Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам
от 23 июля 2010 г. по заявке N 2005713618/50
Заявка: |
2005713618/50 |
Название: |
СЕРЕБЯНЫЙ ДУХ АЛТАЯ SILVER SPIRIT OF ALTAI |
Объект охраны: |
Товарный знак |
Дата обращения: |
27.04.2010 |
Дата коллегии: |
25.06.2010 |
Дата утверждения: |
23.07.2010 |
Заявитель: |
Общество с ограниченной ответственностью "Алтай Холдинг", г. Барнаул |
Вид обращения: |
Возражение против предоставления правовой охраны товарному знаку (знаку обслуживания) |
Палата по патентным спорам в порядке, установленном частью четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации, введенной в действие с 01.01.2008 Федеральным законом от 18.12.2006 N 231-ФЗ (далее - Кодекс), и в соответствии с Правилами подачи возражений и заявлений и их рассмотрения в Палате по патентным спорам, утвержденными приказом Роспатента от 22.04.2003 за N 56, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 08.05.2003, регистрационный N 4520 (далее - Правила), рассмотрела возражение от 27.04.2010 против предоставления правовой охраны товарному знаку по свидетельству N319741, поданное Обществом с ограниченной ответственностью "Алтай Холдинг", г. Барнаул (далее - лицо, подавшее возражение), при этом установлено следующее. Оспариваемый товарный знак по заявке N2005713618/50 с приоритетом от 07.06.2005 зарегистрирован 22.01.2007 в Государственном реестре товарных знаков и знаков обслуживания Российской Федерации за N319741 на имя Большанина Владимира Иннокентьевича, 634020, Томская область, Томский р-н, п.Богашево, ул.Новостройка, 38а, в отношении товаров 33 класса МКТУ, указанных в перечне свидетельства. В результате регистрации Роспатентом договора об уступке, зарегистрированного 17.12.2007 за NРД0030330, правообладателем товарного знака на дату рассмотрения возражения является Полное товарищество Цареградского и Большанина "СПИРИТ", 634570, Томская обл., пос.Богашево, ул.Новостройка, 38А (далее - правообладатель).
Оспариваемый товарный знак представляет собой словесное обозначение "СЕРЕБЯНЫЙ ДУХ АЛТАЯ SILVER SPIRIT OF ALTAI", выполненное буквами русского и английского алфавитов стандартным шрифтом в две строки друг над другом.
В возражении от 27.04.2010, поступившем в Палату по патентным спорам 28.04.2010, выражено мнение о том, что правовая охрана товарному знаку "СЕРЕБЯНЫЙ ДУХ АЛТАЯ SILVER SPIRIT OF ALTAI" по свидетельству N319741 предоставлена в нарушении требований части 1 2 пункта 3 статьи 6 Закона (часть 1 пункта 3 статьи 1483 Кодекса) и пункта 1 статьи 7 Закона (пункт 6 статьи 1483 Кодекса).
Доводы возражения сводятся к следующему:
- лицо, подавшее возражение, является правообладателем товарных знаков по свидетельствам N212164, 212165, 212166, 212789, 210466, 185114. 212270, 212167, 210796, 250098, 279364, включающих в свой состав или состоящих из словесных элементов "АЛТАЙ", "ALTAI", "ALTAY", "ALTAISKAYA", зарегистрированных в отношении однородных товаров и имеющих более ранний приоритет;
- словесные элементы "SILVER", "СЕРЕБРЯНЫЙ", "SPIRIT" и "ДУХ", включенные в состав оспариваемого товарного знака, являются слабыми элементами, поскольку входят с состав различных товарных знаков, элемент "SPIRIТ" указывает на спиртовые напитки, а понятие "ДУХ" является общеупотребимым в России для оценки запаха;
- словесные элементы "АЛТАЙ" и "ALTАI" товарных знаков, принадлежащий лицу, подавшему возражение, тождественны элементу "ALTAI", входящему в состав оспариваемого товарного знака, а со словесным элементом "АЛТАЯ" являются сходными по фонетическому и семантическому критериям. Кроме того, в латинском написании слово "ALTAI" воспринимается в единственном числе и без падежа;
- товарный знак "АЛТАЙ" является широко известным на территории РФ обозначением алкогольной продукции, в связи с чем применение слабых элементов "СЕРЕБРЯНЫЙ ДУХ" и "SILVER SPIRIT" в совокупности A. словом "АЛТАЙ/ALTAI" будет восприниматься как дополнительная похвала продукции лица, подавшего возражение, например "у АЛТАЯ серебряный дух" или "Дух как у АЛТАЯ серебро";
- дополнительное сходство оспариваемому товарному знаку и противопоставляемым товарным знакам придает реальное использование правообладателем оспариваемого товарного знака на алкогольной продукции;
3 - оспариваемый товарный знак способен ввести потребителя в заблуждение относительно того, что продукция под товарным знаком N319741 произведена правообладателем серии товарных знаков, содержащих словесный элемент "АЛТАЙ/ALTAI", оспариваемый товарный знак при его восприятии будет ассоциироваться с одним из вариантов ранее зарегистрированной серией товарных знаков "АЛТАЙ/ALTAI";
