Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам
от 13 ноября 2009 г. по заявке N 2006731997/50
Заявка: |
2006731997/50 |
Название: |
АССОРТИ |
Объект охраны: |
Товарный знак |
Дата обращения: |
14.04.2009 |
Дата коллегии: |
15.09.2009 |
Дата утверждения: |
13.11.2009 |
Заявитель: |
Общество с ограниченной ответственностью "РОСТОК", г. Ростов-на-Дону |
Вид обращения: |
Возражение на решение экспертизы об отказе в регистрации заявленного обозначения в качестве товарного знака |
Палата по патентным спорам в порядке, установленном частью четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации, введенной в действие с 01.01.2008 Федеральным законом от 18.12.2006 N231-ФЗ (далее - Кодекс), и в соответствии с Правилами подачи возражений и заявлений и их рассмотрения в Палате по патентным спорам, утвержденными приказом Роспатента от 22.04.2003 N56, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 08.05.2003 N4520, рассмотрела возражение от 14.04.2009, поданное Обществом с ограниченной ответственностью "РОСТОК", г. Ростов-на-Дону (далее - заявитель), на решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам об отказе в государственной регистрации товарного знака по заявке N2006731997/50, при этом установила следующее.
Обозначение по заявке N2006731997/50 с приоритетом от 07.11.2006 заявлено на регистрацию в качестве товарного знака на имя заявителя в отношении услуг 35 и 39 классов МКТУ, приведенных в заявке.
Согласно материалам заявки на регистрацию заявлено комбинированное обозначение, в состав которого входит словесный элемент "АССОРТИ", выполненный стандартным жирным шрифтом заглавными буквами русского алфавита белого цвета с черной тенью. Каждая буква слова "АССОРТИ" помещена в прямоугольную рамку коричневого цвета с желтой окантовкой. Под указанным словом справа помещен словесный элемент "Продукт", выполненный оригинальным шрифтом буквами русского алфавита красного цвета с желтой окантовкой и серой тенью.
Федеральной службой по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам 23.01.2009 принято решение об отказе в государственной регистрации заявленного обозначения в качестве товарного знака, мотивированное его несоответствием требованиям пунктов 1 и 6 статьи 1483 Кодекса.
Данное решение обосновано тем, что заявленное обозначение сходно до степени смешения в отношении однородных услуг 35 и 39 классов МКТУ с N2006731997/50 3 товарными знаками по свидетельствам NN 317106, 312970 и 177642, зарегистрированными на имя других лиц и имеющими более ранний приоритет. Вывод экспертизы о сходстве обозначений основан на фонетическом и семантическом факторах.
В заключении экспертизы также указано, что словесный элемент "Продукт" является неохраняемым, так как не обладает различительной способностью.
В Палату по патентным спорам поступило возражение от 14.04.2009, в котором заявитель выражает несогласие с решением Роспатента от 23.01.2009. Доводы возражения сводятся к тому, что существуют прецеденты государственной регистрации товарных знаков со словесными элементами "АССОРТИ" и "АСАРТИ", а именно, противопоставленных товарных знаков.
С учетом изложенного заявителем выражена просьба отменить решение Роспатента и зарегистрировать заявленное обозначение в качестве товарного знака в отношении всех услуг, приведенных в заявке, с исключением из правовой охраны словесных элементов "АССОРТИ" и "Продукт" как неохраняемых элементов.
Изучив материалы дела, Палата по патентным спорам установила следующее.
С учетом даты подачи заявки (07.11.2006) правовая база для оценки охраноспособности заявленного обозначения в качестве товарного знака включает в себя Закон Российской Федерации от 23.09.1992 N3520-1 "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 11.12.2002 N166-ФЗ (далее - Закон), и Правила составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания, утвержденные приказом Роспатента от 05.03.2003 N32, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 25.03.2003, рег. N4322, и введенные в действие 10.05.2003 (далее - Правила).
N2006731997/50 4 В соответствии с абзацами 1 и 2 пункта 1 статьи 7 Закона не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с товарными знаками других лиц, заявленными на регистрацию (если заявки на них не отозваны) или охраняемыми в Российской Федерации, в том числе в соответствии с международным договором Российской Федерации, в отношении однородных товаров и имеющими более ранний приоритет.
