечение защиты дальневосточных приграничных территорий от возникновения чрезвычайных ситуаций, вызванных в том числе наводнениями, а также обеспечение эпизоотического благополучия в отношении карантинных и особо опасных болезней животных предполагает:
проведение берегоукрепительных работ, строительство, реконструкцию сооружений инженерной защиты и очистных сооружений приграничных населенных пунктов, расположенных в бассейне р. Амур;
реализацию совместного с Китайской Народной Республикой комплекса научно-исследовательских мероприятий и инженерно-технических мер по защите дальневосточных приграничных территорий от наводнений;
проведение комплекса мер по экологическому мониторингу водных ресурсов трансграничных водных объектов и прогнозированию состояния окружающей среды на дальневосточных приграничных территориях, включая разработку мер по предотвращению и сокращению сбросов загрязняющих веществ;
обеспечение потребности дальневосточных приграничных территорий в объектах ветеринарного профиля, в том числе в ветеринарных лабораториях и ветеринарных лечебницах;
установление карантинной полосы вдоль государственной границы Российской Федерации, проходящей по дальневосточным приграничным территориям.
6. Создание условий для развития экономики
Создание условий для развития экономики, в том числе для развития малого и среднего предпринимательства, предполагает:
разработку комплекса мероприятий по организации участия институтов развития и финансовых институтов в развитии дальневосточных приграничных территорий, включая использование инструментов региональных инвестиционных программ;
разработку механизмов увеличения доли закупаемых товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд у субъектов малого предпринимательства, зарегистрированных на дальневосточных приграничных территориях, в общем объеме государственного и муниципального заказа;
разработку механизмов увеличения доли закупаемых товаров, работ и услуг юридическими лицами, указанными в Федеральном законе "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", у субъектов малого и среднего предпринимательства, зарегистрированных на дальневосточных приграничных территориях, в общем объеме закупок, осуществляемых этими юридическими лицами;
разработку дополнительных мер государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, зарегистрированных на дальневосточных приграничных территориях, в том числе предоставление целевых грантов субъектам малого и среднего предпринимательства, начинающим собственное дело, субсидирование части затрат на оплату электроэнергии, возведение объектов капитального строительства в рамках реализации инвестиционных проектов, а также на привлечение и обучение молодых квалифицированных кадров;
обеспечение доступа через сеть "Интернет" к каталогу предприятий, зарегистрированных на приграничных территориях, перечню их продукции и услуг, перечню инвестиционных предложений по развитию дальневосточных приграничных территорий и реестру мер государственной и муниципальной поддержки предпринимательской деятельности;
реализацию проектов по популяризации экономической деятельности на дальневосточных приграничных территориях средствами массовой информации, а также проектов мотивации граждан и субъектов предпринимательства к вовлечению в экономические процессы на дальневосточных приграничных территориях.
"Точками роста" приграничных муниципальных образований в развитии малого и среднего предпринимательства станут создание бизнес-инкубаторов и центров продвижения продукции субъектов малого и среднего предпринимательства на рынки стран Азиатско-Тихоокеанского региона, создание технопарков и индустриальных парков.
Перспективным инструментом финансирования инвестиционных проектов является получение государственной поддержки в форме субсидий на возмещение затрат на создание инфраструктуры индустриальных парков и технопарков. Возмещению субъекту Российской Федерации подлежат полностью или частично затраты на создание объектов инфраструктуры в размере, не превышающем размера фактически уплаченных в федеральный бюджет федеральных налогов и таможенных пошлин резидентами индустриального парка или технопарка, в установленном Правительством Российской Федерации порядке.
Наиболее благоприятными территориями для таких проектов являются городские агломерации (гг. Хабаровск, Благовещенск, Уссурийск), имеющие преимущества за счет близости к рынкам рабочей силы, рынкам сбыта, наличия развитой коммуникации, транспортной и инженерной инфраструктуры. Перспективными являются направления в сфере транспортно-логистической деятельности, фармацевтической деятельности, производства строительных материалов, деревообработки, переработки (транспортированию, обработке, утилизации) твердых бытовых отходов, а также в сфере сельскохозяйственного производства.