- возможность ввода в заблуждение потребителей основана на длительном, широком и массовом использовании на территории РФ товарных знаков лица, подавшего возражения на однородной продукции, ее высокой известности и популярности;
- согласно данным лица, подавшего возражение, начиная с 2001-2002 годов объем продаж водки "АЛТАЙ" начал расти и в 2005 году составил 830.115,0 литров. Продукция "АЛТАЙ" входит в десятку лидеров рынка;
- правообладатель оспариваемого товарного знака преднамеренно принимает меры к прямому смешению его товарного знака с продукцией лица, подавшего возражение, а именно: располагает элемент "ALTAI" по центру продукта и больше основного текста "SILVER SPIRIT OF"; использует только латинскую часть знака; в оформлении упаковки и этикетки использует графические элементы, характерные для продукции лица, подавшего возражение.
К возражению приложены следующие материалы:
- копии свидетельств на товарные знаки;
- поиск товарных знаков "SILVER" и "SPIRIT" в базах данных товарных знаков;
- отчеты "Продажи АЛТАЙ 2005-2010", "Активность по продвижению марки "Алтай"" за 2003-2009", "Мониторинг здоровья марок -Водка";
- изображение продукции под товарным знаком N319741.
4 В связи с изложенным, лицо, подавшее возражение, просит признать недействительным предоставление правовой охраны товарному знаку по свидетельству N319741 полностью.
Правообладатель оспариваемого товарного знака был уведомлен должным образом о поступившем возражении, представил отзыв на возражение на заседании коллегии Палаты по патентным спорам, состоявшемся 25.06.2010. Доводы отзыва сводятся к следующему:
- оспариваемый товарный знак и противопоставляемые товарные знаки несходны до степени смешения по фонетическому, графическому и семантическому критериям;
- словосочетание "Серебряный дух Алтая" обладает устойчивой семантикой, оно обозначает божества язычников, богатство которых заключено в данной горной местности (если гора богата серебром - то народ покланяется "серебряному духу" и т.п.);
- слово Алтай обозначает конкретное географическое место - Республику Алтай. Каждый производитель обязан указывать на своей продукции место производства товара. Следовательно, словесный элемент "АЛТАЙ" является слабым элементом;
- помимо товарных знаков лица, подавшего возражение, Роспатентом зарегистрировано восемь товарных знаков, включающих в свой состав словесный элемент "Алтай", вследствие чего, слово "Алтай" имеет слабую различительную способность;
- оценка способности введения потребителя в заблуждение должна проводиться по состоянию на момент регистрации товарного знака, при этом должна оцениваться возможность введения в заблуждение самим товарным знаком, а не его изображением на товаре;
- в подтверждение отсутствия сходства правообладатель представил заключение, выполненное Российским государственным институтом 5 интеллектуальной собственности, в котором содержатся выводы об отсутствии сходства до степени смешения.
К отзыву приложены:
- копия труда А.В. Анохина "Материалы по шаманству у алтайцев_", копия из географического очерка Г.Н. Потанина "Погода на Алтае", список использованной литературы при создании товарного знака;
- выдержки из статей сети Интернет;
- распечатка товарных знаков;
- копия заключения РГИИС;
- Выдержка из газеты о рейтинге производителей водки.
На основании вышеизложенного правообладатель просит отказать в удовлетворении возражения против предоставления правовой охраны товарному знаку по свидетельствуN319741.
Изучив материалы дела и выслушав участников рассмотрения возражения, Палата по патентным спорам сочла изложенные в нем доводы неубедительными.
С учетом даты приоритета (07.06.2005) заявки N2005713618/50 на регистрацию товарного знака, правовая база для оценки его охраноспособности включает Закон Российской Федерации от 23.09.1992 г. N3520-1 "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 11 декабря 2002 г. N166-ФЗ, введенными в действие с 27.12.2002 (далее - Закон) и Правила составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания, утвержденные приказом Роспатента от 05.03.2003, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 25.03.2003, регистрационный N4322, и введенные в действие 10.05.2003 (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 3 статьи 6 Закона не допускается регистрация в качестве товарных знаков обозначений, представляющих собой или 6 содержащих элементы, являющиеся ложными или способными ввести в заблуждение потребителя относительно товара или его изготовителя.