В соответствии с пунктом 14.4.2 Правил обозначение считается сходным до степени смешения с другим обозначением, если оно ассоциируется с ним в целом, несмотря на их отдельные отличия.
В соответствии с пунктом 14.4.2.4 Правил комбинированные обозначения сравниваются с комбинированными обозначениями и с теми видами обозначений, которые входят в состав проверяемого комбинированного обозначения как элементы. При определении сходства комбинированных обозначений используются признаки, приведенные в пунктах 14.4.2.2 и 14.4.2.3 настоящих Правил, а также исследуется значимость положения, занимаемого тождественным или сходным элементом в заявленном обозначении.
В соответствии с пунктом 14.4.2.2 Правил сходство словесных обозначений может быть звуковым (фонетическим), графическим (визуальным) и смысловым (семантическим) и определяется на основании признаков, перечисленных в подпунктах (а) - (в) настоящего пункта.
Признаки, перечисленные в подпунктах (а) - (в) настоящего пункта, могут учитываться как каждый в отдельности, так и в различных сочетаниях (пункт 14.4.2.2 (г) Правил).
В соответствии с пунктом 14.4.2.3 Правил сходство изобразительных и объемных обозначений определяется на основании следующих признаков: внешняя форма, наличие или отсутствие симметрии, смысловое значение, вид и характер изображений (натуралистическое, стилизованное, карикатурное и т.д.), сочетание цветов и тонов.
N2006731997/50 5 Перечисленные признаки могут учитываться как каждый в отдельности, так и в различных сочетаниях.
В соответствии с пунктом 14.4.3 Правил при установлении однородности товаров определяется принципиальная возможность возникновения у потребителя представления о принадлежности этих товаров одному производителю. Для установления однородности товаров принимается во внимание род (вид) товаров, их назначение, вид материала, из которого они изготовлены, условия сбыта товаров, круг потребителей и другие признаки.
В соответствии с абзацем 1 пункта 1 статьи 6 Закона не допускается регистрация в качестве товарных знаков обозначений, не обладающих различительной способностью.
В соответствии с абзацем 6 пункта 1 статьи 6 Закона указанные в настоящем пункте элементы могут быть включены как неохраняемые элементы в товарный знак, если они не занимают в нем доминирующего положения.
Заявленное обозначение представляет собой комбинированное обозначение, в состав которого входит словесный элемент "АССОРТИ", выполненный стандартным жирным шрифтом заглавными буквами русского алфавита белого цвета с черной тенью. Каждая буква слова "АССОРТИ" помещена в прямоугольную рамку коричневого цвета с желтой окантовкой. Под указанным словом справа помещен словесный элемент "Продукт", выполненный оригинальным шрифтом буквами русского алфавита красного цвета с желтой окантовкой и серой тенью.
Следует отметить, что словесный элемент "АССОРТИ" занимает центральное положение в заявленном обозначении и графически выделен: выполнен более крупным жирным шрифтом и воспринимается на контрасте белого и коричневого цветов. Графические элементы в виде изображений прямоугольных рамок играют в обозначении второстепенную, подчиненную роль - служат только фоном и обрамлением для букв слова "АССОРТИ". Слово "Продукт" занимает в обозначении периферийное положение. Несмотря на N2006731997/50 6 исполнение этого слова оригинальным шрифтом его прочтение не вызывает затруднений. Визуальная и семантическая связь между вышеуказанными словесными элементами отсутствует, поскольку они выполнены разной графикой и расположены на разных строках.
Указанное обуславливает вывод о доминировании в заявленном обозначении слова "АССОРТИ".
Предоставление правовой охраны заявленному обозначению испрашивается в отношении услуг 35 и 39 классов МКТУ.
Противопоставленный товарный знак по свидетельству N317106 (с приоритетом от 11.05.2005) представляет собой комбинированное обозначение, в состав которого входит графический элемент в виде изображения горизонтально ориентированного прямоугольника, в центре которого помещен словесный элемент "Ассорти", выполненный шрифтом, стилизованным под рукописный, буквами русского алфавита, из которых первая буква является заглавной, буква "О" стилизована под детский рисунок солнца, а остальные буквы - строчные. Знак исполнен в зеленом, желтом и черном цветовом сочетании.
