Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам
от 27 декабря 2010 г. по заявке N 2008738082/50
Заявка: |
2008738082/50 |
Название: |
AURORA BALTIC |
Объект охраны: |
Товарный знак |
Дата обращения: |
20.08.2010 |
Дата коллегии: |
16.11.2010 |
Дата утверждения: |
27.12.2010 |
Заявитель: |
ООО "Наш Проект", Санкт-Петербург |
Вид обращения: |
Возражение на решение о государственной регистрации товарного знака (знака обслуживания) |
Палата по патентным спорам в порядке, установленном частью четвёртой Гражданского кодекса Российской Федерации, введённой в действие с 01.01.2008 Федеральным законом от 18.12.2006 N 231-ФЗ (далее - Кодекс), и в соответствии c Правилами подачи возражений и заявлений и их рассмотрения в Палате по патентным спорам, утвержденными приказом Роспатента от 22.04.2003 N 56, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 08.05.2003, регистрационный N 4520 (далее - Правила Палаты по патентным спорам), рассмотрела возражение от 20.08.2010, поданное ООО "Наш Проект", Санкт-Петербург (далее - заявитель), на решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, патентам и товарным знакам (далее - решение Роспатента) от 03.06.2010 о государственной регистрации товарного знака по заявке N2008738082/50, при этом установлено следующее.
Обозначение по заявке N2008738082/50 с приоритетом от 09.12.2008 заявлено на регистрацию в качестве товарного знака на имя заявителя в отношении товаров 21 и услуг 35 классов МКТУ, приведенных в перечне заявки.
В качестве товарного знака заявлено на регистрацию комбинированное обозначение, включающее в свой состав словесные элементы "AURORA" и "BALTIC", выполненные в две строки буквами латинского алфавита. Словесный элемент "AURORA" имеет оригинальное графическое исполнение.
По результатам экспертизы заявленного обозначения принято решение Роспатента от 03.06.2010 о государственной регистрации товарного знака в отношении заявленных товаров 21 класса МКТУ. В отношении услуг 35 класса МКТУ заявленному обозначению было отказано в регистрации на основании положений, предусмотренных пунктом 6 статьи 1483 Кодекса. Отказ в государственной регистрации товарного знака обосновывается тем, что заявленное обозначение сходно до степени - 2009738082/50 3 смешения с товарными знаками, ранее зарегистрированными на имя иных лиц:
- с комбинированным товарным знаком со словесным элементом "AVRORA" по свидетельству N136301 с приоритетом от 07.03.1995 (срок действия регистрации продлен до 07.03.2015), зарегистрированным в отношении однородных услуг 35 класса МКТУ на имя ООО "Креативное агентство "АВРОРА", 121601, Москва, Филевский б-р, д. 6А;
- со словесным товарным знаком "АВРОРА" по свидетельству N286232 с приоритетом от 17.10.2002, зарегистрированным в отношении однородных услуг 35 класса МКТУ на имя Аврора Уорлд Корпорейшн, Аврора Уорлд Х.К. Блдг., 997 Даэчи-донг, Кангнам-гу, Сеул, Республика Корея;
- с комбинированным товарным знаком со словесным элементом "АВРОРА" по свидетельству N333953 с приоритетом от 26.01.2006, зарегистрированным в отношении однородных услуг 35 класса МКТУ на имя Дублинского Владимира Петровича, 352901, Краснодарский край, г. Армавир, ул. Лермонтова, 91-20.
