Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам
от 13 мая 2010 г. по заявке N 2008708301/50
Заявка: |
2008708301/50 |
Название: |
Сладко |
Объект охраны: |
Товарный знак |
Дата обращения: |
22.07.2009 |
Дата коллегии: |
11.03.2010 |
Дата утверждения: |
13.05.2010 |
Заявитель: |
Общество с ограниченной ответственностью "Алтын Нива", Москва |
Вид обращения: |
Возражение на решение об отказе в государственной регистрации товарного знака (знака обслуживания) |
Палата по патентным спорам в порядке, установленном частью четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации, введенной в действие с 01.01.2008 Федеральным законом от 18.12.2006 N231-ФЗ (далее - Кодекс), и в соответствии с Правилами подачи возражений и заявлений и их рассмотрения в Палате по патентным спорам, утвержденными приказом Роспатента от 22.04.2003 N56, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 08.05.2003 N4520 (далее - Правила ППС), рассмотрела возражение от 22.07.2009, поданное Обществом с ограниченной ответственностью "Алтын Нива", Москва (далее - заявитель), на решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, патентам и товарным знакам об отказе в государственной регистрации товарного знака по заявке N2008708301/50, при этом установила следующее.
Предоставление правовой охраны заявленному обозначению в качестве товарного знака по данной заявке с приоритетом от 21.03.2008 испрашивается на имя заявителя в отношении товаров 30 класса МКТУ, указанных в заявке.
Согласно описанию, приведенному в заявке, заявленное обозначение представляет собой комбинированное обозначение, в состав которого входит изобразительный элемент в виде изображения круглого клейма на фоне флажка. По внешней окружности клейма выполнен орнамент, а внутри по окружности - словесные элементы "Сладкая Компания". В центре клейма помещен словесный элемент "Сладко", выполненный с прописной буквы оригинальным шрифтом в кириллице. В описании указано, что "Сладко" образовано из начальных слогов словесных элементов "Сладкая Компания". Федеральной службой по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам принято решение от 14.07.2009 об отказе в государственной регистрации товарного знака, мотивированное несоответствием заявленного обозначения требованиям пункта 6 статьи 1483 Кодекса.
N2008708301/50 3 Данное решение обосновано в заключении экспертизы тем, что заявленное обозначение сходно до степени смешения в отношении однородных товаров 30 класса МКТУ с товарными знаками по свидетельствам NN 238095, 311590 и 245807, зарегистрированными на имя других лиц и имеющими более ранний приоритет.
Вывод экспертизы о сходстве знаков основан на фонетическом и семантическом критериях сходства сравниваемых обозначений.
В Палату по патентным спорам поступило возражение от 22.07.2009, в котором заявитель выразил несогласие с решением Роспатента от 14.07.2009. Доводы возражения сводятся к тому, что заявитель обладает исключительными правами на товарные знаки по свидетельствам NN 208140, 206963 и 283967 с более ранними приоритетами.
На основании изложенного в возражении содержится просьба отменить решение Роспатента и зарегистрировать заявленное обозначение в качестве товарного знака в отношении всех товаров 30 класса МКТУ, указанных в заявке.
Изучив материалы дела и заслушав участников рассмотрения возражения, коллегия Палаты по патентным спорам считает доводы возражения неубедительными.
Кроме того, на заседании коллегии Палаты по патентным спорам, состоявшемся 11.03.2010, на основании абзаца 2 пункта 4.8 Правил ППС коллегия указала на дополнительные обстоятельства, которые не были учтены в заключении экспертизы, а именно, на несоответствие заявленного обозначения требованиям подпункта 1 пункта 3 статьи 1483 Кодекса, так как доминирующий в нем словесный элемент "Сладко" воспроизводит отличительную часть фирменного наименования широко известного в России производителя кондитерских изделий - ОАО "Кондитерское объединение "СладКо" (см. Интернет-сайт "http://www.sladco.ru"), в связи с N2008708301/50 4 чем оно способно ввести в заблуждение потребителя относительно изготовителя товаров.
В соответствии с абзацем 2 пункта 4.8 Правил ППС на заседании коллегии Палаты по патентным спорам, состоявшемся 11.03.2010, представители заявителя были ознакомлены с вышеуказанными дополнительными обстоятельствами, и им была предоставлена возможность для представления своих соображений.
