Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам
от 4 февраля 2011 г. по заявке N 2008728240/50
Заявка: |
2008728240/50 |
Название: |
LaCarta branding & identity |
Объект охраны: |
Товарный знак |
Дата обращения: |
03.11.2010 |
Дата коллегии: |
25.01.2011 |
Дата утверждения: |
04.02.2011 |
Заявитель: |
ООО "Лакарта", Москва |
Вид обращения: |
Возражение на решение о государственной регистрации товарного знака (знака обслуживания) |
Палата по патентным спорам в порядке, установленном частью четвёртой Гражданского кодекса Российской Федерации, введённой в действие с 01.01.2008 Федеральным законом от 18.12.2006 N 231-ФЗ (далее - Кодекс), и в соответствии с Правилами подачи возражений и заявлений и их рассмотрения в Палате по патентным спорам, утвержденными приказом Роспатента от 22.04.2003 N56, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 08.05.2003, регистрационный N4520, с изменениями, внесенными приказом Роспатента от 11.12.2003 N 164, зарегистрированным Министерством юстиции Российской Федерации 18.12.2003, регистрационный N 5339, рассмотрела возражение от 03.11.2010, поданное ООО "Лакарта", Москва (далее - заявитель) на решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (далее - решение Роспатента) от 28.05.2010 о государственной регистрации товарного знака по заявке N2008728240/50, при этом установлено следующее.
Обозначение по заявке N 2008728240/50 с приоритетом от 03.09.2008 заявлено на регистрацию в качестве товарного знака на имя заявителя в отношении услуг 35 и 42 классов МКТУ, указанных в перечне.
Согласно материалам заявки в качестве товарного знака заявлено обозначение со словесными элементами "LaCarta" и "branding & identity", выполненными буквами латинского алфавита черного цвета. Словесные элементы "branding & identity" расположены под элементом "LaCarta" в перевернутом виде.
Федеральной службой по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам принято решение от 28.05.2008 о государственной регистрации товарного знака по заявке N2008728240/50 в отношении части услуг 42 класса МКТУ, а именно: "создание и техническое обслуживание веб- сайтов для третьих лиц". Основанием для принятия решения являлось заключение по результатам экспертизы, согласно которому было установлено, что в отношении остальных услуг 35 и 42 классов МКТУ заявленное обозначение не может быть зарегистрировано в качестве товарного знака на основании пункта 6 статьи 1483 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Указанное обосновывается тем, что заявленное обозначение сходно до степени смешения с товарным знаком по свидетельству N239297, ранее зарегистрированным на имя иного лица в отношении однородных услуг. Сходство знаков обусловлено сходством их словесных составляющих по фонетическому признаку.
Словесные элементы "branding & identity" являются неохраняемыми элементами заявленного обозначения на основании пункта 1 статьи 1483 Кодекса.
Заявитель выразил свое несогласие с данным решением Роспатента в поданном возражении от 03.11.2010, доводы которого сводятся к следующему. Сравниваемые обозначения не являются сходными до степени смешения, поскольку:
- по фонетическому признаку заявленное обозначение содержит помимо словесного элемента "LaCarta", еще элементы "branding & identity". Также заявленное обозначение звучит как "Ла карта", а противопоставленное как "А ля картэ";
- у заявленного обозначения "LaCarta" отсутствует семантическое значение, а противопоставленный знак "A la Carte" в переводе с французского языка означает "сделанное что-нибудь на заказ, эксклюзивно, специально для него";
- графически заявленное обозначение и противопоставленный товарный знак различаются, поскольку выполнены различными шрифтами в ином цветовом исполнении.
На основании этого заявителем выражена просьба удовлетворить возражение, отменить решение Роспатента от 28.05.2010 и зарегистрировать заявленное обозначение в качестве товарного знака.
Возражение содержит следующие материалы:
- распечатка с сайта www.alacartekitchens.ru;
- рекламные материалы;
- брошюра. Также на заседании коллегии, состоявшемся 25.01.2011, заявитель устно выразил свое согласие с исключением из самостоятельной правовой охраны словесных элементов "branding & identity", а также просил учесть коллегию Палаты по патентным спорам тот факт, что правовая охрана противопоставленного товарного знака истекла.
