Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам
от 23 июля 2010 г. по заявке N 2005134823/04
Заявка: |
2005134823/04 |
Название: |
Состав топлива |
Объект охраны: |
Изобретение |
Дата обращения: |
10.09.2009 |
Дата коллегии: |
19.05.2010 |
Дата утверждения: |
23.07.2010 |
Заявитель: |
БАСФ Акциенгезельшафт, Германия |
Вид обращения: |
Возражение на решение об отказе в выдаче патента на изобретение |
Палата по патентным спорам в порядке, установленном пунктом 3 статьи 1248 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и Правилами подачи возражений и заявлений и их рассмотрения в палате по патентным спорам, утвержденными приказом Роспатента от 22.04.2003 N 56. зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 08.05.2003, регистрационный N 4520, с изменениями от 11.12.2003 (далее - Правила ППС), рассмотрела возражение от 10.09.2009, поданное фирмой БАСФ Акциенгезельшафт, Германия (далее - заявитель), на решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (далее - Роспатент) об отказе в выдаче патента на изобретение по заявке N2005134823/04, при этом установлено следующее. Заявлена группа изобретений "Состав топлива", совокупность признаков которого изложена в формуле изобретения, уточненной заявителем в корреспонденции, поступившей 21.11.200 в следующей редакции:
"1.Состав топлива, содержащий в большем количестве карбюраторное топливо с содержанием серы максимально 150 ч./млн. по весу, а также в меньшем количестве по меньшей мере одну присадку с детергентным или тормозящим износ седел клапанов действием, содержащую, по меньшей мере, один гидрофобный углеводородный остаток со среднечисловым молекулярным весом (Mn) от 85 до 20000 и, по меньшей мере, одну полярную группировку, при этом состав топлива дополнительно содержит, по меньшей мере, одного С 1-С3-моноалканола от 10 до 75 об.%.
2. Состав топлива по п.1, причем полярная группировка выбрана из группы, включающей (a) моно- или полиаминогруппы с числом атомов азота до 6, причем, по меньшей мере, один атом азота имеет основные свойства, 3 (b) нитрогруппы, в случае необходимости, в комбинации с гидроксильными группами, (c) гидроксильные группы в комбинации с моно- или полиаминогруппами, причем, по меньшей мере, один атом азота имеет основные свойства, (d) карбоксильные группы или их соли щелочных или щелочноземельных металлов, (e) сульфогруппы или их соли щелочных или щелочноземельных металлов, (f) полиокси-С 2. до С4-алкиленовые группировки, которые имеют на конце гидроксильные группы, моно- или полиаминогруппы, причем, по меньшей мере, один атом азота имеет основные свойства, или карбаматные группы, (g) группы сложных эфиров карбоновой кислоты, (h) произведенные от ангидрида янтарной кислоты группировки с гидрокси- и/или амино- и/или амидо- и/или имидогруппами и (i) группировки, полученные реакцией Манниха замещенных фенолов с альдегидами и моно- или полиаминами.
3. Состав топлива по п.2, содержащий в качестве присадки с полярными группировками (а) полиалкенмоно- или полиалкенполиамины на базе полипропена, полибутена или полиизобутена с Mn=300 до 5000.
4. Состав топлива по п.2, содержащий в качестве присадки с полярными группировками (b) продукты взаимодействия полиизобутенов средней степени полимеризации Р=5 до 100 с оксидами азота или смесями из оксидов азота и кислорода.
5. Состав топлива по п.2, содержащий в качестве присадки с полярными группировками (с) продукты взаимодействия полиизобутенэпоксидов, получаемых из преимущественно имеющего конечные двойные связи полиизобутена с Mn=300 до 5000, с аммиаком, моно- или полиаминами.
4 6. Состав топлива по п.2, содержащий в качестве присадки с полярными группировками (d) сополимеры С 2-С40-олефинов с ангидридом малеиновой кислоты с общей молярной массой от 500 до 20000, карбоксильные группы которых полностью или частично превращены в соли щелочных или щелочноземельных металлов и оставшийся остаток карбоксильных групп прореагирован со спиртами или аминами.
