Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам
от 15 ноября 2010 г. по заявке N 2007735090/50
Заявка: |
2007735090/50 |
Название: |
Кремлевские |
Объект охраны: |
Товарный знак |
Дата обращения: |
30.03.2010 |
Дата коллегии: |
08.10.2010 |
Дата утверждения: |
15.11.2010 |
Заявитель: |
ООО "Качественные продукты", Москва |
Вид обращения: |
Возражение на решение об отказе в государственной регистрации товарного знака (знака обслуживания) |
Палата по патентным спорам в порядке, установленном частью четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации, введенной в действие с 01.01.2008 Федеральным законом от 18.12.2006 N231-ФЗ (далее - Кодекс), и в соответствии с Правилами подачи возражений и заявлений и их рассмотрения в Палате по патентным спорам, утвержденными приказом Роспатента от 22.04.2003 N56, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 08.05.2003, регистрационный N4520, рассмотрела возражение от 30.03.2010, поданное ООО "Качественные продукты", Москва (далее - заявитель), на решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам от 28.12.2009 об отказе в государственной регистрации товарного знака по заявке N2007735090/50, при этом установлено следующее. Обозначение по заявке N2007735090/50 с приоритетом от 13.11.2007 заявлено на регистрацию в качестве товарного знака на имя заявителя в отношении товаров 29, 30 классов МКТУ, указанных в перечне заявки.
В качестве товарного знака заявлено словесное обозначение "Кремлевские", выполненное стандартным шрифтом строчными буквами русского алфавита с первой заглавной буквой "К".
Федеральной службой по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам принято решение (далее - решение Роспатента) от 28.12.2009 об отказе в государственной регистрации товарного знака. Основанием для принятия решения явилось заключение по результатам экспертизы, согласно которому было установлено, что заявленное обозначение не может быть зарегистрировано в качестве товарного знака на основании пунктов 3, 4 и 6 статьи 1483 Кодекса.
Указанное обосновывается тем, что заявленное обозначение сходно до степени смешения с ранее зарегистрированными на имя других лиц товарными знаками со словесным элементом:
- "Кремлевский", "Кремлёвский" по свидетельствам NN 292456 [1], 242368 [2], 283007 [3] для однородных товаров 29, 30 классов МКТУ;
- "Кремлёвские" по свидетельствам NN 130035 [4], 131302[5] для однородных товаров 30 класса МКТУ.
Кроме того, заявленное обозначение "Кремлевские" способно ввести потребителя в заблуждение, поскольку будет вызывать в его сознании представление о принадлежности обозначения либо к ФГУ "Государственный историко-культурный музей-заповедник "Московский Кремль", либо к структурам, учрежденным Управлением делами Администрации Президента Российской Федерации.
В заключении экспертизы также отмечено, что регистрация обозначения "Кремлевские" на имя заявителя не может быть осуществлена без документального согласия Управления делами Президента Российской Федерации, осуществляющего полномочия собственника федерального имущества - Московского Кремля, который был включен в список объектов Всемирного наследия Юнеско в России и свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.
В поступившем в Палату по патентным спорам возражении от 30.03.2010 заявитель выразил свое несогласие с решением Роспатента об отказе в государственной регистрации товарного знака.
Доводы возражения сводятся к следующему.
1.
Ссылка экспертизы на то, что семантика слова "Кремлевские" предполагает, что данное обозначение непосредственно указывает на Московский Кремль, является необоснованной, поскольку кремль, как центральная укрепительная часть русского феодального города, имевший в 16-17 веках военно- стратегическое значение, утраченное в 18-19 веках, вошел в городские комплексы как административный центр и историко- художественный ансамбль таких городов, как Нижний Новгород, Тула, Коломна, Зарайск, Казань, Ростов Великий, Смоленск, Серпухов, Астрахань и др., поэтому обозначение "Кремлевский" может относиться ко всем вышеперечисленным городам, где на сегодняшний день сохранились данные постройки.
2.
3.
Доводы экспертизы о том, что обозначение "Кремлевские" будет вызывать в сознании потребителя представление о его принадлежности либо ФГУ "Государственный историко- культурный музей - заповедник "Московский Кремль", либо к структурам, учрежденным Управлением делами Администрации Президента Российской Федерации, опровергаются вступившими в силу решениями судов, где эти доводы были отклонены, и практикой экспертизы, поскольку существуют товарные знаки, содержащие слова "Кремлевские", "Кремлевское", "Кремлевская", принадлежащие лицам, не относящимся к вышеуказанным структурам, которым Роспатент предоставил правовую охрану.
