Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам
от 8 мая 2010 г. по заявке N 2007728302/50
Заявка: |
2007728302/50 |
Название: |
Свежая головушка |
Объект охраны: |
Товарный знак |
Дата обращения: |
04.06.2009 |
Дата коллегии: |
02.03.2010 |
Дата утверждения: |
08.05.2010 |
Заявитель: |
Общество с ограниченной ответственностью "СОУГАВАНЬ" |
Вид обращения: |
Возражение на решение об отказе в государственной регистрации товарного знака (знака обслуживания) |
Палата по патентным спорам в порядке, установленном частью четвёртой Гражданского кодекса Российской Федерации, введённой в действие с 01.01.2008 Федеральным законом от 18.12.2006 N 231-ФЗ (далее - Кодекс), и в соответствии с Правилами подачи возражений и заявлений и их рассмотрения в Палате по патентным спорам, утвержденными приказом Роспатента от 22.04.2003 N56, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 08.05.2003, регистрационный N4520, с изменениями, внесенными приказом Роспатента от 11.12.2003 N 164, зарегистрированным Министерством юстиции Российской Федерации 18.12.2003, регистрационный N 5339 (далее - Правила ППС), рассмотрела возражение, поступившее в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности 04.06.2009, поданное Обществом с ограниченной ответственностью "СОУГАВАНЬ", на решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам об отказе в государственной регистрации товарного знака по заявке N2007728302/50 (далее - решение Роспатента), при этом установлено следующее.
Обозначение по заявке N2007728302/50 с приоритетом от 13.09.2007 заявлено на регистрацию на имя Общества с ограниченной ответственностью "СОУГАВАНЬ", Москва (далее - заявитель) в отношении товаров 33 класса МКТУ, указанных в перечне.
В соответствии с описанием, приведенным в заявке, заявленное обозначение представляет собой словосочетание "Свежая головушка", символизирующее высокое вкусовое качество маркируемого продукта.
Роспатентом 16.04.2009 принято решение об отказе в государственной регистрации товарного знака по заявке N2007728302/50 ввиду его несоответствия требованиям пункта 3 статьи 1483 Кодекса.
В заключении по результатам экспертизы указано, что заявленное обозначение "Свежая головушка" ("свежий" - восстановивший бодрость, 3 энергию, силу (сном, отдыхом и т.п.); посвежевший; выражающий такое состояние; "головушка" - ласк. к сущ.: голова; см. Словарь Ефремовой, www.mirslovarei.com [1]) в отношении товаров 33 класса МКТУ "алкогольные напитки (за исключением пива)" способно ввести потребителя в заблуждение относительно свойств, назначения товаров, поскольку алкоголь оказывает негативное влияние на организм человека, в том числе на мозг и нервную систему.
В Палату по патентным спорам 04.06.2009 поступило возражение на решение Роспатента об отказе в государственной регистрации товарного знака, в котором заявитель выразил несогласие с данным решением. Доводы возражения от 04.06.2009 и дополнения к возражению от 15.01.2010 сводятся к следующему:
- чрезмерное употребление алкоголя оказывает отрицательное воздействие на организм человека;
- однако при потреблении 20 г. алкоголя в организме человека не происходит никаких негативных изменений, а лишь идут стимулирующе- очистительные процессы (см. В.В. Похлебкин, История водки, М., Интер- Версо, 1991, с. 272-273);
- заявленное обозначение предназначается для маркировки алкогольных напитков, содержащих запатентованную добавку к спиртосодержащим напиткам и средствам по патенту N2112787, которая обеспечивает повышение органолептических свойств и снижение отрицательного воздействия спирта на организм;
- утром после приема водки в больших дозах головушка "несвежая", но водка с упомянутой добавкой, уменьшающей токсичность, в совокупности с умеренным употреблением позволяет утром иметь "СВЕЖУЮ ГОЛОВУШКА";
4 - таким образом, заявленное обозначение не способно ввести в заблуждение потребителя относительно свойств алкогольных напитков высокого качества при их умеренном употреблении;
- слово "СВЕЖИЙ" используется, как правило, в словосочетаниях типа: свежие продукты, свежие идеи и т.п. и не используется в сочетании с отдельными частями человеческого тела;
- в этой связи заявленное обозначение носит творческий характер и не используется в повседневном обороте, в силу этого, никак не может вводить потребителя в заблуждение относительно товара;
- в случае восприятия заявленного обозначения в значении, приведенном в решении Роспатента, оно лишь косвенно указывает на заявленный товар и на его потребительские свойства, то есть заявленное обозначение прямо выполняет свою рекламную функцию;
- существование множества товарных знаков со словесным элементом "СВЕЖИЙ", зарегистрированных в отношении товаров 33 класса МКТУ, свидетельствует о том, что это слово не может вводить потребителя в заблуждение.
