Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам
от 12 октября 2009 г. по заявке N 2005709368/50
Заявка: |
2005709368/50 |
Название: |
HB |
Объект охраны: |
Товарный знак |
Дата обращения: |
25.02.2009 |
Дата коллегии: |
22.07.2009 |
Дата утверждения: |
12.10.2009 |
Заявитель: |
Штаатлихес Хофбройхаус ин Мюнхен, Германия |
Вид обращения: |
Возражение против предоставления правовой охраны товарному знаку |
Палата по патентным спорам в порядке, установленном частью четвёртой Гражданского кодекса Российской Федерации, введённой в действие с 01.01.2008 Федеральным законом от 18.12.2006 N 231-ФЗ, и в соответствии c Правилами подачи возражений и заявлений и их рассмотрения в Палате по патентным спорам, утвержденными приказом Роспатента от 22.04.2003 N 56, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 08.05.2003, регистрационный N 4520 (далее - Правила), рассмотрела возражение от 25.02.2009 против предоставления правовой охраны товарному знаку по свидетельству N 315730, поданное компанией Штаатлихес Хофбройхаус ин Мюнхен, Германия (далее - лицо, подавшее возражение), при этом установлено следующее.
Комбинированное обозначение по заявке N2005709368/50 с приоритетом от 21.04.2005 было зарегистрировано в Государственном реестре товарных знаков и знаков обслуживания Российской Федерации 25.10.2006 за N 315730 на имя Совместного белорусско-германского общества с ограниченной ответственностью "Двинский бровар", Республика Беларусь (далее - правообладатель) в отношении товаров 32 и 33 классов МКТУ, указанных в перечне свидетельства.
В соответствии с описанием, приведенным в материалах заявки, в качестве товарного знака зарегистрировано комбинированное обозначение, в центре которого изображена бочка, на передней стороне которой выполнены буквы русского алфавита "Н" и "В", являющиеся инициалами учредителя фирмы заявителя. Слева и справа от бочки изображены львы, сверху - царская корона. Снизу бочка декорирована колосками и лентой, на которой выполнена надпись буками латинского алфавита: "QUALITY,CONVENIENCE,TASTE", которое в переводе на русский язык означает: "Качество, удобство, вкус". Все буквы и слова являются неохраняемыми в соответствии с пунктом 1 статьи 6 Закона Российской Федерации от 23.09.1992 г. N 3520-1 "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" с изменениями, внесенными Федеральным законом от 11.12.2002 N 166-ФЗ (далее - Закон). Правовая охрана предоставлена в цветовом сочетании бежевого, желтого, коричневого, серого, темно - серого, оливкового, черного и белого цветов.
В Палату по патентным спорам поступило возражение от 25.02.2009 против предоставления правовой охраны товарному знаку со словесным элементом "HB" по свидетельству N 315730, доводы которого сводятся к следующему:
- лицом, подавшим возражение, является один из старейших и известнейших в мире производителей пива, который объединяет под своим именем основанную в 1589 году пивоварню и самый знаменитый в мире пивной ресторан HOFBRAUHAUS в Мюнхене, Германия;
- лицо, подавшее возражение, является правообладателем комбинированного знака "НВ" с приоритетом от 09.06.1995 N 638202, зарегистрированного в отношении товаров 32 класса МКТУ;
- регистрация товарного знака по свидетельству N 315730 произведена с нарушением положений пункта 3 статьи 6 и пункта 1 статьи 7 Закона;
- при сравнении комбинированного товарного знака по свидетельству N315730 с комбинированным знаком по международной регистрации N638202 становится очевидным их сходство до степени смешения по всем критериям, предусмотренным Правилами составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания, утвержденные приказом Роспатента от 05.03.2003, зарегистрированные в Минюсте Российской Федерации 25.03.2003, регистрационный - 4322, и введенные в действие 10.05.2003 (далее-Правила);
- при определении сходства изобразительных и объемных обозначений наиболее важным является первое впечатление, получаемое при сравнении обозначений;
- международный комбинированный знак по международной регистрации N638202 представляет собой изображение латинских букв "НВ" с расположенной над ними королевской короной. Сочетание букв "НВ" с короной заключено в вертикальную овальную рамку и формирует логотип правообладателя;
- королевская корона в международной регистрации лица, подавшего возражение, символизирует его королевское происхождение - пивоварня Хофбройхаус, была основана в 1589 году при дворе Герцога Вильгельма Пятого Баварского и носила статус королевской семьи вплоть до 1935 года;
