Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам
от 18 июня 2010 г. по заявке N 2008704587/50
Заявка: |
2008704587/50 |
Название: |
аромат Востока |
Объект охраны: |
Товарный знак |
Дата обращения: |
25.11.2009 |
Дата коллегии: |
16.04.2010 |
Дата утверждения: |
18.06.2010 |
Заявитель: |
"Ай.Пи. Криэйшнз Энтерпрайзис Лимитед", Кипр |
Вид обращения: |
Возражение на решение об отказе в государственной регистрации товарного знака (знака обслуживания) |
Палата по патентным спорам в порядке, установленном частью четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации, введенной в действие с 01.01.2008 Федеральным законом от 18.12.2006 N 231-ФЗ (далее - Кодекс), и в соответствии с Правилами подачи возражений и заявлений и их рассмотрения в Палате по патентным спорам, утвержденными приказом Роспатента от 22.04.2003 N 56, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 08.05.2003, регистрационный N 4520 (далее - Правила ППС), рассмотрела возражение от 25.11.2009, поданное компанией "Ай.Пи. Криэйшнз Энтерпрайзис Лимитед", Кипр (далее - заявитель), на решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, патентам и товарным знакам (далее - решение Роспатента) от 26.06.2009 об отказе в государственной регистрации товарного знака по заявке N 2008704587/50, при этом установлено следующее.
Обозначение по заявке N 2008704587/50 с приоритетом от 19.02.2008 подано на регистрацию в качестве товарного знака на имя заявителя в отношении услуг 35 и 43 классов МКТУ, указанных в перечне заявки.
В корреспонденции, поступившей в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности 05.06.2009, заявителем изложена просьба об ограничении перечня услуг, в отношении которых испрашивается государственная регистрация заявленного обозначения следующими услугами 43 класса МКТУ: "закусочные, кафе, кафетерии, рестораны, рестораны самообслуживания, услуги баров".
Согласно описанию на регистрацию "заявляется комбинированное обозначение, в центре которого расположен словесный элемент "аромат Востока" выполненный оригинальным шрифтом буквами в кириллице. Словесный элемент опоясывают изогнутые утолщенные линии".
Решением Роспатента от 26.06.2009 отказано в государственной регистрации товарного знака по заявке N 2008704587/50.
Основанием для принятия решения явилось заключение по результатам экспертизы, согласно которому заявленное обозначение не может быть 3 зарегистрировано в качестве товарного знака для вышеприведенных услуг 43 класса МКТУ, приведенных в перечне заявки N 2008704587/50 на основании подпункта 2 пункта 6 статьи 1483 Кодекса.
В заключении по результатам экспертизы указанное обосновывается тем, что заявленное обозначение является сходным до степени смешения:
- со словесным товарным знаком по свидетельству N 163780, зарегистрированным в отношении услуг 35 и 42 классов МКТУ (7-я ред. МКТУ), однородных заявленным услугам 43 класса МКТУ (9-я ред. МКТУ);
- со словесным товарным знаком по свидетельству N 198382, зарегистрированным в отношении услуг 35 и 42 классов МКТУ (7-я ред. МКТУ), однородных заявленным услугам 43 класса МКТУ (9-я ред. МКТУ).
В возражении от 25.11.2009, поступившем в Палату по патентным спорам, заявитель выражает свое несогласие с указанным решением, приводя следующие доводы:
- срок действия правовой охраны товарного знака по свидетельству - 198382 истек 14.07.2009, а заявления о продлении срока действия данной регистрации не поступало;
- правообладателем противопоставленного товарного знака по свидетельству N 163780 представлено письменное согласие на регистрацию заявленного обозначения в качестве товарного знака в отношении услуг 43 класса МКТУ.
На основании указанного заявителем изложена просьба об отмене решения Роспатента от 26.06.2009 и о регистрации обозначения по заявке - 2008704587/50 в качестве товарного знака в отношении ограниченного перечня услуг 43 класса МКТУ.
На заседании коллегии Палаты по патентным спорам, состоявшемся 16.04.2010, на основании абзаца 2 пункта 4.8 Правил ППС коллегией указано на дополнительные обстоятельства, не учтенные в заключении экспертизы, а именно, на несоответствие заявленного обозначения требованиям подпункта 1 пункта 3 статьи 1483 Кодекса.