Следует отметить, что несмотря на стилизованное исполнение буквы "О" в слове "Ассорти" его прочтение не вызывает затруднений. Данное слово занимает центральное положение в знаке. Оно запоминается легче, чем изобразительные элементы, которые играют в этом знаке второстепенную, подчиненную роль, так как изображение прямоугольника служит фоном слову "Ассорти", а изображение солнца выступает в нем в качестве буквы "О".
Указанное обуславливает вывод о доминировании в знаке слова "Ассорти". Данный знак зарегистрирован, в частности, в отношении услуг 35 класса МКТУ.
Противопоставленный товарный знак по свидетельству N312970 (с приоритетом от 29.03.2005) представляет собой комбинированное обозначение, в состав которого входит словесный элемент "АССОРТИ", выполненный оригинальным шрифтом, с эффектом объемного изображения, заглавными N2006731997/50 7 буквами русского алфавита. Данное слово помещено на фоне изображений наклоненных вправо прямоугольников разных цветов, отбрасывающих тень. Знак исполнен в белом, зеленом, голубом, синем, фиолетовом, красном, оранжевом, желтом и сером цветовом сочетании.
Следует отметить, что указанные изобразительные элементы служат фоном слову "АССОРТИ" и, следовательно, играют по отношению к нему второстепенную, подчиненную роль, что обуславливает вывод о доминировании в знаке слова "АССОРТИ".
Данный знак зарегистрирован, в частности, в отношении услуг 35 класса МКТУ.
Сравнительный анализ заявленного обозначения и противопоставленных товарных знаков по свидетельствам NN 317106 и 312970 показал следующее. Сравниваемые знаки содержат в своем составе фонетически и семантически тождественные словесные элементы - "АССОРТИ". Фонетическое тождество данных слов обусловлено совпадением всех звуков, а семантическое тождество - совпадением смысловых значений слов.
Так, "АССОРТИ" (французское "assorti" - "хорошо подобранный") - специально подобранная смесь, набор (см. Интернет-портал "Словопедия: Большой энциклопедический словарь" - "http://www.slovopedia.com").
Кроме того, словесные элементы "АССОРТИ", входящие в состав сравниваемых знаков, выполнены буквами одного и того же (русского) алфавита и имеют одинаковый состав букв. Некоторые различия в графическом исполнении слов "АССОРТИ" (шрифтовое и цветовое исполнение) не оказывают решающего влияния на восприятие сравниваемых словесных элементов и знаков в целом. Различная внешняя форма и разное цветовое исполнение графических элементов в сравниваемых знаках не имеют решающего значения при их восприятии в целом ввиду упомянутой выше доминирующей роли словесных элементов "АССОРТИ".
N2006731997/50 8 Таким образом, коллегия Палаты по патентным спорам исходила из того, что превалирующее значение при анализе сходства указанных знаков в целом имеют фонетический и семантический факторы, а некоторые различия знаков по графическому критерию не оказывают решающего влияния на их восприятие.
В силу указанного сравниваемые знаки ассоциируются между собой в целом. Изложенное позволяет сделать вывод о том, что заявленное обозначение и противопоставленные товарные знаки по свидетельствам NN 317106 и 312970 являются сходными.
Услуги 35 класса МКТУ (по продвижению и рекламе товаров), в отношении которых испрашивается предоставление правовой охраны заявленному обозначению, и услуги 35 класса МКТУ (по продвижению и рекламе товаров), в отношении которых зарегистрированы противопоставленные товарные знаки по свидетельствам NN 317106 и 312970, совпадают либо относятся к одной родовой группе (рекламные услуги), то есть являются однородными.
Таким образом, заявленное обозначение и противопоставленные товарные знаки по свидетельствам NN 317106 и 312970 являются сходными до степени смешения в отношении указанных однородных услуг 35 класса МКТУ. Следовательно, заявленное обозначение не соответствует требованиям пункта 1 статьи 7 Закона в отношении этих услуг.
