Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам
от 12 октября 2009 г. по заявке N 2001727649/50
Заявка: |
2001727649/50 |
Название: |
AKZENT direct |
Объект охраны: |
Товарный знак |
Дата обращения: |
25.03.2009 |
Дата коллегии: |
14.08.2009 |
Дата утверждения: |
12.10.2009 |
Заявитель: |
Компания "Акцент Директ ГмбХ" |
Вид обращения: |
Возражение против предоставления правовой охраны товарному знаку |
Палата по патентным спорам в порядке, установленном частью четвёртой Гражданского кодекса Российской Федерации, введённой в действие с 01.01.2008 Федеральным законом от 18.12.2006 N 231-ФЗ, и в соответствии c Правилами подачи возражений и заявлений и их рассмотрения в Палате по патентным спорам, утвержденными приказом Роспатента от 22.04.2003 N 56, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 08.05.2003, регистрационный N 4520 (далее - Правила), рассмотрела возражение от 25.03.2009 против предоставления правовой охраны товарному знаку по свидетельству N 239369, поданное компанией Акцент Директ ГмбХ, Германия (далее - лицо, подавшее возражение), при этом установлено следующее.
Комбинированное обозначение по заявке N2001727649/50 с приоритетом от 11.09.2001 было зарегистрировано 27.02.2003 за N 239369 на имя Общества с ограниченной ответственностью "Колетт-М", 121108, Москва, ул. Минская, 5, стр. 1, пом. 1, комн. 5, 7-8, 6 (далее - правообладатель) в отношении товаров 03 и услуг 35 и 42 классов МКТУ.
В соответствии с описанием заявленного обозначения, приведенным в материалах заявки, в качестве товарного знака зарегистрировано комбинированное обозначение, изобразительный элемент которого выполнен в виде округлой фигуры, напоминающей греческую букву "?". Под изображением расположено словесное обозначение "AKZENT" (транслитерация "АКЦЕНТ"), выполненное нежирным рубленным шрифтом естественного происхождения, перевод которого с немецкого языка "акцент" является фантазийным и семантически нейтральным для заявляемого перечня товаров и услуг. Снизу начальную часть логотипа ограничивает тонкая горизонтальная полоса, а под окончанием обозначения наискось размещено словесное обозначение "DIRECT" (транслитерация - "Директ"), изображенное тонким оригинальным строчным шрифтом естественного происхождения, в переводе с английского означающее "прямой, прямо".
В Палату по патентным спорам поступило возражение от 25.03.2009 против регистрации N 239369, в котором лицо, подавшее возражение, просит признать предоставление правовой охраны указанному товарному знаку недействительным полностью.
По мнению лица, подавшего возражение, оспариваемая регистрация произведена с нарушением пункта 2 статьи 6 и пункта 2 статьи 7 Закона Российской Федерации от 23.09.1992 г. N 3520-1 "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" (далее - Закон), так как оспариваемый товарный знак сходен до степени смешения с охраняемым в Российской Федерации фирменным наименованием другого лица и способен ввести потребителей в заблуждение относительно изготовителя товара.
Кроме того, оспариваемая регистрация, по мнению лица, подавшего возражение, произведена в нарушение статьи 6 septies Парижской конвенции по охране промышленной собственности и на основании статьи 1512 Гражданского кодекса Российской Федерации должна быть признана недействительной.
Существо доводов возражения сводится к нижеследующему:
- фирма "AKZENT direct" GmbH, зарегистрирована в Германии 11 февраля 1999 года, т.е. ранее даты поступления заявки N 2001727649 от 11.11.2001 в Роспатент, ее фирменное наименование является объектом интеллектуальной собственности, исключительное право на которое охраняется в силу статьи 2 и 8 Парижской конвенции по охране промышленной собственности;
- обозначение "AKZENT direct" GmbH, зарегистрированное на имя ООО "Колетт-М", Москва, является ложным, так как создает представление о производимом российской фирмой товаре, как о товаре, произведенном немецкой фирмой или, во всяком случае, иностранной фирмой;
- являясь агентом фирмы Акцент Директ ГмбХ в России, не ставя в известность эту фирму, ООО "Колетт-М" в 2001 г. зарегистрировало в России за N 239369 на свое имя товарный знак "Akzent direct" в нарушение действовавшей на дату подачи заявки нормы статьи 6 septies Парижской конвенции по охране промышленной собственности.