Особый правовой режим осуществления предпринимательской деятельности создан в связи с установлением режима свободного порта Владивосток, в границы которого вошли в том числе приграничные территории Приморского края - Уссурийский городской округ, Октябрьский, Пограничный, Хасанский и Ханкайский муниципальные районы.
7. Устойчивое развитие сельскохозяйственного производства
В рамках настоящей Концепции предполагается выполнение следующих мероприятий:
разработка дополнительных мер государственной поддержки, направленных на модернизацию и развитие агропромышленного комплекса дальневосточных приграничных территорий, включая развитие крестьянских (фермерских) хозяйств и личных подсобных хозяйств, увеличение объемов производства, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции, а также развитие рыболовства и рыбоводства;
предоставление земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в пользование на льготных условиях субъектам малого и среднего предпринимательства для развития инвестиционных проектов в сфере агропромышленного комплекса;
проведение комплекса мероприятий по предотвращению выбытия земель сельскохозяйственного назначения и вовлечению неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения в сельскохозяйственный оборот, включая мероприятия по сокращению срока неиспользования земельных участков сельскохозяйственного назначения, по истечении которого земельный участок, находящийся в частной собственности, может быть изъят;
проведение анализа в отношении импорта сельскохозяйственной продукции и продовольственных товаров, формирование мер стимулирования создания производств на приграничных территориях, обеспечивающих импортозамещение сельскохозяйственной продукции и продовольственных товаров.
Перспективными проектами по развитию сельскохозяйственного потенциала приграничных муниципальных образований и развитию производств по выпуску импортозамещающей продукции являются:
создание агропромышленных парков и организация на их базе современного тепличного хозяйства по выращиванию овощной продукции (томаты, огурцы, листовой салат, зеленые культуры), производственных цехов по их переработке и хранению, а также производств по глубокой переработке сои и зерна;
создание кооперативов по заготовке и переработке дикоросов, продукции пчеловодства, ягод и грибов;
развитие животноводства, в том числе строительство животноводческих комплексов, молочных заводов и модульных комплексов по переработке молока и производству сыров;
развитие рыбохозяйственной деятельности в пресноводных водных объектах;
кооперация действующих в бассейне озера Ханка рыбохозяйственных предприятий;
организация на дальневосточных приграничных территориях деятельности оптово-распределительных центров для сбыта сельскохозяйственной продукции, осуществляющих сбор сельскохозяйственной продукции, в том числе произведенной крестьянскими фермерскими хозяйствами и личными подсобными хозяйствами, ее хранение и сбыт (в перспективе возможно создание на базе этих центров перерабатывающих площадок с выпуском готовой пищевой продукции);
развитие современных направлений аквакультуры (в том числе марикультуры) - воспроизводство популяций рыб осетровых и лососевых пород (в бассейнах озера Ханки и р. Амур) и выращивание наиболее ценных, востребованных на рынках стран Азиатско-Тихоокеанского региона гидробионтов (в акватории Японского моря).
8. Реализация туристско-рекреационного потенциала
Реализация туристско-рекреационного потенциала предполагает осуществление следующих мероприятий:
разработка дополнительных мер государственной поддержки, направленных на развитие туристической инфраструктуры на дальневосточных приграничных территориях, включая субсидирование строительства и реконструкцию транспортной и инженерной инфраструктуры, подготовку кадров и обеспечение кредитных лимитов;
внедрение механизмов государственно-частного партнерства при создании и развитии туристско-рекреационных и культурно-просветительских зон международного сотрудничества на дальневосточных приграничных территориях, что подразумевает в том числе формирование и развитие регионального законодательства о государственно-частном партнерстве, устанавливающего приоритетные направления инвестиционной деятельности, объекты инвестиционных соглашений и иных договоров, а также формы участия в нем субъекта Российской Федерации и муниципального образования;
дополнение перечня портов, через которые допускается въезд в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства, прибывающих в Российскую Федерацию в туристических целях на паромах, имеющих разрешения на пассажирские перевозки;
размещение сведений в средствах массовой информации (телевидение, радио, сеть "Интернет"), разработка системы фестивалей, конкурсов и других массовых мероприятий, направленных на популяризацию туристических маршрутов на дальневосточных приграничных территориях, информирование населения о расположенных на них природных, культурно-исторических, религиозных и национальных памятниках и объектах (в том числе в зарубежных средствах массовой информации);
создание экологических, культурно-познавательных туристических маршрутов, ориентированных в том числе на развитие круизного и яхтенного туризма, а также на осуществление любительского и спортивного рыболовства.