Воспользовавшись предоставленным правом, представители заявителя на данном заседании коллегии выразили мнение, что заявленное обозначение не способно ввести в заблуждение потребителя относительно изготовителя товаров, так как заявитель обладает исключительными правами на товарные знаки по свидетельствам NN 208140, 206963 и 283967 с более ранними приоритетами.
Исследовав вышеуказанные обстоятельства, коллегия Палаты по патентным спорам считает соответствующие доводы заявителя неубедительными.
С учетом даты подачи заявки (21.03.2008) правовая база для оценки охраноспособности заявленного обозначения в качестве товарного знака включает в себя Кодекс и Правила составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания, утвержденные приказом Роспатента от 05.03.2003 N32, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 25.03.2003, рег. N4322, и введенные в действие 10.05.2003 (далее - Правила).
В соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 1483 Кодекса не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, представляющих собой или содержащих элементы, являющиеся ложными или способными ввести в заблуждение потребителя относительно товара либо его изготовителя.
N2008708301/50 5 В соответствии с пунктом 2.5.1 Правил к таким обозначениям относятся, в частности, обозначения, порождающие в сознании потребителя представление об определенном качестве товара, его изготовителе или месте происхождения, которое не соответствует действительности.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 6 статьи 1483 Кодекса не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с товарными знаками других лиц, охраняемыми в Российской Федерации, в том числе в соответствии с международным договором Российской Федерации, в отношении однородных товаров и имеющими более ранний приоритет.
В соответствии с пунктом 14.4.2 Правил обозначение считается сходным до степени смешения с другим обозначением, если оно ассоциируется с ним в целом, несмотря на их отдельные отличия.
В соответствии с пунктом 14.4.2.4 Правил комбинированные обозначения сравниваются с комбинированными обозначениями и с теми видами обозначений, которые входят в состав проверяемого комбинированного обозначения как элементы. При определении сходства комбинированных обозначений используются признаки, приведенные в пунктах 14.4.2.2 и 14.4.2.3 настоящих Правил, а также исследуется значимость положения, занимаемого тождественным или сходным элементом в заявленном обозначении.
В соответствии с пунктом 14.4.2.2 Правил сходство словесных обозначений может быть звуковым (фонетическим), графическим (визуальным) и смысловым (семантическим) и определяется на основании признаков, перечисленных в подпунктах (а) - (в) настоящего пункта. Признаки, перечисленные в подпунктах (а) - (в) настоящего пункта, могут учитываться как каждый в отдельности, так и в различных сочетаниях (пункт 14.4.2.2 (г) Правил).
N2008708301/50 6 В соответствии с пунктом 14.4.2.3 Правил сходство изобразительных и объемных обозначений определяется на основании следующих признаков: внешняя форма, наличие или отсутствие симметрии, смысловое значение, вид и характер изображений (натуралистическое, стилизованное, карикатурное и т.д.), сочетание цветов и тонов.
Перечисленные признаки могут учитываться как каждый в отдельности, так и в различных сочетаниях.
В соответствии с пунктом 14.4.3 Правил при установлении однородности товаров определяется принципиальная возможность возникновения у потребителя представления о принадлежности этих товаров одному производителю. Для установления однородности товаров принимается во внимание род (вид) товаров, их назначение, вид материала, из которого они изготовлены, условия сбыта товаров, круг потребителей и другие признаки.
Заявленное обозначение представляет собой комбинированное обозначение со словесными элементами "Сладко" и "Сладкая Компания", выполненными оригинальным шрифтом и стандартным шрифтом по окружности буквами русского алфавита.
Следует отметить, что словесные элементы "Сладко" и "Сладкая Компания" доминируют в заявленном обозначении, так как они акцентируют на себе внимание и запоминаются легче, чем графические элементы, которые служат фоном и графическим оформлением для этих словесных элементов, B. есть играют в знаке второстепенную, подчиненную роль.
Обозначение исполнено в бежевом, красном, светло-красном, черном и темно-синем цветовом сочетании.
Предоставление правовой охраны заявленному обозначению в качестве товарного знака испрашивается в отношении товаров 30 класса МКТУ. Противопоставленные товарные знаки по свидетельствам N238095 (с приоритетом от 23.08.2001) и N311590 (с приоритетом от 02.08.2005) N2008708301/50 7 представляют собой комбинированные обозначения, в состав которых входят словесные элементы "Слад Ко", выполненные оригинальным шрифтом буквами русского алфавита, и графические элементы в виде изображений символа "&" и горизонтально ориентированной плашки овальной формы. Следует отметить, что словесные элементы "Слад Ко" доминируют в данных товарных знаках, так как они занимают в них большую часть пространства и запоминаются легче, чем графические элементы.
