Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам
от 20 августа 2009 г. по заявке N 2006734998/50
Заявка: |
2006734998/50 |
Название: |
GLAMOUR |
Объект охраны: |
Товарный знак |
Дата обращения: |
26.02.2009 |
Дата коллегии: |
08.07.2009 |
Дата утверждения: |
20.08.2009 |
Заявитель: |
Эдванс Мэгэзин Паблишез Инк., Соединенные Штаты Америки |
Вид обращения: |
Возражение на решение экспертизы об отказе в регистрации заявленного обозначения в качестве товарного знака |
Палата по патентным спорам в порядке, установленном частью четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации, введенной в действие с 01.01.2008 Федеральным законом от 18.12.2006 N 231-ФЗ (далее - Гражданский кодекс РФ), и в соответствии с Правилами подачи возражений и заявлений и их рассмотрения в Палате по патентным спорам, утвержденными приказом Роспатента от 22.04.2003 за N 56, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 08.05.2003, регистрационный N 4520 (далее - Правила Палаты по патентным спорам), рассмотрела возражение от 26.02.2009, поданное компанией Эдванс Мэгэзин Паблишез Инк., Соединенные Штаты Америки (далее - заявитель), на решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (далее - решение Роспатента) об отказе в государственной регистрации товарного знака по заявке N2006734998/50, при этом установила следующее.
Обозначение по заявке N2006734998/50 с приоритетом от 01.12.2006 заявлено на регистрацию в качестве товарного знака на имя заявителя в отношении услуг 43 класса МКТУ, приведенных в перечне заявки.
Согласно материалам заявки в качестве товарного знака заявлено словесное обозначение "GLAMOUR", выполненное стандартным шрифтом буквами латинского алфавита.
Федеральной службой по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам 17.11.2008 было принято решение об отказе в государственной регистрации заявленного обозначения в качестве товарного знака в отношении всех заявленных услуг. Основанием для решения Роспатента явилось заключение по результатам экспертизы, согласно которому обозначение "GLAMOUR" не может быть зарегистрировано в качестве товарного знака на основании пункта 6 статьи 1483 Гражданского кодекса РФ.
Указанное заключение обосновывается тем, что заявленное обозначение сходно до степени смешения с товарным знаком "Гламур" по свидетельству N245935 с приоритетом 11.04.2002, ранее - 2006734998/50 3 зарегистрированным на имя Общества с ограниченной ответственностью "Новый мир", 113035, Москва, 113035, Москва, ул. Садовническая, 32- 34/25, стр. 6 в отношении однородных услуг 43 класса МКТУ. Сравниваемые обозначения признаны экспертизой сходными до степени смешения в фонетическом отношении, поскольку "Гламур" является транслитерацией буквами русского алфавита заявленного обозначения "Glamour".
При установлении однородности услуг принимались во внимание их назначение и круг потребителей.
