Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам
от 9 ноября 2010 г. по заявке N 2008721593/50
Заявка: |
2008721593/50 |
Название: |
Кызыл-Кум |
Объект охраны: |
Товарный знак |
Дата обращения: |
14.07.2010 |
Дата коллегии: |
06.09.2010 |
Дата утверждения: |
09.11.2010 |
Заявитель: |
ОАО "Кондитерская фабрика имени Н.К. Крупской", Санкт-Петербург |
Вид обращения: |
Возражение на решение об отказе в государственной регистрации товарного знака (знака обслуживания) |
Палата по патентным спорам в порядке, установленном частью четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации, введенной в действие с 01.01.2008 Федеральным законом от 18.12.2006 N 231-ФЗ, и в соответствии с Правилами подачи возражений и заявлений и их рассмотрения в Палате по патентным спорам, утвержденными приказом Роспатента от 22.04.2003 за N 56, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 08.05.2003, регистрационный N 4520 (далее - Правила ППС), рассмотрела возражение от 14.07.2010, поданное ОАО "Кондитерская фабрика имени Н.К. Крупской", Санкт-Петербург (далее - заявитель), на решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам об отказе в государственной регистрации товарного знака (далее - решение Роспатента) по заявке N2008721593/50, при этом установила следующее.
Обозначение по заявке N2008721593/50 с приоритетом от 08.07.2008 заявлено на регистрацию в качестве товарного знака на имя заявителя в отношении товаров 30 класса МКТУ, приведенных в перечне заявки.
Согласно материалам заявки в качестве товарного знака заявлено комбинированное обозначение, представляющее собой этикетку, зрительно разделенную на три цветовые полосы. На центральной части желто- золотистого цвета расположена повторяющаяся композиция, состоящая из стилизованной фигурки верблюда на фоне заходящего солнца, над которым в плашке дугообразной формы белого цвета чередуются надписи "Кызыл-Кум" или "конфеты" шрифтом коричневого цвета. Полосы по бокам имеют золотисто-оранжевый цвет и содержат повторяющуюся композицию, являющуюся фирменным знаком фабрики, выполненную белым цветом. С двух сторон по центральной полосе проходит повторяющаяся надпись в виде набора слов, представляющих название предприятия ОАО КОНД. ФАБРИКА ИМ. Н.К. КРУПСКОЙ С-ПЕТЕРБУРГ, выполненных печатным шрифтом коричневого цвета.
Федеральной службой по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам 16.04.2010 было принято решение об отказе в государственной регистрации заявленного обозначения в качестве товарного знака (знака обслуживания), которое мотивировано его несоответствием требованиям пункта 6 статьи 1483 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Заключение экспертизы обосновано тем, что заявленное комбинированное обозначение сходно до степени смешения в отношении однородных товаров с ранее зарегистрированными в Российской Федерации на имя других лиц знаками:
- "КАРА-КУМ" по свидетельству N221036, с приоритетом от 15.12.2000, в отношении однородных товаров 30 класса МКТУ [1];
- "КАРА-КУМ" по свидетельству N107908, с приоритетом от 30.10.1991, в отношении однородных товаров 30 класса МКТУ [2];
- изобразительным знаком по свидетельству N288634, с приоритетом от 26.05.2004, в отношении однородных товаров 30 класса МКТУ [3].
В возражении от 14.07.2010, поступившем в Палату по патентным спорам, заявитель выразил несогласие с решением Роспатента, доводы которого сводятся к следующему:
- заявленное обозначение и противопоставленные товарные знаки по свидетельствам [1-3] не являются сходными до степени смешения не по фонетическому, не по семантическому, не по графическому признакам сходства, поскольку слова, содержащиеся в сравниваемых знаках по разному читаются и имеют различную семантику, кроме того знаки выполнены в различной графической манере и цветовых сочетаниях;
- заявленное обозначение представляет собой этикетку, в которой содержится информация о товаре, месте изготовления, принадлежности, поэтому сравнение с товарными знаками, которые не содержат никакой информации, является некорректным;
- конфеты "Кызыл-Кум" реализуются на кондитерском рынке в течение почти пятнадцати лет и хорошо знакомы потребителям.
