6 мая 2016 г.
В целях выявления и поддержки детей, проявивших выдающиеся способности, Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые Правила выявления детей, проявивших выдающиеся способности, сопровождения и мониторинга их дальнейшего развития.
2. Установить, что в 2015 году реализация настоящего постановления осуществляется с учетом следующих особенностей:
а) Министерство образования и науки Российской Федерации:
утверждает перечни олимпиад и иных интеллектуальных и (или) творческих конкурсов, мероприятий, направленных на развитие интеллектуальных и творческих способностей, способностей к занятиям физической культурой и спортом, интереса к научной (научно-исследовательской), творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также на пропаганду научных знаний, творческих и спортивных достижений (далее - перечни мероприятий), на 2014 - 2015 учебный год и на 2015 - 2016 учебный год на основании представленных заинтересованными федеральными государственными органами перечней мероприятий федеральных государственных органов, сформированных в соответствии с пунктами 4 - 6 Правил выявления детей, проявивших выдающиеся способности, сопровождения и мониторинга их дальнейшего развития, утвержденных настоящим постановлением (далее - Правила);
направляет до 27 ноября 2015 г. перечни мероприятий на 2014 - 2015 учебный год и на 2015 - 2016 учебный год оператору, определенному в соответствии с пунктом 7 Правил (далее - оператор);
б) оператор на основании полученной от федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных организаций информации о детях, проявивших выдающиеся способности, являющихся победителями и призерами мероприятий, включенных в сформированный Министерством образования и науки Российской Федерации перечень мероприятий на 2014 - 2015 учебный год, формирует до 2 декабря 2015 г. обобщенные сведения о таких детях (далее - обобщенные сведения о детях, проявивших выдающиеся способности). Размещение оператором обобщенных сведений о детях, проявивших выдающиеся способности, в государственном информационном ресурсе, предусмотренном пунктом 9 Правил, осуществляется в 2-недельный срок со дня начала его функционирования;
в) в случае если оператор не определен до 2 декабря 2015 г. в соответствии с пунктом 7 Правил формирование обобщенных сведений о детях, проявивших выдающиеся способности, а также размещение указанных сведений в государственном информационном ресурсе осуществляет организация, определенная Министерством образования и науки Российской Федерации и находящаяся в его ведении. После определения в соответствии с пунктом 7 Правил оператора организация, определенная Министерством образования и науки Российской Федерации, передает в 2-недельный срок сформированные обобщенные сведения о детях, проявивших выдающиеся способности, оператору.
3. Реализация полномочий, предусмотренных настоящим постановлением, осуществляется в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности работников заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующим федеральным органам исполнительной власти в федеральном бюджете на соответствующий год на руководство и управление в сфере установленных функций.
Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2016 г. N 398 постановление дополнено пунктом 3.1
3.1. Финансовое обеспечение предоставления субсидий организации, осуществляющей организацию выявления, сопровождения и мониторинга дальнейшего развития лиц, проявивших выдающиеся способности, осуществлять в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных Министерству образования и науки Российской Федерации в федеральном бюджете на указанные цели в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 295 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы", в размере 25 млн. рублей ежегодно.
4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Председатель Правительства |
Д. Медведев |
Правила
выявления детей, проявивших выдающиеся способности, сопровождения и мониторинга их дальнейшего развития
(утв. постановлением Правительства РФ от 17 ноября 2015 г. N 1239)
6 мая 2016 г.
1. Настоящие Правила определяют порядок выявления детей, проявивших выдающиеся способности, федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными и иными организациями (далее - организаторы), а также порядок сопровождения и мониторинга дальнейшего развития детей, проявивших выдающиеся способности (далее - одаренные дети).
2. Выявление одаренных детей осуществляется посредством проведения олимпиад и иных интеллектуальных и (или) творческих конкурсов, мероприятий, направленных на развитие интеллектуальных и творческих способностей, способностей к занятиям физической культурой и спортом, интереса к научной (научно-исследовательской), творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также на пропаганду научных знаний, творческих и спортивных достижений (далее - мероприятия).
3. Министерство образования и науки Российской Федерации до 1 июня текущего года утверждает перечень мероприятий на очередной учебный год, формируемый на основании перечней соответствующих мероприятий, представленных заинтересованными федеральными государственными органами в установленной сфере деятельности (далее - перечень мероприятий федерального государственного органа).
Перечень мероприятий на очередной учебный год публикуется на официальном сайте Министерства образования и науки Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет") в течение 10 дней со дня его утверждения.
4. Перечни мероприятий федеральных государственных органов формируются в том числе на основе предложений организаторов мероприятий и представляются в Министерство образования и науки Российской Федерации до 1 марта текущего года.
5. Перечни мероприятий федеральных государственных органов включают в себя мероприятия, соответствующие следующим критериям:
а) наличие утвержденного организатором мероприятия положения (регламента) о мероприятии, содержащего сведения об организаторах, о целях и задачах мероприятия, требованиях к участникам, возрасте участников, функциях и полномочиях организационного комитета, жюри и (или) судейской коллегии, об этапах и о сроках проведения, номинациях, критериях отбора победителей и призеров мероприятия по результатам личного (индивидуального) зачета, финансовом обеспечении проведения мероприятия;
б) проведение мероприятия организатором мероприятия в течение не менее 2 лет, предшествующих году подачи предложения о включении мероприятия в перечень мероприятий федерального государственного органа;
в) наличие у организатора мероприятия финансовых, организационных, методических и иных ресурсов, необходимых для проведения мероприятия;
г) наличие у организатора мероприятия официального сайта в сети "Интернет", на котором в том числе размещена информация о мероприятии;
д) освещение проведения мероприятия, в том числе итогов его проведения, в средствах массовой информации и сети "Интернет".
