Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам
от 4 февраля 2010 г. по заявке N 2005704948/50
Заявка: |
2005704948/50 |
Название: |
Изобразительный знак |
Объект охраны: |
Товарный знак |
Дата обращения: |
02.09.2009 |
Дата коллегии: |
01.12.2009 |
Дата утверждения: |
04.02.2010 |
Заявитель: |
Шанель САРЛ, Швейцария |
Вид обращения: |
Возражение против предоставления правовой охраны товарному знаку (знаку обслуживания) |
Палата по патентным спорам в порядке, установленном частью четвертой Гра- жданского кодекса Российской Федерации, введенной в действие с 01.01.2008 Федеральным законом от 18.12.2006 N 231-ФЗ, и в соответствии с Правилами подачи возражений и заявлений и их рассмотрения в Палате по патентным спорам, утвержден- ными приказом Роспатента от 22.04.2003 за N 56, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 08.05.2003, регистрационный N 4520, рассмотрела возражение от 02.09.2009, поданное компанией Шанель САРЛ, Швейцария (далее - лицо, подавшее возражение), против предоставления правовой охраны изобразитель- ному товарному знаку по свидетельству N 308095, при этом установлено следующее. Оспариваемый товарный знак по заявке N 2005704948/50 с приоритетом от 10.03.2005 зарегистрирован в Государственном реестре товарных знаков и знаков обслуживания Российской Федерации 07.06.2006 за N 308095 в отношении товаров 14 класса МКТУ, указанных в свидетельстве, на имя Общества с ограниченной ответственностью "Производственная компания ЮВЭСТ", г. Москва (далее - право- обладатель).
Согласно материалам заявки "графическое изображение представляет собой переплетения двух разорванных колец, по центру пересекаемых полосой, с высту- пающей вниз вертикальной частью, в середине каждого кольца, разделенной в месте соединения колец. Кольца и полосы имеют одинаковую ширину. Переплетение полосы и колец подразумевает изображения слова "ЭСТЕТ".
В поступившем в Палату по патентным спорам возражении от 02.09.2009 лицо, его подавшее, оспаривает правомерность предоставления правовой охраны товарному знаку по свидетельству N 308095, поскольку, по его мнению, она не соответствует требованиям, установленным пунктом 1 статьи 7 Закона Российской Федерации от 23.09.1992 N 3520-1 "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" с изменениями и дополнениями от 11.12.2002 (далее - Закон).
Возражение мотивировано следующими доводами:
3 - оспариваемый графический товарный знак по свидетельству N 308095 пред- ставляет собой монограмму из двух букв "С" на фоне полосы с двумя небольшими выступами в нижней части;
- лицо, подавшее возражение, является владельцем графических знаков по меж- дународным регистрациям N 731984 с конвенционным приоритетом от 24.09.1999, N 426432 от 16.11.1976, которым предоставлена правовая охрана на территории Россий- ской Федерации в отношении однородных товаров 14 класса МКТУ ранее даты приоритета оспариваемого товарного знака по свидетельству N 308095;
- при оценке сходства изобразительных и объемных обозначений учитываются следующие признаки: внешняя форма, наличие или отсутствие симметрии, смысловое значение, вид и характер изображений, сочетание цветов и тонов;
- сходство оспариваемого товарного знака по свидетельству N 308095 и проти- вопоставленных знаков по международным регистрациям N 731984 с конвенцион- ным приоритетом от 24.09.1999, N 426432 от 16.11.1976 очевидно, поскольку они представляют собой монограмму из двух букв "С", имеют один и тот же характер изображения и зарегистрированы в одном черно-белом цветовом сочетании;
- центральный элемент оспариваемого товарного знака по свидетельству 308095 практически воспроизводит знак по международной регистрации - 731984;
- наличие в оспариваемом знаке горизонтальной полосы не снижает вероят- ность смешения потребителями сравниваемых знаков по свидетельству N 308095 и международным регистрациям N 731984 с конвенционным приоритетом от 24.09.1999, N 426432 от 16.11.1976;
- графические знаки Шанель по международным регистрациям N 731984 с кон- венционным приоритетом от 24.09.1999, N 426432 от 16.11.1976 известны потребите- лям в отношении однородной продукции товаров 14 класса МКТУ;
- оспариваемый товарный знак по свидетельству N 308095 может быть воспри- нят потребителями как один из вариантов графических знаков Шанель;
4 - специфика анализируемых товаров 14 класса МКТУ показывает, что изделия из драгоценных металлов, как правило, имеют небольшие размеры и знаки простав- ляются на них в виде клейма, которое не всегда бывает доступным при детальном рассмотрении без оптических инструментов.