7. Состав топлива по п.2, содержащий в качестве присадки с полярными группировками (е) соли щелочных или щелочноземельных металлов сложного алкилового эфира сульфоянтарной кислоты.
8. Состав топлива по п.2, содержащий в качестве присадки с полярными группировками (f) полиэфиры или полиэфирамины, получаемые взаимодействием C 2- до С60-алканолов, С 6- до С 30-алкандиолов, моно- или
ди-С2-С30-алкиламинов, |
C1-С30-алкилциклогексанолов |
или C |
1-С30- |
алкилфенолов с 1 до 30 молями этиленоксида и/или пропиленоксида и/или бутиленоксида на одну гидроксильную группу или аминогруппу и, в случае полиэфираминов, последующим восстановительным аминированием аммиаком, моноаминами или полиаминами.
9. Состав топлива по п.2, содержащий в качестве присадки с полярными группировками (g) сложный эфир моно-, ди- или трикарбоновых кислот с длинноцепочечными алканолами или полиолами.
10. Состав топлива по п.2, содержащий в качестве присадки с полярными группировками (h) производные ангидрида полиизобутенилянтарной кислоты, получаемые взаимодействием обычного или высокореакционно-способного полиизобутена с Mn=300 до 5000 с ангидридом малеиновой кислоты термическим путем или через хлорированный полиизобутен.
5 11. Состав топлива по п.2, содержащий в качестве присадки с полярными группировками (i) продукты взаимодействия замещенных полиизо-бутеном фенолов с формальдегидом и моно- или полиаминами.
12. Состав топлива по одному из пп.1 до 11, содержащий карбюраторное топливо с содержанием олефина максимально 21 об.%, в пересчете на объем свободного от низшего С 1 карбюраторного топлива без присадки.
- С 3 - моноалканола 13. Состав топлива по одному из пп. 1 до 11, содержащий карбюраторное топливо с содержанием бензола максимально 1,0 об.%, в пересчете на объем свободного от С топлива без присадки.
1 - С3 - моноалканола карбюраторного 14. Состав топлива по одному из пп. 1 до 11, содержащий карбюраторное топливо с содержанием кислорода максимально 2,7 вес.%, в пересчете на объем свободного от С топлива без присадки.
1 - С3 - моноалканола карбюраторного 15. Состав топлива по одному из пп.1 до 11, содержащий карбюраторное топливо с содержанием ароматов максимально 42 об.%, в пересчете на объем свободного от С топлива без присадки.
1 - С3 моноалканола карбюраторного 16. Состав топлива по пп. 1 до 11, содержащий присадки к карбюраторному топливу с полярными группировками (а) до (i) в количестве от 1 до 5000 ч./млн. по весу.
17. Состав топлива по п.п. 1 до 11, содержащий, по меньшей мере, один моноалканол, выбранный из группы, включающей ментол, этанол и н- пропанол в количестве от 10 до 75 об.% и/или изо-пропанол в количестве от 20 до 75 об.%.
18. Применение С 1 - С 6 моно- или диалканола в малосернистых карбюраторных топливах с содержанием серы максимально 150 ч./млн. по 6 весу в качестве средства для улучшения действия присадки с детергентным действием или с тормозящим износ седел клапанов действием, причем присадка имеет, по меньшей мере, один гидрофобный углеводородный остаток со среднечисловым молекулярным весом (Mn) от 85 до 20000 и, по меньшей мере, одну полярную группировку.
19. Способ улучшения действия присадки с детергентным действием или с тормозящим износ седел клапанов действием по п.1 в малосернистых карбюраторных топливах, причем к карбюраторному топливу примешивают эффективное количество С 1 - С6 моно- или диалканола.
20. Применение комбинации из С 1 - С6 моно- или диалканола и, по меньшей мере, одной присадки с детергентным действием или с тормозящим износ седел клапанов действием в качестве средства для снижения отложений в камере сгорания и/или снижения отложений в системе впуска карбюраторного двигателя, причем присадка содержит, по меньшей мере, один гидрофобный углеводородный остаток со среднечисловым молекулярным весом (Mn) от 85 до 20000 и, по меньшей мере, одну полярную группировку.