Заявителем были представлены следующие материалы:
- Патент N2112787 [2];
- "История водки", В.В. Похлебкин, Москва, Интер-Версо, 1991, с. 272, 273 [3];
- "1000 рецептов старинной кухни", "Грузинформкино", с. 296, 297 [4];
- "Книга о вкусной и здоровой пище", Пищепромиздат, Москва, 1953[5];
- распечатки из сети Интернет [6];
- товарные знаки "ГЛОТОК СВЕЖЕГО ВОЗДУХА" по свидетельстьву N373680, "СВЕЖЕСТЬ ОБРЕТАЕТ ФОРМУ" по свидетельству N328228, "Свежесть в каждой капле" по свидетельству N141430, "Освежи свою страсть!" по свидетельству N378874, "Цитрусовая свежесть" по свидетельству N367789, "ЛЕДНИКОВАЯ СВЕЖЕСТЬ" по свидетельству N330693, "Свежая 5 сила" по свидетельству N199740, "Свежий ветер" по свидетельству N185336, "ЗНАК СВЕЖЕСТИ" по свидетельству N349878 [7].
На основании изложенного заявитель просит отменить решение Роспатента и вынести решение о государственной регистрации товарного знака по заявке N2007728302/50 в отношении товаров 33 класса МКТУ, указанных в перечне.
Коллегией Палаты по патентным спорам было установлено, что заявленное на регистрацию в качестве товарного знака обозначение "Свежая головушка" не соответствует требованиям пункта 3 статьи 6 Закона, как противоречащее общественным интересам. Это обстоятельство не было учтено в решении Роспатента от 16.04.2009 и на основании пункта 4.8 Правил ППС было выдвинуто заявителю на заседании коллегии, состоявшемся 20.01.2010, в качестве основания для отказа в государственной регистрации N2007728302/50.
Заявитель в отзыве от 02.03.2010 изложил следующие доводы по этому вопросу:
- обозначение "Свежая головушка" никоим образом не противоречит общественным интересам, также как и отдельные элементы этого обозначения;
- ни в одном толковании обозначения и его составляющих нет непристойного содержания, призывов антигуманного характера, нет противоречия с мировыми стандартами морали и уж тем более нет призывов антигуманного характера, оскорбляющих человеческое достоинство.
Изучив материалы дела и заслушав участников рассмотрения возражения, Палата по патентным спорам находит доводы возражения неубедительными.
С учетом даты приоритета (13.09.2007) заявки N2007728302/50 на государственную регистрацию товарного знака правовая база для оценки его охраноспособности включает Закон Российской Федерации "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" от 23.09.1992 N 3520-1, с изменениями и дополнениями, внесенными 6 Федеральным законом от 11.12.2002 N 166-ФЗ, введенными в действие с 27.12.2002 (далее - Закон) и Правила составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания, утвержденные приказом Роспатента N 32 от 05.03.2003, зарегистрированным Минюстом России 25.03.2003, N 4322 (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 3 статьи 6 Закона не допускается регистрация в качестве товарных знаков обозначений, представляющих собой или содержащих элементы, являющиеся ложными или способными ввести в заблуждение потребителя относительно товара или его изготовителя.
Согласно подпункту 2.5.1 пункта 2.5 Правил к таким обозначениям относятся, в частности, обозначения, порождающие в сознании потребителя представление об определенном качестве товара, его изготовителе или месте происхождения, которое не соответствует действительности. Обозначение признается ложным или вводящим в заблуждение, если ложным или вводящим в заблуждение является хотя бы один из его элементов.
