Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам
от 4 февраля 2011 г. по заявке N 2008710563/50
Заявка: |
2008710563/50 |
Название: |
ДАНИЛА РУССКИЕ КОСОВОРОТКИ |
Объект охраны: |
Товарный знак |
Дата обращения: |
29.11.2010 |
Дата коллегии: |
21.01.2011 |
Дата утверждения: |
04.02.2011 |
Заявитель: |
Индивидуальный предприниматель Загвоздкин Олег Николаевич |
Вид обращения: |
Возражение на решение о государственной регистрации товарного знака (знака обслуживания) |
Палата по патентным спорам в порядке, установленном частью четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации, введенной в действие с 01.01.2008 Федеральным законом от 18.12.2006 N 231-ФЗ (далее - Кодекс), и в соответствии с Правилами подачи возражений и заявлений и их рассмотрения в Палате по патентным спорам, утвержденными приказом Роспатента от 22.04.2003 за N 56, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 08.05.2003, регистрационный N 4520 (далее - Правила Палаты по патентным спорам), рассмотрела возражение от 29.11.2010, поданное по поручению Индивидуального предпринимателя Загвоздкина Олега Николаевича (далее - заявитель), на решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (далее - решение Роспатента) о государственной регистрации товарного знака по заявке N2008710563/50, при этом установила следующее.
Обозначение по заявке N2008710563/50 с приоритетом от 07.04.2008 заявлено на регистрацию в качестве товарного знака на имя заявителя в отношении товаров 25 и услуг 35, 40 классов МКТУ, приведенных в перечне заявки.
Согласно материалам заявки в качестве товарного знака заявлено комбинированное обозначение, представляющее собой прямоугольник красного цвета, включающий в свой состав словесные элементы "ДАНИЛА" и "РУССКИЕ КОСОВОРОТКИ", выполненные буквами кириллицы, и изобразительный элемент в виде двух пуговиц с отверстиями.
Роспатентом 10.02.2010 было принято решение о государственной регистрации заявленного обозначения в качестве товарного знака в отношении части услуг 35 класса МКТУ и всех услуг 40 класса МКТУ. В отношении товаров 25 класса МКТУ и услуг 35 класса МКТУ "продвижение товаров [для третьих лиц]" заявленному обозначению было отказано в регистрации по причине его несоответствия требованиям пункта 6 статьи 1483 Кодекса. Согласно заключению по результатам экспертизы заявленное обозначение сходно до степени смешения с ранее зарегистрированными товарными знаками:
- 2008710563/50 3 - с товарным знаком "Donilo" (свидетельство N337996 с приоритетом от 10.05.2006), зарегистрированным в отношении однородных товаров 25 класса МКТУ на имя ГАО ЛИНГФЕНГ, N2-1302, Джиксиуюан, Ксинфукун Миддле Роад, Чаоянг Дистрикт, Пекин 100027, Китай;
- с товарным знаком "ДАНИЛЫЧ" (свидетельство N273715 с приоритетом от 30.10.2003), зарегистрированным в отношении однородных услуг 35 класса МКТУ на имя ЗАО "Дженерал Текнолоджис", 123007, Москва, 2-й Силикатный пр-д, 14, корп. 3, стр. 8.
Словесный элемент "РУССКИЕ КОСОВОРОТКИ" является неохраняемым на основании пункта 1 статьи 1483 Кодекса, поскольку указывает на вид и место происхождения товаров.
