Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам
от 10 февраля 2010 г. по заявке N 2007733723/50
Заявка: |
2007733723/50 |
Название: |
CHEAP TRIP |
Объект охраны: |
Товарный знак |
Дата обращения: |
12.05.2009 |
Дата коллегии: |
30.11.2009 |
Дата утверждения: |
10.02.2010 |
Заявитель: |
СИА "ДОМЕЛАТ", г. Рига |
Вид обращения: |
Возражение на решение о государственной регистрации товарного знака (знака обслуживания) |
Палата по патентным спорам в порядке, установленном частью четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации, введенной в действие с 01.01.2008 Федеральным законом от 18.12.2006 N231-ФЗ, и в соответствии с Правилами подачи возражений и заявлений и их рассмотрения в Палате по патентным спорам, утвержденными приказом Роспатента от 22.04.2003 N56, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 08.05.2003, регистрационный N4520 (далее - Правила ППС), рассмотрела возражение от 12.05.2009, поданное по поручению СИА "ДОМЕЛАТ", г. Рига (далее - заявитель), на решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам от 11.02.2009 (далее - решение Роспатента) о государственной регистрации товарного знака по заявке N2007733723/50, при этом установлено следующее.
Обозначение по заявке N2007733723/50 с приоритетом от 31.10.2007 заявлено на регистрацию в качестве товарного знака на имя ООО "Чип Трип", Москва (далее - лицо, подавшее заявку) в отношении услуг 38, 39 и 43 классов МКТУ, указанных в перечне заявки. В материалы заявки были внесены изменения от 19.09.2008, согласно которым заявителем является СИА "ДОМЕЛАТ", г. Рига, Латвия.
Согласно материалам заявки в качестве товарного знака заявлено комбинированное обозначение, состоящее из стилизованных изображений верблюда и солнца, размещенных в центре композиции, сверху и снизу расположены словесные обозначения "CHEAP" и "TRIP", выполненные стандартным шрифтом буквами латинского алфавита.
11.02.2009 Роспатентом принято решение о государственной регистрации товарного знака в отношении части услуг 39 и 43 классов МКТУ, указанных в перечне заявки, с указанием в качестве неохраняемого элемента обозначения "Cheap trip" на основании п.1 статьи 1483 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). В отношении остальных услуг заявленному обозначению было отказано в государственной регистрации. Основанием для принятия указанного решения явилось заключение по результатам экспертизы, согласно которому было установлено, что заявленное обозначение не может быть зарегистрировано в качестве товарного знака на основании п. 3 ст. 1483 Кодекса.
Указанное обосновывается тем, что словесное обозначение "CHEAP TRIP", входящее в состав заявленного обозначения, в переводе с английского означает "экскурсия, путешествие по льготному тарифу (см. электронный англо-русский словарь Мюллера: http://www.5ballov.ru ), что является указанием на определенные услуги туристического бизнеса и, следовательно, в отношении услуг 39 класса МКТУ - организация путешествий и части услуг 43 класса МКТУ - обеспечение временного проживания, не обладает различительной способностью. Для остальных услуг, указанных в перечне заявки, обозначение способно ввести потребителя в заблуждение относительно оказываемых услуг.
В поступившем в Палату по патентным спорам возражении заявитель выразил свое несогласие с решением о государственной регистрации товарного знака в части, касающейся неохраняемых элементов, доводы которого сводятся к следующему:
?
словосочетание "CHEAP TRIP", входящее в состав заявленного обозначения, может быть переведено на русский язык как "недорогое путешествие", "дешевая поездка", причем такой перевод возможен в случае дословного перевода с английского на русский;
?
в английском же языке такое словосочетание не используется в качестве самостоятельной семантической единицы, вместо него используется словосочетание "INEXPENSIVE TRIP", что подтверждается результатами поиска информации о недорогих турах и путешествиях в сети Интернет;
?