На основании изложенного заявитель просит отменить решение Роспатента и зарегистрировать заявленное обозначение по заявке N2008721593/50 в качестве товарного знака в отношении заявленных товаров 30 класса МКТУ "конфеты".
Изучив материалы дела, Палата по патентным спорам находит доводы возражения неубедительными.
С учетом даты (08.07.2008) поступления заявки N2008721593/50 на регистрацию товарного знака правовая база для оценки охраноспособности заявленного обозначения в качестве товарного знака включает в себя отмеченные выше Кодекс и Правила составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания, утвержденных приказом Роспатента от 5 марта 2003 г. N 32, зарегистрированным в Минюсте России 25.03.2003 г. под N 4322, введенных в действие 10.05.2003 (далее- Правила).
В соответствии с пунктом 6 статьи 1483 Кодекса не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с товарными знаками других лиц, охраняемыми в Российской Федерации, в том числе в соответствии с международным договором Российской Федерации, в отношении однородных товаров и имеющими более ранний приоритет.
В соответствии с пунктом 14.4.2 Правил обозначение считается сходным до степени смешения с другим обозначением, если оно ассоциируется с ним в целом, несмотря на их отдельные отличия.
В соответствии с пунктом 14.4.2.4 Правил комбинированные обозначения сравниваются с комбинированными обозначениями и с теми видами обозначений, которые входят в состав проверяемого комбинированного обозначения как элементы. При определении сходства комбинированных обозначений используются признаки, приведенные в пунктах (14.4.2.2), (14.4.2.3) Правил, а также исследуется значимость положения, занимаемого тождественным или сходным элементом в заявленном обозначении.
Словесные обозначения сравниваются со словесными обозначениями и с комбинированными обозначениями, в композиции которых входят словесные элементы (пункт 14.4.2.2 Правил).
В соответствии с пунктом 14.4.2.2 Правил сходство словесных обозначений может быть звуковым, графическим и смысловым и определяется на основании признаков, перечисленных в подпунктах (а) - (в) указанного пункта.
Звуковое сходство определяется на основании признаков, перечисленных в пункте 14.4.2.2(а) Правил, а именно: наличие близких и совпадающих звуков в сравниваемых обозначениях; близость звуков, составляющих обозначения; расположение близких звуков и звукосочетаний по отношению друг к другу; наличие совпадающих слогов и их расположение; число слогов в обозначениях; место совпадающих звукосочетаний в составе обозначений; близость состава гласных; близость состава согласных; характер совпадающих частей обозначений, вхождение одного обозначения в другое; ударение.
Графическое сходство словесных обозначений в соответствии с пунктом 14.4.2.2(б) Правил определяют по общему зрительному впечатлению, виду шрифта, графическому написанию с учетом характера букв, расположению букв по отношению друг к другу, алфавиту и цветовой гамме.
Смысловое сходство определяют на основании признаков, перечисленных в пунктах 14.4.2.2 (в) Правил:
- подобие заложенных в обозначениях понятий, идей; в частности, совпадение значения обозначений в разных языках;
- совпадение одного из элементов обозначений, на который падает логическое ударение и который имеет самостоятельное значение;
- противоположность заложенных в обозначениях понятий, идей. Признаки, перечисленные в подпунктах (а) - (в) указанного пункта, могут учитываться как каждый в отдельности, так и в различных сочетаниях (пункт 14.4.2.2 (г) Правил).
При установлении однородности товаров, согласно пункту 14.4.3 Правил, определяется принципиальная возможность возникновения у потребителя представления принадлежности товаров одному производителю. Для установления однородности товаров принимаются во внимание род (вид) товаров, их назначение, вид материала, из которого они изготовлены, условия сбыта, круг потребителей и другие признаки.
