Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам
от 6 августа 2010 г. по заявке N 2008709831/50
Заявка: |
2008709831/50 |
Название: |
Алвиз |
Объект охраны: |
Товарный знак |
Дата обращения: |
24.03.2010 |
Дата коллегии: |
08.06.2010 |
Дата утверждения: |
06.08.2010 |
Заявитель: |
ООО "Архангельский ликеро-водочный завод", Россия |
Вид обращения: |
Возражение на решение о государственной регистрации товарного знака (знака обслуживания) |
Палата по патентным спорам в порядке, установленном частью четвёртой Гражданского кодекса Российской Федерации, введённой в действие с 01.01.2008 Федеральным законом от 18.12.2006 N 231-ФЗ (далее - Кодекс), и в соответствии с Правилами подачи возражений и заявлений и их рассмотрения в Палате по патентным спорам, утвержденными приказом Роспатента от 22.04.2003 N56, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 08.05.2003, регистрационный N4520, с изменениями, внесенными приказом Роспатента от 11.12.2003 N 164, зарегистрированным Министерством юстиции Российской Федерации 18.12.2003, регистрационный N 5339 (далее - Правила), рассмотрела возражение от 24.03.2010. Данное возражение подано ООО "Архангельский ликеро- водочный завод", Россия (далее - заявитель) на решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам о государственной регистрации товарного знака "Алвиз" по заявке N2008709831/50, при этом установлено следующее.
Предоставление правовой охраны товарному знаку "Алвиз" по заявке N2008709831/50 с приоритетом от 02.04.2008 испрашивается на имя заявителя в отношении товаров и услуг 32, 33, 35, 43 классов МКТУ, указанных в перечне.
В соответствии с описанием, приведенным в материалах заявки, в качестве товарного знака заявлено комбинированное обозначение, которое включает в себя слово "Алвиз", выполненное стилизованным шрифтом строчными буквами русского алфавита. Буква "А" словесного элемента - заглавная, выполнена оригинальным способом, в ее правой верхней части расположен изобразительный элемент в виде крыльев. Предоставление правовой охраны испрашивается в темно-красном цветовом сочетании. Федеральной службой по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам 24.12.2009 было вынесено решение о государственной регистрации товарного знака по заявке N2008709831/50 в отношении части заявленных товаров 32 классов МКТУ, а также в отношении всех товаров и услуг 33 и 43 классов МКТУ, указанных в перечне. В отношении иной части заявленных товаров 32 класса МКТУ и всех услуг 35 класса МКТУ было принято решение об отказе в регистрации заявленного обозначения в связи с несоответствием обозначения требованиям пункта 6 статьи 1483 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Решение основано на заключении по результатам экспертизы, в котором указано, что заявленное обозначение в отношении части товаров 32 класса МКТУ, а также в отношении всех заявленных услуг 35 класса МКТУ сходно до степени смешения с товарными знаками:
- комбинированным товарным знаком со словесным элементом "Альвис" по свидетельству N245567 с приоритетом от 17.07.2002, зарегистрированным на имя Лубова А.В. для однородных товаров 32 класса МКТУ[1];
- изобразительным товарным знаком по свидетельству N307061 с приоритетом от 13.04.2005, зарегистрированным на имя Касьяненко А.П. для однородных услуг 35 класса МКТУ[2].
В Палату по патентным спорам 24.03.2010 поступило возражение на решение о государственной регистрации товарного знака по заявке N2008709831/50, доводы которого сводятся к следующему:
- заявленное обозначение и противопоставленный товарный знак [1] являются несходным по всем критериям фонетического сходства, поскольку содержат различное количество слов, слогов, букв, состав звуков, характеризуются отсутствием совпадающих звуков, отсутствием близости звуков, различным взаимным расположением звуков и звукосочетаний по отношению друг к другу и др.;
- семантическое сходство заявленного обозначения и противопоставленного товарного знака [1] отсутствует, поскольку словесный элемент "АЛВИЗ" является фантазийным, в то время как словесный элемент "АЛЬВИС" в германо-скандинавской мифологии означает одного из цвергов;
- противопоставленный знак [2] не имеет словесных элементов, поэтому сравнение по фонетическому и семантическому критериям сходства невозможно;
- заявленное обозначение и противопоставленные товарные знаки [1-2] производят различное общее зрительное впечатления и, таким образом, являются несходными по визуальному критерию сходства.
