Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам
от 19 февраля 2010 г. по заявке N 2004125597/11
Заявка: |
2004125597/11 |
Название: |
Способ железнодорожных грузоперевозок и оборудование для погрузки и разгрузки железнодорожных составов |
Объект охраны: |
Изобретение |
Дата обращения: |
13.02.2009 |
Дата коллегии: |
21.01.2010 |
Дата утверждения: |
19.02.2010 |
Заявитель: |
Порта Гайдо |
Вид обращения: |
Возражение на решение об отказе в выдаче патента на изобретение |
Палата по патентным спорам в порядке, установленном пунктом 3 статьи 1248 части 4 Гражданского кодекса Российской Федерации, введённого в действие с 01.01.2008 в соответствии с Федеральным законом от 18.12.2006 N 231-ФЗ (далее - Кодекс), и Правилами подачи возражений и заявлений и их рассмотрения в Палате по патентным спорам, утвержденными приказом Роспатента от 22.04.2003 N 56, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 08.05.2003 N 4520 (далее - Правила ППС), рассмотрела возражение Порта Гайдо (далее - заявитель), поступившее в Палату по патентным спорам 13.02.2009, на решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (далее - Роспатент) на решение об отказе в выдаче патента на изобретение по заявке N2004125597/11, при этом установлено следующее.
Заявлена группа изобретений "Способ железнодорожных грузоперевозок и оборудование для погрузки и разгрузки железнодорожных составов", совокупность признаков которого изложена в уточненной формуле, представленной в ответе заявителя от 14.05.2008, в следующей редакции:
"1. Способ смешанных грузоперевозок с использованием железнодорожного транспорта, отличающийся тем, что он включает:
- размещение единицы груза, поступившей из транспортного средства, в месте парковки на исходной станции;
- изъятие единицы груза со стартовой позиции и перемещение его в место погрузки/разгрузки, каждая секция которого оснащена комбинированной системой роликовых транспортеров для продольного и поперечного перемещения грузов, причем место погрузки/разгрузки 3 расположено в непосредственной близости к путям, предназначенным для стоянки железнодорожного состава;
- перемещение единицы груза из указанного места погрузки непосредственно в железнодорожный состав;
- перемещение единицы груза из железнодорожного состава в место погрузки/разгрузки на конечной станции;
- перемещение единицы груза из места погрузки/разгрузки в место парковки;
- изъятие единицы груза с места парковки и помещение его в место погрузки/разгрузки для последующей загрузки его в следующий поезд или загрузки его в другое транспортное средство.
2. Способ смешанных грузоперевозок с использованием железнодорожного транспорта по п.1, отличающийся тем, что место парковки расположено вблизи точки погрузки/разгрузки.
3. Способ смешанных грузоперевозок с использованием железнодорожного транспорта по п. 2, отличающийся тем, что единицы груза стандартизированы.
4. Способ смешанных грузоперевозок с использованием железнодорожного транспорта по п.3, отличающийся тем, что единицу груза перемещают поступательно в горизонтальной плоскости.
5. Оборудование для погрузки и разгрузки железнодорожных составов, отличающееся тем, что секции места погрузки/разгрузки включают средства перемещения единицы груза в горизонтальной плоскости, расположенные под прямым углом друг к другу, 4 предназначенные для перемещения единицы груза из транспортного средства в железнодорожный состав.
6. Оборудование по п.5, отличающееся тем, что указанные средства поступательного перемещения включают, по меньшей мере, один перевалочный тракт, расположенный вдоль одной стороны пути и предназначенный для перемещения единицы груза с перевалочного тракта на грузовую платформу железнодорожного вагона состава, стоящего на этом пути.
7. Оборудование по п.5, отличающееся тем, что указанные средства поступательного перемещения включают по меньшей мере два перевалочных тракта, по одному с каждой стороны пути, первый из которых предназначен для погрузки, а второй, расположенный со стороны пути, для разгрузки.
8. Оборудование по п.7, отличающееся тем, что указанные перевалочные тракты в отсутствие состава взаимно соединены при помощи подъемного перевалочного тракта.
9. Оборудование по п.6, отличающееся тем, что параллельно перевалочному тракту со стороны станционного парка установлена приемная платформа, предназначенная для автоматического перемещения единиц груза в горизонтальной плоскости на перевалочный тракт, предназначенный для загрузки погрузочной площадки указанных транспортных средств.
10. Оборудование по п.9, отличающееся тем, что транспортными средствами являются грузовые автомобили, а погрузочная площадка оснащена самодвижущимся устройством или козловым краном.
5 11. Оборудование по п.10, отличающееся тем, что включает систему перевалочных трактов, предназначенных для приемки единиц груза, прибывших на транспортных средствах.