Заявленное обозначение по заявке N2008721593/50 представляет собой комбинированное обозначение в виде этикетки, выполненной в золотисто- желто-оранжево-коричнево-белом цветовом исполнении. Сама этикетка состоит из четырех раппортов , каждый из которых содержит изображение верблюда, верхняя часть которого помещена на фоне стилизованного изображения восходящего солнца, окаймленного плашкой белого цвета. Плашки содержат чередующиеся надписи "КОНФЕТЫ"/"КЫЗЫЛ-КУМ". Основная индивидуализирующая нагрузка приходится на элемент "КЫЗЫЛ- КУМ". Так же в заявленном обозначении содержатся словесные элементы "КОНФЕТЫ", "ОАО КОНД. ФАБРИКА ИМ. Н.К. КРУПСКОЙ С- ПЕТЕРБУРГ", которые являются неохраняемыми элементами обозначения на основании пункта 1 статьи 1483 Кодекса.
Решение Роспатента об отказе в регистрации заявленного обозначения в качестве товарного знака основано на наличии ранее зарегистрированных на имя иных лиц товарных знаков [1-3] в отношении однородных товаров. Противопоставленный знак [1] является словесным "КАРА-КУМ", выполненным буквами русского алфавита оригинальным шрифтом. Противопоставленный знак [2] является комбинированным и представляет собой этикетку, состоящую из различных изобразительных и словесных элементов. По центру в верхней, средней и нижней части этикетки расположены словесные элементы "КАРА-КУМ", выполненны буквами русского алфавита оригинальным шрифтом. Знак выполнен в желтом, черном, коричневом, светло-желтом, белом цветовом сочетании.
Противопоставленный знак [3] является изобразительным и представляет собой изображение верблюда. Знак выполнен в белом, желтом, коричневом, черном цветовом сочетании.
При проведении сопоставительного анализа Палатой по патентным спорам было установлено, что противопоставленные знаки [1, 2] объединены словесным элементом "КАРА-КУМ", благодаря которому и осуществляется индивидуализация продукции.
При сопоставлении данного словесного элемента с основным словесным элементом заявленного обозначения было выявлено, что они содержат тождественные конечные части "КУМ" и кроме того имеют сходное семантическое значение ( Кара-кум - (туркм. "чёрный песок": ср. тюрк "кара", чёрный + тюрк "кум", песок) - песчаная пустыня на юге Средней Азии, покрывающая большую часть Туркмении; Кызыл-кум - (узб. Qizilqum, каз. ?ызыл??м; тюрк. "красные пески") - песчаная пустыня на междуречье Амударьи и Сырдарьи, в Узбекистане, Казахстане и частично Туркменистане), см. Интернет, словари, Яндекс, "Словарь современных географических называний", под общей ред. акад. В.М. Котлякова, электронное издание. Екатеринбург: У-Фактория, 2006.
Таким образом, сравниваемые обозначения обладают сходной семантикой, способной привести к смешению знаков.
Графические отличия носят второстепенный характер, а ассоциирование обозначений друг с другом обусловлено семантическим и фонетическим тождеством/сходством их словесных элементов. Изобразительный элемент в виде верблюда заявленного обозначения является сходным до степени смешения с товарным знаком [3]. Сопоставительный анализ на сходство изобразительных элементов заявленного обозначения и противопоставленного товарного знака [3] показывает, что совпадают их внешняя форма, вид и характер изображений. Указанное обуславливает высокую степень сходства сравниваемых знаков.
В отношении однородности товаров и услуг, Палата по патентным спорам отмечает следующее.
Товары 30 класса МКТУ "конфеты", приведенные в перечне заявленного обозначения, являются однородными товарам 30 класса МКТУ "кондитерские изделия; конфеты" противопоставленных товарных знаков [1, 2, 3], поскольку относятся к одному виду, имеют одинаковую цель применения, круг потребителей и условия реализации. Кроме того, следует отметить, что товары 30 класса МКТУ являются товарами широкого потребления, в связи с чем опасность смешения сравниваемых товарных знаков на рынке более высока. Таким образом, заявленное комбинированное обозначение является сходным до степени смешения в отношении однородных товаров 30 класса МКТУ с товарными знаками [1 - 3] и, следовательно, не соответствует требованиям пункта 6 статьи 1483 Кодекса.
С учетом вышеизложенного, Палата по патентным спорам решила:
отказать в удовлетворении возражения от 14.07.2010, оставить в силе решение Роспатента от 16.04.2010.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам от 9 ноября 2010 г. по заявке N 2008721593/50
Текст решения опубликован на сайте Роспатента www.rupto.ru