- буквы "НВ" в международной регистрации N638202 являются аббревиатурой немецкого сложносоставного слова HOFBRAU, составляющего основу фирменного наименования компании лица, подавшего возражение. Указанная аббревиатура известна во всем мире как сокращенное фирменное наименование и как товарный знак, используемый лицом, подавшим возражение, на товарах, этикетках, вывесках и в рекламе наравне с его полным наименованием HOFBRAUHAUS/ HOFBRAU;
- оспариваемый комбинированный товарный знак по свидетельству N315370 включает в свой состав следующие элементы: занимающие центральное положение заглавные буквы "НВ" на фоне овальной пивной бочки, над которыми расположено изображение королевской короны. Изображение бочки с буквами "НВ" и короной справа и слева обрамляют изображения стоящих львов, снизу - колосья пшеницы, шишки хмеля и геральдической ленты с надписью "QUALITY, CONVIENCE, TASTE";
- при сравнении отдельных элементов оспариваемого товарного знака, становится очевидным сходство до степени смешения со знаком лица, подавшего возражение;
- стоящий на задних лапах золотой лев является геральдическим символом земли Бавария. Два золотых льва, держащих в лапах щит с короной над ним, традиционно составляли основу, как современного государственного герба, так и старого королевского герба Баварии. Присутствие данных элементов в комбинированном товарном знаке способно порождать у потребителей ассоциации с Баварией, ее государственной символикой, что, в свою очередь, способно усиливать сходство до степени смешения с товарным знаком лица, подавшего возражение, местом нахождения которого является г.Мюнхен, столица Баварии;
- словесные элементы "QUALITY, CONVIENCE, TASTE", расположенные в нижней части оспариваемого товарного знака, носят исключительно хвалебный характер, и не обладают различительной способностью. Для российского потребителя указанные элементы, выполненные на иностранном языке, могут создавать впечатление принадлежности оспариваемого знака иностранному производителю;
- ООО "Двинский бровар" позиционирует себя на рынке как производитель немецкого пива, о чем утверждается в его рекламных публикациях, создает все предпосылки для смешения комбинированного товарного знака по свидетельству N315730 с международной регистрацией N638202;
- комбинированный знак по международной регистрации зарегистрирован по всему миру, включая Российскую Федерацию;
- Хофбрайхаус как придворная пивоварня стоял у истоков проводимого ежегодно с 1810 года и привлекающего миллионы посетителей со всего мира самого известного пивного праздника "Октоберфест" в Мюнхене;
- в настоящее время пивоварня Хофбрайхаус, вне зависимости от ее легендарного статуса, является одним из важнейших производителей пива в Германии.
На основании вышеизложенного лицо, подавшее возражение, просит признать недействительным предоставление правовой охраны товарному знаку по свидетельству N315730 в отношении товаров 32 и 33 классов МКТУ.
В подтверждение своих доводов лицо, подавшее возражение, представил следующие материалы:
- копия публикации международной регистрации N 638202 на 4 л. [1];
- распечатка герба Баварии на 1 л. [2];
- распечатка с сайта www.hofbrauhaus.com, www.hofbraeuhaus.de , www.hofbraeuhaus-muenchen.de на 22 л. [3];
- распечатка с сайтаwww.hofbraeuhaus-shop.de на 16л. [4];
- копия проспекта Хофбрайхаус на 17 л.[5];
- копия рекламной листовки Хофбрайхаус на 2 л.[6];
- копия из книги "Пиво. 500 великих марок. Путеводитель" на 4 л. [7];
- копия из книги "Баварское пиво. Альбом - путеводитель" на 6 л. [8];
- копия из книги "Иллюстрированная энциклопедия пива" на 4 л. [9];
- копия из книги "Большая энциклопедия пива" на 3 л. [10];
- копия из книги "Мюнхен. Октоберфест" на 12 л. [11]];
- копия из книги "Бавария. Мюнхен" на 6л. [12];
- копия из книги "Бавария. Крепости, замки, дворцы. Исторический путеводитель" на 7 л. [13];
- распечатка из сети интернет о компании Хофбрайхаус и пиве "НВ" на 29 л. [14];
- распечатка из сети интернет о компании ООО "Двинский бровар" на 5л. [15]. Правообладатель в установленном порядке был ознакомлен с возражением против предоставления правовой охраны товарному знаку по свидетельству - 315730, но отзыв на возражение не представил.
Изучив материалы дела и заслушав участников рассмотрения, Палата по патентным спорам находит доводы возражения убедительными.
С учетом даты поступления заявки N 2005709368/50 правовая база для оценки охраноспособности товарного знака включает в себя отмеченный выше Закон и Правила составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания, утвержденные приказом Роспатента от 05.03.2003, зарегистрированные в Минюсте Российской Федерации 25.03.2003, регистрационный - 4322, и введенные в действие 10.05.2003 (далее-Правила).