В отношении противопоставленных товарных знаков заявитель отмечает, что в отношении противопоставленных товарных знаков [1]-[3] приняты решения о досрочном прекращении правовой охраны в отношении части товаров, в результате чего они являются однородными лишь части заявленных товаров 30 класса МКТУ, и не являются однородными таким товарам, как "блинчики с начинкой; вареники; кулебяки с мясом; кушанья мучные; манты; пельмени; равиоли; хинкали".
На основании изложенного заявитель выразил просьбу об отмене решения Роспатента и регистрации заявленного обозначения в качестве товарного знака для всех заявленных товаров 29 и 30 классов МКТУ.
К возражению приложены копии упомянутых решений судов:
- Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2008 по делу NА41-2080/08 [1];
- Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа NКГ-А41/1438-09 от 11.03.2009 по делу NА41-2080/08 [2].
Изучив материалы дела и заслушав присутствующих на заседании коллегии, Палата по патентным спорам находит доводы возражения неубедительными.
С учетом даты (13.11.2007) поступления заявки на регистрацию товарного знака правовая база для оценки охраноспособности заявленного обозначения в качестве товарного знака включает в себя Закон Российской Федерации "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" от 23.09.92 N3520-1, с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 11.12.2002 N166-ФЗ, введенным в действие с 27.12.2002 (далее - Закон), и Правила составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания, зарегистрированные в Министерстве юстиции Российской Федерации 25.03.2003, регистрационный N4322, введенные в действие 10.05.2003 (далее - Правила).
В соответствии с требованиями пункта 3 статьи 6 Закона не допускается регистрация в качестве товарных знаков обозначений, представляющих собой или содержащих элементы, в частности, являющиеся ложными или способными ввести в заблуждение потребителя относительно товара или его изготовителя.
В соответствии с подпунктом (2.5.1) пункта 2.5 Правил к таким обозначениям относятся, в частности, обозначения, порождающие в сознании потребителя представление об определенном качестве товара, его изготовителе или месте происхождения, которое не соответствует действительности. Обозначение признается ложным или вводящим в заблуждение, если ложным или вводящим в заблуждение является хотя бы один из его элементов.
В соответствии с пунктом 4 статьи 6 Закона и пунктом 2.6 Правил не допускается регистрация в качестве товарных знаков обозначений, тождественных или сходных до степени смешения с официальными наименованиями и изображениями особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации либо объектов всемирного культурного или природного наследия, а также с изображениями культурных ценностей, хранящихся в коллекциях, собраниях и фондах, если такая регистрация испрашивается на имя лиц, не являющихся их собственниками (владельцами) и не имеющих согласия собственников или лиц, уполномоченных на это собственниками, на регистрацию таких обозначений в качестве товарных знаков.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Закона не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, тождественные или сходные до степени смешения, в частности, с товарными знаками других лиц, заявленными на регистрацию (если заявки на них не отозваны) или охраняемыми в Российской Федерации, в том числе в соответствии с международным договором Российской Федерации, в отношении однородных товаров и имеющими более ранний приоритет.
Согласно пункту (14.4.2) Правил обозначение считается сходным до степени смешения с другим обозначением, если оно ассоциируется с ним в целом, несмотря на их отдельные отличия.
Согласно пункту (14.4.2.2) Правил словесные обозначения сравниваются со словесными обозначениями и с комбинированными обозначениями, в композиции которых входят словесные элементы.
Сходство словесных обозначений может быть звуковым (фонетическим), графическим (визуальным) и смысловым (семантическим). Звуковое, графическое и смысловое сходство определяется на основании признаков, перечисленных в подпунктах (а) - (в) пункта (14.4.2.2) Правил, которые могут учитываться как каждый в отдельности, так и в различных сочетаниях.
Согласно пункту (14.4.3) Правил при установлении однородности товаров определяется принципиальная возможность возникновения у потребителя представления о принадлежности этих товаров одному производителю.
Для установления однородности товаров принимается во внимание род (вид) товаров, их назначение, вид материала, из которого они изготовлены, условия сбыта товаров, круг потребителей и другие признаки. Как указано выше, заявленное обозначение представляет собой слово "Кремлевские", выполненное стандартным шрифтом строчными буквами русского алфавита с заглавной "К".
Слово "Кремлевский" представляет собой прилагательное, образованное от слова "Кремль". Словесные элементы "Кремль", "Кремлевский" в структуре ассоциативных связей отечественного потребителя, в первую очередь, связываются с государством и верховной властью России, данные слова воспринимаются в качестве неофициального символа российского государства и в этой связи вызывают у потребителей представление о принадлежности таких товарных знаков правообладателю, подконтрольному государственным структурам.