12. Оборудование по п.6, отличающееся тем, что каждый перевалочный тракт состоит из независимых секций, которые выстроены в длину на заданном расстоянии друг от друга и каждая из которых может быть приведена в действие независимо и последовательно до тех пор, пока единица груза не достигнет конечной позиции.
13. Оборудование по п.11, отличающееся тем, что в случае применения коротких секций, когда единица груза является укороченной, она воздействует на одну секцию, тогда как длинный контейнер воздействует одновременно на две секции.
14. Оборудование по п.13, отличающееся тем, что каждая секция включает два тракта из роликов, цепей, катков или вилочных захватов для поддонов, предназначенных для удобного перемещения единиц груза, причем при использовании катков это оборудование также включает свободно вращающиеся подшипники, предназначенные для уменьшения трения.
15. Оборудование по п. 14, отличающееся тем, что единицы груза снабжены позиционирующими устройствами, например, поворотными замками.
16. Оборудование, по меньшей мере, по п. 15, отличающееся тем, что оно включает пластину или поддон, расположенную или расположенный между модулями и единицами груза, что таким образом обеспечивает позиционирование с помощью выступающих 6 устройств типа поворотного замка и оптимальные условия для погрузо- разгрузочных работ в системе.
17. Оборудование по п.12, отличающееся тем, что каждая секция оснащена приводными цепями, расположенными так, что они действуют под боковыми частями единиц груза.
18. Оборудование по п.16, отличающееся тем, что единицы груза снабжены системой направляющих приспособлений.
19. Оборудование по п.19, отличающееся тем, что единицы груза снабжены системой направляющих приспособлений, содержащей боковые ограничители со свободно вращающимися колесами.
20. Оборудование по п.19, отличающееся тем, что каждая секция снабжена, по меньшей мере, одним независимым электродвигателем, автоматически приводимым в действие при поступлении единицы груза на секцию, и отключающимся после прохождения единицы груза.
21. Оборудование по п. 20, отличающееся тем, что оно содержит средства автоматической центровки, такие как встроенная система оптических датчиков, таких как фотоэлементы или телевизионные камеры, предназначенные для контроля за работой автоматической системы позиционирования единиц груза.
22. Оборудование по п. 21, отличающееся тем, что каждая секция включает два устройства ленточного, цепного, роликового, каткового или вилочного типа, предназначенных для подачи или отвода единиц груза в поперечном направлении.
23. Оборудование по п.22, отличающееся тем, что указанные устройства ленточного, цепного, роликового или каткового типа 7 оснащены подъемной системой с заданным рабочим ходом, действующей в обоих направлениях и позволяющей перемещать установленную на ней единицу груза как вправо, так и влево.
24. Оборудование по п.23, отличающееся тем, что указанные ленточные устройства работают совместно, а в случае длинных единиц груза синхронно с ленточными устройствами смежной секции.
25. Оборудование по п.5, отличающееся тем, что перемещение в обоих направлениях контролируется оптическими системами, такими как фотоэлементы или телевизионные камеры, которые включают и выключают устройства и обеспечивают центровку единиц груза.
26. Оборудование по п. 24, отличающееся тем, что для облегчения перемещения единицы груза в терминале под единицу груза подложена пластина или подложен поддон из стали или другого материала.
27. Оборудование по п.26, отличающееся тем, что оно позволяет подавать в систему подкладные пластины для их поочередного позиционирования, после чего на них могут быть размещены единицы груза.
28. Оборудование по п.12, отличающееся тем, что указанные средства поступательного перемещения единиц грузов представляет собой две группы роликов, катков или вилочных захватов для поддонов, расположенных под прямыми углами друг к другу и оснащенных приводными двигателями для перемещения единиц груза как в продольном, так и в поперечном направлении.
8 29. Оборудование по п.28, отличающееся тем, что, по меньшей мере, один комплект роликов, катков или вилочных захватов для поддонов может смещаться в вертикальном направлении для вхождения во взаимодействие с единицей груза или выхода из взаимодействия с ней.
30. Оборудование по п.12, отличающееся тем, что оно включает, по меньшей мере, две группы катков.
31. Оборудование по 10, отличающееся тем, что грузовые автомобили загружаются с помощью козловых кранов.
32. Оборудование по п.31, отличающееся тем, что грузовые автомобили загружаются при помощи самодвижущихся машин.
33. Оборудование по п. 27, отличающееся тем, что железнодорожные вагоны также оснащены подъемными устройствами ленточными, роликовыми или катковыми транспортерами с заданной величиной хода, предназначенными для отделения единицы груза с целью дальнейшей погрузки или выгрузки.