В возражении от 29.11.2010, поступившем в Палату по патентным спорам, заявитель выразил свое несогласие с решением Роспатента. Доводы возражения сводятся к следующему:
- заявленное обозначение и противопоставленные товарные знаки не являются сходными до степени смешения ввиду их графических, семантических и фонетических различий;
- противопоставленный товарный знак "Donilo" по свидетельству N337996, представляющий собой словесное обозначение, выполненное буквами латинского алфавита, и заявленное комбинированное обозначение A. словесными элементами "ДАНИЛА РУССКИЕ КОСОВОРОТКИ" производят различное зрительное впечатление. Словесные элементы, входящие в состав сравниваемых обозначений, отличаются использованием разных алфавитов, стилизацией шрифта и его разным написанием с учетом характера букв (печатные и прописные), цветом. Кроме того, в заявленном обозначении на фоне изображения детали рубашки-косоворотки красного цвета также присутствуют словесный элемент "РУССКИЕ КОСОВОРОТКИ" и изобразительный элемент в виде двух пуговиц, что позволяет сделать вывод о полном графическом несходстве сравниваемых обозначений;
- 2008710563/50 4 - словесный элемент "Данила", входящий в состав заявленного обозначения, представляет собой мужское имя. Визуальные особенности заявленного обозначения в совокупности со словесным элементом "РУССКИЕ КОСОВОРОТКИ" придают словесному элементу "ДАНИЛА" дополнительный оттенок русской старины, создают образ русского парня по имени Данила, одетого в национальную одежду, в то время как словесный элемент "Donilo" является изобретенным и смыслового значения не имеет. Указанное свидетельствует об отсутствии семантического сходства сравниваемых обозначений;
- у сравниваемых словесных элементов "ДАНИЛА" и "Donilo" на две третьих отличается состав гласных. Нельзя говорить и о совпадении ударений. В словес "ДАНИЛА" ударение падает на второй слог, в изобретенном слове "Donilo" ударение может быть поставлено произвольным образом и наиболее вероятно - на последний слог "lo". Кроме того, заявленное обозначение в целом звучит как "ДАНИЛА РУССКИЕ КОСОВОРОТКИ", т.е. словесный элемент "ДАНИЛА" участвует в создании звукового образа в меньшей степени. Таким образом, сравниваемые обозначения отличаются фонетически;
- противопоставленный словесный товарный знак "ДАНИЛЫЧ" по свидетельству N273715 и словесный элемент "ДАНИЛА" заявленного комбинированного обозначения являются однокоренными словами, однако, это не является достаточным для вывода о сходстве обозначений в целом;
- во-первых, звуковой образ заявленного обозначения складывается из двух элементов - "ДАНИЛА" и "РУССКИЕ КОСОВОРОТКИ", во-вторых, словесные элементы "ДАНИЛА" и "ДАНИЛЫЧ" имеют существенное отличие в третьем слоге, что исключает возможность фонетического смешения заявленного обозначения и противопоставленного товарного знака;
- словесный элемент "ДАНИЛА" отличается от слова "ДАНИЛЫЧ" противопоставленного словесного товарного знака по свидетельству N273715 наличием стилизации шрифта, написанием строчными, а не - 2008710563/50 5 заглавными буквами. Сравниваемые обозначения в целом производят различное зрительное впечатление ввиду особенностей графического исполнения заявленного обозначения;
- сравниваемые словесные элементы отличаются в семантическом отношении, поскольку "ДАНИЛА" представляет собой мужское имя, а "ДАНИЛЫЧ" - отчество. Словесный элемент "ДАНИЛЫЧ" ассоциируется с пожилым человеком, вызывающим симпатию - родственником, соседом, другом, а словесный элемент "ДАНИЛА" вкупе со словесным элементом "РУССКИЕ КОСОВОРОТКИ" - с молодым русским парнем, героем народной сказки или просто жителем древней Руси;
- отличие сравниваемых обозначений по всем трем критериям сходства доказывает, что заявленное обозначение и противопоставленные товарные знаки не могут ассоциироваться друг с другом в целом и, вследствие этого, смешиваться в гражданском обороте;
На основании вышеизложенных доводов заявитель просит изменить решение Роспатента по заявке N2008710563/50, включив перечень товаров и услуг, в отношении которых заявленному товарному знаку была предоставлена правовая охрана, все товары 25 класса МКТУ "одежда; детали одежды", а также услуги 35 класса МКТУ "продвижение товаров".
Кроме того, в возражении указывается на техническую ошибку в решении Роспатента в части формулировок перечня услуг 35 класса МКТУ. Изучив материалы дела, Палата по патентным спорам считает доводы, изложенные в возражении, убедительными в части.
С учетом даты (07.04.2008) поступления заявки N2008710563/50 на регистрацию товарного знака правовая база для оценки охраноспособности заявленного обозначения в качестве товарного знака включает в себя упомянутый выше Кодекс и Правила составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания, утвержденные приказом Роспатента N32 от 05.03.2003, зарегистрированным Минюстом России 25.03.2003 за N4322, вступившие в силу 10.05.2003 (далее-Правила).
- 2008710563/50 6 В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 1483 Кодекса не допускается регистрация в качестве товарных знаков обозначений, не обладающих различительной способностью или состоящих только из элементов, характеризующих товары, в том числе указывающих на их вид, качество, количество, свойство, назначение, ценность, а также на время, место и способ их производства или сбыта.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 6 статьи 1483 Кодекса не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с товарными знаками других лиц, охраняемыми в Российской Федерации, в том числе в соответствии с международным договором Российской Федерации, в отношении однородных товаров и имеющими более ранний приоритет.
В соответствии с пунктом 14.4.2 Правил обозначение считается сходным до степени смешения с другим обозначением, если оно ассоциируется с ним в целом, несмотря на их отдельные отличия.
В соответствии с положениями пункта 14.4.2.4 Правил комбинированные обозначения сравниваются с комбинированными обозначениями; с теми видами обозначений, которые входят в состав проверяемого обозначения как элементы.
