Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам
от 30 августа 2010 г. по заявке N 2008719860/50
Заявка: |
2008719860/50 |
Название: |
RED BULL |
Объект охраны: |
Товарный знак |
Дата обращения: |
15.04.2010 |
Дата коллегии: |
15.07.2010 |
Дата утверждения: |
30.08.2010 |
Заявитель: |
"Ред Булл ГмбХ", Австрия |
Вид обращения: |
Возражение против предоставления правовой охраны товарному знаку (знаку обслуживания) |
Палата по патентным спорам в порядке, установленном частью четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации, введенной в действие с 01.01.2008 Федеральным законом от 18.12.2006 N231-ФЗ (далее - Кодекс), и в соответствии с Правилами подачи возражений и заявлений и их рассмотрения в Палате по патентным спорам, утвержденными приказом Роспатента от 22.04.2003 N56, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 08.05.2003 N4520, рассмотрела возражение от 15.04.2010, поданное компанией "Ред Булл ГмбХ", Австрия (далее - лицо, подавшее возражение), против предоставления правовой охраны товарному знаку по свидетельству N 390311, при этом установила следующее.
Оспариваемый знак обслуживания по заявке N2008719860/50 с приоритетом от 24.06.2008 зарегистрирован 01.10.2009 в Государственном реестре товарных знаков и знаков обслуживания Российской Федерации за - 390311 на имя ООО "Алкогольная Маркетинговая Компания", Россия (далее - правообладатель) в отношении товаров 32 и 33 классов МКТУ, указанных в перечне свидетельства. Срок действия - до 24.06.2018.
Согласно материалам заявки оспариваемый товарный знак является словесным и выполнен стандартным шрифтом заглавными буквами латинского алфавита. В переводе с английского языка означает "красный олень".
В поступившем 15.04.2010 в Палату по патентным спорам возражении выражено мнение лица, подавшего возражение, о том, что регистрация N 390311 товарного знака произведена в нарушение требований, установленных положениями пунктов 6(2) и 3(1) статьи 1483 Кодекса.
Доводы возражения сводятся к следующему:
- оспариваемый товарный знак сходен до степени смешения с ранее зарегистрированными в отношении однородных товаров на имя другого лица ("Ред Булл ГмбХ", Австрия) знаками "RED BULL" по международным регистрациям N 972114 (приоритет 27.09.2007, товары 33 класса МКТУ) [1] и - 961854 (приоритет 27.09.2007, товары 32 класса МКТУ) [2];
- сравниваемые знаки сходны по графическому (использовано одно и то же слово "RED", одни шрифт и цветовое исполнение), звуковому (совпадение элемента "RED", занимающего первоначальную позицию) и смысловому ("BULL" - бык, "DEER" - олень, копытные животные, в сочетании со словом "RED") критериям сходства;
- товары 32 и 33 классов МКТУ оспариваемого товарного знака и противопоставляемых знаков [1-2] относятся к пиву, водам и безалкогольным напиткам, алкогольным напиткам, т.е. или являются идентичными, или соотносятся как "род-вид", в связи с чем могут быть признаны однородными;
- как результат сходства существует большая вероятность смешения знаков в сознании потребителей и введения их в заблуждение относительно производителя товаров;
- степень смешения увеличивается, в том числе при интенсивности использования обозначения. Обозначение "RED BULL" имеет высокий уровень известности среди российских потребителей и ассоциируется исключительно с продукцией лица, подавшего возражение, что обуславливает риск ассоциативного восприятия оспариваемого товарного знака как знака компании "Ред Булл";
- знаки лица, подавшего возражение, известны во всем мире в силу их длительного и интенсивного использования в отношении энергетических напитков и иных безалкогольных напитков, регистрация оспариваемого товарного знака нарушает его законные права и наносит ущерб экономическим интересам компании "Ред Булл".
В подтверждение изложенных доводов лицом, подавшим возражение, представлены аффидавит с переводом {1} и распечатки из сети Интернет {2}. На основании изложенного лицом, подавшим возражение, выражена просьба о признании недействительным предоставления правовой охраны товарному знаку по свидетельству N390311 полностью.
Правообладатель товарного знака по свидетельству N390311, надлежащим образом ознакомленный с материалами возражения, представил отзыв по мотивам возражения, доводы которого сводятся к следующему:
- оспариваемый товарный знак, исходя из словарных значений составляющих его слов (красный олень), порождает в сознании потребителя образ сказочного, красивого оленя, в силу чего по отношению к заявленному перечню товаров является образным и не способен вводить потребителя в заблуждение;
- оспариваемый товарный знак не включает фирменное наименование лица, подавшего возражение, что также обуславливает отсутствие введения потребителя в заблуждение относительно изготовителя товаров;
- для заявленных товаров отдельно слово "RED" не может являться предметом самостоятельной правовой охраны, так как указывает на вид товаров (красное вино), в связи с чем довод о доминирующей, самостоятельной роли данного слова в оспариваемом знаке несостоятелен;
- все представленные в качестве примеров оспоренных знаков обозначения включают элемент "BULL", который как раз и выполняет индивидуализирующую функцию в противопоставленных знаках;
- предоставление правовой охраны большому ряду знаков со словесным элементом "RED" свидетельствует о неубедительности довода о том, что регистрация знаков "RED BULL" на имя лица, подавшего возражение, образует уникальную серию;
- к аналогичной степени сходства как "BULL" и "DEER" можно отнести обозначения "кошка" и "пес", "орел" и "ястреб" и т.д., однако сосуществуют регистрации "белый орел" (свидетельство N 357740) и "белый ястреб" (свидетельство N 307841) в отношении алкогольной продукции на имя различных производителей;
- проведение оценки по критериям сходства показывает очевидность отсутствия семантического сходства (различные словарные значения), невозможность сопоставления по графическому критерию (нет графических элементов), отсутствие фонетического сходства (различие основных элементов, на которые падает ударение);
- кроме того, сферой интересов правообладателя является рынок алкогольной продукции, а не энергетических напитков; под контролем правообладателя выпускаются такие алкогольные продукты, как: "COSTA DEL RIO", "PATIO ANDALUZ".