"Точками роста" приграничных муниципальных образований в развитии их туристско-рекреационного потенциала станет создание крупных туристско-рекреационных территорий и культурно-просветительских зон приграничного сотрудничества на территории российской части о. Большой Уссурийский в Хабаровском крае, г. Благовещенска в Амурской области и Хасанского района в Приморском крае.
9. Развитие приграничного сотрудничества
Развитие приграничного сотрудничества в реализации инвестиционных проектов, в том числе создание экспортно-ориентированных производств, а также производственной инфраструктуры предполагает:
оценку потенциала и конкурентоспособности отраслей экономики, а также продукции, производимой на дальневосточных приграничных территориях, в сравнении с приграничными территориями сопредельных государств;
определение приоритетных форм сотрудничества и торговли на дальневосточных приграничных территориях и формирование типовых моделей производственных коопераций;
обеспечение условий, закрепленных международными договорами и соглашениями Российской Федерации с Китайской Народной Республикой и Корейской Народно-Демократической Республикой в сфере приграничного сотрудничества;
формирование механизма стабилизации собственных доходов бюджета приграничных муниципальных образований за счет реализации новых инвестиционных проектов и проектов приграничного сотрудничества;
применение особого правового режима осуществления предпринимательской деятельности на дальневосточных приграничных территориях, включая налоговые, таможенные и тарифные меры регулирования, особые режимы осуществления внешнеэкономической деятельности при реализации инвестиционных проектов, осуществлении приграничной торговли в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в частности Федеральным законом "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации", а также международными договорами и соглашениями Российской Федерации.
Особый правовой режим осуществления предпринимательской деятельности по наиболее перспективным направлениям, включая меры государственной поддержки, будет сформирован за счет создания территорий опережающего социально-экономического развития в соответствии с указанным Федеральным законом.
Так, на дальневосточных приграничных территориях уже созданы территории опережающего социально-экономического развития "Хабаровск" (Хабаровский край) и "Приамурская" (Амурская область). Перспективными для формирования территорий опережающего социально-экономического развития являются российская часть о. Большой Уссурийский - туристско-рекреационная зона, Хасанский район (Приморский край) - портовая инфраструктура, Свободненский район (Амурская область) - газо- и нефтепереработка, Смидовичский район (Еврейская автономная область) - агропромышленное производство, включая создание предприятий по переработке сои и производству комбикормов.
Федеральным законом "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации" предусмотрены условия и порядок создания территорий опережающего социально-экономического развития в том числе на территориях монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов) с наиболее сложным социально-экономическим положением, включенных в перечень, утверждаемый Правительством Российской Федерации.
Таким образом, предполагается дополнительное привлечение инвестиций в экономику Приморского края (г. Свободный, Амурская область, пгт. Ярославский, Хорольский район, с. Светлогорье, Пожарский район).
В целях привлечения инвестиций в реализацию проектов и развития приграничного сотрудничества требуется актуализировать перечень ключевых проектов регионального сотрудничества в рамках Программы сотрудничества между регионами Дальнего Востока и Восточной Сибири Российской Федерации и Северо-Востока Китайской Народной Республики (2009-2018 годы).
