Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам
от 17 марта 2010 г. по заявке N 2007740036/50
Заявка: |
2007740036/50 |
Название: |
ХОЗЯЮШКА |
Объект охраны: |
Товарный знак |
Дата обращения: |
24.09.2009 |
Дата коллегии: |
29.01.2010 |
Дата утверждения: |
17.03.2010 |
Заявитель: |
Дежикова Ирина Анатольевна |
Вид обращения: |
Возражение на решение об отказе в государственной регистрации товарного знака (знака обслуживания) |
Палата по патентным спорам в порядке, установленном частью четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации, введенной в действие с 01.01.2008 Федеральным законом от 18.12.2006 N 231-ФЗ (далее - Кодекс), и в соответствии с Правилами подачи возражений и заявлений и их рассмотрения в Палате по патентным спорам, утвержденными приказом Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, патентам и товарным знакам (далее - Роспатент) от 22.04.2003 за N 56, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 08.05.2003, регистрационный N 4520, рассмотрела возражение от 24.09.2009, поданное индивидуальным предпринимателем Дежиковой Ириной Анатольевной (далее - заявитель), на решение Роспатента об отказе в государственной регистрации товарного знака по заявке - 2007740036/50, при этом установила следующее.
Обозначение по заявке N 2007740036/50 с приоритетом от 19.12.2007 заявлено на регистрацию в качестве товарного знака на имя заявителя в отношении услуг 35 класса МКТУ, приведенных в перечне заявки.
В качестве товарного знака заявлено комбинированное обозначение, включающее словесный элемент "ХОЗЯЮШКА", выполненный оригинальным жирным шрифтом буквами русского алфавита желтого цвета с двойным подчеркиванием, причем буквы "Х" и "К" касаются одной из линий, подчеркивающих словесный элемент. Словесный элемент расположен в прямоугольнике зеленого цвета.
Роспатентом принято решение от 19.06.2009 об отказе в государственной регистрации товарного знака по заявке N 2007740036/50. Основанием для принятия решения явилось заключение по результатам экспертизы, согласно которому заявленное обозначение не может быть зарегистрировано в качестве товарного знака на основании пункта 6 статьи 1483 Кодекса.
Заключение обосновывается тем, что заявленное обозначение сходно до степени смешения со словесным товарным знаком "ХОЗЯЙКА" по свидетельству N 242744.
2007740036/50 2 В возражении, поступившем в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности 05.10.2009, заявитель выразил свое несогласие с решением Роспатента от 19.06.2009. Доводы возражения сводятся к следующему:
- исходя из перечня товаров/услуг, для которых зарегистрирован противопоставленный товарный знак, правообладатель этого знака производит и реализует металлические строительные материалы и орудия, инструменты для строительства;
- в перечне заявки N 2007740036/50 указаны услуги по продвижению товаров для домашнего хозяйства, товаров, используемых в быту;
- круг потребителей строительных товаров и товаров для быта различен, поэтому возможность смешения в гражданском обороте отсутствует;
- правообладатель противопоставленного товарного знака и заявитель осуществляют свою деятельность на разных территориях (центральная и северная часть России);
- в силу правил лексикологии словесные элементы сопоставляемых знаков имеют разную семантику;
- слово "ХОЗЯЮШКА" является не словоформой от слова "ХОЗЯЙКА", а самостоятельной лексической единицей, образованной суффиксальным способом также, как и слово "ХОЗЯЙКА" образовано от слова "ХОЗЯИН";
- наличие ранее зарегистрированных товарных знаков со словесным элементом "ХОЗЯИН" не помешали регистрации противопоставленного товарного знака "ХОЗЯЙКА";
- все эти слова: "ХОЗЯИН", "ХОЗЯЙКА", "ХОЗЯЮШКА" - являются однокоренными и несут в себе различную эмоционально-смысловую нагрузку;
- для русскоговорящего потребителя различие эмоциональной окраски влияет на психологическое восприятие слов;
- словесные элементы сопоставляемых знаков имеют различное звучание: слово "ХОЗЯЙКА" имеет три слога и семь звуков, слово "ХОЗЯЮШКА" - четыре слога и девять звуков;
2007740036/50 3 - различие заявленного обозначения и противопоставленного товарного знака усиливается за счет разной графики: вида шрифта, цветового решения, общего зрительного впечатления;
- заявленное обозначение и противопоставленный товарный знак не являются сходными до степени смешения, так как различны фонетически, графически и семантически.
