Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам
от 18 сентября 2009 г. по заявке N 2007706625/50
Заявка: |
2007706625/50 |
Название: |
РУССКОЕ ЦАРСТВО |
Объект охраны: |
Товарный знак |
Дата обращения: |
12.05.2009 |
Дата коллегии: |
26.08.2009 |
Дата утверждения: |
18.09.2009 |
Заявитель: |
Общество с ограниченной ответственностью "ПК "КОРОНА", Россия |
Вид обращения: |
Возражение на решение экспертизы о регистрации заявленного обозначения в качестве товарного знака |
Палата по патентным спорам в порядке, установленном частью четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации, введенной в действие с 01.01.2008 Федеральным законом от 18.12.2006 N231-ФЗ (далее - Кодекс), и в соответствии с Правилами подачи возражений и заявлений и их рассмотрения в Палате по патентным спорам, утвержденными приказом Роспатента от 22.04.2003 N56, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 08.05.2003, регистрационный N4520 (далее - Правила ППС), рассмотрела возражение от 12.05.2009, поданное Обществом с ограниченной ответственностью "ПК "КОРОНА", Россия (далее - заявитель), на решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, патентам и товарным знакам (далее - решение Роспатента) о государственной регистрации товарного знака по заявке N2007706625/50, при этом установлено следующее.
На регистрацию в качестве товарного знака по заявке N2007706625/50 с приоритетом от 13.03.2007 на имя заявителя было заявлено комбинированное обозначение. В соответствии с описанием, приведенным в заявке, товарный знак представляет собой стилизованное изображение щита с написанными на нем заглавными буквами "Р" и "Х", на который наложено изображение меча. Справа и слева от щита и меча изображены львы, головы которых повернуты в противоположные друг от друга стороны. Над изображением львов, щита и меча расположен рисунок в виде короны с крестом сверху. Внизу изображения расположен графический элемент в виде стилизованной ленты с написанным в кириллице словосочетанием "РУССКОЕ ЦАРСТВО". Словосочетание является фантазийным. Знак исполнен в желтом, коричневом, белом цветовом сочетании. Предоставление правовой охраны товарному знаку испрашивается в отношении товаров 05, 29, 30, 32-34 классов МКТУ, указанных в заявке.
Роспатентом от 18.02.2009 принято решение о государственной регистрации товарного знака только в отношении товаров 34 класса МКТУ заявленного перечня. Основанием для принятия указанного решения явилось заключение по результатам экспертизы, согласно которому было установлено, что в отношении остальных товаров 05, 29, 30, 32, 33 классов МКТУ заявленное обозначение не может быть зарегистрировано в качестве товарного знака на основании пункта 6 статьи 1483 Кодекса.
Заключение мотивировано тем, что заявленное обозначение сходно до степени смешения с товарными знаками, зарегистрированными на имя других лиц и ранее заявленным на регистрацию обозначением:
- с товарным знаком "ЦАРСТВО" по свидетельству N323357, с приоритетом от 14.09.2001 - (1) и заявленным обозначением "ЦАРСТВО" по заявке N2006721804/50, с приоритетом от 03.08.2006 - (2), в отношении однородных товаров 05, 29, 30, 32, 33 классов МКТУ. Вместе с тем следует отметить, что на дату (09.07.2009) принятия возражения к рассмотрению по заявке принято решение о регистрации товарного знака и выдано свидетельство N380467;
- с товарным знаком "РУССКИЙ ЦАРЬ" по свидетельству N307362, с приоритетом от 14.03.2006 - (3), в отношении однородных товаров 33 класса МКТУ.
В Палату по патентным спорам поступило возражение от 12.05.2009, в котором заявитель выразил свое несогласие с решением Роспатента о государственной регистрации товарного знака по заявке N2007706625/50. Доводы возражения сводятся к следующему:
- заявленное обозначение "РУССКОЕ ЦАРСТВО" является словосочетанием, состоящим из 5 слогов, а противопоставленные знаки: "ЦАРСТВО" - из 2 слогов, "РУССКИЙ ЦАРЬ" - из 3 слогов. Неодинаковое количество слогов вызывает различное фонетическое восприятие. Заявитель также отмечает, что буква "ь" на конце слова "ЦАРЬ" противопоставленного знака (3) придает ему довольно яркую фонетическую окраску и позволяет отличать сравниваемые обозначения;
- по мнению заявителя, сравниваемые знаки отличаются и семантически, так как заявленное обозначение вызывает ассоциации с Российским государством дореволюционной эпохи, противопоставленные знаки (1,2) вызывают более широкие ассоциации - как с типом государства, во главе которого правит царь, так и с некими сказочными царствами, упоминаемыми в сказках, противопоставленный знак (3) - обозначает должность российского правителя, понятия правителя и государства не тождественны;
- заявитель отмечает, что существует и визуальное отличие сравниваемых обозначений, которое заключается в том, что заявленное обозначение - комбинированное, характеризуется сложным графическим элементов, в то время как противопоставленные знаки (1,3) - словесные, противопоставленный знак (2) хотя и комбинированный, в то же время основным элементом в композиции является словесный элемент, который несходен фонетически и семантически с заявленным обозначением.
