Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам
от 21 февраля 2011 г. по заявке N 2008732307/50
Заявка: |
2008732307/50 |
Название: |
АПРАКСИН ДВОР |
Объект охраны: |
товарный знак |
Дата обращения: |
18.10.2010 |
Дата коллегии: |
21.12.2010 |
Дата утверждения: |
21.02.2011 |
Заявитель: |
ООО "Главстрой-СПб" |
Вид обращения: |
Возражение на решение об отказе в государственной регистрации ТЗ |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ коллегии палаты по патентным спорам по результатам рассмотрения возражения заявления
Коллегия Палаты по патентным спорам в порядке, установленном пунктом 3 статьи 1248 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и Правилами подачи возражений и заявлений и их рассмотрения в Палате по патентным спорам, утвержденными приказом Роспатента от 22.04.2003 N 56, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 08.05.2003 N 4520 (далее - Правила ППС), рассмотрела возражение от 18.10.2010, поданное Обществом с ограниченной ответственностью "Главстрой-СПб", Санкт-Петербург (далее - заявитель), на решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (далее - Роспатент) об отказе в государственной регистрации товарного знака по заявке N 2008732307/50, при этом установила следующее.
Обозначение по заявке N 2008732307/50 с приоритетом от 09.10.2008 заявлено на регистрацию в качестве товарного знака на имя заявителя в отношении товаров 19 и услуг 35, 36, 37 и 42 классов МКТУ, приведенных в перечне заявки.
Впоследствии заявителем из первоначальной заявки N 2008732307/50 была выделена заявка в отношении всех услуг 35, 36 и 42 классов МКТУ, которой присвоен номер N 2010713109/50. Таким образом, из перечня рассматриваемой заявки N 2008732302/50 исключены указанные услуги, и регистрация заявленного обозначения испрашивается в отношении товаров 19 и услуг 37 классов МКТУ.
Согласно описанию, приведенному в заявке N 2008732307/50, в качестве товарного знака заявлено "комбинированное обозначение "АПРАКСИН ДВОР". Словесная часть обозначения выполнена в кириллице в две строки буквами оригинального шрифта зеленого цвета. Над словесной частью выполнен графический элемент в виде стилизованного изображения дерева, крону которого составляют различные фантазийные символы и фигуры. Под словесной частью горизонтально изображены символы и фигуры, составляющие крону дерева в верхней части обозначения".
Роспатентом принято решение от 19.07.2010 об отказе в государственной регистрации товарного знака по заявке N 2008732307/50. Основанием для принятия решения явилось заключение по результатам экспертизы, согласно которому заявленное обозначение не может быть зарегистрировано в качестве товарного знака на основании пункта 4 статьи 1483 Кодекса.
Заключение обосновывается тем, что "АПРАКСИН ДВОР является объектом всемирного культурного наследия ЮНЕСКО" и поэтому обозначение со словесным элементом "АПРАКСИН ДВОР" не может быть зарегистрировано в качестве товарного знака (знака обслуживания).
В возражении, поступившем в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности 18.10.2010, заявитель выразил свое несогласие с решением Роспатента от 19.07.2010. Доводы возражения сводятся к следующему:
- Апраксин двор - культурное наследие Российской Федерации, объект N 7802381000;
- в пункте 4 статьи 1483 Кодекса говорится не просто об объектах культурного наследия, а об особо ценных объектах культурного наследия, которые включаются в государственный свод особо ценных объектов культурного наследия Российской Федерации; перечень объектов является исчерпывающим;
- исторический центр Ленинграда и связанные с ним комплексы памятников (англ.
Historic Centre of Saint Petersburg and Related Groups of Monuments) - первый в истории России (и СССР) объект Всемирного наследия ЮНЕСКО (1990 год);
- исторический центр города стоит на охране не как совокупность каких-то отдельных ценных объектов, а как единая композиционная структура;
- в противном случае, любое здание, построенное в зоне исторического центра Санкт-Петербурга, в настоящее время автоматически попадало бы под охрану ЮНЕСКО; - нельзя согласиться с мнением экспертизы о том, что Апраксин двор охраняется ЮНЕСКО только на основании того, что он географически относится к центру города;
- косвенно мнение заявителя подтверждают регистрации товарных знаков, воспроизводящих названия объектов, территориально расположенных в центре СанктПетербурга (после 1990 года): "Дом Мертенса Невский проспект" N 378444, "АНИЧКОВ МОСТ" N 285435, "МЕДНЫЙ ВСАДНИК" N 397261, "Марсово поле" N 350614, "Агентство недвижимости Невский проспект" N 322869, а также противопоставленные экспертизой товарные знаки "АПРАКСИН ДВОР" по свидетельствам N 236977 и N 226848;
Апраксин двор является объектом культурного наследия Российской Федерации и не является объектом, охраняемым ЮНЕСКО, следовательно, заявленное обозначение не подпадает под основания для отказа, предусмотренные пунктом 4 статьи 1483 Кодекса;
- заявитель является стратегическим инвестором преобразования исторического центра Санкт-Петербурга (территория Апраксина двора) в общественно деловой многофункциональный комплекс "Апраксин двор";
- в сроки реализации проекта "Многофункциональный комплекс "Апраксин двор" (2008 - 2013 гг.) на территории Адмиралтейского района Санкт-Петербурга планируется возвести 70 тыс. кв. м жилых помещений, 70 тыс. кв. м деловой недвижимости, 80 тыс. кв. м торгово-развлекательных площадей, две гостиницы площадью 40 тыс. кв. м и подземный паркинг;
- в деле имеются акты Правительства Санкт-Петербурга, согласно которым заявитель признан стратегическим инвестором проекта преобразования территории Апраксина двора.
