Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам
от 16 февраля 2010 г. по заявке N 2007700548/50
Заявка: |
2007700548/50 |
Название: |
ADOOR |
Объект охраны: |
Товарный знак |
Дата обращения: |
14.09.2009 |
Дата коллегии: |
16.12.2009 |
Дата утверждения: |
16.02.2010 |
Заявитель: |
Шушарин Александр Николаевич, Москва |
Вид обращения: |
Возражение против предоставления правовой охраны товарному знаку (знаку обслуживания) |
Палата по патентным спорам в порядке, установленном частью четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации, введенной в действие с 01.01.2008 Федеральным законом от 18.12.2006 N 231-ФЗ (далее - Кодекс), и в соответствии с Правилами подачи возражений и заявлений и их рассмотрения в Палате по патентным спорам, утвержденными приказом Роспатента от 22.04.2003 за N 56, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 08.05.2003, регистрационный N 4520 (далее - Правила Палаты по патентным спорам), рассмотрела возражение от 14.09.2009, против предоставления правовой охраны товарному знаку "ADOOR" по свидетельству N367505, поданное Индивидуальным предпринимателем Шушариным Александром Николаевичем, Москва (далее - лицо, подавшее возражение), при этом установила следующее.
Оспариваемый товарный знак по заявке N2007700548/50 с приоритетом от 12.01.2007 зарегистрирован 15.12.2008 в Государственном реестре товарных знаков и знаков обслуживания Российской Федерации за N367505 на имя Общества с ограниченной ответственностью "Винтек Пластик", 142277. Московская обл., Серпуховский р-н, д. Васильевское, 3б (далее - правообладатель) в отношении товаров 19 класса МКТУ, указанных в перечне.
В качестве товарного знака зарегистрировано словесное обозначение "ADOOR", выполненное стандартным шрифтом буквами латинского алфавита.
В поступившем в Палату по патентным спорам возражении от 14.09.2009 выражено мнение лица, подавшего возражение, о том, что регистрация товарного знака по свидетельству N367505 произведена в нарушение требований, установленных положениями пункта 6 статьи 1483 Кодекса.
Доводы возражения сводятся к следующему:
- оспариваемый товарный знак "ADOOR" по свидетельству N367505 является сходным до степени смешения со словесными товарными знаками "ALDOORS" по свидетельству N311965 с приоритетом от 05.05.2005 и - 2007700548/50 3 "ALLDOORS" по свидетельству N357792, зарегистрированными в отношении однородных товаров 19 класса МКТУ;
- оспариваемый товарный знак "ADOOR" и противопоставленные товарные знаки "ALDOORS", "ALLDOORS" являются сходными в фонетическом отношении, поскольку имеют сходный состав букв и звуков, одинаковое число слогов. Отсутствие букв "L" и "S" в оспариваемом знаке не свидетельствует о различии сравниваемых обозначений, поскольку звук [L] при произношении "ALDOORS"/ "ALLDOORS" приглушается последующим сильным звуком [D] и второй [L] не произносится, а звук [S] расположен в конце слова и не является значимым для фонетического восприятия;
- сравниваемые товарные знаки, выполненные стандартным латинским шрифтом, сходны графически, поскольку у них совпадает написание большинства букв;
- сравниваемые обозначения "ADOOR" и "ALDOORS"/ "ALLDOORS" включают в свой состав легко узнаваемую составляющую "DOOR", значительную по своему пространственному расположению и представляющую собой форму единственного числа английского слова "дверь". Указанное обуславливает высокую степень ассоциации обозначений друг с другом и позволяет сделать вывод о подобии заложенных в них понятий и идей;
- перечень товаров 19 класса МКТУ, указанных в оспариваемой регистрации, практически совпадает с перечнем товаров 19 класса МКТУ противопоставленных регистраций. Данные товары 19 класса МКТУ имеют одно назначение (товары для строительства и ремонта), один и тот же круг потребителей. Наличие высокой степени опасности смешения сравниваемых товарных знаков на рынке позволяет сделать вывод об однородности товаров, для которых они зарегистрированы;
- лицо, подавшее возражение, является владельцем ряда товарных знаков "ALEKSANDER DOORS" (свидетельство N268480), "ALEXANDRIA DOORS" (свидетельство N383298), "ALDOOR" - 2007700548/50 4 (свидетельство N243706), "АЛЕКСАНДРИЙСКИЕ ДВЕРИ" (свидетельство N263097), а также международной регистрации N913599;
- товары лица, подавшего возражение, маркированные указанными товарными знаками, приобрели широкую известность среди российских и зарубежных потребителей;
- известность знаков лица, подавшего возражение, подтверждается наличием ряда зарегистрированных на его имя доменов и Интернет-сайтов: http://www.aloor.ru/, http://dveri-alexandria.ru/, http://dveri-kleopatra.ru/, http://emperadoor.ru/, http://mastrelli.ru.
