Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам
от 15 ноября 2010 г. по заявке N 2008720768/50
Заявка: |
2008720768/50 |
Название: |
АИСТ ЛЮБВИ |
Объект охраны: |
Товарный знак |
Дата обращения: |
19.04.2010 |
Дата коллегии: |
05.10.2010 |
Дата утверждения: |
15.11.2010 |
Заявитель: |
ООО "Винария", Российская Федерация |
Вид обращения: |
Возражение на решение об отказе в государственной регистрации товарного знака (знака обслуживания) |
Палата по патентным спорам в порядке, установленном частью четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации, введенной в действие с 01.01.2008 Федеральным законом от 18.12.2006 N 231-ФЗ, и в соответствии с Правилами подачи возражений и заявлений и их рассмотрения в Палате по патентным спорам, утвержденными приказом Роспатента от 22.04.2003 N56, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 08.05.2003, регистрационный N4520 (далее - Правила ППС), рассмотрела возражение от 19.04.2010, поданное ООО "Винария", Российская Федерация (далее - заявитель) на решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам от 20.01.2010 об отказе в государственной регистрации товарного знака по заявке N2008720768/50, при этом установлено следующее. Заявителем обозначения по заявке N2008720768/50 с приоритетом от 01.07.2008 является Общество с ограниченной ответственностью "Винария", Москва.
В качестве товарного знака в отношении товаров 33 класса МКТУ - "аперитивы; арак; бренди; вина; вино из виноградных выжимок; виски; водка; джин; мятная; дижестивы; коктейли; ликеры; напитки алкогольные; напитки алкогольные, содержащие фрукты; напитки спиртовые; напитки полученные перегонкой; напиток медовый; настойка горькая; ром; сакэ; сидры; спирт рисовый; экстракты спиртовые; экстракты фруктовые спиртовые; эссенции спиртовые" заявлено словесное обозначение "АИСТ ЛЮБВИ", выполненное заглавными буквами русского алфавита стандартным шрифтом.
Федеральной службой по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам 20.01.2010 было принято решение (далее - решение Роспатента) об отказе в государственной регистрации товарного знака в отношении товаров 33 класса МКТУ. Основанием для принятия указанного решения явилось заключение по результатам экспертизы, согласно которому заявленное обозначение не может быть зарегистрировано в качестве товарного знака для данных товаров на основании пункта 6 статьи 1483 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Заключение мотивировано тем, что заявленное обозначение "АИСТ ЛЮБВИ" является сходным до степени смешения с товарными знаками "БЕЛЫЙ АИСТ BELII AIST" по свидетельствам N383518, N346505, N275613 и знаком по международной регистрации N725007, имеющими более ранний приоритет и зарегистрированными на имя другого лица в отношении товаров 33 класса МКТУ.
В возражении от 19.04.2010 заявитель выразил несогласие с решением Роспатента об отказе в государственной регистрации товарного знака для товаров 2 33 класса МКТУ по следующим причинам:
- сравниваемые обозначения не являются сходными семантически за счет наличия в заявленном обозначении слова "ЛЮБВИ", несущего в себе значительный эмоциональный заряд;
- фонетическое и графическое различие сравниваемых знаков обусловлено наличием в знаках кроме слова "АИСТ" иных несходных словесных или изобразительных элементов;
- само по себе слово "АИСТ" не обладает высокой различительной способностью, что подтверждается значительным количеством российских товарных знаков, принадлежащих различным лицам: "ГОРОДСКОЙ АИСТ", "ОДИНОКИЙ АИСТ", "ЧЕРНЫЙ АИСТ", "КРАСНЫЙ АИСТ" и т. д.
На основании изложенного заявителем выражена просьба о регистрации товарного знака по заявке N2008720768/50 в отношении товаров 33 класса МКТУ. Заявителем представлены:
1. Сведения из сети интернет и словарей об употреблении слова "аист".
2. Сведения о бренди "Белый аист".
Изучив материалы дела и заслушав присутствующих, Палата по патентным спорам считает доводы возражения убедительными.
С учетом даты (01.07.2008) поступления заявки на регистрацию товарного знака правовая база для оценки охраноспособности заявленного обозначения в качестве товарного знака включает в себя Кодекс и Правила составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания, утвержденные приказом Роспатента N32 от 05.03.2003, зарегистрированным Минюстом России 25.03.2003 за N4322, вступившие в силу 10.05.2003 (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 6 статьи 1486 Кодекса не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с:
- товарными знаками других лиц, заявленными на регистрацию в отношении однородных товаров и имеющими более ранний приоритет, если заявка на государственную регистрацию товарного знака не отозвана или не признана отозванной (подпункт 1);
- товарными знаками других лиц, охраняемыми в Российской Федерации, в том числе в соответствии с международным договором Российской Федерации, в отношении однородных товаров и имеющими более ранний приоритет (подпункт 2).
3 Согласно пункту (14.4.2) Правил, обозначение считается сходным до степени смешения с другим обозначением, если оно ассоциируется с ним в целом, несмотря на их отдельные отличия.
В соответствии с пунктом (14.4.2.2) Правил, сходство словесных обозначений может быть звуковым (фонетическим), графическим (визуальным) и смысловым (семантическим) и определяется на основании признаков, перечисленных в подпунктах (а) - (в) указанного пункта.