На основании изложенного заявитель просит отменить решение Роспатента от 18.02.2009 и зарегистрировать обозначение по заявке N2007706625/50 в качестве товарного знака в отношении всех заявленных товаров, указанных в заявке.
Изучив материалы дела и заслушав присутствующих, Палата по патентным спорам установила следующее.
С учетом даты (13.03.2007) поступления заявки N2007706625/50 правовая база для оценки охраноспособности заявленного обозначения в качестве товарного знака включает в себя Закон Российской Федерации от 23.09.92 N3520-1 "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров", с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом N166-ФЗ от 11.12.2002, вступившими в силу с 27.12.2002 (далее - Закон) и Правила составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания, утвержденные приказом Роспатента от 05.03.2003, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 25.03.2003, регистрационный N4322, и введенные в действие 10.05.2003 (далее - Правила).
В соответствии с требованиями пункта 1 статьи 7 Закона не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с товарными знаками других лиц, заявленными на регистрацию (если заявки на них не отозваны) или охраняемыми в Российской Федерации, в том числе в соответствии с международным договором Российской Федерации, в отношении однородных товаров и имеющими более ранний приоритет.
В соответствии с пунктом 14.4.2 Правил обозначение считается сходным до степени смешения с другим обозначением, если оно ассоциируется с ним в целом, несмотря на их отдельные отличия.
Согласно пункту 14.4.2.2 Правил сходство словесных обозначений может быть звуковым (фонетическим), графическим (визуальным), и смысловым (семантическим) и определяется по признакам, изложенным в подпунктах (а), (б), (в) пункта 14.4.2.2.Правил.
Звуковое сходство определяется на основании признаков, перечисленных в пункте 14.4.2.2 (а) Правил, а именно: наличие близких и совпадающих звуков, близость звуков, составляющих обозначения, расположение близких звуков и звукосочетаний по отношению друг к другу, наличие совпадающих слогов и их расположение, число слогов в обозначениях, место совпадающих звукосочетаний в составе обозначений, близость состава гласных, близость состава согласных, характер совпадающих частей обозначений, вхождение одного обозначения в другое, ударение.
Графическое сходство словесных обозначений в соответствии с пунктом 14.4.2.2 (б) Правил определяют по общему зрительному впечатлению, виду шрифта, графическому написанию с учетом характера букв, расположению букв по отношению друг к другу, алфавиту и цветовой гамме.
Смысловое сходство определяют на основании признаков, перечисленных в пункте 14.4.2.2 (в) Правил: подобие заложенных в обозначениях понятий, идей; в частности, совпадение значения обозначений в разных языках; совпадение одного из элементов обозначений, на который падает логическое ударение и который имеет самостоятельное значение; противоположность заложенных в обозначениях понятий, идей.
Признаки, перечисленные в подпунктах (а) - (в) указанного пункта, могут учитываться как каждый в отдельности, так и различных сочетаниях (пункт 14.4.2.2 (г) Правил).
Согласно пункту 14.4.2.4 Правил комбинированные обозначения сравниваются с комбинированными обозначениями; с теми видами обозначений, которые входят в состав проверяемого комбинированного обозначения как элементы. При определении сходства используются признаки, приведенные в пункте 14.4.2.2 Правил, а также исследуется значимость положения, занимаемого тождественным или сходным элементов в заявленном обозначении.
В соответствии с пунктом 14.4.3 Правил при установлении однородности товаров определяется принципиальная возможность возникновения у потребителя представления о принадлежности этих товаров одному производителю. Для установления однородности товаров принимается во внимание род (вид) товаров, их назначение, вид материала, из которого они изготовлены, условия сбыта товаров, круг потребителей и другие признаки. Анализ соответствия заявленного обозначения требованиям пункта 1 статьи 7 Закона показал следующее.
Заявленное обозначение по заявке N2007706625/50 является комбинированным, включает словесный элемент "РУССКОЕ ЦАРСТВО", выполненный буквами кириллического алфавита. Изобразительный элемент представляет собой изображение двух львов, стоящих на задних лапах напротив друг друга. Передними лапами они держат меч и щит, при этом меч наложен поверх щита. В верхней части щита изображен орнамент, а по центру монограмма из букв "Р" и "Х". Над мечом находится изображение короны. Под изображением львов, меча и щита расположен графический элемент в виде ленты, на концах которой находятся стилизованные ветви дуба.