Указом Президента Российской Федерации от 31.01.1992 N82 "Об официальной резиденции Президента Российской Федерации" Московский Кремль определен в качестве официальной резиденции Президента Российской Федерации.
Согласно пункту 1 Положения об Управлении делами Президента Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 17.09.2008 N1370, Управление делами Президента Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в пределах своей компетенции функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом, а также другие функции, предусмотренные федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
Исходя из указанного Положения, а также принимая во внимание то обстоятельство, что местонахождение заявителя - город Москва, производство заявителем товаров с товарным знаком, вызывающим ассоциации с Московским Кремлем, может вводить потребителя в заблуждение относительно изготовителя товаров, вызывая в его сознании представление о принадлежности к структурам, учрежденным Управлением делами Президента Российской Федерации, к которым заявитель не имеет отношения.
Кроме того, Московский Кремль является объектом, на территории которого расположено ФГУ "Государственный историко-культурный музей- заповедник "Московский Кремль", внесенный в свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации и в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в России.
Согласно Уставу ФГУ "Государственный историко-культурный музей- заповедник "Московский Кремль" контроль за использованием имущества, находящегося в оперативном управлении, а также в бессрочном и безвозмездном пользовании музея, осуществляют в пределах своей компетенции Министерство имущественных отношений Российской Федерации, Управление делами Президента Российской Федерации и Министерство культуры Российской Федерации.
Таким образом, следует признать правомерным вывод экспертизы о том, что регистрация товарного знака на имя заявителя, не имеющего никакого отношения к вышеуказанным структурам, способна ввести потребителя в заблуждение относительно изготовителя заявленных товаров, что не соответствует требованиям пункта 3 статьи 6 Закона.
Ссылка заявителя на судебные решения [1]-[2] не может быть принята во внимание, поскольку эти решения принимались по делу, в котором исследовались обстоятельства, относящиеся к оценке качества продукции, маркированной обозначением "КРЕМЛЕВСКИЙ", а не к охраноспособности обозначения в связи с возможностью введения потребителя в заблуждение относительно производителя товаров и услуг.
Вместе с тем, коллегия располагает судебными решениями, в которых сделан однозначный вывод о способности обозначения "КРЕМЛЕВСКАЯ (KREMLEVSKAYA)" ассоциироваться в сознании потребителя именно с Московским Кремлем и в связи с этим возможностью вводить потребителя в заблуждение относительно лица, производящего товары и оказывающего услуги (см. Решение Арбитражного суда г. Москвы от 21.07.2009 по делу NА40-76722/08-110-620; Решение Арбитражного суда г.Москвы от 01.09.2009 по делу NА40-76726/08-5-734; Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 03.09.2009 по делу NА40-76720/08-67-675 и NА40- 76724/08-67-676).
В отношении ссылки заявителя на иные решения Роспатента коллегия отмечает, что в Российской Федерации не существует прецедентного права, и при рассмотрении возражений учитываются конкретные обстоятельства по каждому делу в отдельности.
Государственная регистрация в качестве товарного знака обозначения "Кремлевские", которое является производным от названия объекта, включенного в свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации и в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в России, на имя заявителя без согласия собственника этого объекта или лица, уполномоченного на это собственником данного объекта, не может быть осуществлена.
В отношении доводов о соответствии заявленного обозначения требованиям пункта 1 статьи 7 Закона коллегия Палаты по патентным спорам отмечает следующее.
Сходство заявленного словесного обозначения "Кремлевские" с противопоставленными товарными знаками "Кремлёвские", "Кремлёвский" [1]-[5] не вызывает сомнения ввиду фонетического и семантического тождества словесных элементов "Кремлевские" и "Кремлёвские"[4], [5], фонетического и семантического сходства словесных элементов 10 "Кремлевские" и "Кремлёвский" [1]-[3], что заявителем в возражении не оспаривается.
Что касается однородности товаров и услуг, то можно согласиться с заявителем, что часть товаров 29 и 30 классов МКТУ, в отношении которых испрашивается регистрация товарного знака, не являются однородными с товарами 29 и 30 классов МКТУ, указанными в противопоставленных регистрациях, однако, учитывая, что заявленному обозначению не может быть предоставлена правовая охрана по основаниям пунктов 3, 4 статьи 6 Закона, в целом, решение Роспатента об отказе в государственной регистрации товарного знака по заявке N2007735090/50 следует признать правомерным.
В соответствии с изложенным Палата по патентным спорам решила:
отказать в удовлетворении возражение от 30.03.2010 и оставить в силе решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, патентам и товарным знакам от 28.12.2009.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам от 15 ноября 2010 г. по заявке N 2007735090/50
Текст решения опубликован на сайте Роспатента www.rupto.ru