Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам
от 13 мая 2010 г. по заявке N 2007720877/50
Заявка: |
2007720877/50 |
Название: |
КАВКАЗСКАЯ РИВЬЕРА |
Объект охраны: |
Товарный знак |
Дата обращения: |
24.06.2009 |
Дата коллегии: |
13.03.2010 |
Дата утверждения: |
13.05.2010 |
Заявитель: |
ЗАО "КЕНТАВР", Москва |
Вид обращения: |
Возражение на решение об отказе в государственной регистрации товарного знака (знака обслуживания) |
Палата по патентным спорам в порядке, установленном частью четвёртой Гражданского кодекса Российской Федерации, введённой в действие с 01.01.2008 Федеральным законом от 18.12.2006 N 231-ФЗ, и в соответствии с Правилами подачи возражений и заявлений и их рассмотрения в Палате по патентным спорам, утвержденными приказом Роспатента от 22.04.2003 N 56, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 08.05.2003, регистрационный N 4520 рассмотрела возражение от 24.06.2009, поданное ЗАО "КЕНТАВР", Москва, на решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (далее - решение Роспатента) об отказе в государственной регистрации товарного знака по заявке N2007720877/50, при этом установлено следующее.
Обозначение по заявке N2007720877/50 с приоритетом от 10.07.2007 было заявлено на регистрацию в качестве товарного знака на имя ЗАО "КЕНТАВР", Москва (далее - заявитель) в отношении товаров 32 класса МКТУ, указанных в перечне.
В соответствии с описанием, приведенным в заявке, заявленное обозначение представляет собой словесное обозначение "КАВКАЗСКАЯ РИВЬЕРА", выполненное стандартным шрифтом буквами русского алфавита.
Решение Роспатента от 16.03.2009 об отказе в государственной регистрации товарного знака основано на заключении по результатам экспертизы, согласно которому заявленное обозначение не может быть зарегистрировано в качестве товарного знака на основании пунктов 3, 6 статьи 1483 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Решение мотивировано тем, что заявленное обозначение "КАВКАЗСКАЯ РИВЬЕРА" представляет собой географическое наименование, которое может восприниматься как место нахождения производителя заявленных товаров, тогда как заявитель по вышеуказанной заявке находится в городе Москва, в связи с чем заявленное обозначение способно ввести потребителя в заблуждение относительно производителя товаров и кроме того, заявленное 3 обозначение сходно до степени смешения с ранее зарегистрированными в Российской Федерации на имя иных лиц товарными знаками:
- "Ривьера" по свидетельству N214196, с приоритетом от 04.12.2000, в отношении однородных товаров 32 класса МКТУ [1];
- "Ривьера" по свидетельству N276762, с приоритетом от 13.09.2002, в отношении однородных товаров 32 класса МКТУ [2];
- "Riviera" по международной регистрации N560932, с приоритетом от 15.01.1991, в отношении однородных товаров 33 класса МКТУ, однородных заявленным товарам 32 класса МКТУ [3].
В возражении от 24.06.2009, поступившем в Палату по патентным спорам, заявитель выражает несогласие с решением Роспатента, доводы которого сводятся к следующему:
- противопоставление товарного знака по свидетельству N276762 и знака по международной регистрации N560932 в отношении всех заявленных товаров 32 класса МКТУ является необоснованным, поскольку указанные товарные знаки зарегистрированы в отношении алкогольной продукции, которая однородна только заявленному товару - "Пиво";
- противопоставленный товарный знак по свидетельству N214196 не используется правообладателем в отношении товаров 32 класса МКТУ, в связи с чем подано заявление о досрочном прекращении его действия;
- заявителем были предприняты попытки о передачи данной заявки лицу, расположенному в пределах региона Северного Кавказа, следовательно, довод относительно места происхождения товаров и нахождения правообладателя теряет актуальность.
На основании вышеизложенных доводов заявитель просит отменить решение Роспатента и зарегистрировать заявленное обозначение в отношении всех заявленных товаров, указанных в перечне.
Изучив материалы дела и заслушав участников рассмотрения возражения, Палата по патентным спорам признала доводы возражения неубедительными 4 ввиду нижеследующего.
С учетом даты (10.07.2007) поступления заявки N2007720877/50 на регистрацию товарного знака правовая база для оценки охраноспособности заявленного обозначения в качестве товарного знака включает в себя Закон Российской Федерации "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" от 23.09.1992 N 3520-1 в редакции Федерального закона от 11.12.2002 N166-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" (далее - Закон) и Правила составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания, утвержденные приказом Роспатента N32 от 05.03.2003, зарегистрированным Минюстом России 25.03.2003 за N4322, вступившие в силу 10.05.2003 (далее - Правила).
В соответствии с абзацем 2 пункта 3 статьи 6 Закона не допускается регистрация в качестве товарных знаков обозначений, представляющих собой или содержащих элементы, являющиеся ложными или способными ввести в заблуждение потребителя относительно товара или его изготовителя.