На основании изложенного заявителем была выражена просьба о регистрации заявленного обозначения в отношении заявленных услуг 35 класса МКТУ, а именно: "демонстрация товаров; продвижение товаров [для третьих лиц]; услуги снабженческие для третьих лиц [закупка и обеспечение предпринимателей товарами], все перечисленные услуги в отношении всех товаров 21 класса МКТУ, а также следующих товаров: свечи для новогодних елок, свечи для освещения, уголь древесный [топливо] (из 04 класса МКТУ); крючки вешалок для одежды, ленты для обвязки или упаковки, решетки каминные, печные, устройства для салфеток, полотенец раздаточные стационарные, фольга для обертывания и упаковки (из 06 класса МКТУ); ножницы (из 08 класса МКТУ); мангалы (из 11 класса МКТУ); держатели для полотенец, подносы [для напитков], подносы бытовые, сервизы кофейные, сервизы чайные, ситечки чайные, чайники (из 14 класса МКТУ); бумага упаковочная, изделия для упаковки бумажные или пластмассовые, листы вискозные для упаковки, листы пузырчатые [пластмассовые] [для упаковки или расфасовки], листы целлюлозные мягкие для упаковки, материалы упаковочные подкрахмаленные, пакеты бумажные, пленки пластмассовые для упаковки, полотенца для рук бумажные, упаковки для бутылок картонные или бумажные, фольга (из 16 класса МКТУ); мешки резиновые [конверты, обертки, сумки] для упаковки (из 17 класса МКТУ); вешалки для одежды [мебель], вешалки для одежды [плечики], вешалки для транспортировки одежды, емкости для упаковки пластмассовые, крючки вешалок для одежды, полки, полки для мебели, полки для хранения (из 20 класса МКТУ); бечевки для упаковки, веревки для упаковки, принадлежности [конверты, обертки, сумки] для упаковки текстильные (из 22 класса МКТУ); полотенца текстильные, полотенца чайные, скатерти [за 2007740036/50 4 исключением бумажных], скатерти клеенчатые, чехлы для мебели, чехлы для подушек (из 24 класса МКТУ); фартуки [одежда] (из 25 класса МКТУ); грелки для чайников (из 26 класса МКТУ); ковры для ванных комнат (из 27 класса МКТУ).
Изучив материалы дела, Палата по патентным спорам считает доводы возражения неубедительными.
С учетом даты (19.12.2007) поступления заявки на регистрацию товарного знака правовая база для оценки охраноспособности заявленного обозначения в качестве товарного знака включает в себя Закон Российской Федерации от 23.09.1992 N 3520-1 "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" от 23.09.1992 N 3520-1, с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 11.12.2002 N 166-ФЗ, введенными в действие 27.12.2002 (далее - Закон) и Правила составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания, утвержденные приказом Роспатента N 32 от 05.03.2003, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 25.03.2003, регистрационный - 4322, вступившие в силу 10.05.2003 (далее - Правила).
В соответствии с абзацами 1 и 2 пункта 1 статьи 7 Закона не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с товарными знаками других лиц, заявленными на регистрацию (если заявки на них не отозваны) или охраняемыми в Российской Федерации, в том числе в соответствии с международным договором Российской Федерации, в отношении однородных товаров и имеющими более ранний приоритет.
В соответствии с требованиями пункта 14.4.2 Правил обозначение считается сходным до степени смешения с другим обозначением, если оно ассоциируется с ним в целом, несмотря на их отдельные отличия.
В соответствии с пунктом 14.4.2.4 Правил комбинированные обозначения сравниваются с комбинированными обозначениями и теми видами обозначений, 2007740036/50 5 которые входят в состав проверяемого комбинированного обозначения как элементы.
При определении сходства комбинированных обозначений используются признаки, приведенные в пунктах 14.4.2.2, 14.4.2.3 Правил, а также исследуется значимость положения, занимаемого тождественным или сходным элементом в заявленном обозначении.