На основании изложенного заявителем была выражена просьба о регистрации заявленного обозначения в отношении испрашиваемых товаров и услуг.
На заседании коллегии Палаты по патентным спорам, состоявшемся 17.11.2010, изучив словарно-справочные издания и сведения, имеющиеся в сети Интернет, на основании абзаца 2 пункта 4.8 Правил ППС заявителю были выдвинуты дополнительные обстоятельства, не упомянутые в решении Роспатента от 19.07.2010 и препятствующие регистрации заявленного обозначения. Коллегией Палаты по патентным спорам установлено, что использование в заявленном обозначении наименования объекта культурного наследия противоречит общественным интересам. Ввиду изложенного заявленное обозначение не соответствует требованиям пункта 3 (2) статьи 1483 Кодекса.
В соответствии с абзацами 2 и 3 пункта 4.8 Правил ППС заявителю была предоставлена возможность для представления своих доводов по выдвинутым коллегией мотивам, в связи с чем заседание коллегии Палаты по патентным спорам было перенесено на 21.12.2010.
Проанализировав выдвинутые коллегией Палаты по патентным спорам дополнительные обстоятельства, препятствующие регистрации товарного знака по заявке N 2008732307/50, заявителем представлены следующие доводы:
само обозначение как таковое, рассматриваемое вне его употребления, противоречить общественным интересам не может, противоречие возникает лишь при использовании обозначения, то есть в связи с введением в хозяйственный оборот товаров и услуг, маркируемых данным обозначением;
- статья 1483 Кодекса содержит ограничения на регистрацию объектов культурного наследия, имеющих определенный статус, то есть пункт 4 статьи 1483 Кодекса - лишняя норма, так как любое наименование объекта культурного наследия автоматически противоречит общественным интересам;
- заявитель признает, что охрана объектов культурного наследия является задачей органов государственной власти;
- заявитель ведет общественно полезную деятельность по восстановлению исторического объекта Санкт-Петербурга;
- то, что коллегия Палаты по патентным спорам называет объектом культурного наследия, в настоящее время представляет собой вещевой рынок;
- ООО "Главстрой-СПб" является стратегическим инвестором преобразования исторического центра Санкт-Петербурга (территория Апраксина двора) в общественноделовой многофункциональный комплекс "Апраксин двор";
- позиция Правительства Санкт-Петербурга однозначно высказана в письме Комитета по инвестициям и стратегическим проектам от 11.11.2010.
В материалах заявки N 2008732307/50 содержатся следующие представленные заявителем документы:
- копия устава и изменения к уставу на 15 л. {1};
- копия уведомления о поступлении заявки N 2010713109 на 1 л. {2};
- копия решения Роспатента по результатам рассмотрения заявления о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака по свидетельству N 226848 на 7 л. {3};
- распечатка постановления Правительства Санкт-Петербурга от 03.07.2007 N 742 на 5 л. {4};
- распечатка постановления Правительства Санкт-Петербурга от 18.08.2008 N 1024 на 1 л. {5};
- копия Соглашения от 08.02.2008 о реализации стратегического инвестиционного проекта Санкт-Петербурга преобразования территории Апраксина двора на 4 л. {6};
- сведения о Многофункциональном комплексе "Апраксин двор" на 1 л. {7};
копия справки от 13.11.2010 N 1/5781-С, выданной Комитетом по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Правительства Санкт-Петербурга, на 1 л. {8};
- копия письма от 11.11.2010 N 01-49-2040/10-0-0, направленного Комитетом по инвестициям и стратегическим проектам Правительства Санкт-Петербурга, на 1 л. {9};
- копия письма от 13.11.2010 N 209-шхюу, направленного Комитетом по управлению городским имуществом Правительства Санкт-Петербурга, на 2 л. {10}.
Изучив материалы дела и заслушав присутствующих, Палата по патентным спорам считает доводы возражения убедительными.
С учетом даты (09.10.2008) поступления заявки на регистрацию товарного знака правовая база для оценки охраноспособности заявленного обозначения в качестве товарного знака включает в себя упомянутый выше Кодекс и Правила составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания, утвержденные приказом Роспатента от 05.03.2003 N 32, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 25.03.2003, регистрационный N 4322, вступившие в силу 10.05.2003 (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 3 статьи 1483 Кодекса не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, представляющих собой или содержащих элементы, являющиеся ложными или способными ввести в заблуждение потребителя относительно товара либо его изготовителя, а также элементы, противоречащие общественным интересам, принципам гуманности и морали.