На основании изложенного лицо, подавшее возражение, просит признать не- действительным предоставление правовой охраны товарному знаку по свидетельству - 308095 полностью.
На заседании коллегии, состоявшемся 01.12.2009, лицом, подавшим возраже- ние, были представлены материалы, иллюстрирующие использование аббревиатур "ЭСТЕТ", "COCO-event", "COCO-voyage" (всего - на 8 л.).
Правообладателем был представлен отзыв N 13-05/27 от 19.11.2009 на возра- жение против предоставления правовой охраны принадлежащему ему товарному знаку по свидетельству N 308095, доводы которого сводятся к следующему:
- сравниваемые знаки не являются сходными до степени смешения;
- оспариваемый товарный знак по свидетельству N 308095 несет определенное смысловое значение, а именно, представляет собой графическое решение "старшего" товарного знака правообладателя "ЭСТЕТ" по свидетельству N 170566 с приорите- том от 30.06.1998, зарегистрированного в отношении однородных товаров 14 класса МКТУ;
- графические элементы товарного знака по свидетельству N 308095 представ- ляют собой сложную аббревиатуру из букв "Э", "С", "Т", "Е";
- товарный знак правообладателя "ЭСТЕТ" по свидетельству N 170566 имеет более ранний приоритет (30.06.1998) по сравнению с противопоставленным знаком лица, подавшего возражение, по международной регистрации N 731984 в отношении однородных товаров 14 класса МКТУ;
- правообладатель также является правообладателем комбинированного товар- ного знака в отношении товаров 14 класса МКТУ по свидетельству N 306939, который состоит из изобразительного элемента, представляющего собой графическое 5 решение слова "ЭСТЕТ" и словесной составляющей "ЭСТЕТ", расположенной по центру композиции;
- смысловое значение графического изображения оспариваемого товарного зна- ка по свидетельству N 308095 является определяющим критерием отличия от других знаков;
- противопоставленные знаки по международным регистрациям N 426432 от 16.11.1976, N 731984 с конвенционным приоритетом от 24.09.1999 представляют собой монограмму из двух букв "С";
- оспариваемый товарный знак по свидетельству N 308095 размещается право- обладателем непосредственно на ювелирных изделиях, а также на ярлыках;
- изделия правообладателя имеют оттиски именника, что позволяет достоверно A. 100 % вероятностью отличать его изделия от изделий иных производителей;
- оттиск именника в соответствии с действующим законодательством Россий- ской Федерации проставляется на каждое изготовленное производителем изделие и регистрируется Пробирной палатой России каждый год индивидуально на каждого производителя ювелирных изделий, что позволяет отличать однородные изделия;
- за период использования оспариваемого товарного знака по свидетельству - 308095 правообладателем было переработано 6 тонн 565 кг. 325,58 гр. драгоценно- го металла, из которого было произведено ювелирных изделий на общую сумму по себестоимости 5 834 668 291 рублей;
- территория реализации выпускаемой правообладателем продукции, марки- руемой оспариваемым товарным знаком по свидетельству N 308095 достаточна обширна и охватывает почти всю территорию Российской Федерации;
- изделия лица, подавшего возражения, не являются широко известными рос- сийскому потребителю;
- правообладатель принимает активное участие в развитии ювелирной отрасли Российской Федерации, является членом гильдии "Ювелиров России";
6 - затраты правообладателя на рекламу продвигаемой продукции, маркируемой оспариваемым товарным знаком по свидетельству N 308095, за период с 2005 по 2008 составили на общую сумму 86 386 989, 58 рублей.
В обоснование своих доводов правообладателем представлены следующие ко- пии материалов:
- свидетельства N 170566 - на 1 л. (1);
- свидетельства N 306939 - на 1 л. (2);
- заявки N 2005704948/50 - на 1 л. (3);
- оригинал справки о переработанных материалах - на 1 л. (4);
- данные отгрузки по городам с 01.11.2008 по 11.11.2009 - на 4 л. (5);
- буклет за N 308095 "Наименование продукции, вид рекламы, использованные для продвижения товарного знака - на 9 л. (6);
- книги об ассортименте "ЭСТЕТ" - всего 2 штуки (7).