Противопоставленные товарные знаки (1, 3) являются словесными, выполненными заглавными буквами русского алфавита стандартным шрифтом. Противопоставленный товарный знак (2) является комбинированным, включает словесный элемент "ЦАРСТВО", выполненный заглавными буквами русского алфавита стандартным шрифтом и расположенный внутри оригинальной рамки исполненной в виде одинаково повторяющихся декоративных элементов. Правовая охрана товарному знаку (1) предоставлена в отношении товаров и услуг 3. , 05, 16, 25, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 42 классов МКТУ. Правовая охрана товарному знаку (2) предоставлена в отношении товаров и услуг 03, 05, 16, 25, 29, 30, 32, 33, 35. 43 классов МКТУ. Правовая охрана товарному знаку (3) предоставлена в отношении товаров 33 класса МКТУ.
Сравнительный анализ заявленного обозначения и противопоставленных знаков (1, 2) показал следующее.
В заявленном обозначении доминирующим элементом является словесный элемент "РУССКОЕ ЦАРСТВО", поскольку именно он выполняет основную индивидуализирующую функцию знака, так как в комбинированном обозначении основным элементом является словесный, так как он легче запоминается, чем изобразительный, и именно на нем акцентируется внимание потребителя при восприятии обозначения. Следует также отметить, что изобразительный элемент заявленного обозначения представляет собой сложную для восприятия многофигурную композицию, что также способствует доминированию словесного элемента в композиции.
Противопоставленные товарные знаки (1,2) содержат в своем составе фонетически и семантически тождественный заявленному обозначению словесный элемент "ЦАРСТВО". При этом логическое ударение в словосочетании "РУССКОЕ ЦАРСТВО" падает на слово "ЦАРСТВО", что свидетельствует о вхождении одного обозначения в другое.
Вместе с тем следует отметить, что слово "царство" - собирательное существительное и может включать в себя понятийно "русское царство". Таким образом, сравниваемые обозначения сходны по звуковому и смысловому факторам сходства.
По графическому сходству заявленное обозначение и противопоставленные товарные знаки следует признать различными. Однако, поскольку ассоциация обозначений друг с другом достигается за счет словесного элемента, графические отличия носят второстепенный характер.
Таким образом, коллегия Палаты по патентным спорам приходит к выводу, что сравниваемые знаки ассоциируются в целом.
Анализ заявленного обозначения и противопоставленного знака (3) показал, следующее.
Существенное различие заложенных в сравниваемых обозначениях понятий и идей вызывает в сознании потребителя различные образы. Заявленное обозначение "РУССКОЕ ЦАРСТВО" ассоциируется с названием русского государства, его историей, в то время как семантика противопоставленного товарного знака "РУССКИЙ ЦАРЬ" связана с титулом монарха , обычно ассоциирующегося с высшим достоинством правителя .
С точки зрения фонетики заявленное обозначение отличается от противопоставленного знака (3) по количеству слогов, гласных, согласных, характером совпадающих частей обозначений, что обуславливает отсутствие сходства по фонетическому фактору сходства.
Словесные элементы исследуемых обозначений выполнены одинаковым шрифтом буквами русского алфавита, однако графический фактор сходства носит второстепенный характер, в связи с чем не оказывает влияния на вывод о различии обозначений в целом.
Учитывая вышеизложенное, заявленное обозначение по заявке N2007706625/50 и противопоставленные товарный знак (3) не являются сходными. Сравнение перечней товаров с целью определения их однородности показало следующее.
Правовая охрана по противопоставленным товарным знакам (1-3) предоставлена в отношении товаров 05, 29, 30, 32, 33 классов МКТУ. Правовая охрана по заявленному обозначению также испрашивается в отношении товаров 5. , 29, 30, 32, 33 классов МКТУ. Сравниваемые товары однородны, поскольку соотносятся одни к другим как род-вид. В возражении однородность товаров не оспаривается.
Вместе с тем следует отметить, что указанные товары, в отношении которых зарегистрированы противопоставленные товарные знаки и испрашивается правовая охрана заявленному обозначению, относятся к товарам широко потребления, имеют общее функциональное назначение и цель применения, совместно встречаются в продаже. Данные признаки обуславливают высокую степень смешения товаров разных производителей.
Учитывая вышеизложенное, коллегия Палаты по патентным спорам признала решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам правомерным, и не усматривает оснований для признания заявленного обозначения соответствующим требованиям пункта 1 статьи 7 Закона в отношении товаров 05, 29, 30, 32, 33 классов МКТУ.
С учетом вышеизложенного, Палата по патентным спорам решила:
отказать в удовлетворении возражения от 12.05.2009 и оставить в силе решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, патентам и товарным знакам от 18.02.2009 .
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам от 18 сентября 2009 г. по заявке N 2007706625/50
Текст решения опубликован на сайте Роспатента www.rupto.ru