В подтверждение изложенных доводов заявителем представлены следующие материалы:
- копия заявки на регистрацию товарного знака (знака обслуживания) в Российской Федерации на 1 л.{1};
- распечатка фотографии Архангельского ликеро-водочного завода "АЛВИЗ" на 1 л.{2};
- копия свидетельства о государственной регистрации ОАО "Архангельского ликеро-водочного завода" на 1 л.{3};
- копия устава ОАО "Архангельского ликеро-водочного завода" на 2 л.{4};
- распечатка сайта www.alviz.com на 1 л.{5};
- распечатка с сайта www.ru.wikipedia.org на 1 л.{6}. На основании изложенного, лицо, подавшее возражение, просит удовлетворить возражение, пересмотреть решение экспертизы и зарегистрировать заявленное обозначение в отношении всех указанных в заявленном перечне товаров и услуг 32, 33, 35, 43 классов МКТУ.
Изучив материалы дела и заслушав участников рассмотрения возражения, Палата по патентным спорам считает доводы, представленные в возражении, убедительными.
С учетом даты (02.04.2008) поступления заявки на регистрацию товарного знака правовая база для оценки охраноспособности заявленного обозначения по заявке N2008709831/50 включает вышеупомянутый Кодекс и Правила составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания, утвержденные Приказом Роспатента N32 от 05.03.2003, зарегистрированным Минюстом России 25.03.2003 N 4322 (далее - Правила).
В соответствии с требованиями пункта 6 статьи 1483 Кодекса не могут быть зарегистрированы в качестве товарного знака обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с товарными знаками других лиц, охраняемыми в Российской Федерации, в отношении однородных товаров и имеющими более ранний приоритет.
В соответствии с пунктом 14.4.2 Правил обозначение считается сходным до степени смешения с другим обозначением, если оно ассоциируется с ним в целом, несмотря на их отдельные отличия.
В соответствии с пунктом 14.4.2.4 Правил установлено, что комбинированные обозначения сравниваются с комбинированными обозначениями и с теми видами обозначений, которые входят в состав проверяемого комбинированного обозначения как элементы.
В соответствии с пунктом 14.4.3 Правил при установлении однородности товаров учитывается принципиальная возможность возникновения у потребителя представления о принадлежности этих товаров одному производителю. При этом принимаются во внимание род (вид) товаров, их назначение, вид материала, из которого они изготовлены, условия сбыта товаров, круг потребителей и другие признаки.
Заявленное обозначение является комбинированным и состоит из словесного элемента "Алвиз", выполненного стилизованным шрифтом строчными буквами русского алфавита, с заглавной буквы "А", которая выполнена оригинальным способом, в ее правой верхней части расположен изобразительный элемент в виде крыльев. Анализ словарей русского языка (см. www.yandex.slovari.ru) позволяет сделать вывод, что словесный элемент "Алвиз" является фантазийным. Правовая охрана испрашивается в темно-красном цветовом сочетании для товаров и услуг 32, 33, 35 и 43 классов МКТУ.
Противопоставленный знак [1] является комбинированным, включает словесные элементы "АЛЬВИС" и "ПЛЮС", выполненные стандартным шрифтом заглавными буквами русского алфавита в две строки и находящиеся внутри овала. От буквы "А" в правую и левую стороны отходят тонкие горизонтальные линии. Анализ словарей русского языка (см. www.yandex.slovari.ru) позволяет сделать вывод, что словесный элемент "АЛЬВИС" (от древне-исландского "всеведающий") - в германо- скандинавской мифологии означает одного из цвергов. Словесный элемент "ПЛЮС", означающий выгоду, преимущество, является неохраняемым элементом. Правовая охрана предоставлена, в том числе, в отношении товаров 32 класса МКТУ, указанных в перечне свидетельства. Противопоставленный знак [2] является изобразительным и представляет собой композицию, по очертаниям напоминающую собой стилизованное изображение буквы "а", с отходящими от нее крылышками. Правовая охрана предоставлена, в том числе, в отношении услуг 35 класса МКТУ, указанных в перечне.
Сравнительный анализ заявленного обозначения и противопоставленной регистрации [2] показал следующее. Изобразительный элемент противопоставленного товарного знака [2] полностью входит в состав заявленного обозначения с учетом незначительных отличий, не влияющих на общее восприятие обозначений, что свидетельствует об ассоциировании заявленного обозначения и противопоставленного товарного знака [2] в целом.
Услуги 35 класса МКТУ заявленного обозначения и услуги 35 класса МКТУ противопоставленного товарного знака [2] идентичны или однородны, поскольку соотносятся как "род-вид", имеют одно назначение, круг потребителей и условия реализации.