В соответствии с пунктом 14.4.2.2 Правил словесные обозначения сравниваются со словесными обозначениями, с комбинированными обозначениями, в композиции которых входят словесные элементы. Сходство словесных обозначений может быть звуковым (фонетическим), графическим (визуальным) и смысловым (семантическим).
В соответствии с подпунктом (а) пункта 14.4.2.2 Правил звуковое (фонетическое) сходство определяется на основании следующих признаков: наличие близких и совпадающих звуков в сравниваемых обозначениях; близость звуков, составляющих обозначения; расположение близких звуков и звукосочетаний по отношению друг к другу; наличие совпадающих слогов и их расположение; число слогов в обозначениях; место совпадающих звукосочетаний в составе обозначений; близость состава гласных, согласных; характер совпадающих частей обозначений; вхождение одного обозначения в другое; ударение.
В соответствии с подпунктом (б) пункта 14.4.2.2 Правил графическое (визуальное) сходство определяется на основании следующих признаков: общее зрительное впечатление; вид шрифта; графическое написание с учетом характера букв; алфавит, буквами которого написано слово; цвет или цветовое сочетание; расположение букв по отношению друг к другу.
В соответствии с подпунктом (в) пункта 14.4.2.2 Правил смысловое (семантическое) сходство определяется на основании следующих признаков: подобие заложенных в обозначениях понятий, идей, в частности, совпадение значений обозначений в разных языках; совпадение одного из элементов 2007740036/50 6 обозначений, на который падает логическое ударение и который имеет самостоятельное значение; подобие заложенных в обозначениях понятий, идей.
Признаки, перечисленные в подпунктах (а) - (в) пункта 14.4.2.2 Правил, могут учитываться как каждый в отдельности, так и в различных сочетаниях.
В соответствии с пунктом 14.4.3 Правил при установлении однородности товаров учитывается принципиальная возможность возникновения у потребителя представления о принадлежности этих товаров одному производителю. При этом принимаются во внимание род/вид товаров, их назначение, вид материала, из которого они изготовлены, условия сбыта товаров, круг потребителей и другие признаки.
Заявленное обозначение является комбинированным и представляет собой словесный элемент "ХОЗЯЮШКА", выполненный наклонным жирным шрифтом буквами русского алфавита желтого цвета с подчеркиванием двойной желтой линией, причем буквы "Х" и "К" соприкасаются с одной из линий. Словесный элемент "ХОЗЯЮШКА" размещен в центре прямоугольника зеленого цвета.
Решение Роспатента от 19.06.2009 об отказе в государственной регистрации товарного знака по заявке N 2007740036/50 основано на существовании сходного до степени смешения товарного знака по свидетельству N 242744, имеющего более ранний приоритет.
Противопоставленный товарный знак представляет собой словесное обозначение "ХОЗЯЙКА", выполненное оригинальным шрифтом заглавными буквами русского алфавита. Правовая охрана товарному знаку предоставлена в отношении товаров 06, 07, 08, 09 и услуг 37 и 42 классов МКТУ.
Сравнительный анализ заявленного обозначения и противопоставленного товарного знака показал следующее.
В заявленном комбинированном обозначении основным является словесный элемент "ХОЗЯЮШКА", так как именно на нем акцентируется внимание потребителя при восприятии обозначения.
2007740036/50 7 Согласно толковому словарю (Толковый словарь русского языка: в 4 т./ Под ред. Д.Н. Ушакова) "ХОЗЯ`ЮШКА (разг.) - ласкательное к "хозяйка" (преимущественно в обращении). Таким образом, в словесных элементах сравниваемых обозначений ("ХОЗЯЮШКА" и "ХОЗЯЙКА") заложено одно и то же понятие, идея и смысловая нагрузка. Указанным обуславливается семантическое сходство сопоставляемых знаков.
С точки зрения фонетического критерия в сравниваемых обозначениях "ХОЗЯЮШКА" и "ХОЗЯЙКА" совпадают шесть звуков (из девяти в заявленном обозначении и из семи в противопоставленном знаке), которые составляют начальные и конечные части слов. Незначительные различия в произношении сравниваемых знаков не позволяют признать их фонетически несходными.