В поступившем в Палату по патентным спорам возражении от 26.02.2009, заявитель выразил свое несогласие с решением Роспатента. Доводы заявителя сводятся к следующему:
- заявленное обозначение "GLAMOUR" (транслитерация на русский язык "ГЛАМЭ") и противопоставленный товарный знак "Гламур" отличаются фонетически, поскольку по сравнению с противопоставленным товарным знаком заявленное обозначение имеет большую длину (семь и шесть букв соответственно), имеет иной состав гласных букв, не имеет совпадающих слогов, отличается ударением, падающим на другой слог;
- сравниваемые обозначения не обладают графическим сходством, поскольку производят различное зрительное впечатление, выполнены буквами различных алфавитов, различными видами шрифтов и в различной графике;
- заявленное обозначение имеет определенное смысловое значение и переводится с английского языка как "обаяние, очарование, романтический ореол; чары, волшебство; зачаровывать, околдовывать, пленять", в то время как противопоставленный товарный знак смыслового значения не имеет, в этой связи есть основания утверждать, что сравниваемые обозначения не обладают смысловым сходством, которое в отличие от графического сходства может выступать в качестве самостоятельного критерия;
- услуги 43 класса МКТУ "услуги ночных клубов, услуги по обеспечению пищевыми продуктами и напитками, кейтеринг (услуги по приготовлению блюд и доставки их на дом, обслуживание обедов, свадеб и - 2006734998/50 4 т.п.), услуги салонов, комнат отдыха" заявленного обозначения не являются однородными с услугами 43 класса МКТУ противопоставленного товарного знака, поскольку являются услугами различного вида, имеют различную область применения и различное назначение, иные условия предоставления и не могут являться взаимозаменяемыми;
- заявитель подал 24.02.2009 в Палату по патентным спорам заявление о досрочном прекращении правовой охраны противопоставленного товарного знака по свидетельству N245935 в связи с его неиспользованием На основании вышеизложенных доводов заявитель просит отменить решение об отказе в регистрации по заявке N2006734998/50 и зарегистрировать заявленное обозначение в качестве товарного знака в отношении всего заявленного перечня услуг.
В качестве дополнительных материалов к возражению приложены следующие документы:
- копии страниц "Нового большого англо-русского словаря" под редакцией Ю.Д. Апресяна, М.: "Русский язык", 2001;
- распечатка поиска слова "Гламур" из электронных словарей поисковой системы Яндекс.
Изучив материалы дела и выслушав представителя заявителя, Палата по патентным спорам считает доводы, изложенные в возражении, неубедительными.
С учетом даты (01.12.2006) поступления заявки N2006734998/50 на регистрацию товарного знака правовая база для оценки охраноспособности заявленного обозначения в качестве товарного знака включает в себя Закон Российской Федерации от 23.09.1992 N 3520-1 "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" в редакции Федерального закона от 11.12.2002 N166-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" (далее - Закон) и Правила составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания, утвержденные - 2006734998/50 5 приказом Роспатента N32 от 05.03.2003, зарегистрированным Минюстом России 25.03.2003 N4322, вступившие в силу 10.05.2003 (далее-Правила).
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Закона не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с товарными знаками других лиц, заявленными на регистрацию (если заявки на них не отозваны) или охраняемыми в Российской Федерации, в том числе в соответствии с международным договором Российской Федерации, в отношении однородных товаров и имеющих более ранний приоритет.
В соответствии с пунктом 14.4.2 Правил обозначение считается сходным до степени смешения с другим обозначением, если оно ассоциируется с ним в целом, несмотря на их отдельные отличия.
В соответствии с положениями пункта 14.4.2.2 Правил словесные обозначения сравниваются со словесными обозначениями и с комбинированными обозначениями, в состав которых входят словесные элементы.
Сходство словесных обозначений может быть звуковым (фонетическим), графическим (визуальным), смысловым (семантическим) и определяется по признакам, изложенным в подпунктах (а), (б), (в) пункта 14.4.2.2 Правил.
Звуковое сходство определяется на основании признаков, перечисленных в пункте 14.4.2.2 (а) Правил, а именно: наличие близких и совпадающих звуков, близость звуков, составляющих обозначения, расположение близких звуков и звукосочетаний по отношению друг к другу, наличие совпадающих слогов и их расположение, число слогов в обозначениях, место совпадающих звукосочетаний в составе обозначений, близость состава гласных, близость состава согласных, характер совпадающих частей обозначений, вхождение одного обозначения в другое, ударение.
Графическое сходство словесных обозначений в соответствии с пунктом 14.4.2.2(б) Правил определяют по общему зрительному - 2006734998/50 6 впечатлению, виду шрифта, графическому написанию с учетом характера букв, расположению букв по отношению друг к другу, алфавиту и цветовой гамме.
Смысловое сходство определяют на основании признаков, перечисленных в пунктах 14.4.2.2(в) Правил.