Сходство словесных обозначений может быть звуковым (фонетическим), графическим (визуальным), смысловым (семантическим) и определяется по признакам, изложенным в подпунктах (а), (б), (в) пункта 14.4.2.2 Правил.
Звуковое сходство определяется на основании признаков, перечисленных в пункте 14.4.2.2(а) Правил, а именно: наличие близких и совпадающих звуков, близость звуков, составляющих обозначения, расположение близких звуков и звукосочетаний по отношению друг к другу, наличие совпадающих слогов и их расположении, число слогов в обозначениях, место совпадающих звукосочетаний в составе обозначений, близость состава гласных, близость состава согласных, характер - 2008710563/50 7 совпадающих частей обозначений, вхождение одного обозначения в другое, ударение.
Графическое сходство словесных обозначений в соответствии с пунктом 14.4.2.2(б) Правил определяют по общему зрительному впечатлению, виду шрифта, графическому написанию с учетом характера букв, расположению букв по отношению друг к другу, алфавиту и цветовой гамме.
Смысловое сходство определяется на основании признаков, перечисленных в пунктах 14.4.2.2(в) Правил.
Признаки, перечисленные в подпунктах (а) - (в) указанного пункта, могут учитываться как каждый в отдельности, так и в различных сочетаниях (пункт 14.4.2.2(г) Правил).
Сходство изобразительных обозначений согласно положениям пункта 14.4.2.3 Правил определяется на основании следующих признаков: внешняя форма; наличие или отсутствие симметрии; смысловое значение; вид и характер изображений (натуралистическое, стилизованное, карикатурное и т.д.); сочетание цветов и тонов.
В соответствии с пунктом 14.4.3 Правил при установлении однородности товаров принимаются во внимание род (вид) товаров, их назначение, вид материала, из которого они изготовлены, условия сбыта товаров, круг потребителей и другие признаки.
Заявленное на регистрацию словесное обозначение является комбинированным и представляет собой вытянутый по горизонтали прямоугольник красного цвета, в котором близко к его краям расположена тонкая белая рамка. Прямоугольник включает в свой состав слово "ДАНИЛА", представляющее собой русское имя, выполненное кириллицей, жирным шрифтом, стилизованным под старославянский. Первая буква в слове - заглавная, остальные - строчные. Заглавная буква выровнена по верхнему, а не по нижнему краю остальных букв. Часть слова "АНИЛА" подчеркнута белой линией, под которой расположен словесный элемент "РУССКИЕ КОСОВОРОТКИ", выполненный буквами кириллицы стандартным шрифтом - 2008710563/50 8 белого цвета. Справа от словесных элементов друг под другом расположены две пуговицы с четырьмя отверстиями, выполненные в белом цвете с черным контуром по краям.
Словесный элемент "РУССКИЕ КОСОВОРОТКИ" (русские - прилагательное к Россия; косоворотка - мужская рубашка с косым воротом, см. он-лайн словари http://slovari.yandex.ru) является неохраняемым, поскольку указывает на вид товара и место происхождения товара, что заявителем не оспаривается.
Решение Роспатента об отказе в регистрации заявленного обозначения в качестве товарного знака в отношении товаров 25 класса МКТУ и части услуг 35 класса МКТУ "продвижение товаров" основано на наличии сходных до степени смешения и имеющих более ранний приоритет товарных знаков "Donilo" по свидетельству N337996 [1] и "ДАНИЛЫЧ" по свидетельству N273715 [2], принадлежащих иным лицам.
Противопоставленный словесный товарный знак [1] по свидетельству N337996 представляет собой слов "Donilo", выполненное буквами латинского алфавита стандартным шрифтом черным цветом. Первая буква в слове - заглавная, остальные - строчные. Товарный знак зарегистрирован, в частности, в отношении товаров 25 класса МКТУ.
Противопоставленный словесный товарный знак [2] по свидетельству N273715 представляет собой слово "ДАНИЛЫЧ", выполненное стандартным шрифтом заглавными буквами русского языка. Товарный знак зарегистрирован, в частности, в отношении услуг 35 класса МКТУ. Сопоставительный анализ товаров и услуг заявленного обозначения и противопоставленных товарных знаков [1], [2] показал следующее. Входящие в состав противопоставленного товарного знака [1] по свидетельству N337996 и заявленного обозначения товары 25 класса МКТУ, такие как "одежда", являются идентичными. Кроме того, "детали одежды", указанные в перечне 25 класса МКТУ заявленного обозначения, соотносятся как род/вид с товаром 25 класса МКТУ "одежда". Перечень услуг 35 класса МКТУ противопоставленного товарного знака [2] по - 2008710563/50 9 свидетельству N273715 включает вид услуг "реклама". В свою очередь в состав 35 класса МКТУ заявленного обозначения включена услуга "продвижение товаров [для третьих лиц]". Данные услуги также соотносятся друг с другом по роду/виду, поскольку "продвижение товаров [для третьих лиц]" представляет собой самостоятельную деятельность по улучшению сбыта товаров и включает в себя в качестве важнейшей составляющей мероприятия рекламного характера.