21. Применение комбинации из С 1 - С6 моно- или диалканола и присадки с тормозящим износ седел клапанов действием в качестве ингибитора износа седел клапанов карбюраторных двигателей, причем присадка имеет, по меньшей мере, один гидрофобный углеводородный остаток со среднечисловым молекулярным весом (Mn) от 85 до 20000 и, по меньшей мере, одну полярную группировку".
По результатам рассмотрения заявки по существу Роспатентом было принято решение от 02.02.2009 об отказе в выдаче патента из-за несоответствия группы изобретений по независимым пунктам 1, 18, 20, 21 уточненной формулы изобретения условию патентоспособности "новизна", а пункта 19 - условию патентоспособности "изобретательский уровень".
7 Для подтверждения доводов в решении Роспатента приведены следующие источники информации:
- WO 01/85874, опубл. 15.11.2001 (далее - [1]);
- Сафронов А.Ф. и др., Автомобильные топлива. Химмотология. Эксплуатационные свойства. Ассортимент,, СПб, НПИКЦ, 2002, с. 212, 213,223, 224 (далее - [2]).
- Патент DDR N 140359, опубл. 27.02.1980 (далее - [3]). Заявитель выразил несогласие с решением Роспатента и в своем возражении, поданном в соответствии с пунктом 3 статьи 1387 Кодекса, отметил, что сущность заявленного изобретения заключается в конкретной комбинации технических признаков относительно содержания серы максимально 150 ч/млн. по весу, содержания, по меньшей мере, одной присадки с детергентным или тормозящим износ седел клапанов действием определенного состава, и наличия в предлагаемом составе топлива, по меньшей мере, одного С 1 - С3 - моноалканола в количестве от 10 до 75%.
При этом заявитель обращает внимание на то, что предлагаемый состав обладает улучшенными свойствами в отношении предотвращения отложений в системе впуска и в камере сгорания.
По мнению заявителя, в описании к заявке [1] отсутствуют сведения о содержании в составе топлива серы в количестве максимально 150 ч/млн по весу, а также сведения о содержании, по крайней мере, одного С моноалканола в количестве от 10 до 75 об.%.
1 - С3 Заявитель также считает, что в указанном источнике информации отсутствуют сведения о фактическом получении и/или использовании заявленного состава топлива.
По мнению заявителя в описании к заявке [1] отсутствуют сведения о неожиданном техническом результате, получаемом от применения комбинации С 1 - С3 моноалканола в сочетании с присадкой с детергентным 8 действием или тормозящим износ седел клапанов действием определенного состава в малосернистых карбюраторных топливах с содержанием серы максимально 150 ч/млн. по весу, а также комбинации С 1 - С3 моноалканола или диалканола и, по меньшей мере, одной присадки с детергентным действием или с тормозящим износ седел клапанов действием заявленного состава, заключающемся в улучшении предотвращения отложений в системе впуска и в камере сгорания.
Но основании данных доводов заявитель считает, что группа изобретений по независимым пунктам 1, 18, 20, 21 уточненной формулы изобретения соответствует условию патентоспособности "новизна".
Изучив материалы дела и заслушав присутствующих участников рассмотрения, коллегия палаты по патентным спорам установила следующее.
С учетом даты поступления международной подачи заявки правовая база для оценки патентоспособности заявленной группы изобретений включает Патентный закон Российской Федерации от 23.09.1992 N 3517-1 с учетом изменений и дополнений, внесенных Федеральным законом N 22 - ФЗ от 07.02.2003 "О внесении изменений и дополнений в Патентный закон Российской Федерации" (далее - Закон), Правила составления, подачи и рассмотрения заявки на выдачу патента на изобретение, утвержденные приказом Роспатента от 6 июня 2003 г. N 82, зарегистророванные в Минюсте РФ 30 июня 2003 г. рег. N 4852 (далее - Правила ИЗ) и упомянутые выше Правила ППС.