В поступившем в Палату по патентным спорам возражении от 20.08.2010 заявитель выразил свое несогласие с решением Роспатента. Доводы возражения сводятся к следующему:
- услуги 35 класса МКТУ, указанные в перечне заявленного обозначения и противопоставленных товарных знаков по свидетельствам N136301, N286252, не являются однородными;
- вид услуг "продвижение товаров [для третьих лиц]", указанный в перечне заявленного обозначения, представляет собой реализацию конкретных товаров по 21 классу МКТУ и осуществляется в магазинах (местах реализации торговых услуг), а под "услугами снабженческими для третьих лиц [закупка и обеспечение предпринимателей товарами]", подразумевается сбыт товаров (посреднические услуги в области торговли - 2009703803/50 4 товарами народного потребления), осуществляемый между заводами- изготовителями с их складов;
- услуги 35 класса МКТУ, указанные в перечнях противопоставленных товарных знаков по свидетельствам N136301 и N286252, могут быть объединены одним понятием - "реклама". Услуги по рекламе осуществляются, как правило, рекламными агентствами по заказу юридических или физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью;
- согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности ОК 029-2001 (КДЕС Ред.1), введенному в действие 01.01.2003 г. постановлением Госстандарта РФ от 06.11.2001 г. N454-ст, торговая, сбытовая деятельность и рекламная деятельность указаны в разных разделах, что также обуславливает вывод о неоднородности услуг 35 класса МКТУ заявленного обозначения и противопоставленных товарных знаков по свидетельствам N136301 и N286252;
- заявленное обозначение и противопоставленные товарные знаки по свидетельствам N136301 и N286252 также не являются сходными до степени смешения, поскольку имеют существенные фонетические, семантические и графические отличия;
- заявитель не согласен с выводом экспертизы относительно сходства до степени смешения заявленного обозначения и противопоставленного товарного знака по свидетельству N333953, основанном на ввиду "полном фонетическом вхождении противопоставленного знака в заявленное обозначение";
- сравниваемые обозначения отличаются графически, поскольку производят разное зрительное впечатление, а также семантически, т.к. заявленное обозначение в переводе с английского языка на русский язык означает "балтийская аврора".
- 2009703803/50 5 С учетом изложенного заявитель просит отменить решение Роспатента от 03.06.2010 и зарегистрировать заявленное обозначение в качестве товарного знака для всего заявленного перечня товаров и услуг.
В качестве дополнения к возражению заявителем представлены следующие материалы:
- копии товарных накладных: N3 от 16.04.2009 г., N4 от 21.04.2009 г., N7 от 24.08.2009 г., N8 от 24.08.2009 г., N4 от 30.04.2010, N5 от 14.05.2010;
- копия Устава ООО "Наш Проект".
Изучив материалы возражения и заслушав присутствующих, Палата по патентным спорам считает доводы возражения неубедительными.
С учетом даты (09.12.2008) поступления заявки N2008738082/50 правовая база для оценки охраноспособности заявленного обозначения в качестве товарного знака включает в себя упомянутый выше Кодекс и Правила составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания, утвержденные приказом Роспатента N32 от 05.03.2003, зарегистрированным Минюстом России 25.03.2003 за N4322, вступившие в силу 10.05.2003 (далее - Правила).
В соответствии с подпунктом 2 пункта 6 статьи 1483 Кодекса не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с товарными знаками других лиц, охраняемыми в Российской Федерации, в том числе в соответствии с международным договором Российской Федерации, в отношении однородных товаров и имеющими более ранний приоритет.
В соответствии с пунктом 14.4.2 Правил обозначение считается сходным до степени смешения с другим обозначением, если оно ассоциируется с ним в целом, несмотря на отдельные отличия.
В соответствии с положениями пункта 14.4.2.4 Правил комбинированные обозначения сравниваются с комбинированными обозначениями; с теми видами обозначений, которые входят в состав проверяемого обозначения как элементы.
- 2009703803/50 6 При определении сходства комбинированных обозначений используются признаки, приведенные в пунктах (14.4.2.2), (14.4.2.3) настоящих Правил, а также исследуется значимость положения, занимаемого тождественным или сходным элементом в заявленном обозначении.
Согласно пункту 14.4.2.2 Правил сходство словесных обозначений может быть звуковым (фонетическим), графическим (визуальным), смысловым (семантическим) и определяется по признакам, изложенным в подпунктах (а), (б), (в).