Все вышеизложенное обуславливает правомерность вывода о том, что указанные товары и услуги сравниваемых обозначений являются однородными, что заявителем не оспаривается.
Относительно сопоставительного анализа заявленного обозначения и противопоставленных товарных знаков [1], [2] на предмет их сходства следует отметить, что основными индивидуализирующими элементами в сравниваемых обозначениях являются словесные элементы "ДАНИЛА", "Donilo", "ДАНИЛЫЧ". Следует отметить, что в заявленном обозначении словесный элемент "ДАНИЛА" ввиду его центрального пространственного положения и крупного шрифтового исполнения выполняет основную индивидуализирующую функцию, поскольку акцентирует на себе внимание потребителей в первую очередь.
При сравнительном анализе заявленного обозначения "ДАНИЛА" и противопоставленного товарного знака "Donilo" [1] установлено, что сравниваемые обозначения имеют близкое звучание ввиду совпадения входящих в их состав согласных звуков "д", "н", "л". Вместе с тем, слова "ДАНИЛА" и "Donilo" не вызывают смысловых ассоциаций друг с другом, поскольку слово "ДАНИЛА" имеет определенное смысловое значение (Данила - русское мужское имя), а "Donilo" - изобретенное слово, не имеющее смыслового значения. В этой связи фонетический критерий сходства уходит на второй план. Кроме того, сравниваемые обозначения выполнены буквами разных алфавитов - латинского и русского, что позволяет сделать вывод о несходстве обозначений в графическом отношении.
- 2008710563/50 10 Таким образом, вывод Роспатента о сходстве заявленного обозначения и противопоставленного товарного знака по свидетельству N337996 является неправомерным.
Что же касается противопоставленного товарного знака [2] по свидетельству N273715, то, как справедливо отметил заявитель, слова "ДАНИЛА" и "ДАНИЛЫЧ" являются однокоренными словами, характеризуются фонетическим сходством ввиду совпадения большинства гласных и согласных звуков. Кроме того, данные слова имеют близкое семантическое значение. Так, "ДАНИЛА" - это мужское имя, а "ДАНИЛЫЧ" - отчество мужчины, причем "ДАНИЛЫЧ" происходит от имени "Данила", ассоциируется с ним. В этой связи у сравниваемых обозначений усматривается наличие фонетического и семантического сходства.
Относительно графического критерия сходства следует отметить, что в данном случае ввиду фонетического и семантического сходства сравниваемых обозначений этот критерий не является определяющим. Кроме того, графический критерий в данном случае является второстепенным еще и потому, что шрифтовое исполнение сравниваемых словесных элементов "ДАНИЛА" и "ДАНИЛЫЧ" не обладает такой степенью оригинальности, которая привела бы к утрате ими словесного характера, и как следствие к иному уровню их восприятия потребителем. Таким образом, учитывая фонетическое и семантическое сходство заявленного обозначения и противопоставленного знака по свидетельству N273715, можно сделать вывод о том, что они ассоциируются друг с другом в целом, т.е. являются сходными до степени смешения, что подтверждает правомерность доводов, указанных в решении Роспатента. Принимая во внимание все вышеизложенное можно сделать вывод о том, что заявленное обозначение не соответствует требованиям пункта 6 статьи 1483 Кодекса только в отношении части услуг 35 класса МКТУ "продвижение товаров [для третьих лиц]". В отношении товаров 25 класса - 2008710563/50 11 МКТУ заявленному обозначению неправомерно было отказано в предоставлении правовой охраны.
В этой связи коллегия Палаты по патентным спорам решила:
удовлетворить возражение от 29.11.2010, изменить решение Роспатента от 10.02.2010 и зарегистрировать заявленное обозначение в качестве товарного знака в отношении следующих товаров и услуг:
(526) |
Русские косоворотки. |
(591) |
Красный, белый, черный. |
(511) |
|
25 - |
одежда; детали одежды. |
35 - |
услуги снабженческие для третьих лиц, в том числе сбор для третьих лиц различных товаров (не подразумевая их транспортировку) и размещение товаров для удобства изучения и приобретения потребителями, включая услуги оптовой и розничной торговли и торговых центров. |
40 - |
пошив одежды. |
Приложение: сведения об уплате пошлины за регистрацию товарного знака на 1 л. в 1 экз.
- 2008710563/50
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам от 4 февраля 2011 г. по заявке N 2008710563/50
Текст решения опубликован на сайте Роспатента www.rupto.ru