Согласно пункту 1 статьи 4 Закона в качестве изобретения охраняется техническое решение в любой области, относящееся к продукту (в частности, устройству, веществу, штамму микроорганизма, культуре клеток растений или животных) или способу (процессу осуществления действий 9 над материальным объектом с помощью материальных средств). Изобретению предоставляется правовая охрана, если оно является новым, имеет изобретательский уровень и промышленно применимо.
Изобретение имеет изобретательский уровень, если оно для специалиста явным образом не следует из уровня техники.
Уровень техники включает любые сведения, ставшие общедоступными в мире до даты приоритета изобретения.
В соответствии с подпунктом (1) пункта 19.5.2. Правил ИЗ изобретение является новым, если оно не известно из уровня техники. Проверка новизны изобретения проводится в отношении всей совокупности признаков, содержащихся в независимом пункте формулы изобретения.
Согласно подпункту (4) пункта 19.5.2. Правил ИЗ изобретение признается известным из уровня техники и не соответствующим условию новизны, если в уровне техники выявлено средство, которому присущи признаки, идентичные всем признакам, содержащимся в предложенной заявителем формуле изобретения, включая характеристику назначения. Согласно подпункту (9) пункта 19.5.2. Правил ИЗ в отношении изобретения, для которого установлено несоответствие условию новизны, проверка изобретательского уровня не проводится.
В соответствии с подпунктом (2) пункта 19.5.3 Правил ИЗ изобретение признается не следующим для специалиста явным образом из уровня техники, в том случае, когда не выявлены решения, имеющие признаки, совпадающие с его отличительными признаками, или такие решения выявлены, но не подтверждена известность влияния отличительных признаков на указанный заявителем технический результат.
Проверка соблюдения указанных условий включает:
- определение наиболее близкого аналога;
10 - выявление признаков, которыми заявленное изобретение, охарактеризованное в независимом пункте формулы, отличается от наиболее близкого аналога (отличительных признаков);
- выявление из уровня техники решений, имеющих признаки, совпадающие с отличительными признаками рассматриваемого изобретения;
- анализ уровня техники с целью установления известности влияния признаков, совпадающих с отличительными признаками заявленного изобретения, на указанный заявителем технический результат.
В соответствии с пунктом 22.3 Правил ИЗ при определении уровня техники общедоступными считаются сведения, содержащиеся в источнике информации, с которым любое лицо может ознакомиться само, либо о содержании которого ему может быть законным путем сообщено.
Датой, определяющей включение источника информации в уровень техники, является:
- для опубликованных патентных документов - указанная на них дата опубликования;
- для отечественных печатных изданий и печатных изданий СССР - указанная на них дата подписания в печать.
Существо заявленной группы изобретений выражено в приведённой выше формуле, которую коллегия палаты по патентным спорам принимает к рассмотрению.
Анализ доводов, содержащихся в решении Роспатента и доводов заявителя относительно оценки патентоспособности заявленной группы изобретений показал следующее.
Заявленная группа изобретений касается состава топлива (независимый пункт 1 формулы), применения С 1 - С6 моно- или диалканола в малосернистых карбюраторных топливах с содержанием серы 11 максимально 150 ч./млн. по весу в качестве средства для улучшения действия присадки с детергентным действием или с тормозящим износ седел клапанов действием (независимый пункт 18 формулы), способа улучшения действия присадки с детергентным действием или с тормозящим износ седел клапанов действием (независимый пункт 19 формулы), применения комбинации из С 1 - С6 моно- или диалканола и присадки с тормозящим износ седел клапанов действием в качестве средства для снижения отложений в камере сгорания и в системе впуска карбюраторного двигателя (независимый пункт 20 формулы), применения комбинации из С 1 - С 6 моно- или диалканола и присадки с тормозящим износ седел клапанов действием в качестве ингибитора износа седел клапанов карбюраторных двигателей (независимый пункт 21 формулы).