С учетом установленного сходства сопоставляемых обозначений и однородности услуг 35 класса МКТУ, для маркировки которых они предназначены, заявленное обозначение по заявке N2008709831/50 и противопоставленный ему товарный знак [2] являются сходными до степени смешения. Таким образом, сделанный экспертизой вывод о несоответствии заявленного обозначения требованиям пункта 6 статьи 1483 Кодекса в отношении услуг 35 класса МКТУ следует считать правомерным.
Сравнительный анализ заявленного обозначения и противопоставленного товарного знака [1] показал, что они содержат в своем составе фонетически близкие элементы "АЛВИЗ" и "АЛЬВИС". Однако данное обстоятельство не может свидетельствовать о сходстве сравниваемых знаков в целом ввиду нижеследующего.
Заявленное обозначение "АЛВИЗ" является вымышленным. Вместе с тем, данное обозначение является частью сокращенного фирменного наименования заявителя - ОАО "АЛВИЗ", под которым заявитель выступает в гражданском обороте с 1993 г. {3,5}. Заявитель был образован путем приватизации Государственного предприятия "АЛВИЗ", история которого начинается с 1899 года (см.www.alviz.com). На сегодняшний день ОАО "АЛВИЗ" включен в реестр 500 лучших предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности России, награжден Национальной премией за качество алкогольной продукции "Национальной Алкогольной Ассоциации". Таким образом, заявленное на регистрацию обозначение в течении длительного времени существует на рынке и ассоциируется с заявителем (Архангельский ликеро-водочный завод - АЛВИЗ). Противопоставленное словесное обозначение "АЛЬВИС" имеет иное семантическое значение и, как было указано выше, означает одного из цвергов в германо-скандинавской мифологии.
Таким образом, лексические значения сравниваемых обозначений способствуют возникновению различных ассоциаций, что обуславливает возникновение разных образов при их восприятии и, следовательно, несходство словесных обозначений по семантическому критерию.
Вместе с тем, при сравнении комбинированных обозначений следует учитывать, производят ли они в целом сходное впечатление, могут ли смешиваться потребителем. Кроме того, потребитель, как правило, не имеет возможности сравнить два знака, а руководствуется общими впечатлениями о знаке, виденном ранее.
Заявленное обозначение прежде всего сохраняется в памяти благодаря наличию в нем оригинального изобразительного элемента в виде крыльев, в то время как противопоставленный товарный знак выполнен в форме овала, в который вписаны слова "АЛЬВИС" и "ПЛЮС" в две строки. Кроме того, визуальные различия усиливаются за счет различного цветового решения и исполнения словесных элементов различными шрифтами.
Противопоставленный товарный знак [1] состоит из двух слов - охраняемого элемента "АЛЬВИС" и неохраняемого "ПЛЮС", то есть имеет в своем составе три слога и девять звуков, в отличие от заявленного обозначения "АЛВИЗ", состоящего из двух слогов и пяти звуков. Указанным обусловлено несходство сопоставляемых обозначений по большинству признаков звукового сходства: количеству слогов и звуков, составу гласных и согласных, близости состава гласных и согласных. Имеет место также разная фонетическая длина и ударение, что позволяет сделать вывод об отсутствии фонетического сходства сравниваемых обозначений.
В силу указанного сравниваемые обозначения не являются сходными по семантическому, фонетическому и графическому факторам сходства словесных обозначений. Ввиду отсутствия сходства сравниваемых обозначений, маркировка ими однородных товаров 32 класса МКТУ не приведет к смешению этих товаров в гражданском обороте. Учитывая изложенное, у коллегии Палаты по патентным спорам отсутствуют основания для вывода о несоответствии заявленного обозначения требованиям пункта 3 статьи 1486 Кодекса в отношении товаров 32 класса МКТУ.
В соответствии с изложенным Палата по патентным спорам решила:
удовлетворить возражения от 24.03.2010, изменить решение Роспатента от 24.12.2009 и зарегистрировать товарный знак по заявке N2008709831/50 в отношении следующих товаров и услуг:
10 Форма N 81.1 В бюллетень "Товарные знаки, знаки обслуживания и наименования мест происхождения товаров" (591) темно-красный (511) 32 - Пиво, минеральные и газированные воды и прочие безалкогольные напитки, фруктовые напитки и фруктовые соки; сиропы и прочие составы для изготовления напитков.
33 - Алкогольные напитки (за исключением пива). 43 - Услуги по обеспечению пищевыми продуктами и напитками.
Приложение: сведения об уплате пошлины за регистрацию товарного знака на 1 л. в 1 экз.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам от 6 августа 2010 г. по заявке N 2008709831/50
Текст решения опубликован на сайте Роспатента www.rupto.ru