Пунктом 2.5.1 Правил установлено, что к таким обозначениям относятся, в частности обозначения, порождающие в сознании потребителя представление об определенном качестве товара, его изготовителе или месте происхождения, которое не соответствует действительности. При этом обозначение признается ложным или вводящим в заблуждение, если ложным или вводящим в заблуждение является хотя бы один из его элементов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Закона не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, тождественные или сходные до степени их смешения с товарными знаками других лиц, охраняемыми в Российской Федерации в отношении однородных товаров и имеющими более ранний приоритет.
В соответствии с требованиями пункта 14.4.2 Правил обозначение считается сходным до степени смешения с другим обозначением, если оно ассоциируется с ним в целом, несмотря на их отдельные отличия.
5 Сходство словесных обозначений может быть звуковым (фонетическим), графическим (визуальным), и смысловым (семантическим) и определяется по признакам, изложенным в подпунктах (а), (б), (в) и (г) пункта 14.4.2.2.Правил. Звуковое сходство определяется на основании признаков, перечисленных в пункте 14.4.2.2(а) Правил, а именно: наличие близких и совпадающих звуков в сравниваемых обозначениях; близость звуков, составляющих обозначения; расположение близких звуков и звукосочетаний по отношению друг к другу; наличие совпадающих слогов и их расположение; число слогов в обозначениях; место совпадающих звукосочетаний в составе обозначений; близость состава гласных; близость состава согласных; характер совпадающих частей обозначений, вхождение одного обозначения в другое; ударение.
Графическое сходство словесных обозначений в соответствии с пунктом 14.4.2.2(б) Правил определяют по общему зрительному впечатлению, виду шрифта, графическому написанию с учетом характера букв, расположению букв по отношению друг к другу, алфавиту и цветовой гамме.
Смысловое сходство определяют на основании признаков, перечисленных в пунктах 14.4.2.2 (в) Правил.
Признаки, перечисленные в подпунктах (а) - (в) указанного пункта, могут учитываться как каждый в отдельности, так и в различных сочетаниях (пункт 14.4.2.2 (г) Правил).
В соответствии с пунктом 14.4.3 Правил для установления однородности товаров принимаются во внимание род (вид) товаров, их назначение, вид материала, из которого они изготовлены, условия сбыта товаров, круг потребителей и другие признаки.
При установлении однородности товаров определяется принципиальная возможность возникновения у потребителя представления о принадлежности этих товаров одному производителю.
Заявленное обозначение представляет собой словосочетание "КАВКАЗСКАЯ РИВЬЕРА", выполненное стандартным шрифтом буквами русского алфавита.
6 Анализ заявленного словесного обозначения "КАВКАЗСКАЯ РИВЬЕРА" показал, что оно совпадает с названием известного курорта "Кавказская Ривьера", который был открыт в 1909 году, находится на территории Северного Кавказа, является крупнейшим, особо охраняемым эколого-курортным регионом России федерального значения, который по богатству, разнообразию, количеству и ценности минеральных вод и лечебной грязи не имеет аналогов на Евро-Азиатском континенте (см. Интернет, словари Яндекс; http://www.aryana.ru/interesting/geography/kmw/ ).
Таким образом, регистрация обозначения "КАВКАЗСКАЯ РИВЬЕРА" на имя заявителя, находящегося в городе Москве, способна породить ложные ассоциации о месте происхождения товаров, что, как следствие, свидетельствует о способности заявленного обозначения ввести потребителя в заблуждение относительно изготовителя. Обратное заявителем не доказано.
Довод о том, что в заявитель имел намерения передать заявку N2007720877/50 лицу, расположенному в пределах Кавказского региона, не может быть принят, поскольку данные изменения не были внесены, см. уведомление от 02.09.2009.
Учитывая вышеизложенное, коллегия Палаты по патентным спорам пришла к выводу о том, что заявленное обозначение способно ввести потребителя в заблуждение относительно изготовителя товара.
На основании вышеизложенного вывод экспертизы о несоответствии заявленного обозначения требованиям пункта 3 статьи 6 Закона, является правомерным.
Что касается несоответствия заявленного обозначения требованиям пункта 1 статьи 7 Закона, коллегия Палаты по патентным спорам установила следующее.
Противопоставленный знак [1] является словесным и состоит из словесного элемента "РИВЬЕРА", выполненного буквами русского стандартным шрифтом.
7 Противопоставленный знак [2] является словесным и состоит из словесного элемента "РИВЬЕРА", выполненного буквами русского стандартным шрифтом.
Противопоставленный знак [3] является словесным и состоит из словесного элемента "Riviera", выполненного буквами латинского алфавита оригинальным шрифтом.
При проведении сопоставительного анализа Палатой по патентным спорам было установлено, что каждое из сопоставляемых обозначений содержит фонетически и семантически тождественный словесный элемент "РИВЬЕРА"/ "Riviera", который занимает доминирующее положение в товарных знаках.