6. Предложение организатора мероприятия, указанное в пункте 4 настоящих Правил, включает в себя заявление о включении мероприятия в перечень мероприятий федерального государственного органа, а также документы, подтверждающие соответствие мероприятия критериям, предусмотренным пунктом 5 настоящих Правил.
Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2016 г. N 398 в пункт 7 внесены изменения
7. По итогам проведения мероприятий, включенных в перечень мероприятий на очередной учебный год, организаторы мероприятий направляют до 20 июля текущего года информацию об одаренных детях, являющихся победителями и призерами указанных мероприятий, в организацию, осуществляющую организацию выявления, сопровождения и мониторинга дальнейшего развития лиц, проявивших выдающиеся способности, - Образовательный Фонд "Талант и успех" (далее - оператор).
Указанная информация также направляется руководителям организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в которых одаренные дети, являющиеся победителями и призерами мероприятий, получают образование, для формирования их портфолио и организации дальнейшей поддержки и сопровождения этих одаренных детей.
8. Информация об одаренных детях, являющихся победителями и призерами мероприятий, направляется организаторами мероприятий с учетом требований законодательства Российской Федерации о персональных данных и включает следующие сведения:
а) фамилия, имя и отчество (при наличии);
б) дата рождения;
в) место обучения;
г) результат участия в мероприятии.
9. На основании информации, полученной от организаторов мероприятий, оператор формирует обобщенные сведения об одаренных детях, являющихся призерами и победителями мероприятий, и до 1 августа текущего года размещает их в государственном информационном ресурсе об одаренных детях. Порядок формирования и ведения такого информационного ресурса устанавливается Министерством образования и науки Российской Федерации по согласованию с Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.
Обработка персональных данных осуществляется оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации о персональных данных.
10. Оператор осуществляет:
а) организационно-техническое и информационно-технологическое обеспечение выявления одаренных детей, их сопровождения и мониторинга дальнейшего развития, в том числе сбор информации о победителях и призерах мероприятий от организаторов мероприятий;
б) анализ данных и разработку предложений по индивидуальному развитию одаренных детей;
в) взаимодействие с образовательными организациями, в которых обучаются одаренные дети, а также с организаторами мероприятий, включенных в перечень мероприятий на очередной учебный год;
г) разработку типовых образовательных программ для одаренных детей, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий;
д) организацию обучения одаренных детей, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий, а также их сопровождение;
е) организацию и проведение особо значимых мероприятий, в том числе в дистанционной форме;
ж) информирование общественности о результатах работы с одаренными детьми;
з) разработку методического обеспечения для органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
и) подготовку ежегодного аналитического отчета о системе выявления одаренных детей и мониторинге их дальнейшего развития в Российской Федерации;
к) иную деятельность, направленную на развитие системы выявления одаренных детей.
11. Поддержка и сопровождение развития одаренных детей, являющихся победителями и призерами мероприятий, осуществляется организаторами мероприятий в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации об образовании полномочиями при участии организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в которых эти одаренные дети получают образование, включая дополнительное образование, в следующих формах:
а) обеспечение индивидуальной работы с одаренными детьми по формированию и развитию их познавательных интересов, в том числе тьюторской и (или) тренерской поддержки;
б) профессиональная ориентация одаренных детей посредством повышения их мотивации к трудовой деятельности по профессиям, специальностям, направлениям подготовки, востребованным на рынке труда;
в) содействие в трудоустройстве после окончания обучения;
г) психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей;
д) иные формы, предусмотренные законодательством Российской Федерации и локальными нормативными актами организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
12. Мониторинг развития одаренных детей осуществляется оператором с использованием информации, содержащейся в единой федеральной межведомственной системе учета контингента обучающихся по основным образовательным программам и дополнительным общеобразовательным программам, создаваемой на основе Концепции создания единой федеральной межведомственной системы учета контингента обучающихся по основным образовательным программам и дополнительным общеобразовательным программам, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2014 г. N 2125-р.
До создания указанной межведомственной системы учета мониторинг развития одаренных детей проводится организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в которой одаренные дети получают образование, с использованием государственного информационного ресурса, указанного в пункте 9 настоящих Правил. Перечень сведений, подлежащих такому мониторингу, определяется Министерством образования и науки Российской Федерации. Порядок проведения указанного мониторинга устанавливается организацией, осуществляющей образовательную деятельность.
Постановление Правительства РФ от 17 ноября 2015 г. N 1239 "Об утверждении Правил выявления детей, проявивших выдающиеся способности, сопровождения и мониторинга их дальнейшего развития"
Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования
Текст постановления опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 19 ноября 2015 г., в Собрании законодательства Российской Федерации от 23 ноября 2015 г. N 47 ст. 6602
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства РФ от 15 ноября 2019 г. N 1458
Изменения вступают в силу с 20 ноября 2019 г.
Постановление Правительства РФ от 23 мая 2019 г. N 645
Изменения вступают в силу с 4 июня 2019 г.
Постановление Правительства РФ от 3 ноября 2018 г. N 1319
Изменения вступают в силу с 15 ноября 2018 г.
Постановление Правительства РФ от 5 декабря 2017 г. N 1474
Изменения вступают в силу с 15 декабря 2017 г.
Постановление Правительства РФ от 24 июня 2017 г. N 741
Изменения вступают в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования названного постановления
Постановление Правительства РФ от 6 мая 2016 г. N 398
Изменения вступают в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования названного постановления