На основании изложенного правообладатель просит отказать в удовлетворении возражения.
Изучив материалы дела и заслушав присутствующих, Палата по патентным спорам находит доводы возражения неубедительными.
С учетом даты приоритета оспариваемого товарного знака (24.06.2008) правовая база для оценки его охраноспособности включает в себя вышеуказанный Кодекс и Правила составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания, утвержденные приказом Роспатента от 05.03.2003 N32, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 25.03.2003, рег. N4322, и введенные в действие 10.05.2003 (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 6 статьи 1483 Кодекса не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с товарными знаками других лиц, заявленными на регистрацию, в отношении однородных товаров и имеющими более ранний приоритет, если заявка на государственную регистрацию товарного знака не отозвана или не признана отозванной.
Согласно пункту 14.4.2 Правил установлено, что обозначение считается сходным до степени смешения с другим обозначением, если оно ассоциируется с ним в целом, несмотря на их отдельные отличия.
Согласно пункту 14.4.2.4 Правил установлено, что словесные обозначения сравниваются со словесными обозначениями и с комбинированными обозначениями, в композиции которых входят словесные элементы.
Сходство словесных обозначений может быть звуковым (фонетическим), графическим (визуальным), и смысловым (семантическим) и определяется по признакам, изложенным в подпунктах (а), (б), (в) и (г) пункта 14.4.2.2 Правил.
В соответствии с пунктом 14.4.3 Правил при установлении однородности товаров учитывается принципиальная возможность возникновения у потребителя представления о принадлежности этих товаров одному производителю. При этом принимаются во внимание род (вид) товаров, их назначение, вид материала, из которого они изготовлены, условия сбыта товаров, круг потребителей и другие признаки.
Оспариваемый товарный знак "RED DEER" является словесным и выполнен стандартным шрифтом заглавными буквами латинского алфавита. Правовая охрана предоставлена в отношении товаров 32 и 33 классов МКТУ, указанных в перечне свидетельства.
Противопоставленный знак "RED BULL" [1] является словесным и выполнен стандартным шрифтом заглавными буквами латинского алфавита. Правовая охрана предоставлена в отношении товаров 33 класса МКТУ, указанных в перечне регистрации.
Противопоставленный знак "RED BULL" [2] является словесным и выполнен стандартным шрифтом заглавными буквами латинского алфавита. Правовая охрана предоставлена в отношении товаров 32 класса МКТУ, указанных в перечне регистрации.
Сравнительный анализ оспариваемого товарного знака и противопоставленных знаков [1-2] показал следующее.
Сопоставляемые знаки представляют собой словосочетания "RED DEER" и "RED BULL", состоящие из двух слов, существительных "DEER", "BULL" и прилагательного "RED", связанных друг с другом по смыслу.
Фонетически сопоставляемые знаки следует признать близкими только за счет первоначальных слов "RED". Однако, существительные "DEER" и "BULL", имеющие фонетическое различие, делают вышеуказанные обозначения не сходными по звуковому критерию сходства в целом.
Согласно сведениям словарно-справочных источников информации ( http://slovari.yandex.ru) словосочетание "RED BULL" переводится с английского языка как "красный бык", а словосочетание "RED DEER" является устойчивым выражением английского языка и переводится как "благородный олень". Следует также указать, что в сравниваемых знаках логическое ударение падает на существительные, определяющие смысловую нагрузку всего знака в целом. Прилагательное "RED" выступает в качестве характеристики существительного. Исходя из вышеизложенного, по смысловому критерию сходства оспариваемый товарный знак и противопоставленные знаки [1-2] являются несходными.
Графическое различие обусловлено использованием различных букв при написании слов "DEER" и "BULL".
Таким образом, по всем трем критериям сходства сравниваемые знаки следует признать в целом несходными. Поскольку сравниваемые обозначения не являются сходными, анализ однородности товаров не является необходимым. Кроме того, коллегия отмечает, что риск смешения сравниваемых знаков представляется маловероятным также в силу того, что сферы деятельности компаний различные (владелец знаков "RED BULL" специализируется на производстве энергетических напитков, а правообладатель "RED DEER" - алкогольной продукции).
Изложенное свидетельствует о том, что основания для признания регистрации N 390311 оспариваемого товарного знака "RED DEER" несоответствующей требованиям пункта 6 статьи 1483 Кодекса отсутствуют.
В соответствии с вышеизложенным, Палата по патентным спорам решила:
отказать в удовлетворении возражения от 15.04.2010, оставить в силе правовую охрану товарного знака по свидетельству N 390311.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам от 30 августа 2010 г. по заявке N 2008719860/50
Текст решения опубликован на сайте Роспатента www.rupto.ru