Дальнейшее развитие приграничного сотрудничества возможно в сфере установления кооперационных связей и наращивания объемов приграничной торговли, развития транспортной сети и логистической инфраструктуры, развития международного туризма, сотрудничества в сфере образования, науки и культуры, охраны окружающей среды.
Перспективными направлениями приграничного сотрудничества в Приморском крае являются:
содействие развитию международных транспортных коридоров, интеграции с транспортной сетью Северо-Восточной Азии, созданию благоприятной инвестиционной и деловой среды для увеличения спроса на транзитные перевозки и развитию соответствующей транспортной инфраструктуры;
кооперация действующих и создание новых сельскохозяйственных предприятий по производству риса, кукурузы и комбикормов, а также развитие животноводства, производства и переработки мяса;
улучшение использования древесного сырья на основе создания предприятий по переработке низкотоварной древесины;
создание предприятий по производству медикаментов и пищевых добавок на основе биологически активных веществ;
развитие туризма, санаторно-курортного лечения, строительство объектов туристической инфраструктуры;
научное сотрудничество в сфере изучения экологических проблем озера Ханка и повышение воспроизводственного рыбохозяйственного потенциала трансграничных озерно-речных комплексов.
Перспективными направлениями приграничного сотрудничества в Хабаровском крае являются:
производственная кооперация, направленная на переработку сырья;
совместное производство различных видов машиностроительной продукции;
развитие транспортных коридоров и обеспечение выхода предприятий северо-восточных районов Китая к морским портам Хабаровского края;
научное сотрудничество в сфере изучения экологических проблем рек Амура, Уссури, Аргун и Селенги, повышение воспроизводственного рыбохозяйственного потенциала трансграничных озерно-речных и морских комплексов, воспроизводства лесных ресурсов и лесов.
В Еврейской автономной области основу приграничного сотрудничества могут составить:
научные исследования по повышению эффективности использования пахотных земель для производства пшеницы, ячменя, кукурузы, сои, овощей и продовольственной бахчи;
организация совместных предприятий по переработке сельскохозяйственной продукции и производству продуктов питания из сои, зерна, картофеля, овощей и продукции животноводства.
Важными направлениями приграничного сотрудничества для Амурской области являются выращивание и переработка сои, развитие туризма, санаторно-курортного лечения, а также строительство объектов туристической инфраструктуры.
В целях повышения инвестиционной привлекательности дальневосточных приграничных территорий планируется проведение комплекса мер, направленных на создание и развитие системы брендов дальневосточных приграничных территорий, проведение форумов, осуществление выставочной и ярмарочной деятельности, презентация экспортного и инвестиционного потенциала приграничных территорий на площадках дипломатических и торговых представительств Российской Федерации и за рубежом, а также в рамках выставочных и конгрессных мероприятий в странах Азиатско-Тихоокеанского региона.
10. Создание условий, способствующих прохождению экспортных и импортных товаров через дальневосточные приграничные территории
Создание условий, способствующих прохождению экспортных и импортных товаров через дальневосточные приграничные территории, включая развитие инфраструктуры на государственной границе Российской Федерации и развитие транспортных коридоров по обслуживанию экспортно-импортных товаропотоков, предполагает:
обеспечение оборудования и технического оснащения зданий, помещений, сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации в пределах Дальневосточного федерального округа;
установление и строительство новых пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации;
развитие международных транспортных коридоров между Российской Федерацией в пределах Дальневосточного федерального округа и Китайской Народной Республикой, а также Корейской Народно-Демократической Республикой;
внедрение механизмов государственно-частного партнерства при создании и модернизации трансграничных объектов транспортной и инженерной инфраструктуры, пунктов пропуска, создание современной сервисной, инженерной и транспортной инфраструктуры пунктов пропуска.