В отношении несоответствия изобретения по независимому пункту 1 формулы заявленного предложения условию патентоспособности "новизна" можно отметить следующее.
Из описания и формулы [1] известен состав топлива, содержащий в большом количестве карбюраторное топливо с содержанием серы максимально 150 ч/мин по весу, а также в меньшем количестве (лист 11 описания стр.6.7), по меньшей мере одну присадку с детергентным или тормозящим износ седел клапанов действием, содержащую, по меньшей мере, один гидрофобный углеводородный остаток со среднечисловым молекулярным весом (M n. от 85 до 20000 (лист 7 описания стр. 34-43, пункты 11-13 формулы) и, по меньшей мере одну полярную группировку, при этом состав топлива имеет содержание, по меньшей мере, одного С 1 - С 3 моноалканола, об %: метанола 3 об.%, этанола - 5 об. %, изопропанола 10 об. %. При этом количественное содержание моноалканолов в заявленном изобретении подпадает под известный из заявки [1] интервал от 10 об.% до 18 об.%.
12 Таким образом, из заявки [1] известен состав топлива, которому присущи признаки, идентичные всем признакам, содержащимся в предложенной заявителем формуле изобретения, включая характеристику назначения.
Таким образом, в возражении не содержится доводов, позволяющих опровергнуть вывод Роспатента о том, что заявленное предложение не соответствует условию патентоспособности "новизна".
В отношении несоответствия изобретения по независимому пункту 18 заявленного предложения условию патентоспособности "новизна" следует отметить, что из заявки [1] известно применение низшего алканола в малосернистых карбюраторных топливах в качестве средства для улучшения действия присадки с детергентным действием или с тормозящим износ седел клапанов, имеющей по меньшей мере, один гидрофобный углеводородный остаток со среднечисловым молекулярным весом (M n. от 85 до 20000 (заявка [1] реферат, пункты 11-13 формулы изобретения, лист 7 описания стр. 34-42).
В отношении несоответствия изобретения по независимому пункту 20 формулы заявленного предложения условию патентоспособности "новизна" следует отметить, что из заявки [1] известно применение низшего спирта (С 1 - С 3), и, по меньшей мере, одной присадки с детергентным или тормозящим износ седел клапанов действием в качестве средства для снижения отложений в камере сгорания и/или снижения отложений в системе впуска карбюраторного двигателя, при этом присадка содержит, по меньшей мере, один гидрофобный углеводородный остаток со среднечисловым молекулярным весом (M n. от 85 до 20000 (заявка [1] реферат, пункты 11-13 формулы изобретения, лист 7 описания стр. 34-42лист 9 стр. 2-15, лист 11 стр. 3-20).
В отношении несоответствия изобретения по независимому пункту 21 13 формулы заявленного предложения условию патентоспособности "новизна" следует отметить, что из заявки [1] известно применение низшего спирта (С 1 - С 3), и, по меньшей мере, одной присадки с тормозящим износ седел клапанов действием в качестве ингибитора износа седел клапанов карбюраторных двигателей, при этом присадка содержит, по меньшей мере, один гидрофобный углеводородный остаток со среднечисловым молекулярным весом (M n. от 85 до 20000 (заявка [1] реферат, пункты 11-13 формулы изобретения, лист 7 описания стр. 34-42лист 9 стр. 2-15, лист 11 стр. 3-20).
Таким образом, в возражении не содержится доводов, позволяющих опровергнуть вывод Роспатента о том, что изобретения, заявленные в независимых пунктах 18, 20, 21 формулы не соответствует условию патентоспособности "новизна".
Что касается заявленного в независимом пункте 19 способа, то в возражении отсутствуют какие-либо доводы, касающиеся оценки патентоспособности указанного способа.
Учитывая изложенное, коллегия палаты по патентным спорам решила:
отказать в удовлетворении возражения от 10.09.2009, решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, патентам и товарным знакам от 02.02.2009 оставить в силе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам от 23 июля 2010 г. по заявке N 2005134823/04
Текст решения опубликован на сайте Роспатента www.rupto.ru