В соответствии с пунктом 3 статьи 6 Закона не допускается регистрация в качестве товарных знаков или их элементов обозначений, представляющих собой или содержащих элементы, являющиеся ложными или способными ввести в заблуждение потребителя относительно товара или его изготовителя.
В соответствии с пунктом 2.5.1 Правил к таким обозначениям относятся, в частности, обозначения, порождающие в сознании потребителя представление об определенном качестве товара, его изготовителе или месте происхождения, которое не соответствует действительности.
Обозначение признается ложным или вводящим в заблуждение, если ложным или вводящим в заблуждение является, хотя бы один из его элементов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Закона не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с товарными знаками других лиц, заявленными на регистрацию (если заявки на них не отозваны) или охраняемыми в Российской Федерации, в том числе в соответствии с международным договором Российской Федерации, в отношении однородных товаров и имеющими более ранний приоритет.
В соответствии с пунктом 14.4.2. Правил обозначение считается сходным до степени смешения с другим обозначением, если оно ассоциируется с ним в целом, не смотря на их отдельные отличия.
В соответствии с пунктом 14.4.2.4 Правил комбинированные обозначения сравниваются с комбинированными обозначениями и с теми видами обозначений, которые входят в состав проверяемого комбинированного обозначения как элементы. При определении сходства комбинированных обозначений используются признаки, приведенные в пунктах (14.4.2.2), (14.4.2.3) Правил, а также исследуется значимость положения, занимаемого тождественным или сходным элементом в заявленном обозначении.
В соответствии с пунктом 14.4.3 Правил при установлении однородности товаров определяется принципиальная возможность возникновения у потребителя представления о принадлежности этих товаров одному производителю. Для установления однородности товаров принимается во внимание род (вид) товаров, их назначение, вид материала, из которого они изготовлены, условия сбыта товаров, круг потребителей и другие признаки.
Оспариваемый товарный знак является комбинированным. В центре изображена бочка, на передней части которой расположены буквы "НВ". В верхней части обозначения расположена корона. С правой и левой стороны от бочки изображены львы, опирающиеся лапами на бочку. В нижней части бочка обрамлена колосками и лентой с надписью "QUALITY, CONVIENCE, TASTE", выполненной стандартным шрифтом буквами латинского алфавита. Правовая охрана предоставлена в отношении товаров 32 и 33 классов МКТУ. Все слова и буквы являются неохраняемыми.
Как следует из возражения, предоставление правовой охраны указанному товарному знаку оспаривается по основаниям, изложенным в пункте 3 статьи 6 и пункте 1 статьи 7 Закона.
Возражение мотивированно тем, что в состав оспариваемого товарного знака включено обозначение "НВ", которое сходно до степени смешения с товарным знаком лица, подавшего возражение.
Права лица, подавшего возражение, компании Staatliches Hofbrauhaus in Munchen на знак "НВ" охраняются международной регистраций N638202 с приоритетом от 09.06.1995.
Анализ доводов возражения и представленных материалов показал следующее. Пивоваренная компания Staatliches Hofbrauhaus in Munchen является одним из старейших и известнейших в мире производителей пива и объединяет под своим именем пивоварню, основанную в 1589 году, и знаменитый пивной ресторан, расположенный в Мюнхене, Германия.
О широкой известности товарного знака "НВ", принадлежащего лицу, подавшему возражение, свидетельствуют представленные документы [5-13]. Буквы "НВ" являются аббревиатурой фирменного наименования лица, подавшего возражение, и хорошо известны в мире и как товарный знак, используемый для маркировки пива, и как сокращенное наименования производителя Хофбрайхаус.
С учетом широкой известности продукции, маркированной товарным знаком "НВ", а также ее производителя - Хофбрайхаус, лицо, подавшее возражение, полагает, что товарный знак со словесным элементом "НВ" по свидетельству N 315730, принадлежащий иному лицу, будет вводить в заблуждение потребителя относительно производителя товаров 32 и 33 классов МКТУ. Коллегия Палаты по патентным спорам считает доводы лица, подавшего возражение, неубедительными, так как материалы возражения не содержат каких-либо сведений о возникновении в сознании российского потребителя устойчивой ассоциативной связи международной регистрации N638202 знака "НВ" с производителем этих товаров.
Таким образом, вопреки утверждению лица, подавшего возражение, предоставление правовой охраны оспариваемому товарному знаку не противоречит требованиям, регламентированным пунктом 3 статьи 6 Закона.
Предоставление правовой охраны товарному знаку по свидетельству N 315730 оспаривается по основаниям, предусмотренными пунктом 1 статьи 7 Закона.