В целях интеграции с международной транспортной системой и повышения торгово-экономического сотрудничества с сопредельными странами предполагается строительство и развитие трансграничной инфраструктуры на условиях государственно-частного партнерства, включая развитие международных транспортных коридоров "Приморье-1" и "Приморье-2", пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, железной дороги от пгт. Хасан (Приморский край) до станции Раджин (Корейская Народно-Демократическая Республика), 2 мостовых переходов через р. Амур в районе г. Благовещенска (Амурская область) к г. Хэйхэ (Китайская Народная Республика) и в районе населенного пункта Нижнеленинское (Еврейская автономная область) к г. Тунцзян (Китайская Народная Республика).
11. Новое качество работы управленческих команд
Создание эффективной системы мотивации органов местного самоуправления, субъектов предпринимательской деятельности и некоммерческих организаций к развитию дальневосточных приграничных территорий, а также повышение эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления на дальневосточных приграничных территориях предполагает:
проведение социологических исследований и опросов граждан, проживающих на дальневосточных приграничных территориях, а также представителей предприятий, осуществляющих свою деятельность на этих территориях;
мониторинг социально-экономического положения дальневосточных приграничных территорий;
внедрение лучших практик в сфере развития дальневосточных приграничных территорий;
подготовку методических рекомендаций по привлечению федерального финансирования, средств региональных инвестиционных программ, финансовых институтов и инструментов развития на реализацию проектов в сфере развития дальневосточных приграничных территорий;
организацию системы взаимодействия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления муниципальных образований, субъектов предпринимательской деятельности и общественных организаций, в том числе создание в рамках статьи 32 Федерального закона "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации" некоммерческих организаций, по вопросам развития дальневосточных приграничных территорий.
Одним из эффективных решений может стать создание некоммерческой организации, объединяющей различные органы публично-правовой власти и бизнеса дальневосточных приграничных территорий. Такая организация могла бы решать процедурные вопросы при осуществлении хозяйственной деятельности на дальневосточных приграничных территориях, вопросы рационального использования местных производственных, трудовых и сырьевых ресурсов, осуществлять обмен опытом в решении задач развития указанных территорий.
V. Реализация Концепции
Реализация основных направлений настоящей Концепции осуществляется федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и органами местного самоуправления, а также индивидуальными предпринимателями, коммерческими и некоммерческими организациями.
Реализация настоящей Концепции не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
В целях выполнения настоящей Концепции субъектами Российской Федерации могут быть разработаны региональные программы развития дальневосточных приграничных территорий в разрезе муниципальных образований.
Реализация основных направлений, предусмотренных разделом IV настоящей Концепции, будет выполняться в соответствии с планом мероприятий по ее реализации, разрабатываемым не менее чем на 3-летний период.
Решения, принимаемые в отношении механизмов и объемов финансирования настоящей Концепции, конкретизируются и регулируются самостоятельными правовыми актами, которые разрабатываются и принимаются в установленном порядке.
VI. Риски реализации Концепции
1. Административные риски
Административные риски могут возникнуть в случае отсутствия координации между разными уровнями государственной власти, а также в случае разрозненности мероприятий, проводимых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, что может привести к невыполнению цели и задач настоящей Концепции.
В целях минимизации административных рисков необходимо создать межведомственную рабочую группу по развитию дальневосточных приграничных территорий и разработать согласованный план мероприятий по реализации настоящей Концепции.
2. Финансовые риски
К финансовым рискам относятся такие риски, как отсутствие финансирования или недофинансирование мероприятий государственных программ Российской Федерации или государственных программ субъектов Российской Федерации, направленных на развитие дальневосточных приграничных территорий, включая недостаточность бюджетных средств.
В целях минимизации финансовых рисков необходимо выполнить следующие мероприятия:
разработать согласованный план мероприятий по реализации настоящей Концепции;
рассмотреть при разработке плана мероприятий по реализации настоящей Концепции в соответствии с порядком, установленным законодательством Российской Федерации, и на основании принятых Правительством Российской Федерации решений возможность включения мероприятий, направленных на развитие дальневосточных приграничных территорий, в отдельные государственные программы Российской Федерации, федеральные целевые программы, а также в государственные программы субъектов Российской Федерации;
предусмотреть в плане мероприятий по реализации настоящей Концепции широкое применение на уровне субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, инструментов государственно-частного партнерства;
предусмотреть привлечение к реализации инфраструктурных и инвестиционных проектов институтов развития и финансовых институтов, в том числе международных.