Товарный знак по свидетельству N238095 исполнен в красно- коричневом, темно-коричневом, светло-бежевом, сером и черном цветовом сочетании, а товарный знак по свидетельству N311590 - в темно-коричневом цвете.
Указанные товарные знаки зарегистрированы, в частности, в отношении товаров 30 класса МКТУ.
Сопоставительный анализ заявленного обозначения и противопоставленных товарных знаков по свидетельствам NN 238095 и 311590 показал, что в их состав входят фонетически сходные словесные элементы ("Сладко" - "Слад Ко"). Фонетическое сходство данных элементов обусловлено совпадением всех звуков.
Кроме того, совпадает состав букв указанных словесных элементов, и данные элементы исполнены в сходной цветовой гамме (красный, красно- коричневый, темно-коричневый), что обуславливает их визуальное сходство.
В описании, приведенном в заявке, указано, что "Сладко" образовано из начальных слогов словесных элементов "Сладкая Компания". Анализ словесных элементов "Слад Ко" показал, что они образованы аналогичным способом.
Указанное позволяет сделать вывод о том, что сравниваемые обозначения ("Сладко" - "Слад Ко") являются семантически сходными в силу подобия заложенных в них понятий, идей - "сладкая компания".
N2008708301/50 8 В силу изложенного заявленное обозначение и противопоставленные товарные знаки по свидетельствам NN 238095 и 311590 ассоциируются друг с другом в целом, несмотря на их отдельные отличия, и, следовательно, они являются сходными.
Противопоставленный товарный знак по свидетельству N245807 (с приоритетом от 13.12.2001) представляет собой комбинированное обозначение, состоящее из словесного элемента "Сладкая компания", выполненного оригинальным шрифтом буквами русского алфавита. Буква "С" стилизована под изображение головы медведя, рядом с которым помещено также изображение лапы медведя. Изображение буквы "Я" представляет собой конечные буквы слов в словесном элементе "Сладкая компания".
Следует отметить, что словесный элемент "Сладкая компания" доминирует в данном товарном знаке, так как этот элемент занимает в нем большую часть пространства и запоминается легче, чем изобразительные элементы, служащие графическим оформлением для словесного элемента, то есть играющие второстепенную, подчиненную роль.
Указанный товарный знак зарегистрирован, в частности, в отношении товаров 30 класса МКТУ.
Сопоставительный анализ заявленного обозначения и противопоставленного товарного знака по свидетельству N245807 показал, что в их состав входят фонетически и семантически тождественные словесные элементы ("Сладкая Компания" - "Сладкая компания"). Фонетическое тождество данных элементов обусловлено совпадением всех звуков, а семантическое тождество - совпадением смыслового значения словосочетаний.
Кроме того, совпадает состав букв указанных словесных элементов.
В силу изложенного заявленное обозначение и противопоставленный товарный знак по свидетельству N245807 ассоциируются друг с другом в N2008708301/50 9 целом, несмотря на их отдельные отличия, и, следовательно, они являются сходными.
Товары 30 класса МКТУ (кофе, чай, какао и напитки из них, настои, сахар, мучные и кондитерские изделия, крупы, мед, соль, уксус, приправы и специи, жевательные резинки), в отношении которых испрашивается предоставление правовой охраны заявленному обозначению, и товары 30 класса МКТУ (кофе, чай, какао и напитки из них, настои, сахар, мучные и кондитерские изделия, крупы, мед, соль, уксус, приправы и специи, жевательные резинки), в отношении которых зарегистрированы противопоставленные товарные знаки по свидетельствам NN 238095, 311590 и 245807, совпадают либо соотносятся как род-вид, то есть являются однородными.
При этом следует отметить то, что вышеуказанные товары относятся к товарам широкого потребления, и с учетом высокой степени сходства сравниваемых знаков, обусловленной фонетическим и семантическим сходством и тождеством доминирующих в них словесных элементов ("Сладко" - "Слад Ко"; "Сладкая Компания" - "Сладкая компания"), значительно увеличивается опасность смешения на рынке этих товаров, маркированных сравниваемыми знаками. Ввиду указанного расширяется диапазон товаров, подлежащих признанию в качестве однородных.