Согласно пункту (14.4.2.2 (г) Правил, признаки, перечисленные в подпунктах (а) - (в) указанного пункта, могут учитываться как каждый в отдельности, так и в различных сочетаниях.
В соответствии с пунктом (14.4.2.3) Правил, сходство изобразительных и объемных обозначений определяется на основании следующих признаков: внешняя форма; наличие или отсутствие симметрии; смысловое значение; вид и характер изображений (натуралистическое, стилизованное, карикатурное и т.д.); сочетание цветов и тонов.
Перечисленные признаки могут учитываться как каждый в отдельности, так и в различных сочетаниях.
В соответствии с пунктом 14.4.3 Правил при установлении однородности товаров определяется принципиальная возможность возникновения у потребителя представления о принадлежности этих товаров одному производителю. Также принимаются во внимание род (вид) товаров, их назначение, вид материала, из которого они изготовлены, условия сбыта товаров, круг потребителей и другие признаки.
Заявленное обозначение по заявке N2008720768/50 представляет собой словесное обозначение "АИСТ ЛЮБВИ", выполненное заглавными буквами русского алфавита стандартным шрифтом.
Противопоставленные товарные знаки по свидетельствам N383518, N346505 представляют собой этикетки со словесными элементами "БЕЛЫЙ АИСТ BELII AIST".
Противопоставленный товарный знак по свидетельству N275613 представляет собой словесное обозначение "БЕЛЫЙ АИСТ BELII AIST", выполненное в две строки заглавными буквами русского и латинского алфавитов стандартным шрифтом.
Противопоставленный знак по международной регистрации N725007 представляет собой словесное обозначение "BARZA ALBA BELII AIST", выполненное в две строки заглавными буквами латинского алфавита стандартным 4 шрифтом.
Таким образом, противопоставленные товарные знаки представляют собой серию знаков одного правообладателя, основанную на элементах "БЕЛЫЙ АИСТ BELII AIST".
Сравнительный анализ словесных элементов "АИСТ ЛЮБВИ" заявленного обозначения и "БЕЛЫЙ АИСТ BELII AIST" противопоставленных товарных знаков показал следующее.
Действительно, сопоставляемые обозначения содержат в своем составе одинаковый словесный элемент "АИСТ", однако они отличаются за счет наличия в заявленном обозначении словесного элемента "ЛЮБВИ", а в противопоставленных знаках - элементов "БЕЛЫЙ BELII", находящихся в начальной позиции, в силу чего эти слова произносятся первыми, определяя отличие звукорядов.
Сопоставляемые словесные элементы не сходны по смысловому фактору сходства на основании следующего. Заявленное обозначение представляет собой словосочетание "АИСТ ЛЮБВИ", ассоциирующееся с "аистом, приносящим детей", в отличие от "белого аиста" - одного из вида птиц отряда голенастых [см. Большой российский энциклопедический словарь, "Большая Российская энциклопедия", М., 2003].
Дополнительно необходимо указать, что само по себе присутствие слова "АИСТ" в каком-либо товарном знаке не может служить основанием для отнесения его к группе товарных знаков правообладателя противопоставленных товарных знаков, так как в отношении товаров 33 класса МКТУ существуют знаки разных владельцев, содержащие данные компоненты, например, "Золотой Аист" (св. N174157), "Черный аист" (св. N206174), "Бронзовый аист" (св. N215785), "СЕРЕБРЯНЫЙ АИСТ" (св. N218495), "Красный аист" (св. N220086) и др.
Таким образом, сопоставляемые товарные знаки порождают разные ассоциации, позволяющие потребителю отличать источник происхождения продукции.
В отношении графического признака сходства следует отметить, что заявленное обозначение выполнено стандартными шрифтовыми единицами, для которых визуальный критерий сходства не является определяющим при установлении сходства.
Таким образом, заявленное обозначение по заявке N2008720768/50 и противопоставленные товарные знаки по свидетельствам N383518, N346505, N275613 и международной регистрации N725007 не являются сходными до степени смешения.
5 В отношении же однородности товаров следует отметить, что товары 33 класса МКТУ сравниваемых обозначений однородны в силу совпадения по виду, назначению, кругу потребителей и условиям реализации, что в возражении не оспаривается.
В этой связи у коллегии Палаты по патентным спорам основания для вывода о несоответствии заявленного обозначения требованиям пункта 6 статьи 1483 Кодекса отсутствуют.
В соответствии с вышеизложенным коллегия Палаты по патентным спорам решила:
удовлетворить возражение от 19.04.2010, отменить решение Роспатента от 20.01.2010 и зарегистрировать заявленное обозначение в отношении следующих товаров:
6 Форма N 81.1 В бюллетень "Товарные знаки, знаки обслуживания и наименования мест происхождения товаров" (511) 33. аперитивы; арак; бренди; вина; вино из виноградных выжимок; виски; водка; джин; мятная; дижестивы; коктейли; ликеры; напитки алкогольные; напитки алкогольные, содержащие фрукты; напитки спиртовые; напитки полученные перегонкой; напиток медовый; настойка горькая; ром; сакэ; сидры; спирт рисовый; экстракты спиртовые; экстракты фруктовые спиртовые; эссенции спиртовые.
Приложение: сведения об уплате пошлины за регистрацию товарного знака на 1 л. в 1 экз.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам от 15 ноября 2010 г. по заявке N 2008720768/50
Текст решения опубликован на сайте Роспатента www.rupto.ru