3. Экологические риски
К экологическим рискам реализации настоящей Концепции относятся риск возникновения чрезвычайных ситуаций природного характера и нарушения экосистемы дальневосточных приграничных территорий под влиянием хозяйственной деятельности человека.
Восточная российско-китайская граница на протяжении 4300 километров полностью (кроме сухопутного участка от озера Ханка до р. Туманная) проходит по р. Амуру и его главным притокам (реки Аргунь, Уссури). Бассейн р. Амура занимает чуть больше 2 млн кв. километров. Российская часть занимает 49 процентов площади бассейна р. Амура, а регионы Китайской Народной Республики (провинции Хэйлунцзян, Цзилинь, автономный район Внутренняя Монголия) - 42 процента бассейна этой реки, остальное приходится на Монголию.
Водный режим р. Амура характеризуется сравнительно слабо выраженным весенним половодьем, высокими летними паводками, следующими один за другим и создающими общее высокое летне-осеннее половодье. Риск возникновения чрезвычайных ситуаций природного характера достаточно высок.
В результате крупномасштабного наводнения, произошедшего в августе 2013 г., была подтоплена значительная площадь приграничных территорий, включая сельскохозяйственные земли и производственные площадки.
Предотвращение рисков повторного возникновения чрезвычайных ситуаций и создание нормальных условий для осуществления предпринимательской деятельности обусловливает необходимость проведения мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод, проведению берегоукрепительных работ, строительство, реконструкцию сооружений инженерной защиты, очистных сооружений приграничных населенных пунктов, расположенных в бассейне р. Амура, а также создание системы мониторинга, прогнозирования и реагирования на чрезвычайные ситуации.
VII. Этапы реализации Концепции
Реализация настоящей Концепции будет осуществляться в 2015-2025 годах в 2 этапа.
На I этапе (2015-2016 годы) реализации настоящей Концепции предполагается проведение комплекса мероприятий, направленных на создание механизмов ее реализации.
На федеральном уровне планируются следующие мероприятия:
создание межведомственной рабочей группы по развитию дальневосточных приграничных территорий;
разработка и утверждение плана мероприятий по реализации настоящей Концепции, включая разработку критериев и показателей оценки (индикаторов) эффективности реализации настоящей Концепции;
определение приграничных муниципальных образований как территорий с особым статусом с указанием конкретного вида режима таких территорий (территория опережающего социально-экономического развития, зона территориального развития, особая экономическая зона) - в целях повышения собственной налоговой базы приграничных субъектов Российской Федерации и муниципальных образований за счет реализации новых инвестиционных проектов;
стимулирование применения механизмов государственной поддержки малого и среднего предпринимательства.
На региональном уровне планируются следующие мероприятия:
инвентаризация конкурентных преимуществ и определение "точек роста" приграничных муниципальных образований исходя из уровня их социально-экономического развития;
формирование перечня (реестра) первоочередных мероприятий, выполняемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также органами местного самоуправления по вопросам местного значения, предусмотренных государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъектов Российской Федерации;
разработка и утверждение региональных программ развития дальневосточных приграничных территорий в разрезе муниципальных образований;
разработка предложений по созданию эффективной системы мотивации органов местного самоуправления, субъектов предпринимательской деятельности, некоммерческих организаций к развитию дальневосточных приграничных территорий, повышению эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере развития дальневосточных приграничных территорий;
разработка и принятие правовых актов Российской Федерации и органов государственной власти, обеспечивающих достижение целей, реализацию задач и основных направлений развития дальневосточных приграничных территорий;
разработка и утверждение концепций и проектов развития приграничных муниципальных образований, а также пилотных проектов по основным направлениям настоящей Концепции.