Признаки, перечисленные в подпунктах (а) - (в) указанного пункта, могут учитываться как каждый в отдельности, так и в различных сочетаниях (пункт 14.4.2.2 (г) Правил).
Согласно пункту 14.4.2.3 Правил сходство изобразительных обозначений определяется на основании следующих признаков: внешняя форма; наличие или отсутствие симметрии; смысловое значение; вид и характер изображений (натуралистическое, стилизованное, карикатурное и т.д.); сочетание цветов и тонов.
В соответствии с пунктом 14.4.3 Правил при установлении однородности товаров определяется принципиальная возможность возникновения у потребителя представления о принадлежности этих товаров одному производителю.
Для установления однородности товаров принимается во внимание род (вид) товаров, их назначение, вид материала, из которого они изготовлены, условия сбыта товаров, круг потребителей и другие признаки. Заявленное на регистрацию комбинированное обозначение включает в свой состав расположенные в две строки словесные элементы "AURORA" и "BALTIC", выполненные буквами латинского алфавита черным шрифтом на белом фоне. В словесном элементе "AURORA" первая и последняя буквы "А" соединены друг с другом горизонтальной прямой линией, проходящей под буквами "UROR". Расположенный под словом "AURORA" словесный элемент "BALTIC" выполнен стандартным шрифтом. Вместе с тем размер - 2009703803/50 7 шрифта в слове "BALTIC" значительно меньше по размеру, чем шрифт словесного элемента "AURORA". Словесные элементы "AURORA" и "BALTIC" имеют определенное смысловое значение. Так, в переводе с английского "AURORA" (произносится как "ав-ро-ра) - " поэт. аврора, утренняя заря, рассвет", а "BALTIC" (произносится как "бал-тик") - "балтийская", см. http://lingvo.yandex.ru. Кроме того, слово "Aurora" может быть воспринято в качестве имени собственного, поскольку это имя древнеримской богини утренней зари Авроры (см. перевод слова с немецкого и латинского языков, http://lingvo.yandex.ru). Таким образом, обозначение "AURORA BALTIC" может быть переведено как "АВРОРА БАЛТИЙСКАЯ". Решение Роспатента от 03.06.2010 основано на наличии сходных до степени смешения и имеющих более ранний приоритет товарных знаков [1] - [3], включающих словесные элементы "AVRORA" / "АВРОРА". Противопоставленный комбинированный товарный знак [1] по свидетельству N136301 с приоритетом от 07.03.1995 включает в свой состав словесный элемент "AVRORA", выполненный оригинальным шрифтом буквами латинского алфавита черным цветом. Буквы "V" и "R" соединены друг с другом, а над буквой "V" расположен абстрактный изобразительный элемент, напоминающий пламя горящей свечи. В конце слова буква "R" расположена внахлест по отношению к букве "A". Вместе с тем имеющиеся графические особенности в исполнении словесного элемента "AVRORA" не затрудняют его прочтение. Слово "AVRORA" произносится как "ав-ро-ра" и несмотря на отсутствие в словарях, ассоциируется в сознании потребителя с транслитерацией русского слова "АВРОРА".
Противопоставленный словесный товарный знак [2] по свидетельству N286232 с приоритетом от 17.10.2002 представляет собой слово "АВРОРА", выполненное стандартным шрифтом заглавными буквами русского алфавита черного цвета. В римской мифологии "Аврора" - богиня утренней зари, см. http://slovari.yandex.ru.
- 2009703803/50 8 Противопоставленный комбинированный товарный знак [3] по свидетельству N333953 с приоритетом от 26.01.2006 включает в свой состав изобразительный элемент в виде комбинации геометрических фигур красного и белого цветов и расположенный под ним словесный элемент "АВРОРА", выполненный оригинальным шрифтом буквами русского алфавита черным шрифтом. Графическая проработка словесного элемента "АВРОРА" не затрудняет его прочтение.