По мнению лица, подавшего возражение, оспариваемый товарный знак сходен до степени смешения с принадлежащими ему знаком по международной регистрации N638202, со словесным элементом "НВ" и изображением короны, которые занимают в знаке доминирующее положение.
При оценке сходства комбинированных обозначений определяется сходство как всего обозначения в целом, так и его составляющих элементов.
Первое впечатление от сравнения обозначений, которое наиболее близко к восприятию товарных знаков потребителями, является впечатление сходства, поскольку обозначения "НВ" в обоих обозначениях расположены в центральной части, а в верхних частях расположены изобразительные элементы, имеющие сходное содержание, а именно: короны. Следует отметить, что наличие в оспариваемом товарном знаке изображения львов и колосьев является частым или характерным элементом, который применяется при маркировке пива, и поэтому анализ сходства проводился по сходным изображениям короны и буквосочетаниям "НВ", расположенным в центральной части знаков. Что касается словесного элемента "НВ", B. указанные буквы присутствуют как в латинском, так и в русском алфавитах, но наличие ленты с надписью на латинском языке позволяет отнести буквы "НВ" к латинскому языку. Таким образом, сравниваемые обозначения представляют собой композиции, характеризующиеся одинаковым расположением и содержанием входящих в их изобразительных и буквенных элементов.
Сами по себе буквы, входящие в состав оспариваемого товарного знака являются неохраняемыми, но в силу их вхождения в общую композицию, а также центрального расположения, они способствуют осуществлению обозначением его основной функции отличать товары и услуги одних производителей от товаров других производителей. Таким образом, указанные элементы (буквы "НВ" и корона) имеют явное графическое сходство с элементами, входящими в состав противопоставленной международной регистрацией N638202, обусловленное одинаковым композиционным расположением букв и одинаковым изображением короны в верхней части знака. Указанные факты сходного восприятия данных элементов усиливают смешение знаков в целом.
Действительно, сравниваемые обозначения имеют ряд различий, например, изображение львов, колосьев и ленты с надписью, а также расхождение в исполнении отдельных элементов, что, безусловно, ослабляет сходство знаков. Однако эти элементы не оказывают существенного влияния на общее зрительное впечатление, получаемое при сравнении знаков.
Вышеуказанное обуславливает вывод о сходстве сравниваемых обозначений по общему зрительному впечатлению, несмотря на их отдельные отличия.
Анализ перечней товаров показал, что товары 32 класса МКТУ, приведенные в перечнях оспариваемого и противопоставленных знаков, соотносятся как род/вид, и поэтому являются однородными. Что касается товаров 33 класса МКТУ, в отношении которых зарегистрирован оспариваемый товарный знак, то коллегия Палаты по патентным спорам считает, что "напитки алкогольные", является родовым понятием по отношению к видовому понятию "пиво", и поэтому они являются однородными. Остальные товары 33 класса МКТУ, включенные в перечень товаров оспариваемой 10 регистрации являются конкретными видами алкогольных напитков и не могут быть признаны однородными товару "пиво", указанному в перечне противопоставленного знака.
Таким образом, сходство сравниваемых знаков и однородность товаров 32 класса МКТУ и части 33 класса МКТУ определяют ассоциирование сравниваемых знаков в целом, что свидетельствует о сходстве знаков до степени смешения в отношении однородных товаров. В связи с этим, коллегия Палаты по патентным спорам считает, что регистрация товарного знака по свидетельству N315730 произведена в нарушение пункта 1 статьи 7 Закона.
В соответствии с вышеизложенным, Палата по патентным спорам решила:
удовлетворить возражение от 25.02.2009 и признать предоставление правовой охраны товарному знаку по свидетельству N 315730 недействительным частично, сохранив ее действие в отношении следующих товаров:
11 Форма N 81.1 В бюллетень "Товарные знаки, знаки обслуживания и наименования мест происхождения товаров" (526) - все буквы и слова.
(591) - бежевый, желтый, коричневый, серый, темно - серый, оливковый, черный, белый.
(511) - аперитивы; арак; бренди; вина; вино из виноградных выжимок; виски; водка; джин; дижестивы; коктейли; ликеры; напитки алкогольные, одержащие фрукты; напитки спиртовые; напитки, полученные перегонкой; апиток медовый; настойка мятная; настойки горькие; ром; сакэ; сидры; спирт исовый; экстракты спиртовые; экстракты фруктовые спиртовые; эссенции спиртовые.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам от 12 октября 2009 г. по заявке N 2005709368/50
Текст решения опубликован на сайте Роспатента www.rupto.ru