действительно, в электронной версии Англо-русского словаря Мюллера словосочетание "CHEAP TRIP" переводится как "путешествие по льготному тарифу", однако словарь В.К. Мюллера является единственным словарным изданием, допускающим такой перевод;
?
даже, если предположить возможность перевода заявленного обозначения как "экскурсия, путешествие по льготному тарифу", обозначение воспринимается потребителем как товарный знак заявителя в силу приобретенной им различительной способности в результате его интенсивного использования;
- заявитель является единственным предприятием, наладившим свой бизнес посредством использования Интернет - платформы "Живого журнала", зарегистрировав свою страницу в нем 20 ноября 2004 г., задолго до даты подачи заявки на товарный знак;
?
согласно статистическим данным, показывающим посещения указанной страницы в период с 30.03 по 29.04.2009, количество посещений составило 231 036 человек, что свидетельствует о том, что только за один месяц страницу заявителя в живом журнале и страницу синхронизированного с ней сайта в сети Интернет www.cheaptrip.ru посетило более 230 тысяч человек, каждый из которых видел обозначение CHEAP TRIP;
?
заявленное обозначение используется в качестве своего коммерческого обозначения с самого начала существования страницы в живом журнале;
?
использование обозначения CHEAP TRIP осуществляется не только путем продвижения туристических услуг в сети Интернет, но и в реальной хозяйственной деятельности предприятия;
?
заказы клиентов оформляются на бланках с использованием заявленного обозначения, в качестве примера приведены копии заявок на организацию турпоездок, а также статистические данные по количеству принятых и обработанных заявок за период с 01.01.2007 по 31.12.2007;
?
помимо интенсивной раскрутки заявленного обозначения в живом журнале сети Интернет и при работе с клиентами компания активно использует средства массовой информации, например, журналы "Туринфо" от 07.08.2007, "КоммерсантЪ Деньги" от 30.07.2007 - 05.08.2007, "ОНА" за май 2007;
?
заявитель эффективно работает и предоставляет свои услуги другим компаниям, связанным с туристическим бизнесом, так, один из лидеров российского рынка туриндустрии Capital tour в 2007 г. наградил заявителя дипломом "Лидеру продаж по Кипру в период с 14 по 20 июля 2007 в рамках акции "Тематические недели";
?
из вышеуказанного следует, что обозначение CHEAP TRIP, под которым оказываются услуги в области туризма, известно не только широкому кругу обычных туристов, но и более узкому кругу туроператоров;
?
у заявителя есть исключительные права на вариант заявленного обозначения - товарный знак "ЧипТрип" по свидетельству N365605;
?
изложенное позволяет сделать вывод о том, что заявленное обозначение не используется третьими лицами для характеристики услуг туристического бизнеса, кроме того, уже приобрело различительную способность на дату приоритета заявки N2007733723/50 и может быть зарегистрировано без исключения словесного элемента CHEAP TRIP из правовой охраны.
На основании изложенного лицо, подавшее возражение, выразило просьбу об изменении решения о государственной регистрации заявленного обозначения и регистрации заявленного обозначения в качестве товарного знака без исключения из правовой охраны обозначения "CHEAP TRIP".
К возражению приложены следующие материалы:
- копия статьи о Живом журнале из электронной энциклопедии "Википедия" на 8 л.[1];
- копия протокола осмотра сайта cheaptrip на 32 л. [2];
- анкеты потребителей на 7 л. [3];
- образцы бланков заявлений на 3 л. [4];
- копия диплома на 1 л. [5];
- копия электронной версии журнала "Туринфо" на 2 л. [6];
- копия статьи "Генератор Идей" из журнала "ОНА" на 1 л. [7];
- копия статьи из журнала "Секрет фирмы" на 2 л. [8];
- копия статьи из журнала "КоммерсантЪ Деньги" на 2 л. [9];
- копия свидетельства на товарный знак N365605 на 1 л. [10];
- распечатка с сайта "САМО-ТурАгент"( www.samo.ru) на 27л. [11]. Изучив материалы дела и заслушав присутствующих на заседании коллегии, Палата по патентным спорам находит доводы возражения убедительными.