Учитывая изложенное, лицо, подавшее возражение, просит признать правовую охрану товарного знака по свидетельству N367505 недействительной в отношении всех товаров 19 класса МКТУ.
К возражению в качестве дополнительных материалов приложены распечатки принадлежащих лицу, подавшему возражение, регистраций (N383298, N268480, N243706, N263097, N913599, N311965, N357792). Возражение от 14.09.2009 было принято к рассмотрению, о чем в адрес правообладателя в установленном порядке было направлено уведомление от 09.10.2009 о дате заседания коллегии с приложением копии возражения. Правообладатель товарного знака по свидетельству N367505, ознакомленный в установленном порядке с возражением, на дату проведения коллегии свой отзыв по мотивам возражения не представил и на заседании коллегии отсутствовал.
Изучив материалы дела и заслушав участников рассмотрения возражения, Палата по патентным спорам признала доводы возражения убедительными.
С учетом даты поступления заявки на регистрацию товарного знака (12.01.2007) правовая база для оценки охраноспособности оспариваемого товарного знака включает в себя Закон Российской Федерации "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" от 23.09.1992 N 3520-1 в редакции Федерального закона от 11.12.2002 N166-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон - 2007700548/50 5 Российской Федерации "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" (далее - Закон) и Правила составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания, утвержденные приказом Роспатента от 05.03.2003, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 25.03.2003, регистрационный N4322, и введенные в действие 10.05.2003 (далее - Правила).
Согласно пункту 1 статьи 7 Закона не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с товарными знаками других лиц (если заявки на них не отозваны) или охраняемыми в Российской Федерации, в том числе в соответствии с международным договором Российской Федерации, в отношении однородных товаров и имеющими более ранний приоритет.
В соответствии с пунктом 14.4.2 Правил обозначения считается сходным до степени смешения с другим обозначением, если оно ассоциируется с ним в целом, несмотря на их отдельные отличия.
В соответствии с положениями пункта 14.4.2.2 Правил словесные обозначения сравниваются со словесными обозначениями и с комбинированными обозначениями, в состав которых входят словесные элементы.
Сходство словесных обозначений может быть звуковым (фонетическим), графическим (визуальным), смысловым (семантическим) и определяется по признакам, изложенным в подпунктах (а), (б), (в) пункта 14.4.2.2 Правил.
Звуковое сходство определяется на основании признаков, перечисленных в пункте 14.4.2.2 (а) Правил, а именно: наличие близких и совпадающих звуков, близость звуков, составляющих обозначения, расположение близких звуков и звукосочетаний по отношению друг к другу, наличие совпадающих слогов и их расположении, число слогов в обозначениях, место совпадающих звукосочетаний в составе обозначений, близость состава гласных, близость состава согласных, характер - 2007700548/50 6 совпадающих частей обозначений, вхождение одного обозначения в другое, ударение.
Графическое сходство словесных обозначений в соответствии с пунктом 14.4.2.2(б) Правил определяют по общему зрительному впечатлению, виду шрифта, графическому написанию с учетом характера букв, расположению букв по отношению друг к другу, алфавиту и цветовой гамме.
Смысловое сходство определяет на основании признаков, перечисленных в пунктах 14.4.2.2(в) Правил.
Признаки, перечисленные в подпунктах (а) - (в) указанного пункта, могут учитываться как каждый в отдельности, так и в различных сочетаниях (пункт 14.4.2.2 (г) Правил).
В соответствии с пунктом 14.4.3 Правил при установлении однородности товаров принимаются во внимание род (вид) товаров, их назначение, вид материала, из которого они изготовлены, условия сбыта товаров, круг потребителей и другие признаки.
При установлении однородности товаров определяется принципиальная возможность возникновения у потребителя представления о принадлежности этих товаров одному производителю.