Признаки, перечисленные в подпунктах (а)-(в) указанного пункта, могут учитываться как каждый в отдельности, так и в различных сочетаниях (пункт 14.4.2.2 (г) Правил).
В соответствии с пунктом 14.4.3 Правил при установлении однородности товаров принимаются во внимание род (вид) товаров, их назначение, вид материала, из которого они изготовлены, условия сбыта товаров, круг потребителей и другие признаки.
При установлении однородности товаров определяется принципиальная возможность возникновения у потребителя представления о принадлежности этих товаров одному производителю.
На регистрацию в качестве товарного знака заявлено словесное обозначение "GLAMOUR", выполненное стандартным шрифтом заглавными буквами латинского алфавита. Правовая охрана товарного знака испрашивается в отношении следующих услуг 43 класса МКТУ: "услуги гостиниц, баров, кафетериев, кафе, ресторанов и ночных клубов; услуги по обеспечению пищевыми продуктами и напитками; кейтеринг (услуги по приготовлению блюд и доставки их на дом, обслуживание обедов, свадеб и т.п.); услуги салонов, комнат для отдыха, гостиных в отелях, коктейльных залов, баров".
Решение Роспатента об отказе в регистрации заявленного обозначения в качестве товарного знака в отношении услуг 43 класса МКТУ основано на наличии сходного до степени смешения в отношении однородных услуг и имеющего более ранний приоритет товарного знака по свидетельству N245935, принадлежащего иному лицу.
Противопоставленный товарный знак "Гламур" по свидетельству N245935 также является словесным, выполнен стандартным шрифтом - 2006734998/50 7 буквами кириллического алфавита. Первая буква в слове "Гламур" - заглавная, остальные - строчные. Товарный знак зарегистрирован в отношении услуг 41 класса МКТУ "парки аттракционов; организация развлечений на базах отдыха; организация балов; составление программ встреч [приемов]; организация выставок культурного и просветительного назначения; дискотеки; прокат кассет со звукозаписью; предоставление оборудования и обслуживание игровых залов; игры азартные; предоставление оборудования и обслуживание казино; киностудии; производство кинофильмов; прокат кинофильмов; клубы культурно-просветительные; организация и проведение конгрессов; организация конкурсов красоты; организация конкурсов учебных или развлекательных; услуги конферансье; организация и проведение конференций; монтаж магнитных лент с видеозаписью; организация лотерей; организация и проведение мастер-классов [обучение]; агентства по предоставлению моделей для художников; мюзик- холлы; услуги оркестров; организация развлечений и отдыха; организация представлений [шоу]; презентации; составление программ приемов [встречи]; публикация текстовых материалов, за исключением рекламных; организация и проведение семинаров; организация и проведение симпозиумов; организация спектаклей [услуги импресарио]; постановка театральных спектаклей; организация спортивных состязаний; услуги студий записи; услуги по написанию и/или редактированию сценариев; услуги эстрадных артистов" и 43 класса МКТУ "услуги баров; буфеты; буфеты общественные [на предприятиях и т.п.]; гостиницы; закусочные; кафе; кафетерии; рестораны; рестораны самообслуживания".
При анализе заявленного обозначения и противопоставленного товарного знака установлено следующее.
Заявленное обозначение "GLAMOUR" обладает определенным смысловым значением и в переводе с английского языка (см. интерактивные словари http://lingvo.yandex.ru) означает "1. волшебство, чары; 2. шарм, обаяние, очарование". Как справедливо было отмечено в возражении от 26.02.2009, в англо-говорящих странах слово "GLAMOUR" произносится как - 2006734998/50 8 "гла-мэ". В то же время заявитель утверждает, что слово "Гламур" противопоставленного товарного знака не имеет смыслового значения, поскольку отсутствует в словарно-справочных изданиях. Данное утверждение представляется ошибочным. Несмотря на то, что слово "Гламур" является сравнительно новым заимствованием из иностранных языков, значение его, тем не менее, возможно найти в современных энциклопедиях, например, согласно сведениям Интернет-энциклопедии Википедия (http://ru.wikipedia.org) "Гламур" (англ. " glamour" , собственно "шарм", "очарование", "обаяние") - собирательное значение мнимого роскошного образа жизни. Английское слово "glamour" возникло в средние века, путем заимствований из французского языка от слова " grammaire " (развитие значений такое: грамматика - сложная книга - книга заклинаний - колдовство, заклинания - чары, очарование) или от французского "grimoire " - "книга заклинаний". Первые фиксации слова "гламур" (произношение по французскому образцу, хотя в современном виде и значение сформировалось в английском) в русском языке отмечены в 1990-е годы, однако широко распространенным оно стало в 2000-е.