Таким образом, заявленное обозначение и противопоставленные товарные знаки по свидетельствам NN 238095, 311590 и 245807 являются сходными до степени смешения в отношении однородных товаров 30 класса МКТУ.
Что касается доводов возражения о том, что заявителю принадлежат исключительные права на иные товарные знаки с более ранними приоритетами, то следует отметить, что данные обстоятельства не имеют отношения к предмету рассматриваемого возражения и не могут влиять на выводы о сходстве до степени смешения в отношении однородных товаров N2008708301/50 10 заявленного обозначения и противопоставленных товарных знаков по свидетельствам NN 238095, 311590 и 245807, так как законодательством, регулирующим правоотношения по приобретению исключительных прав на товарные знаки, не предусмотрен учет наличия старших прав на сходные обозначения, а, напротив, предусмотрено, что экспертиза по каждой заявке осуществляется в отдельности, когда заявленному обозначению противопоставляются все ранние права.
Исходя из изложенного, коллегия Палаты по патентным спорам не располагает основаниями, опровергающими вывод экспертизы о несоответствии заявленного обозначения требованиям пункта 6 статьи 1483 Кодекса.
Кроме того, доминирующий в заявленном обозначении словесный элемент "Сладко" воспроизводит отличительную часть фирменного наименования широко известного в России производителя кондитерских изделий - ОАО "Кондитерское объединение "СладКо" (см. Интернет-сайт "http://www.sladco.ru").
Согласно сведениям из Интернет-сайта "http://www.sladco.ru" ОАО "Кондитерское объединение "СладКо" было создано в Екатеринбурге в 2001 году и является одним из крупнейших производителей кондитерских изделий в России. Объединение - в пятерке лидеров кондитерской отрасли и производит все основные виды кондитерских изделий. Компания "СладКо" имеет обширную дистрибьютерскую сеть. Продукция "СладКо" представлена на территории всей России и в странах СНГ. ОАО "Кондитерское объединение "СладКо" - участник и лауреат российских и международных отраслевых выставок и конкурсов. Кондитерские изделия "СладКо" являются, в частности, обладателями золотых и серебряных дипломов престижного российского конкурса качества "100 лучших товаров России" в номинации "Продовольственные товары", отмечены дипломом Европейской Бизнес Ассамблеи и другими отраслевыми наградами.
N2008708301/50 11 Принимая во внимание изложенное, коллегия Палаты по патентным спорам пришла к выводу о том, что заявленное обозначение способно породить в сознании потребителя представление о принадлежности товаров заявителя, маркированных заявленным обозначением, ОАО "Кондитерское объединение "СладКо", которое не соответствует действительности.
Таким образом, рассматриваемое обозначение при использовании его заявителем в качестве средства индивидуализации товаров, указанных в заявке, способно ввести в заблуждение потребителя относительно изготовителя товаров.
При этом следует отметить то, что в соответствии со статьей 10bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности (Париж, 20 марта 1883 г.) подлежат запрету все действия, способные каким бы то ни было способом вызвать смешение в отношении предприятия, продуктов или промышленной либо торговой деятельности конкурента.
Изложенное обуславливает вывод о несоответствии заявленного обозначения требованиям пункта 3 статьи 1483 Кодекса.
Что касается доводов заявителя о том, что аявленное обозначение не способно ввести в заблуждение потребителя относительно изготовителя товаров, поскольку он обладает исключительными правами на иные товарные знаки с более ранними приоритетами, то следует отметить, что заявителем не были представлены какие-либо документы, свидетельствующие о том, что обозначение "Сладко" воспринимается потребителем как обозначение товаров именно заявителя, а не широко известного производителя - ОАО "Кондитерское объединение "СладКо". Таким образом, коллегия Палаты по патентным спорам не располагает основаниями, опровергающими вывод о несоответствии заявленного обозначения требованиям пункта 3 статьи 1483 Кодекса.
N2008708301/50 12 Учитывая изложенное, Палата по патентным спорам решила:
отказать в удовлетворении возражения от 22.07.2009, изменить решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, патентам и товарным знакам от 14.07.2009 и отказать в государственной регистрации товарного знака по заявке N2008708301/50.
N2008708301/50
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам от 13 мая 2010 г. по заявке N 2008708301/50
Текст решения опубликован на сайте Роспатента www.rupto.ru