34. Оборудование по п.33, отличающееся тем, что каждая секция вагона, снабженная лентой, цепями, роликами, катками или вилочным захватом для поддонов, оснащена собственным электромотором, питание на который подается только тогда, когда железнодорожный состав неподвижно стоит.
35. Оборудование по п.35, отличающееся тем, что каждая секция вагона, снабженная лентой, цепями, роликами, катками или вилочным захватом для поддонов, может приводиться в действие наземным механическим приводом.
9 36. Оборудование по 35, отличающееся тем, что каждый вагон оборудован системой телевизионных камер, предназначенной для отслеживания груза.
37. Оборудование по п. 36, отличающееся тем, что каждый вагон оборудован системой электрических, пневматических или пружинных упоров, предназначенных для центровки единиц груза на фиксаторах; эти упоры также обеспечивают безопасность транспортировки; вагоны могут также оборудоваться выдвижными боковыми направляющими с автоматической центровкой, также предназначенными для позиционирования единицы груза.
38. Оборудование, по меньшей мере, по п.15, отличающееся тем, что каждый вагон оснащен системой фиксации, воздействующей на поворотные замки в том случае, когда единица груза непосредственно установлена на платформе вагона, а также в том случае, когда под нее подложена пластина, предназначенная для облегчения ее скольжения.
39. Оборудование по п. 37, отличающееся тем, что в число секций входит, по меньшей мере, одна линия стационарных секций, предназначенных для погрузки и выгрузки груза из транспортных средств, и, по меньшей мере, одна линия подвижных секций, размещенная между стационарными модулями и железнодорожными путями; причем подвижные модули предназначены для приема груза со стационарных модулей и для его загрузки в вагон в заданном месте по длине пути, а также для приема груза из вагона в заданном месте по длине пути и их выгрузки на выбранную стационарную секцию.
10 40. Оборудование по п.39, отличающееся тем, что подвижные модули перемещаются вдоль пути, оснащенного магнитными направляющими устройствами для управления их перемещением и положением.
41. Оборудование по п. 40, отличающееся тем, что грузовые автомобили загружаются при помощи системы поступательного перемещения в горизонтальной плоскости.
42. Оборудование по 40, отличающееся тем, что грузовые автомобили снабжены системой поступательного перемещения в горизонтальной плоскости и средствами самоцентровки.
43. Оборудование по 40, отличающееся тем, что оно может сопрягаться с другими транспортными средствами, включая морской транспорт".
Данная формула была принята к рассмотрению при экспертизе заявки по существу.
По результатам рассмотрения Роспатентом было принято решение от 28.07.2008 об отказе в выдаче патента на группу изобретений из-за несоответствия заявленных предложений условию патентоспособности "новизна".
По мнению Роспатента, техническому решению по патенту US 4093084. 07.07.1978 (далее - [1]) присущи признаки, идентичные всем признакам, содержащимся в независимом п. 1 уточненной формулы изобретений, включая характеристику назначения.
В решении об отказе Роспатента также указывается на то, что признаки, идентичные всем признакам, содержащимся в независимом 11 п. 5 уточненной формулы изобретения также известны из источника информации [1].
В возражении на решение об отказе в выдаче патента, поданном в соответствии с п. 3 ст. 1387 Кодекса, заявитель указал, что в предложенном решении продольное перемещение груза "обеспечивается продольным конвейером (10,11,12 на фиг. 1)", прилегающим к секциям погрузки/разгрузки.
Заявитель обращает внимание на то, что признак "секция", известный из патента [1], "характеризует часть возвышенной площадки, прилегающей непосредственно к железнодорожному полотну, оснащенной только поперечными роликовыми транспортерами".
По мнению заявителя, в техническом решении по патенту [1] "при продольном перемещении груза с одной секции платформы на другую секцию платформы необходимо задействовать дополнительный продольный конвейер, на который необходимо сначала переместить единицу груза, а затем после его продольного перемещения, вернуть его обратно на другую секцию платформы".
Заявитель также считает, что "необходимость выполнения указанных действий значительно увеличивает время обработки груза и пропускную способность погрузочно-разгрузочного терминала". Однако, заявитель согласен с тем, что независимый п. 1 формулы заявленного изобретения не соответствует условию патентоспособности "новизна".
Заявитель полагает, что независимый п. 5 формулы предложенного решения соответствуют условию патентоспособности "новизна" поскольку в нем "используются средства поступательного перемещения единиц груза в горизонтальной плоскости, 12 расположенные под прямым углом друг к другу".
В возражении указано, что "в случае признания патентоспособным п. 5 "могут быть предложены" следующие изменения формулы заявленного изобретения: "сделать п. 1, 2 и 4 зависимыми от п. 5".