Учитывая изложенное, можно сделать вывод, что заявленное обозначение "GLAMOUR" переводится на русский язык и воспринимается именно как "ГЛАМУР", а также имеет сходное с ним звучание, что обуславливает фонетическое и семантическое сходство заявленного обозначения и противопоставленного товарного знака.
Что касается графических отличий сравниваемых обозначений за счет использования букв различных алфавитов при их написании, то необходимо отметить, что данное обстоятельство при наличии фонетического и семантического сходства сравниваемых обозначений существенного влияния на восприятие обозначений в целом не оказывает.
Относительно однородности услуг, указанных перечнях сравниваемых обозначений, необходимо отметить следующее. Услуги 43 класса МКТУ заявленного обозначения относятся к услугам, оказываемым предприятиями общественного питания - "услуги баров, кафетериев, кафе, ресторанов и ночных клубов; услуги по обеспечению пищевыми продуктами и напитками;
- 2006734998/50 9 кейтеринг (услуги по приготовлению блюд и доставки их на дом, обслуживание обедов, свадеб и т.п.); услуги коктейльных залов, баров", а также к услугам, связанным с гостиничным бизнесом - услуги гостиниц; услуги салонов, комнат для отдыха, гостиных в отелях". Указанные услуги либо являются идентичными услугам 43 класса МКТУ противопоставленного товарного знака, либо соотносятся с ними по роду/виду, что обуславливает их однородность.
Сходство заявленного обозначения и противопоставленного товарного знака и однородность услуг, для маркировки которых они предназначены, свидетельствуют о сходстве сравниваемых обозначений до степени их смешения в отношении услуг 43 класса МКТУ, что подтверждает вывод Роспатента о несоответствии заявленного обозначения действующему законодательству.
Относительно довода заявителя, касающегося отсутствия основания для отказа в связи с досрочным прекращением правовой охраны противопоставленного товарного знака по свидетельству N245935 в отношении однородных товаров, Палата по патентным спорам отмечает следующее.
Исходя из пункта 2 статьи 1248 Гражданского кодекса РФ и пункта 1.6 Правил ППС, Палата по патентным спорам рассматривает, в частности, возражения на решение федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности заявленного обозначения по заявке на регистрацию товарного знака в административном порядке.
В этой связи при рассмотрении такого рода возражений, Палатой по патентным спорам оценивается правомерность сделанных в заключение экспертизы выводов с учетом обстоятельств, существовавших на момент принятия возражения на решение Роспатента к рассмотрению.
Правовая охрана товарного знака "Гламур" по свидетельству N245935 действовала на дату принятия (23.03.2009) возражения от 26.02.2009 к рассмотрению, в этой связи учет обстоятельств, возникших позднее даты - 2006734998/50 10 принятия возражения к рассмотрению, не может быть учтен при его рассмотрении.
С учетом вышеизложенного, коллегия палаты по патентным спорам решила:
отказать в удовлетворении возражения от 26.02.2009, оставить в силе решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, патентам и товарным знакам от 17.11.2008.
- 2006734998/50
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам от 20 августа 2009 г. по заявке N 2006734998/50
Текст решения опубликован на сайте Роспатента www.rupto.ru