На основании изложенного, лицо, подавшее возражение, просит признать предоставление правовой охраны товарному знаку по свидетельству N 239369 недействительным полностью.
В подтверждение изложенных в возражении доводов лицом, подавшим возражение, представлены следующие материалы:
- контракт N ЕКТ2002-1/20020607 на 5 л. [1];
- выписка из Торгового реестра ведомственного суда г. Ханау с переводом на русский язык на 3 л. [2];
- сведения из Интернет на 3 л.[3];
- сведения о товарном знаке по свидетельству N 239369 на 1 л.[4];
- сведения о международной регистрации N 928049 на 1 л. [5]. Правообладатель в установленном порядке был ознакомлен с возражением против предоставления правовой охраны товарному знаку по свидетельству N 239369 и представил отзыв на возражение, в котором выразил несогласие с доводами возражения, мотивируя следующим:
- материалами возражения не подтверждается наличие необходимой совокупности обстоятельств, так как не доказан факт регистрации фирмы "Акцент Директ ГмбХ" и возникновения права на фирменное наименование, не доказана известность фирменного наименования "Акцент Директ ГмбХ" на территории РФ, не доказана однородность товаров и услуг;
- доводы возражения о способности товарного знака ввести потребителя в заблуждение несостоятельны, так как компания "Акцент Директ ГмбХ" на дату подачи заявки на товарный знак (11.09.2001) никакой деятельности в России не вела, ее фирменное наименование на территории России было совершенно неизвестным, никакой репутации у продукции немецкой компании не могло быть;
- в возражении отсутствуют документы, подтверждающие наличие агентских или представительских отношений между юридическими лицами "Акцент Директ ГмбХ" и ООО "Колетт-М", лицо, подавшее возражение, не является владельцем знака в одной из стран Международного союза по охране промышленной собственности (далее - Парижский союз), так как международная регистрация N 928049 и базовая национальная регистрация Германии имеют более поздний приоритет и принадлежат другим лицам;
- возражение подано по истечении установленного на дату подачи заявки пятилетнего срока оспаривания представления правовой охраны товарному знаку, исчисляемого со дня публикации сведений о товарном знаке (статья 28 Закона).
К отзыву приложены следующие материалы:
- экранные копии информации в сети Интернет на 12.08.2009 по адресам, указанным в возражении на 3 л. [6];
- справка от 06.08.2009 ООО "Колетт-М" относительно доменного имени www.akzent-direct.ru на 1 л. [7];
- выдержка из Основ законодательства о нотариате на 1 л. [8];
- выдержка из комментария к Закону Российской Федерации "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест товаров", М: ФИПС Роспатента 2003 на 7 л. [9];
- выдержка из Закона от 18.12.2006 N 231-ФЗ "О введении в действие части четвертой ГК РФ" на 1 л. [10];
- выдержка из постановления Пленума ВС РФ, ВА РФ от 26.03.2009 N 5/29 "О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой ГК РФ на 2 л. [11];
- выдержка из гл. 52 ГК РФ (агентирование) на 4 л. [12];
- выдержка из Комментария к Парижской конвенции (Г. Боденхаузена). Пер. с франц. М: "прогресс, 1977 на 4 л. [13];
- выдержка из комментария к Закону (Гаврилов Э.П., Данилина Е.А., Комментарий к закону РФ "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест товаров", М.: Экзамен, 2004. на 2 л. [14].
Изучив материалы дела и заслушав участников рассмотрения, Палата по патентным спорам находит доводы возражения неубедительными.
С учетом даты поступления заявки N 2001727649/50 правовая база для оценки охраноспособности товарного знака включает в себя отмеченный выше Закон и Правила составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания, утвержденные приказом Роспатента от 29.11.1995 (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 2 статьи 6 Закона не допускается регистрация в качестве товарных знаков или их элементов обозначений, представляющих собой или содержащих элементы, являющиеся ложными или способными ввести в заблуждение потребителя относительно товара или его изготовителя.