Так, фонетическое сходство сравниваемых товарных знаков обусловлено вхождением противопоставленных товарных знаков [1-3] "РИВЬЕРА"/ "Riviera" в состав заявленного обозначения "КАВКАЗСКАЯ РИВЬЕРА".
Словесные элементы "РИВЬЕРА"/ "Riviera" противопоставленных товарных знаков [1-3] имеют значение: полоса средиземноморского побережья от г. Тулон до г. Специя длиной 370 км на территории Франции, Монако и Италии, у подножия Альп. Делится на Французскую Ривьеру и Итальянскую Ривьеру. Иногда термин "Ривьера" распространяют и на другие приморские курортные зоны, схожие по климатическим условиям со Средиземноморской Ривьерой, например, Кавказская Ривьера, см. Интернет, Яндекс, Словарь современных географических названий.
Таким образом, семантическое сходство противопоставленных товарных знаков [1-3] и заявленного обозначения, обусловлено ассоциированием обозначений друг с другом.
Графические отличия заявленного обозначения и товарных знаков [1-3] носят второстепенный характер.
Исходя из изложенного выше, заявленное обозначение и противопоставленные знаки [1-3] следует признать сходными по семантическому и фонетическому признакам сходства.
Таким образом, в рассматриваемом случае (при звуковом и смысловом сходстве знаков), потребитель может ошибиться в выборе товара нужного ему 8 изготовителя, посчитав, что товары, маркированные заявленным обозначением и товарными знаками [1-3], принадлежат одному и тому же изготовителю.
Итак, наличие словесного элемента "РИВЬЕРА" обуславливает вывод о том, что заявленное обозначение ассоциируется с противопоставленными знаками в целом.
В отношении однородности товаров и услуг, Палата по патентным спорам отмечает следующее.
Анализ товаров 32 класса МКТУ заявленного обозначения и противопоставленных товарных знаков [1-3] на предмет их однородности показал, что приведенные в перечне заявки N 2007720877/50 товары 32 класса МКТУ - "пиво", идентичны товарам 32 класса МКТУ "пиво" и однородны товарам 33 класса МКТУ "аперитивы; бренди; вина; виски; водка; джин; коктейли; ликеры; напитки алкогольные; напитки алкогольные, содержащие фрукты; напитки спиртовые; напиток медовый; настойки горькие; ром; сакэ; сидры; экстракты спиртовые; экстракты фруктовые спиртовые; эссенции спиртовые" противопоставленного товарного знака [2]; однородны товарам 33 класса МКТУ "вина, спиртные напитки, ликеры", включенным в перечень международной регистрации [3], поскольку соотносятся как род и вид и имеют одинаковое назначение, круг потребителей, условия производства и реализации. Остальные заявленные товары 32 класса МКТУ заявленного обозначения "аперитивы безалкогольные; воды; квас [безалкогольный напиток]; коктейли безалкогольные; лимонады; напитки арахи сово-молочные; напитки безалкогольные; напитки изотонические; напитки на базе мёда безалкогольные; напитки на основе молочной сыворотки; напитки фруктовые; напиток миндально-молочный; нектары фруктовые с мякотью; оршад; порошки для изготовления газированных напитков; сассапариль [безалкогольный напиток]; сиропы для лимонадов; сиропы для напитков; сок томатный; сок яблочный; соки овощные; соки фруктовые; составы для изготовления газированной воды; составы для изготовления ликеров; составы для изготовления минеральной воды; составы для изготовления напитков;
9 сусла; сусло виноградное; сусло пивное; сусло солодовое; таблетки для изготовления газированных напитков; шербет [напиток]; экстракты фруктовые безалкогольные; экстракты хмелевые для изготовления пива; эссенции для изготовления напитков" являются однородными товарам 32 класса МКТУ "минеральные и газированные воды и прочие безалкогольные напитки; фруктовые напитки и фруктовые соки; соки овощные [напитки]; сиропы и прочие составы для изготовления напитков" противопоставленного товарного знака [1], поскольку соотносятся как род и вид и имеют одинаковое назначение, круг потребителей, условия производства и реализации.
Учитывая изложенное выше, заявленное обозначение является сходным до степени смешения с противопоставленными товарными знаками [1-3] в отношении однородных товаров 32 класса МКТУ.
В силу отмеченных обстоятельств заключение экспертизы о том, что заявленное обозначение "КАВКАЗСКАЯ РИВЬЕРА" по заявке N2007720877/50 признано несоответствующим пункту 1 статьи 7 Закона, является обоснованным.
В соответствии с вышеизложенным Палата по патентным спорам решила:
отказать в удовлетворении возражения от 24.06.2009 и оставить в силе решение Роспатента от 16.03.2009.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам от 13 мая 2010 г. по заявке N 2007720877/50
Текст решения опубликован на сайте Роспатента www.rupto.ru