4 Коллегией Палаты по патентным спорам выражено мнение, что регистрация заявленного обозначения в качестве товарного знака в отношении услуг 43 класса МКТУ способна вызвать ситуацию, когда потребитель будет введен в заблуждение относительно лица, оказывающего данные услуги.
При этом коллегия Палаты по патентным спорам исходила из того, что учет согласия правообладателя противопоставленного товарного знака по свидетельству N 163780, а следовательно, регистрация товарного знака по заявке N 2008704587/50, вызовет введение потребителя в заблуждение в отношении лица, оказывающего услуги, для которых испрашивается регистрация заявленного обозначения, поскольку сопоставляемые обозначения содержат фонетически и семантически тождественные элементы, предназначенные индивидуализировать однородные услуги разных юридических лиц.
В соответствии с абзацами 2 и 3 пункта 4.8 Правил ППС коллегия Палаты по патентным спорам ознакомила представителя заявителя с вышеуказанными доводами и предоставила ему возможность для представления своих соображений. Однако представителем заявителя не было озвучено каких либо аргументов и не представлено материалов, которые опровергали бы мотив, выдвинутый коллегией Палаты по патентным спорам.
Изучив материалы дела и выслушав участников рассмотрения возражения, Палата по патентным спорам считает доводы возражения неубедительными.
С учетом даты подачи заявки (19.02.2008) на регистрацию товарного знака правовая база для оценки охраноспособности указанного обозначения в качестве товарного знака включает Кодекс и Правила составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания, утвержденные приказом Роспатента N 32 от 05.03.2003, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 25.03.2003, регистрационный - 4322, и введенные в действие 10.05.2003 (далее - Правила).
5 В соответствии с требованиями подпункта 2 пункта 6 статьи 1483 Кодекса не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с товарными знаками других лиц, охраняемыми в Российской Федерации, в том числе в соответствии с международным договором Российской Федерации, в отношении однородных товаров и имеющими более ранний приоритет. Регистрация в качестве товарного знака в отношении однородных товаров обозначения, сходного до степени смешения с каким-либо из товарных знаков, указанных в пункте 6 статьи 1483 Кодекса, допускается только с согласия правообладателя.
В соответствии с пунктом 14.4.2 Правил обозначение считается сходным до степени смешения с другим обозначением, если оно ассоциируется с ним в целом, несмотря на их отдельные отличия.
В соответствии с пунктом 14.4.2.4 Правил комбинированные обозначения сравниваются с комбинированными обозначениями; с теми видами обозначений, которые входят в состав проверяемого комбинированного обозначения как элементы.
При определении сходства комбинированных обозначений используются признаки, приведенные в пунктах 14.4.2.2, 14.4.2.3 Правил, а также исследуется значимость положения, занимаемого тождественным или сходным элементом в заявленном обозначении.
В соответствии с пунктом 14.4.2.2 Правил сходство словесных обозначений может быть звуковым (фонетическим), графическим (визуальным) и смысловым (семантическим).
Звуковое (фонетическое) сходство определяется на основании наличия близких и совпадающих звуков в сравниваемых обозначениях; близости звуков, составляющих обозначения; расположения близких звуков и звукосочетаний по отношению друг к другу; наличия совпадающих слогов и их расположение; числа слогов в обозначениях; места совпадающих звукосочетаний в составе обозначений; близости состава гласных; близости состава согласных; характера 6 совпадающих частей обозначений; вхождения одного обозначения в другое; ударения.
Графическое (визуальное) сходство определяется на основании общего зрительного впечатления; вида шрифта; графического написания с учетом характера букв (например, печатные или письменные, заглавные или строчные); расположения букв по отношению друг к другу; алфавита, буквами которого написано слово; цвета или цветового сочетания.
Смысловое (семантическое) сходство определяется на основании подобия заложенных в обозначениях понятий, идей (в частности, совпадения значения обозначений в разных языках); совпадения одного из элементов обозначений, на который падает логическое ударение и который имеет самостоятельное значение; противоположности заложенных в обозначениях понятий, идей. Указанные признаки сходства словесных обозначений могут учитываться как каждый в отдельности, так и в различных сочетаниях.