В соответствии с пунктом 2.3 (2.1) Правил к таким обозначениям относятся, в частности, обозначения, порождающие в сознании потребителя представление об определенном качестве товара, его изготовителе или месте происхождения, которое не соответствует действительности.
Обозначение признается ложным или вводящим в заблуждение, если ложным или вводящим в заблуждение является хотя бы один из его элементов;
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Закона не регистрируются в качестве товарных знаков обозначения, воспроизводящие, в частности, известные на территории Российской Федерации фирменные наименования (или их часть), принадлежащие другим лицам, получившим право на эти наименования ранее даты поступления заявки на товарный знак в отношении однородных товаров.
Согласно пункту 14.4.3 Правил при установлении однородности товаров учитывается принципиальная возможность возникновения у потребителя представления о принадлежности этих товаров одному производителю.
В соответствии со статьей 48 Закона, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые содержатся в Законе, то применяются правила международного договора.
Согласно статье 6septies (1) Парижской конвенции по охране промышленной собственности, если агент или представитель того, кто является владельцем знака в одной из стран Союза, подает без разрешения владельца заявку на регистрацию этого знака от своего собственного имени в одной или нескольких таких странах, владелец имеет право воспрепятствовать регистрации или потребовать ее аннулирования либо, если закон страны это разрешает, переоформления регистрации в свою пользу, если только агент или представитель не представит доказательств, оправдывающих его действие.
Оспариваемый товарный знак является комбинированным. Под изобразительным элементом в виде фигуры светло-зеленого цвета, имеющей форму греческой буквы "?", размещено словесное обозначение "AKZENT", первые три буквы которого подчеркнуты светло-зеленой линией, а под остальной частью слова наискось написано слово "direct", причем точка над буквой "i" зеленая. Знак охраняется в белом, светло-зеленом и черном цветовых сочетаниях.
Как следует из материалов возражения и представленных к нему источников информации [4, 5], тождественное оспариваемому товарному знаку обозначение зарегистрировано в качестве товарного знака в Германии 20.11.2006 N 306 44 882.3/03. На основании указанной национальной регистрации произведена международная регистрация этого знака за N 928049 от 03.05.2007 [5].
Следует отметить, что лицо, подавшее возражение, не является владельцем указанной национальной регистрации и международного знака. Представленная лицом, подавшим возражение, копия контракта [1] не заверена и не имеет юридической силы. Из условий контракта [1] не следует в отношении, каких товаров или услуг фирма "Akzent Direct GmbH" и ООО "КОЛЕТТ-М" связаны договорными отношениями.
Установленные обстоятельства в совокупности с выявленными недостатками не позволяют признать представленные данные в качестве доказательства наличия отношений между владельцем знака в одной из стран Парижского союза и агентом или представителем в лице правообладателя оспариваемой регистрации.
Кроме того, представленные материалы [2] не содержат реквизитов заверения копий или выписки из какого либо документа в установленном порядке, а также отметки апостиля документов, составленных на территории другого государства. Изз этих материалов не представляется возможным однозначно выявить дату создания юридического лица с наименованием "Akzent Direct GmbH" и соотнести ее с датой приоритета оспариваемого товарного знака. Материалы возражения также не содержат фактических данных, подтверждающих известность фирменного наименования зарубежной компании на территории Российской Федерации в отношении однородных товаров.
Таким образом, доводы возражения о нарушении положений пункта 2 статьи 7 Закона не подкреплены необходимыми документами.
Суждение лица, подавшего возражение, о том, что обозначение "Akzent Direct" может ввести потребителя в заблуждение в отношении производителя, поскольку может ассоциироваться с фирмой Akzent Direct GmbH, изготовителем однородных товаров не подтверждены фактическими данными, в силу чего не могут быть признаны убедительными.
В соответствии с вышеизложенным, Палата по патентным спорам решила:
Отказать в удовлетворении возражения от 25.03.2009 и оставить в силе правовую охрану товарного знака по свидетельству N 239369.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам от 12 октября 2009 г. по заявке N 2001727649/50
Текст решения опубликован на сайте Роспатента www.rupto.ru