Исходя из положений пункта 2.5.2 Правил к обозначениям, противоречащим общественным интересам, принципам гуманности и морали, относятся, в частности, слова и изображения непристойного содержания, призывы антигуманного характера, оскорбляющие человеческое достоинство, религиозные чувства, слова, написание которых нарушает правила орфографии русского языка, и т.п.
В соответствии с пунктом 4 статьи 1483 Кодекса не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, тождественных или сходных до степени смешения с официальными наименованиями и изображениями особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации либо объектов всемирного культурного или природного наследия, а также с изображениями культурных ценностей, хранящихся в коллекциях, собраниях и фондах, если регистрация испрашивается на имя лиц, не являющихся их собственниками, без согласия собственников или лиц, уполномоченных собственниками, на регистрацию таких обозначений в качестве товарных знаков.
На регистрацию в качестве товарного знака заявлено комбинированное обозначение со словесным элементом "АПРАКСИН ДВОР", выполненным заглавными буквами русского алфавита.
Анализ охраноспособности заявленного обозначения показал следующее.
Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регулируются положениями Федерального закона Российской Федерации "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" N 73-ФЗ от 25.06.2002 (далее - Закон "Об объектах культурного наследия").
В соответствии с пунктом 1 статьи 48 указанного закона объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом.
Как следует из справки {8} и сведений, размещенных в сети Интернет (http://www.kulturnoe-nasledie.ru), в соответствии с Решением Малого Совета СанктПетербургского городского Совета народных депутатов от 07.09.1993 N 327 "Апраксин двор с Мариинским рынком (б. Щукинским двором)" - комплекс зданий - был включен в список памятников архитектуры Санкт-Петербурга, подлежащих охране как памятники местного значения.
Таким образом, Апраксин двор как объект культурного наследия (N 7802381000) представляет собой целый архитектурный ансамбль, который расположен в центральной части города Санкт-Петербурга и, как следует из упомянутого решения Малого Совета, занимает значительную площадь в центре города.
Следует также отметить, что центр Санкт-Петербурга является местоположением большого числа памятников архитектуры. В частности, "исторический центр СанктПетребурга и связанные с ним группы памятников" (объект N 7800000062) относятся к особо ценным объектам культурного наследия федерального значения в соответствии с положениями статьи 24 Закона "Об объектах культурного наследия".
Учитывая изложенное, коллегия Палаты по патентным спорам считает, что регистрация обозначения "АПРАКСИН ДВОР" в качестве товарного знака на имя заявителя может быть осуществлена лишь при согласии компетентных органов.
Кроме того, объекты культурного наследия, в том числе регионального значения, в силу своей уникальной ценности являются объектами особого правового регулирования, а государственная охрана объектов культурного наследия является одной из приоритетных задач органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Следовательно, использование наименования объекта культурного наследия в товарном знаке без согласия компетентного органа противоречит также принципам законодательства и тем самым общественным интересам.
В этой связи при вынесении решения коллегией Палаты по патентным спорам приняты во внимание материалы, представленные заявителем, анализ которых свидетельствует о следующем.
Правительством Санкт-Петербурга был проведен инвестиционный конкурс, касающийся преобразования территории Апраксина двора. Победителем данного конкурса был выбран заявитель. Согласно постановлению Правительства Санкт-Петербурга {5} заявитель признан стратегическим инвестором Санкт-Петербурга. На основании Соглашения {6} (согласно постановлению Правительства Санкт-Петербурга {4}) заявителю предоставлено право, в частности, на заключение договоров аренды объектов инженерной инфраструктуры для осуществления инвестиционной деятельности в целях их комплексной реконструкции и последующего использования территории Апраксина двора, право на целевое предоставление в установленном порядке объектов недвижимости, расположенных на территории Апраксина двора.
Основными видами деятельности заявителя являются строительство, реконструкция, ремонт зданий и сооружений <_>, разработка и реализация инвестиционных и технических программ {2}.
Регистрация товарного знака по заявке N 2008732307/50 испрашивается на имя заявителя в отношении товаров 19 и услуг 37 класса МКТУ, непосредственно связанных с реализацией проекта по реконструкции территории Апраксина двора, осуществляемой заявителем на основании постановлений Правительства Санкт-Петербурга и Соглашения между субъектом Российской Федерации - городом федерального значения СанктПетербург, с одной стороны, и заявителем, с другой стороны.
При этом заявителем было представлено письмо {9}, содержащее согласие исполнительного органа государственной власти Санкт-Петербурга на регистрацию заявленного обозначения в качестве товарного знака на имя заявителя в отношении испрашиваемых им товаров и услуг.
Учитывая вышеизложенное, коллегия Палаты по патентным спорам пришла к выводу:
удовлетворить возражение от 18.10.2010, отменить решение Роспатента от 19.07.2010 и зарегистрировать товарный знак по заявке N 2008732307/50 в отношении
следующего перечня товаров и услуг:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам от 21 февраля 2011 г. по заявке N 2008732307/50
Текст решения опубликован на сайте Роспатента www.rupto.ru