Что касается графического критерия, то оригинальное шрифтовое исполнение противопоставленного товарного знака и яркая цветовая гамма заявленного обозначения обеспечивают различное визуальное восприятие сравниваемых знаков. Однако данное различие не позволяет сделать вывод об отсутствии ассоциирования сравниваемых обозначений друг с другом в целом, так как в сознании российского потребителя слова "ХОЗЯЮШКА" и "ХОЗЯЙКА" создают одни и те же образы.
Таким образом, сопоставляемые обозначения являются сходными на основе их сходства по фонетическому и семантическому критериям.
Анализ однородности услуг 35 класса МКТУ, для которых испрашивается регистрация заявленного обозначения, и услуги 42 класса МКТУ "реализация товаров", для которых предоставлена правовая охрана противопоставленному товарному знаку, показал следующее.
Услуги "продвижение товаров [для третьих лиц]", указанные в перечне заявки - 2007740036/50, представляют собой совокупность самых разных мер, действий, предпринимаемых продавцами товаров, производителями или посредниками в целях повышения спроса, увеличения сбыта. Структура продвижения товаров - целая программа, состоящая из сочетания рекламы, сбыта и мероприятий по его стимулированию.
2007740036/50 8 Услуга "реализация товаров", приведенная в перечне свидетельства N 242744, подразумевает действия, связанные с передачей права собственности на товары от одного лица к другому. Таким образом, услуги "продвижение товаров" представляют собой понятие более широкое и включают в себя такие услуги как "реализация товаров", "услуги снабженческие для третьих лиц [закупка]" и "демонстрация товаров", и поэтому данные услуги имеют одно назначение, B. есть являются однородными.
Что касается довода заявителя о том, что, исходя из перечня товаров/услуг, для которых зарегистрирован противопоставленный товарный знак, правообладатель этого знака реализует строительные материалы и инструменты, в то время как заявителем указаны конкретные товары, в отношении которых оказываются услуги 35 класса МКТУ, и таким образом, смешения на рынке не будет, необходимо отметить, что правовая охрана противопоставленного товарного знака распространяется на услугу "реализация товаров" без какого-либо ограничения перечня товаров в рамках оказываемой услуги, исходя из чего, при анализе однородности рассматривается оказание услуги в отношении любых товаров.
Довод заявителя о том, что его деятельность и деятельность правообладателя противопоставленного товарного знака осуществляются на разных территориях (в северной части России - заявителем и в центральной части России - владельцем товарного знака по свидетельству N 242744), неправомерен, так как исключительное право на товарный знак действует на всей территории Российской Федерации.
Что касается регистрации товарного знака "ХОЗЯЙКА" (свидетельство - 242744) при наличии ранее зарегистрированных товарных знаков со словесным элементом "ХОЗЯИН", необходимо отметить, что каждое решение выносится с учетом определенных обстоятельств дела, при этом делопроизводство по каждой заявке ведется отдельно.
Учитывая вышеизложенное, можно заключить, что сравниваемые товарные знаки являются сходными, услуги 35 класса МКТУ, для которых испрашивается 2007740036/50 9 регистрация товарного знака, однородны услугам 42 класса МКТУ "реализация товаров", для которых предоставлена правовая охрана противопоставленному товарному знаку. Таким образом, заявленное обозначение является сходным до степени смешения с товарным знаком по свидетельству N 242744 в отношении однородных услуг и, следовательно, ему не может быть предоставлена правовая охрана по основаниям, предусмотренным пунктом 1 статьи 7 Закона.
Таким образом, у Палаты по патентным спорам отсутствуют основания для отмены решения Роспатента от 19.06.2009 об отказе в государственной регистрации товарного знака по заявке N 2007740036/50 в отношении всех заявленных услуг, приведенных в перечне заявки.
Учитывая изложенное, Палата по патентным спорам решила:
отказать в удовлетворении возражения от 24.09.2009, оставить в силе решение Роспатента от 19.06.2009 об отказе в государственной регистрации товарного знака по заявке N 2007740036/50.
2007740036/50
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам от 17 марта 2010 г. по заявке N 2007740036/50
Текст решения опубликован на сайте Роспатента www.rupto.ru