Оспариваемый товарный знак по свидетельству N367505 является словесным и представляет собой слово "ADOOR", выполненное стандартным шрифтом буквами латинского алфавита. Правовая охрана товарному знаку по свидетельству N367505 предоставлена в отношении товаров 19 класса МКТУ.
Противопоставленный товарный знак "ALDOORS" по свидетельству N311965 является словесным, выполненным стандартным шрифтом буквами латинского алфавита. Товарный знак зарегистрирован в отношении товаров 19 класса МКТУ.
Противопоставленный товарный знак "ALLDOORS" по свидетельству N357792 также является словесным, выполнен стандартным шрифтом буквами латинского алфавита. Правовая охрана товарному знаку - 2007700548/50 7 предоставлена в отношении товаров 19 класса МКТУ. Следует отметить, что товарный знак по свидетельству N357792 имеет более поздний приоритет (10.05.2007), чем у оспариваемого товарного знака по свидетельству N367505 (12.01.2007), поэтому не может учитываться в рамках проведения анализа оспариваемого обозначения на соответствие его требованиям, установленным пунктом 1 статьи 7 Закона.
В свою очередь сопоставительный анализ оспариваемого товарного знака и противопоставленного товарного знака по свидетельству N311965 показал следующее.
Слова "ADOOR" и "ALDOORS" являются фантазийными обозначениями, не имеющими смыслового значения. Слово "ADOOR" состоит из 5 букв и может произноситься как "а-доор" или как "а-дур" (по нормам фонетики английского языка), а слово "ALDOORS" - из 7 букв и может произноситься как "ал-доорс" или как "ал-дурс" (по нормам фонетики английского языка). При этом следует отметить, что сравниваемые обозначения имеют близкий состав букв и звуков, одинаковое количество слогов (два слога), а также ударение на последнем слоге. В сравниваемых обозначениях выделяется тождественно звучащая средняя часть "DOOR", кроме того, оба слова начинаются с одной и той же гласной буквы "А". Разница сравниваемых обозначений заключается только в наличие у противопоставленного товарного знака букв "L" и "S", отсутствующих в оспариваемом товарном знаке. Вместе с тем данные буквы существенно не влияют на восприятие сравниваемых обозначений, поскольку буква "L" при произнесении слова "ALDOORS" перед буквой "D" произносится нечетко, также и буква "S" на конце слова оглушается. В этой связи можно сделать вывод о фонетическом сходстве заявленного обозначения и противопоставленного товарного знака.
Также необходимо отметить, что сравниваемые обозначения производят сходное зрительное впечатление за счет использования латинских букв черного цвета, выполненных сходным шрифтом. При этом начертание большинства букв ("А", "D", "O", "O", "R") в сравниваемых словах "ADOOR" и "ALDOORS" совпадает.
- 2007700548/50 8 Что касается семантического признака сходства, то необходимо отметить, что оба сравниваемых обозначения представляют собой слова иностранного происхождения и не имеют смыслового значения. В этой связи провести анализ сравниваемых обозначений по семантическому признаку не представляется возможным.
Таким образом, сходство заявленного обозначения и противопоставленного знака основано на наличии фонетического и графического признаков сходства.
Анализ однородности товаров 19 класса МКТУ сравниваемых обозначений показал, что указанные в перечне противопоставленного товарного знака и заявленного обозначения товары относятся к одному роду товаров - строительные товары. Учитывая высокую степень сходства сравниваемых знаков, у потребителя может возникнуть устойчивое ассоциативное представление о принадлежности товаров, маркированных сравниваемыми знаками, одному производителю, что, как следствие, может привести к смешению знаков в гражданском обороте.
Таким образом, учитывая вышеизложенное, коллегия пришла к выводу о том, что оспариваемый товарный знак по свидетельству N367505 сходен до степени смешения с ранее зарегистрированным на имя Шушарина Александра Николаевича товарным знаком по свидетельству N311965 в отношении однородных товаров 19 класса МКТУ, что свидетельствует о несоответствии его требованиям, установленным пунктом 1 статьи 7 Закона.
Учитывая изложенное, Палата по патентным спорам решила:
удовлетворить возражение от 14.09.2009 и признать предоставление правовой охраны товарному знаку по свидетельству N367505 недействительным полностью.
- 2007700548/50
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам от 16 февраля 2010 г. по заявке N 2007700548/50
Текст решения опубликован на сайте Роспатента www.rupto.ru