Изучив материалы дела и заслушав присутствующих, Палата по патентным спорам считает доводы возражения убедительными.
С учетом даты (03.09.2008) поступления заявки N2008728240/50 правовая база для оценки охраноспособности заявленного обозначения в качестве товарного знака составляет Кодекс и Правила составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания, утвержденные Приказом Роспатента N32 от 05.03.2003, зарегистрированным Минюстом России 25.03.2003, регистрационный N4322, введенные в действие с 10.05.2003 (далее-Правила), в части, не противоречащей Кодексу.
В соответствии с пунктом 6 статьи 1483 Кодекса не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с товарными знаками других лиц, охраняемыми в Российской Федерации, в том числе в соответствии с международным договором Российской Федерации, в отношении однородных товаров и имеющими более ранний приоритет.
Регистрация в качестве товарного знака в отношении однородных товаров обозначения, сходного до степени смешения с каким-либо из товарных знаков, указанных в настоящем пункте, допускается только с согласия правообладателя.
Обозначение считается сходным до степени смешения с другим обозначением, если оно ассоциируется с ним в целом, несмотря на их отдельные отличия (пункт 14.4.2 Правил).
В соответствии с пунктом 14.4.2.2 Правил словесные обозначения сравниваются со словесными обозначениями и с комбинированными обозначениями, в композиции которых входят словесные элементы. Сходство словесных обозначений может быть звуковым (фонетическим), графическим (визуальным) и смысловым (семантическим) и определяется на основании признаков, перечисленных в подпунктах (а) - (в) настоящего пункта.
Признаки, перечисленные в подпунктах (а) - (в) настоящего пункта, могут учитываться как каждый в отдельности, так и в различных сочетаниях (пункт 14.4.2.2 (г) Правил).
В соответствии с пунктом 14.4.3 Правил при установлении однородности товаров определяется принципиальная возможность возникновения у потребителя представления о принадлежности этих товаров одному производителю. Для установления однородности товаров принимается во внимание род (вид) товаров, их назначение, вид материала, из которого они изготовлены, условия сбыта товаров, круг потребителей и другие признаки.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1483 Кодекса не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков, обозначений, не обладающих различительной способностью или состоящих только из элементов являющихся общепринятыми символами и терминами; характеризующих товары, в том числе указывающих на их вид, качество, количество, свойство, назначение, ценность, а также на время, место и способ их производства или сбыта.
Данные элементы могут быть включены в товарный знак как неохраняемые, если они не занимают в нем доминирующего положения. Согласно пункту 2.3.2.2 Правил не допускается регистрация в качестве товарных знаков обозначений, являющихся общепринятыми символами и терминами. К общепринятым символам относятся, как правило, обозначения, символизирующие отрасль хозяйства или область деятельности, к которым относятся товары, содержащиеся в перечне товаров, для которых испрашивается регистрация товарного знака; условные обозначения, применяемые в науке и технике.
Согласно пункту 2.3.2.3 Правил не допускается регистрация в качестве товарных знаков обозначений, характеризующих товары, в том числе указывающих на их вид, качество, количество, свойство, назначение, ценность, а также время, место, способ производства или сбыта.
К таким обозначениям относятся, в частности, простые наименования товаров; обозначения категории качества товаров; указание свойств товаров (в том числе носящие хвалебный характер); указания материала или состава сырья; указания веса, объема, цены товаров; даты производства товаров; данные по истории создания производства; видовые наименования предприятий; адреса изготовителей товаров и посреднических фирм; обозначения, состоящие частично или полностью из географических названий, которые могут быть восприняты как указания на место нахождения товаров.
Согласно материалам заявки в качестве товарного знака заявлено обозначение со словесными элементами "LaCarta" и "branding & identity", выполненными буквами латинского алфавита черного цвета. Словесные элементы "branding & identity" расположены под элементом "LaCarta" в перевернутом виде и выполнены меньшим шрифтом по отношению к "LaCarta" [1].