В соответствии с пунктом 14.4.3 Правил при установлении однородности товаров определяется принципиальная возможность возникновения у потребителя представления о принадлежности этих товаров одному производителю. Для установления однородности товаров принимается во внимание род (вид) товаров, их назначение, вид материала, из которого они изготовлены, условия сбыта товаров, круг потребителей и другие признаки.
В соответствии с требованиями подпункта 1 пункта 3 статьи 1483 Кодекса не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, представляющих собой или содержащих элементы, являющиеся ложными или способными ввести в заблуждение потребителя относительно товара либо его изготовителя.
В соответствии с пунктом 2.5.1 Правил к таким обозначениям относятся, в частности, обозначения, порождающие в сознании потребителя представление об определенном качестве товара, его изготовителе или месте происхождения, которое не соответствует действительности.
7 Обозначение признается ложным или вводящим в заблуждение, если ложным или вводящим в заблуждение является хотя бы один из его элементов. Заявленное обозначение является комбинированным и включает в себя словесный элемент "аромат Востока", выполненный стандартным шрифтом буквами русского алфавита, и изобразительный элемент в виде трех завитков.
В заключении экспертизы заявленному обозначению противопоставлен, в частности, словесный товарный знак "ВОСТОЧНЫЙ АРОМАТ" по свидетельству N 198382. Однако, поскольку срок действия правовой охраны указанного товарного знака истек 14.07.2009, его противопоставление заявленному обозначению снимается.
Противопоставленный товарный знак по свидетельству N 163780 представляет собой словесное обозначение "АРОМАТ ВОСТОКА", выполненное стандартным шрифтом заглавными буквами русского алфавита. Анализ сходства сопоставляемых обозначений показал, что они являются сходными в силу фонетического и семантического тождества словесных элементов "аромат Востока" / "АРОМАТ ВОСТОКА", что заявителем не оспаривается. Некоторое различие визуального восприятия сравниваемых обозначений носит второстепенный характер и не влияет на вывод о сходстве в целом заявленного обозначения и товарного знака по свидетельству N 163780. Анализ перечней сравниваемых обозначений показал, что часть услуг 43 класса МКТУ (9-я ред. МКТУ) заявленного обозначения являются идентичными или однородными услугам 42 класса МКТУ (7-я ред.), указанным в перечне свидетельства N 163780 в силу принадлежности их к одному роду- виду и одинакового круга потребителей.
С учетом того, что российским законодательством предусмотрена возможность регистрации в качестве товарных знаков обозначений, сходных до степени смешения с товарными знаками, имеющими более ранний приоритет и зарегистрированными в отношении однородных товаров или услуг, при условии согласия их правообладателей, заявителем представлено согласие правообладателя противопоставленного товарного знака по свидетельству 8 - 163780 на регистрацию в качестве товарного знака обозначения по заявке - 2008704587/50.
Вместе с тем, действующими нормами указывается лишь на возможность ("допускается") регистрации товарного знака при представлении согласия правообладателя противопоставленного товарного знака, но не на ее обязательность. Подобная регистрация может привести к появлению на рынке однородных услуг различного качества, оказываемых разными лицами. В конечном итоге потребитель будет вводиться в заблуждение относительно лица, оказывающего такие услуги.
Таким образом, коллегия Палаты по патентным спорам усматривает, что существование на рынке различных субъектов, осуществляющих однородную хозяйственную деятельность и использующих для индивидуализации своих услуг семантически и фонетически тождественные обозначения, способно ввести в заблуждение потребителей в отношении лица, оказывающего данные услуги.
Учитывая изложенное и в соответствии с вышеуказанными обстоятельствами Палата по патентным спорам решила:
отказать в удовлетворении возражения от 25.11.2009, изменить решение Роспатента от 26.06.2009 и отказать в государственной регистрации товарного знака по заявке N 2008704587/50.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам от 18 июня 2010 г. по заявке N 2008704587/50
Текст решения опубликован на сайте Роспатента www.rupto.ru