С учетом даты (31.10.2007) поступления заявки на регистрацию товарного знака правовая база для оценки охраноспособности заявленного обозначения в качестве товарного знака включает в себя Закон Российской Федерации "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" от 23.09.92 N3520-1, с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 11.12.2002 N166-ФЗ, введенным в действие с 27.12.2002 (далее - Закон), и Правила составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания, зарегистрированные в Министерстве юстиции Российской Федерации 25.03.2003, регистрационный N4322, и введенные в действие 10.05.2003 (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Закона не допускается регистрация в качестве товарных знаков обозначений, не обладающих различительной способностью или состоящих только из элементов, характеризующих товары, в том числе указывающих на их вид, качество, количество, свойство, назначение, ценность, а также на время, место, способ производства или сбыта.
К обозначениям, не обладающим различительной способностью, могут относиться, в частности, обозначения, представляющие собой отдельные буквы, цифры, не имеющие характерного графического исполнения; общепринятые наименования, представляющие собой, как правило, простые указания товаров; общепринятые сокращенные наименования организаций, предприятий, отраслей и их аббревиатуры (пункт 2.3.1 Правил).
К обозначениям, характеризующим товары, относятся, в частности, простые наименования товаров; обозначения категории качества товаров и др. (подпункт (2.3.2.3) пункта 2.3 Правил).
В соответствии с пунктом 3 статьи 6 Закона не допускается регистрация в качестве товарных знаков обозначений, представляющих собой или содержащих элементы, являющиеся ложными или способными ввести потребителя в заблуждение относительно товара или его изготовителя.
В соответствии с подпунктом (2.5.1) пункта 2.5 Правил к таким обозначениям относятся, в частности, обозначения, порождающие в сознании потребителя представление об определенном качестве товара, его изготовителе или месте происхождения, которое не соответствует действительности. Обозначение признается ложным или вводящим в заблуждение, если ложным или вводящим в заблуждение является хотя бы один из его элементов.
Заявленное обозначение представляет собой изображение прямоугольника со скругленными углами, в верхней и нижней частях которого расположены словесные элементы "CHEAP" и "TRIP", соответственно, между которыми размещены стилизованные изображения верблюда и солнца.
Анализ словесных элементов, входящих в состав заявленного обозначения, показал, что они имеют смысловые значения в различных языках. Так, словесный элемент "CHEAP" является лексической единицей английского языка и имеет следующие значения: "дешевый, недорогой, уцененный" (см. Яндекс. Словари). Словесный элемент "TRIP" в переводе с английского языка означает: "путешествие, поездка, экскурсия, спотыкание, ложный шаг, ошибка, быстрая легкая походка, галлюцинирование (под воздействием наркотика) и т.д.", в переводе с немецкого - "экскурсия, вылазка", с французского - "галлюцинирование под влиянием наркотика", с итальянского - "кайф, мания" (см. Яндекс. Словари). Англо-русский словарь В.К. Мюллера содержит также возможный перевод словосочетания "CHEAP TRIP" как "экскурсия, путешествие по льготному тарифу".
Поскольку входящий в состав заявленного обозначения словесный элемент "TRIP", может восприниматься как указание на вид услуг, товарный знак по заявке N2007733723/50 может быть зарегистрирован только в отношении части услуг 39 и 43 классов МКТУ, что правомерно указано в решении Роспатента и не оспаривается в возражении заявителя. В заключении по результатам экспертизы, которое послужило основанием для принятия указанного решения, отмечается, что словесное обозначение "CHEAP TRIP" в отношении указанной части услуг является неохраняемым, так как описывает определенные услуги туристического бизнеса. Тем не менее, следует отметить, что указанное обозначение не является общеупотребимой описательной характеристикой услуг в области туристического бизнеса и не используется третьими лицами при оказании услуг по организации недорогих путешествий, о чем свидетельствует информация из сети Интернет, а именно: при запросе обозначения "CHEAP TRIP" в поисковых системах Yandex, Google выпадают ссылки на страницу заявителя, а не на конкретные предложения по приобретению дешевых поездок или путешествий. В то же время поиск по словосочетанию "INEXPENSIVE TRIP"(недорогая поездка, недорогое путешествие) выдает в сети большое количество ссылок, информирующих о недорогих турах.