К таким обозначениям, в соответствии с пунктом 2.3.2 Правил, относятся, в частности, обозначения, порождающие в сознании потребителя представление об определенном качестве товара, его изготовителе или месте происхождения, которое не соответствует действительности.
На основании пункта 1 статьи 7 Закона не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с товарными знаками других лиц, заявленными на регистрацию (если заявки на них не отозваны) или охраняемыми в Российской Федерации, в том числе в соответствии с международным договором Российской Федерации, в отношении однородных товаров и имеющими более ранний приоритет.
В соответствии с пунктом 14.4.3. Правил при установлении однородности товаров определяется принципиальная возможность возникновения у потребителя представления о принадлежности этих товаров одному производителю.
Обозначение считается сходным до степени смешения с другим обозначением, если оно ассоциируется с ним в целом, несмотря на их отдельные отличия.
Для установления однородности товаров принимается во внимание род (вид) товаров, их назначение, вид материала, из которого они изготовлены, условия сбыта товаров, круг потребителей и другие признаки.
Оспариваемый товарный знак представляет собой словесное обозначение "СЕРЕБЯНЫЙ ДУХ АЛТАЯ SILVER SPIRIT OF ALTAI", выполненное буквами русского и английского алфавитов стандартным шрифтом в две строки друг над другом. Правовая охрана предоставлена в отношении товаров 33 класса МКТУ, указанных в перечне свидетельства.
7 В возражении противопоставлены следующие товарные знаки:
- товарный знак по свидетельству N212164 является комбинированным, состоит из словесного элемента "ALTAI", и изобразительного элемента в виде головы мужчины в шапке. Товарный знак зарегистрирован в отношении товаров и услуг 16, 21, 25, 33 и 42 классов МКТУ;
- товарный знак по свидетельству N212165 состоит из словесного элемента "ALTAY", выполненного буквами английского алфавита. Товарный знак зарегистрирован в отношении товаров и услуг 16, 21, 25, 33 и 42 классов МКТУ;
- товарный знак по свидетельству N212789 состоит из словесного элемента "ALTAISKAYA", выполненного буквами английского алфавита. Товарный знак зарегистрирован в отношении товаров и услуг 16, 21, 25, 33 и 42 классов МКТУ;
- товарный знак по свидетельству N210466 состоит из словесного элемента "АЛТАЙ", выполненного буквами русского алфавита. Товарный знак зарегистрирован в отношении товаров и услуг 16, 21, 25, 33 и 42 классов МКТУ;
- товарный знак по свидетельству N185114 состоит из словесного элемента "АЛТАИ", выполненного буквами русского алфавита. Товарный знак зарегистрирован в отношении товаров и услуг 16, 21, 25, 33 и 42 классов МКТУ;
- товарный знак по свидетельству N212270 является комбинированным, представляет собой этикетку, состоит из словесных элементов "ВОДКА АЛТАЙ ОРГИНАЛЬНАЯ ЧИСТОТА АЛТАЙСКИХ ГОР", и изобразительных элементов в виде гор и абстрактных силуэтов, вписанных в круг. Товарный знак зарегистрирован в отношении товаров 33 класса МКТУ. Элементы "ВОДКА" и "ОРИГИНАЛЬНАЯ" указаны в качестве неохраняемых элементов;
- товарный знак по свидетельству N212167 является комбинированным, состоит из словесного элемента "АЛТАЙ", вписанного в прямоугольник 8 черного цвета. Товарный знак зарегистрирован в отношении товаров 33 класса МКТУ;
- товарный знак по свидетельству N210796 является комбинированным, состоит из словесных элементов "ВОДКА АЛТАЙ ОРИГИНАЛЬНАЯ", вписанных в прямоугольник черного цвета. Товарный знак зарегистрирован в отношении товаров 33 класса МКТУ. Элементы "ВОДКА" и "ОРИГИНАЛЬНАЯ" указаны в качестве неохраняемых элементов;
- товарный знак по свидетельству N250098 состоит из словесного элемента "АЛТАЙ", выполненного буквами русского алфавита. Товарный знак зарегистрирован в отношении товаров 32 класса МКТУ;
- товарный знак по свидетельству N279364 состоит из словесного элемента "ALTAI", выполненного буквами английского алфавита. Товарный знак зарегистрирован в отношении товаров 33 класса МКТУ.