Что касается отмеченных в возражении административных прецедентов, то следует отметить, что административный прецедент не является источником права в российской правовой системе, и не предусматривается обязательная регистрация аналогичных знаков. Каждый знак индивидуален, и возможность его регистрации рассматривается в соответствии с нормами права Российской Федерации отдельно в каждом конкретном случае.
Противопоставленный товарный знак по свидетельству N177642 (с приоритетом от 22.01.1999) представляет собой словесное обозначение "АСАРТИ", выполненное стандартным шрифтом заглавными буквами русского алфавита.
N2006731997/50 9 Данный знак зарегистрирован, в частности, в отношении услуг 35 и 39 классов МКТУ.
Сравнительный анализ заявленного обозначения и противопоставленного товарного знака по свидетельству N177642 показал следующее. Доминирующие в них слова ("АССОРТИ" - "АСАРТИ") несходны по семантическому критерию, так как слово "АССОРТИ" имеет семантическое значение ("специально подобранная смесь, набор"), как указывалось выше, а слово "АСАРТИ" не обладает семантикой, то есть является фантазийным.
Кроме того, данные слова различаются фонетически (составом звуков) и графически (шрифтовым исполнением, количеством и составом букв). Сравниваемые знаки в целом производят различное зрительное впечатление, обусловленное разным видом знаков (комбинированный - словесный), наличием в составе заявленного обозначения графических элементов и разным цветовым исполнением знаков.
Изложенное позволяет сделать вывод о том, что заявленное обозначение и противопоставленный товарный знак по свидетельству N177642 не являются сходными.
Данное обстоятельство исключает необходимость проведения анализа услуг 35 и 39 классов МКТУ, в отношении которых испрашивается предоставление правовой охраны заявленному обозначению, на предмет их однородности с услугами 35 и 39 классов МКТУ, в отношении которых зарегистрирован противопоставленный товарный знак.
Таким образом, заявленное обозначение и противопоставленный товарный знак по свидетельству N177642 не являются сходными до степени смешения в отношении однородных услуг.
ледовательно, указанный противопоставленный товарный знак не препятствует регистрации заявленного обозначения в качестве товарного знака в отношении услуг 35 класса МКТУ "изучение рынка; информация деловая;
N2006731997/50 10 исследования в области бизнеса; исследования в области маркетинга" и всех услуг 39 класса МКТУ, приведенных в заявке.
Вышеизложенное обуславливает вывод об отсутствии оснований для признания заявленного обозначения несоответствующим требованиям пункта 1 статьи 7 Закона в отношении этих услуг.
Словесный элемент "Продукт" в заявленном обозначении указывает на объекты - товары, в отношении которых осуществляются услуги. Товар - это продукт труда, имеющий стоимость и распределяющийся в обществе путем купли-продажи (см. Интернет-портал "Яндекс: Словари / Толковый словарь русского языка Ушакова").
Ввиду указанного слово "Продукт" не способно индивидуализировать услуги производителя, то есть не обладает различительной способностью и, следовательно, в соответствии с пунктом 1 статьи 6 Закона подлежит исключению из объема правовой охраны товарного знака как неохраняемый элемент. Данный вывод заявителем не оспаривается.
Учитывая изложенное, Палата по патентным спорам решила:
удовлетворить возражение от 14.04.2009, отменить решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам от 23.01.2009 и зарегистрировать обозначение по заявке N2006731997/50 в качестве товарного знака в отношении следующего перечня услуг:
N2006731997/50 11 Форма N 81.1 В бюллетень "Товарные знаки, знаки обслуживания и наименования мест происхождения товаров"
(526) (591) |
продукт. белый, коричневый, желтый, красный, серый, черный. |
(511)
35 - 39 - |
изучение рынка; информация деловая; исследования в области бизнеса; исследования в области маркетинга. упаковка товаров; хранение товаров; хранение товаров на складах; расфасовка товаров. |
N2006731997/50
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам от 13 ноября 2009 г. по заявке N 2006731997/50
Текст решения опубликован на сайте Роспатента www.rupto.ru