Изучив материалы дела, Палата по патентным спорам находит доводы, изложенные в возражении, неубедительными.
С учетом даты международной подачи заявки правовая база для оценки охраноспособности заявленного изобретения включает Патентный закон Российской Федерации от 23 сентября 1992 г. N3517- 1 (далее - Закон), Правила составления, подачи и рассмотрения заявки на выдачу патента на изобретение, утвержденными приказом Роспатента от 17.04.1998 г. N 82, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 22.09.1998 г. N 1612 (далее - Правила ИЗ) и Правила ППС.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона, изобретение является новым, если оно не известно из уровня техники. Согласно п. 19.5.2.(1) Правил ИЗ, проверка новизны изобретения проводится в отношении всей совокупности признаков, содержащихся в независимом пункте формулы изобретения.
В соответствии с п. 19.5.2.(3) Правил ИЗ, изобретение признается известным из уровня техники и не соответствующим условию новизны, если в уровне техники выявлено средство, которому присущи признаки, идентичные всем признакам, содержащимся в предложенной заявителем формуле изобретения, включая характеристику назначения.
Согласно п. 4.9 Правил ППС коллегия Палаты по патентным спорам вправе предложить патентообладателю, обладателю авторского 13 свидетельства и свидетельства СССР внести изменения в формулу изобретения, полезной модели, перечень существенных признаков промышленного образца в случае, если без внесения указанных изменений оспариваемый патент, авторское свидетельство и свидетельство СССР должны быть признаны недействительными полностью, а при их внесении - могут быть признаны недействительными частично.
Существо заявленного изобретения выражено в приведённой выше уточненной формуле.
В возражении выражено согласие с мнением Роспатента о несоответствии независимого п. 1 формулы заявленного изобретения условию патентоспособности "новизна".
Изучение доводов возражения и доводов, содержащихся в решении Роспатента об отказе в выдаче патента, показал следующее.
Признак независимого п. 5 формулы изобретения, касающийся средств перемещения единицы груза в горизонтальной плоскости, и признак "секция" охарактеризованы общими понятиями без конкретизации их конструктивных особенностей и места расположения.
Поскольку заявитель согласился с несоответствием независимого п. 1 формулы заявленного изобретения условию патентоспособности "новизна", анализ доводов решения об отказе, касающихся патентоспособности независимого п. 1 формулы изобретения не проводился.
При этом анализ технического решения по патенту [1] показал, что из него известно оборудование для погрузки и разгрузки железнодорожных составов, в котором секции места 14 погрузки/разгрузки включают средства перемещения единицы груза в горизонтальной плоскости, расположенные под прямым углом друг к другу, предназначенные для перемещения единицы груза из транспортного средства в железнодорожный состав.
Согласно первоначальному описанию (стр. 6, 8) заявки место погрузки/разгрузки станции в предложенном способе образовано секциями 5, оснащенными различными подающими механизмами, опорными и направляющими устройствами, необходимыми для перемещения груза в продольном и поперечном направлениях (транспортерами).
Изучение способа, известного из патента [1], позволяет установить, что секции места погрузки/разгрузки, установленные вдоль путей, включают продольные конвейеры (транспортеры) 10, 11, 12 и поперечные конвейеры (транспортеры) 13, 40.
Кроме того, единицы груза в способе грузоперевозок по патенту [1] перемещают в секции места погрузки/разгрузки при помощи продольных конвейеров (транспортеров) 10, 11, 12 и поперечных конвейеров (транспортеров) 13, 40.
Таким образом, мнение заявителя о том, что секции, известные из патента [1], "оснащены только поперечными роликовыми транспортерами" не соответствует действительности.
Следовательно, все признаки независимого п. 5 формулы заявленной группы изобретений, включая характеристику назначения, известны из источника информации [1], а, следовательно, предложенное решение в том виде, как оно изложено в независимом п.
5 не соответствует условию патентоспособности "новизна".
15 На заседании коллегии заявитель представил уточненную формулу изобретения, содержащую два независимых пункта. Однако, поскольку все внесенные в независимый п. 1 и независимый п. 40 признаки данной формулы известны из источника информации [1], коллегия по патентным спорам не смогла воспользоваться своим правом и предложить внести указанные заявителем изменения в формулу изобретения (см. п. 4.9 Правил ППС). Таким образом, возражение не содержит оснований для признания заявленного изобретения условию патентоспособности "новизна" и отмены решения Роспатента об отказе в выдаче патента.
отказать в удовлетворении возражения от 13.02.2009, решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, патентам и товарным знакам оставить в силе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам от 19 февраля 2010 г. по заявке N 2004125597/11
Текст решения опубликован на сайте Роспатента www.rupto.ru