На основании изложенного правообладатель просит отказать в удовлетворении возражения против предоставления правовой охраны товарному знаку по свидетель- ству N 308095 и оставить в силе его правовую охрану.
Изучив материалы дела и выслушав участников рассмотрения возражения, Па- лата по патентным спорам считает доводы возражения убедительными в части.
С учетом даты (10.03.2005) поступления заявки N 2005704948/50 правовая база для оценки охраноспособности оспариваемого товарного знака включает в себя упомянутый Закон и Правила составления, подачи и рассмотрения заявки на регист- рацию товарного знака и знака обслуживания, утвержденные приказом Роспатента от 05.03.2003 N 32, зарегистрированным в Минюсте России 25.03.2003 г. под N 4322, введенные в действие с 10.05.2003 (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Закона не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с товарными знаками других лиц, заявленными на регистрацию (если заявки на них не отозваны) или охраняемыми в Российской Федерации, в том числе в 7 соответствии с международным договором Российской Федерации, в отношении однородных товаров и имеющими более ранний приоритет.
В соответствии с требованиями пункта 14.4.2 Правил обозначение считается сходным до степени смешения с другим обозначением, если оно ассоциируется с ним в целом, несмотря на их отдельные отличия.
В соответствии с требованиями пункта 14.4.2.3 Правил изобразительные обо- значения сравниваются:
- с изобразительными обозначениями;
- с объемными обозначениями;
- с комбинированными обозначениями, в композиции которых входят изобрази- тельные или объемные элементы.
Сходство изобразительных обозначений определяется на основании следующих признаков:
- внешняя форма;
- наличие или отсутствие симметрии;
- смысловое значение;
- вид и характер изображений (натуралистическое, стилизованное, карикатурное и т.д.);
- сочетание цветов и тонов.
Перечисленные признаки могут учитываться как каждый в отдельности, так и в различных сочетаниях.
В соответствии с пунктом 14.4.3 Правил при установлении однородности това- ров принимаются во внимание род (вид) товаров, их назначение, вид материала, из которого они изготовлены, условия сбыта товаров, круг потребителей и другие признаки. При установлении однородности товаров определяется принципиальная возможность возникновения у потребителя представления о принадлежности этих товаров одному производителю.
Оспариваемый товарный знак по свидетельству N 308095 [1] представляет собой графическое решение монограммы из переплетающихся букв "Э", "С", "Т", "Е".
8 Буквы "Э" образуются из колец с симметричными разрывами по контуру с двух сторон и горизонтальной полосы, выполненной по центру. Указанная горизонтальная полоса, изображенная с двумя симметричными относительно друг друга выступами вниз, способствует формированию также двух букв "Т" и буквы "Е".
В целом монограмма может быть воспринята как некое графическое решение слова "ЭСТЕТ", представляющего собой словесный товарный знак по свидетельству - 170566, зарегистрированный в отношении товаров 14 класса МКТУ и исключи- тельное право на который принадлежит правообладателю (1). Кроме того, оспаривае- мый знак [1] в виде анализируемой монограммы, а также слово "ЭСТЕТ" составляют комбинированный товарный знак по свидетельству N 306939, зарегистрированный в отношении товаров 14 класса МКТУ, исключительное право на который также принадлежит правообладателю (2).
Товарный знак [1] охраняется в отношении товаров 14 класса МКТУ, указанных в перечне свидетельства.
Предоставление правовой охраны товарному знаку [1] оспаривается из-за нали- чия "старших" знаков, зарегистрированных ранее на имя лицa, подавшего возраже- ние, для однородных товаров 14 класса МКТУ.