Таким образом, противопоставляемые товарные знаки представляют собой серию товарных знаков, объединенных между собой словесным элементом "АЛТАЙ/ALTAI".
Анализ на сходство оспариваемого товарного знака с противопоставляемыми товарными знаками показал, что они несходны до степени смешения в связи со следующим.
Оспариваемый товарный знак является словосочетанием, выполненным на русском и английском языках. При этом существительным является слово "ДУХ/SPIRIT", следовательно, на него подает логическое ударение в словосочетании, и он определяет смысловое значение, заложенное в словосочетании. Следует отметить, что словесный элемент "АЛТАЙ" является слабым элементом ввиду того, что представляет собой географическое наименование, а также входит в состав товарных знаков (свидетельства N179944, 311294, 286293, 321896, 261035, 200407, 374072, 168650. 174620), зарегистрированных на имя различных лиц в отношении однородных товаров, что обуславливает его низкую различительную способность. Таким образом, довод лица, подавшего возражение, о 9 семантическом сходстве оспариваемого товарного знака с противопоставляемыми товарными знаками не находит своего подтверждения.
Довод лица, подавшего возражение, о том, что словесные элементы "СЕРЕБРЯНЫЙ/SILVER" и "ДУХ/SPIRIT" являются слабыми элементами, также является неубедительным, ввиду того, что оспариваемое обозначение является грамматически и семантически согласованным словосочетанием и воспринимается в целом. Довод о том, что словесный элемент "ALTAI" в заявленном обозначении выполнен в единственном числе и без какого-либо падежа, неубедителен, ввиду наличия предлога "OF" перед элементом "ALTAI", что приводит к восприятию этого элемента в родительном падеже. Сравниваемые обозначения не сходны до степени смешения по фонетическому критерию сходства, поскольку они имеют различный словесный состав, разный состав букв и звуков, при этом совпадающая часть "АЛТАЯ/ALTAI" находится в конце словосочетания.
Графически сравниваемые обозначения также не являются сходными, поскольку, не смотря на совпадения алфавита и вида шрифта, сравниваемые обозначения производят различное впечатление ввиду различного состава слов.
Исходя из вышеизложенного, коллегия Палаты по патентным спорам делает вывод о том, что сравниваемые обозначения не ассоциируются друг с другом, следовательно, не являются сходными до степени смешения.
В отношении мотивов возражения, касающегося возможности ввода потребителя в заблуждение относительно производителя, поскольку продукция, маркированная оспариваемым товарным знаком, будет восприниматься как продукция лица, подавшего возражение, ввиду широкой известности продукции, маркированной обозначением "АЛТАЙ/ALTAI" коллегия Палаты по патентным спорам отмечает следующее.
Как было проанализировано выше, оспариваемый товарный знак не является сходным до степени смешения с товарными знаками лица, подавшего возражение. Лицом, подавшим возражение, не представлены доказательства 0 возможности введения потребителя в заблуждение.
Представленные материалы (отчеты "Продажи АЛТАЙ 2005-2010", "Активность по продвижению марки "Алтай"" за 2003-2009", "Мониторинг здоровья марок - Водка") являются декларативными, представляют собой внутренние исследования компании - лица, подавшего возражение, и не подтверждены фактическими данными. Более того, большая часть материалов относится к периоду, выходящему за рамки рассматриваемого возражения, ограниченного сроком до даты подачи заявки N2005713618/50 - 07.06.2005. Исходя из вышеизложенного, коллегия Палаты по патентным спорам не может сделать вывод о введении потребителя в заблуждение относительно производителя товаров.
Довод лица, подавшего возражение, о том, что правообладателем оспариваемого товарного знака этот знак используется с выделением крупным шрифтом слова "ALTAI", не относится к компетенции Палаты по патентным спорам в рамках данного возражения. Коллегия рассматривает правомерность предоставления правовой охраны заявленному обозначению по заявке N2005713619/50, и проводит анализ в отношении данного обозначения.
Довод о том, что в словосочетании "СЕРЕБЯНЫЙ ДУХ АЛТАЯ SILVER SPIRIT OF ALTAI" элемент "АЛТАЙ/ALTAI" воспринимается потребителями как указание на продукцию лица, подавшего возражение, также не доказан фактическими материалами возражения.
1 Учитывая вышеизложенное, Палата по патентным спорам решила:
отказать в удовлетворении возражения от 27.04.2010, оставить в силе правовую охрану товарного знака по свидетельству N319741
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам от 23 июля 2010 г. по заявке N 2005713618/50
Текст решения опубликован на сайте Роспатента www.rupto.ru