На II этапе (2017-2025 годы) предполагается:
реализация региональных программ развития дальневосточных приграничных территорий, их мониторинг и оценка эффективности;
реализация проектов развития отдельных приграничных территорий и пилотных проектов по основным направлениям настоящей Концепции;
развитие взаимодействия и сотрудничества с зарубежными и международными органами и организациями по основным направлениям настоящей Концепции;
распространение пилотных проектов и лучших практик реализации настоящей Концепции в пределах дальневосточных приграничных территорий.
Методическое и информационное сопровождение основных направлений развития дальневосточных приграничных территорий формируется на всех этапах реализации настоящей Концепции.
VIII. Ожидаемые результаты реализации Концепции
По итогам реализации настоящей Концепции будут достигнуты следующие ожидаемые результаты:
экономическое развитие приграничных территорий, основанное на формировании и удержании конкурентных преимуществ;
создание условий для роста количества субъектов малого и среднего предпринимательства, зарегистрированных на дальневосточных приграничных территориях;
создание условий для эффективного сельскохозяйственного производства, обеспечивающего потребности населения дальневосточных приграничных территорий в продуктах питания;
создание условий для эффективного использования туристско-рекреационного потенциала, обеспечение имиджа и сохранение культурно-исторических ценностей Российской Федерации;
создание новых экспортно-ориентированных высокотехнологичных производств (в том числе в рамках приграничного сотрудничества), обеспечивающих диверсификацию экономики дальневосточных приграничных территорий;
модернизация социальной и инженерной инфраструктуры, обеспечивающей качество жизни на дальневосточных приграничных территориях;
повышение качества состояния водных ресурсов трансграничных водных объектов, минимизация рисков возникновения чрезвычайных ситуаций и очагов заразных и массовых незаразных болезней животных;
достижение социальной устойчивости дальневосточных приграничных территорий, а также развитие человеческого потенциала;
улучшение демографических показателей на дальневосточных приграничных территориях, включая повышение рождаемости, снижение показателей смертности населения и снижение миграционного оттока населения;
привлечение дополнительных трудовых ресурсов на дальневосточные приграничные территории;
создание трансграничных объектов транспортной инфраструктуры в целях увеличения скорости и объемов транспортного сообщения с сопредельными государствами и развития транзитного потенциала дальневосточных приграничных территорий;
повышение качества государственного и муниципального управления.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Утверждена Концепция развития приграничных территорий регионов, входящих в состав ДФО.
Речь идет о территориях муниципальных образований Приморского, Хабаровского краев, Амурской области и Еврейской АО, граничащих с Китаем и КНДР.
Концепция будет реализовываться в 2015-2025 гг. в 2 этапа.
На первом (2015-2016 гг.) планируется провести ряд организационных мероприятий, в т. ч. создать межведомственную рабочую группу, разработать и утвердить план реализации Концепции.
На втором (2017-2025 гг.) планируется реализация региональных программ развития указанных территорий, проектов развития отдельных территорий, распространение пилотных проектов и лучших практик реализации Концепции в пределах территорий.
Реализация Концепции будет способствовать закреплению населения в приграничных населенных пунктах, приросту количества субъектов малого и среднего предпринимательства, развитию туристско-рекреационного потенциала, созданию новых экспортно-ориентированных высокотехнологичных производств, модернизации социальной и инженерной инфраструктур.
Распоряжение Правительства РФ от 28 октября 2015 г. N 2193-р
Текст распоряжения опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 6 ноября 2015 г., в Собрании законодательства Российской Федерации от 9 ноября 2015 г. N 45 ст. 6287
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Распоряжение Правительства РФ от 16 июня 2022 г. N 1586-р
Изменения вступают в силу с 16 июня 2022 г.
Распоряжение Правительства РФ от 20 апреля 2019 г. N 797-р
Изменения вступают в силу с 20 апреля 2019 г.
Распоряжение Правительства РФ от 28 декабря 2016 г. N 2883-р