Согласно требованиям абзаца 3 пункта 3 статьи 6 Закона не допускается регистрация в качестве товарных знаков обозначений, представляющих собой или содержащих элементы, противоречащие общественным интересам, принципам гуманности и морали.
Пунктом 2.5 (2.5.2) Правил определено, что к обозначениям, противоречащим общественным интересам, принципам гуманности и морали относятся, в частности, слова и изображения непристойного содержания, призывы антигуманного характера, оскорбляющие человеческое достоинство, религиозные чувства, слова, написание которых нарушает правила орфографии русского языка, и т.п.
На регистрацию в качестве товарного знака заявлено словесное обозначение "Свежая головушка", выполненное стандартным шрифтом буквами русского алфавита черного цвета с использованием заглавной буквы "С" в слове "Свежая". Словесный элемент "Свежая" размещен над словом 7 "головушка". Правовая охрана заявленного обозначения испрашивается для товаров 33 класса МКТУ "алкогольные напитки (за исключением пива)".
Слово "головушка" представляет собой уменьшительную форму существительного "голова" (голова: 1. верхняя часть тела человека, верхняя или передняя часть тела животного, содержащая мозг; 2. (перен.) ум, сознание, рассудок; 3. руководитель, глава, начальник; 4. представитель и руководитель некоторых выборных органов в дореволюционной России, а также военное или гражданское звание; 5. первые ряды, передняя часть (движущегося отряда, группы и т.д.); 6. пищевой продукт в виде шара, конуса; Словарь русского языка, том I, Москва, издательство "Русский язык", Полиграфические ресурсы, 1999, с. 325 [8]).
Слово "свежий" имеет следующие значения: 1. недавно добытый или приготовленный, не испортившийся; 2. идущий в пищу в своем натуральном виде, без приготовления; 3. прохладный и чистый; 4. холодный; 5. не утративший ясности, яркости; 6. не бывший еще в употреблении, незапачканный, чистый; 7. недавно возникший, новый (Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой, Москва, "АЗЪ", 1993, с. 724 [9]).
В словаре [9] и Толковом словаре русского языка Ушакова (см.
http://slovari.yandex.ru [10]) приведены примеры совместного употребления существительного "голова" с прилагательным "свежий", а именно: на свежую голову заняться чем-нибудь, встал со свежей головой. В этой связи для российского потребителя не составит затруднений понять смысл словосочетания "Свежая головушка" (не утратившая ясности, исполненная бодрости, обновленная голова (сознание, рассудок)).
С учетом вышеизложенного коллегия Палаты по патентным спорам сочла обоснованным вывод Роспатента от 16.04.2009 о том, что обозначение "Свежая головушка" способно ввести потребителей в заблуждение относительно свойств и назначения товаров, для которых испрашивается 8 государственная регистрация товарного знака, поскольку употребление даже незначительные количества алкоголя заметно понижают способность человека к физической и умственной работе (см. Большая советская энциклопедия [10]). Семантическая окраска словосочетания "Свежая головушка" способствует формированию у потребителей положительного отношения к процессу и последствиям употребления алкогольных напитков, для маркировки которых предназначается данное словосочетание. В связи с этим коллегией Палаты по патентным было установлено, что заявленное обозначение в отношении заявленных товаров относится к категории обозначений, противоречащих общественным интересам.
Резюмируя изложенное, обозначение по заявке N2007728302/50 не может быть зарегистрировано в качестве товарного знака ввиду несоответствия требованиям абзацев 2 и 3 пункта 3 статьи 6 Закона.
Что касается особого мнения заявителя, поступившего 05.03.2010, то изложенные в нем доводы отражены в мотивировочной части заключения коллегии Палаты по патентным спорам и не требуют дополнительного анализа.
Учитывая изложенное, Палата по патентным спорам решила:
отказать в удовлетворении возражения от 04.06.2009, изменить решение Роспатента от 16.04.2009 и отказать в государственной регистрации товарного знака по заявке N2007728302/50.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам от 8 мая 2010 г. по заявке N 2007728302/50
Текст решения опубликован на сайте Роспатента www.rupto.ru