Знак по международной регистрации N 426432 от 16.11.1976 [2] является изо- бразительным и представляет собой окружность, в центре которой размещен графи- ческий элемент, представляющий собой две пересекающиеся друг с другом в гори- зонтальном направлении буквы "С". Правовая охрана предоставлена знаку [2] на территории Российской Федерации, в том числе в отношении товаров 14 класса МКТУ "мetaux precieux et leurs alliages et objets en ces matieres ou en plaque, joaillerie, pierres precieuses; horlogerie et autres instruments chronometriques" ("драгоценные металлы и их сплавы, изделия из этих материалов, ювелирные принадлежности, драгоценные камни, часы и другие хронометрические приборы и инструменты"). Знак по международной регистрации N 731984 с конвенционным приоритетом от 24.09.1999 [3] является изобразительным и выполнен в виде графического элемен- та, представляющего собой две пересекающиеся друг с другом в горизонтальном 9 направлении буквы "С". Правовая охрана предоставлена знаку [3] на территории Российской Федерации, в том числе в отношении товаров 14 класса МКТУ "вijouterie de fantaisie" ("художественная бижутерия").
Владельцем знаков [2,3] является лицо, подавшее возражение. Сопоставительный анализ оспариваемого товарного знака [1] и противопостав- ленных знаков [2,3] показал их различие по внешним контурам, смысловому значе- нию. В оспариваемом знаке [1] присутствует значительное количество графических составляющих, в своей совокупности формирующих монограмму из букв "Э", "С", "Т", "Е". В данной монограмме зашифровано слово "ЭСТЕТ", которое формирует определенную смысловую нагрузку оспариваемого товарного знака [1]. Противопос- тавленные же знаки [2,3] ассоциируются у потребителя с монограммой известной личности в мире моды - Коко Шанель, образованной посредством пересечения двух букв "С" ее имени (Coco Chanel). Таким образом, сравниваемые знаки [1] и [2,3] формируют совершенно разный смысловой образ: эстет - ценитель изящного, чело- век, оценивающий все исключительно с эстетической точки зрения, и известная в мире личность Коко Шанель. Различия также заключаются и во внешних контурах сравниваемых знаков [1] и [2,3]: симметрично разомкнутые пересекающиеся кольца, горизонтальная полоса с выступами (знак [1]) и пересекающиеся буквы "С" (знаки [2,3]).
На основании вышеизложенного, коллегия Палаты по патентным спорам отме- чает, что сравниваемые знаки [1] и [2,3] не ассоциируются друг с другом в целом. Анализируемые товары 14 класса МКТУ имеют общее назначение (для украше- ния), имеют общий род (вид) [ювелирные изделия; изделия из драгоценных метал- лов], что позволяет коллегии Палаты по патентным спорам сделать вывод об их однородности. Однако, с учетом того, что сравниваемые знаки [1] и [2,3] не являются сходными, однородные товары, маркированные ими, не будут смешиваться потреби- телями в гражданском обороте. Необходимо также учитывать, что сравниваемые знаки [1] и [2,3] используются для маркировки дорогостоящих изделий длительного 10 пользования, в отношении которых покупатели бывают особенно внимательны, и возможность смешения здесь невелика.
Таким образом, мнение лица, подавшего возражение, о несоответствии оспари- ваемого товарного знака [1] требованиям, регламентированным пунктом 1 статьи 7 Закона, как сходного до степени смешения со знаками [2,3], ранее зарегистрирован- ным в Российской Федерации на имя другого лица в отношении однородных товаров, является неправомерным.
Коллегией Палаты по патентным спорам также принято во внимание обстоя- тельство, связанное с осуществлением деятельности (материалы (4-7)) правооблада- теля оспариваемого товарного знака [1] на рынке ювелирной промышленности. Так, согласно материалам отзыва, правообладатель маркирует свои изделия оттиском именника, содержащим информацию о действительном производителе, что также может свидетельствовать об отсутствии какого-либо смешения производителей однородной продукции в сознании потребителя. Кроме того, продукция правооблада- теля хорошо известна потребителям, поскольку на ее рекламу затрачено более 80 млн. руб. (6), произведено продукции на сумму около 6 млрд. руб. (4), территория распро- странения продукции охватывает практически всю территорию Российской Федера- ции (5).
В соответствии с вышеизложенным Палата по патентным спорам решила:
отказать в удовлетворении возражения от 02.09.2009, оставить в силе правовую охрану товарного знака по свидетельству N 308095.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам от 4 февраля 2010 г. по заявке N 2005704948/50
Текст решения опубликован на сайте Роспатента www.rupto.ru