Противопоставленный товарный знак по свидетельству N239297 представляет собой обозначение со словесными элементами "A la Carte", выполненных оригинальным шрифтом, буквами латинского алфавита желтого цвета, и "KITCHENS", выполненным стандартным шрифтом буквами латинского алфавита черного цвета меньшим размером, чем остальные элементы (самостоятельная правовая охрана данному элементу не предоставлена). Товарный знак зарегистрирован, в том числе, для услуг 35 и 42 классов МКТУ[2].
Сходство заявленного обозначения [1] и противопоставленного товарного знака [2] обусловлено фонетическим сходством словесных обозначений "LACARTA" и "A LA CARTE" (в виду совпадения центральных частей [L-A-C-A-R-T] наличия близких и совпадающих звуков, одинакового расположения близких звуков и звукосочетаний по отношению друг к другу). Анализ словарно-справочной литературы показал, что обозначение "LaCarta" не является лексической единицей ни в одном языке, то есть оно фантазийно. Противопоставленное обозначение "A la Carte" в переводе с французского означает "предлагаемый на выбор", "по выбору из меню". Данное обуславливает вывод о несходстве знаков по семантическому фактору сходства.
Визуальное восприятие знаков потребителями различно, однако, графический фактор сходства носит вспомогательный характер и не оказывает существенного на вывод о сходстве знаков в целом.
Таким образом, в силу фонетического сходства доминирующих элементов сравниваемых обозначений они ассоциируются друг с другом. Анализ услуг, приведенных в перечнях заявленного обозначения [1] и противопоставленного товарного знака [2], показал, что они либо совпадают, либо соотносятся между собой как род-вид, имеют одинаковое назначение, рынок сбыта услуг, круг потребителей, а потому являются однородными, что в возражении не оспаривается.
В связи с этим, вывод о том, что заявленное обозначение является сходным до степени смешения с противопоставленным товарным знаком [2] в отношении однородных услуг 35 и части услуг 42 классов МКТУ, является правомерным.
Вместе с тем, коллегией Палаты по патентным спорам приняты во внимание обстоятельства, которые не могли быть учтены при вынесении решения Роспатента.
До даты (19.11.2010) принятия возражения к рассмотрению истек срок правовой охраны противопоставленного товарного знака [2], на дату (25.01.2011) заседания коллегии Палаты по патентным спорам истек льготный шестимесячный срок (21.01.2011) для продления регистрации.
Данное обстоятельство позволяет сделать вывод о том, что указанный в оспариваемом решении Роспатента противопоставленный товарный знак не препятствует регистрации товарного знака по заявке N 2008728240/50.
Исходя из изложенного, у коллегии Палаты по патентным спорам отсутствуют основания для признания заявленного обозначения несоответствующим требованиям пункта 6 статьи 1483 Кодекса.
Словесные элементы "branding & identity" являются неохраняемыми элементами на основании пункта 1 статьи 1483 Кодекса. Заявитель, против исключения из правовой охраны данных словесных элементов не возражал.
В соответствии с вышеизложенным Палата по патентным спорам решила:
удовлетворить возражение от 03.11.2010, отменить решение Роспатента от 28.05.2010, и зарегистрировать товарный знак по заявке N2008728240/50 в отношении следующих услуг:
Форма N 81.1 В бюллетень "Товарные знаки, знаки обслуживания и наименования мест происхождения товаров " (526) Неохраняемые элементы: "branding & identity".
(511) 35 - Агентства рекламные; Брэндинг; Консультации по вопросам организации и управления бизнесом; Консультации профессиональные в области бизнеса; Макетирование рекламы; Нейминг; Обновление рекламных материалов; Редактирование рекламных текстов; Реклама.
42 - Дизайн художественный; Инжиниринг; Консультации по вопросам строительства, архитектуры; Оформление интерьера; Создание и техническое обслуживание веб-сайтов для третьих лиц; Услуги в области промышленной эстетики; Услуги дизайнеров в области упаковки.
Приложение: сведения об уплате пошлины за регистрацию товарного знака на 1 л. в 1 экз.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам от 4 февраля 2011 г. по заявке N 2008728240/50
Текст решения опубликован на сайте Роспатента www.rupto.ru