Кроме того, следует отметить, что в результате длительного и интенсивного использования указанное обозначение уже до даты приоритета заявки N2007733723/50 воспринималось и воспринимается в настоящее время потребителями указанных туристических услуг в качестве средства индивидуализации лица, подавшего заявку, а не описательной характеристики, что подтверждается представленными материалами. Из указанных материалов следует, что словесное обозначение "CHEAP TRIP" было зарегистрировано в качестве страницы в Живом журнале (ЖЖ, англ. LiveJournal) 20.11.2004, также был зарегистрирован сайт: http//www.cheaptrip.ru. Продвижение услуг под обозначением "CHEAP TRIP" осуществляется не только через сеть Интернет, но и при оформлении заявок в офисах заявителя на организацию путешествий на бланках организации с использованием заявленного обозначения [4]. Заявителем также представлены сведения по количеству принятых и обработанных заявок на организацию туристических поездок за период с 01.01.2007 по 31.12.2007 с указанием стоимости туров и полученной прибыли, подготовленные с использованием программного комплекса САМО-ТурАгент[11]. О приобретении обозначением "CHEAP TRIP" различительной способности свидетельствуют статьи в средствах массовой информации, а именно: в печати. В частности, в журнале "Туринфо" от 07.08.2007[6] приведена статья "Особенности продвижения турпродукта в Интернете", в которой приводятся сведения об объемах работ туристической компании, информация о посещаемости страницы лица, подавшего заявку, в ЖЖ и реальных посещениях офиса компании. В статье из журнала "КоммерсантЪ Деньги" от 30.07.2007[9] рассказывается о схеме и эффективности функционирования компании, в статье "Генератор идей" в журнале "ОНА" за май 2007 г.[7] также речь идет об обозначении "CHEAP TRIP" как средстве индивидуализации лица, подавшего заявку, в частности, об успешном развитии идеи функционирования турагентства на базе Живого журнала в Интернет. На дату подачи заявки N2007733723/50 обозначение "CHEAP TRIP" было известно не только широкому кругу обычных туристов, но и профессиональным туроператорам, так, один из лидеров российского рынка туристических услуг компания Capital TOUR наградил лицо, подавшее заявку, дипломом как лидера продаж по Кипру в период с 14 по 20 июля 2007 г. в рамках акции "Тематические недели", что подтверждается представленной копией диплома [5].
В силу указанного можно сделать вывод, что на дату подачи заявки N2007733723/50 в отношении части услуг 39 класса МКТУ: "организация путешествий" обозначение "CHEAP TRIP" приобрело различительную способность и воспринималось потребителями как товарный знак. В отношении остальных услуг приобретение указанным словесным обозначением различительной способности материалами возражения не доказано.
В соответствии с изложенным Палата по патентным спорам решила:
удовлетворить возражение от 12.05.2009, изменить решение Роспатента от 11.02.2009 и зарегистрировать товарный знак по заявке N2007733723/50 в отношении следующих услуг:
10 Форма N 81.1 В бюллетень"Товарные знаки, знаки обслуживания и наименования мест происхождения товаров " (526) Cheap trip для услуг 39 класса МКТУ - транспортировка и услуг 43 класса МКТУ - обеспечение временного проживания.
(591) горчичный, черный, белый.
(511) 39 - транспортировка; организация путешествий.
43 - обеспечение временного проживания.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам от 10 февраля 2010 г. по заявке N 2007733723/50
Текст решения опубликован на сайте Роспатента www.rupto.ru