Анализ противопоставленных товарных знаков [1] - [3] и заявленного обозначения показывает, что все они представляют собой или содержат в качестве доминирующего словесного элемента слова "АВРОРА" / "AURORA" / "AVRORA". Следует отметить, что в сравниваемых обозначениях, словесный элемент "АВРОРА" / "AURORA" / "AVRORA" выполняет основную индивидуализирующую функцию. Так, в заявленном обозначении "AURORA" благодаря своему пространственному расположению акцентирует на себе внимание потребителей в первую очередь. Кроме того, словесный элемент "AURORA" доминирует и в семантическом плане, поскольку в заявленном обозначении, в переводе означающем "АВРОРА БАЛТИЙСКАЯ", на существительное "AURORA" падает основное логическое ударение, а прилагательное "BALTIC" не придает обозначению качественно иного уровня восприятия. В противопоставленном словесном товарном знаке [2] "АВРОРА" является единственным индивидуализирующем элементом, а в комбинированных товарных знаках [1], [3] словесный элемент "АВРОРА" / "AVRORA" акцентирует на себе внимание в первую очередь ввиду того, что запоминается потребителем лучше, чем изобразительный элемент, и именно на нем потребитель сосредотачивает внимание в первую очередь.
Учитывая звуковое и смысловое тождество основного индивидуализирующего элемента "AURORA" заявленного обозначения и словесных элементов "АВРОРА" / "AVRORA" противопоставленных - 2009703803/50 9 товарных знаков [1] - [3] можно сделать вывод о фонетическом и семантическом сходстве сравниваемых обозначений в целом.
Что касается графического критерия при сравнении указанных обозначений, то в данном случае он не является определяющим, поскольку шрифтовое исполнение знаков не обладает такой степенью оригинальности, которая привела бы к утрате ими словесного характера, и как следствие к иному уровню их восприятия потребителем.
Таким образом, учитывая фонетическое и семантическое сходство сравниваемых обозначений, можно сделать вывод о том, что они ассоциируются друг с другом в целом, т.е. являются сходными до степени смешения.
Относительно однородности услуг, для маркировки которых предназначены сравниваемые обозначения, следует отметить следующее. Правовая охрана заявленного обозначения по заявке N2008738082/50 испрашивается в отношении таких услуг 35 класса МКТУ как "продвижение товаров [для третьих лиц], а именно, домашней или кухонной утвари и посуды, включенной в 21 класс МКТУ; услуги снабженческие для третьих лиц [закупка и обеспечение предпринимателей товарами]".
Правовая охрана товарным знакам по свидетельствам N136301 [1] и N286232 [2] предоставлена, в частности, в отношении таких услуг 35 класса МКТУ как "реклама, выпуск, распространение рекламных материалов, реклама телевизионная, радиореклама, демонстрация товаров" и т.п., что, как справедливо отметил заявитель, объединено одним понятием - "реклама".
Следует отметить, что такой вид услуг как "продвижение товаров [для третьих лиц]" представляет собой самостоятельную деятельность по улучшению сбыта товаров и включает в себя в качестве важнейшей составляющей мероприятия рекламного характера. Таким образом "продвижение товаров" не тождественно услуге "реализацией товаров", как - 2009703803/50 10 полагает заявитель. Подтверждением этого являются данные Лексико- семантического идентификатора наименований товаров и услуг (далее - Идентификатор), подготовленного и выпущенного к печати ФГУ ФИПС в 2008 году. Идентификатор включает весь терминологический массив МКТУ-9 и отдельные термины классификаторов видов экономической деятельности, действующих на территории Российской Федерации, например, Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, продукции и услуг. Идентификатор, в частности, предназначен для установления степени однородности товаров и услуг, принадлежности отдельных видов товаров (услуг) к той или иной родовой группе. Так, согласно Идентификатору "продвижение товаров [для третьих лиц]" и "реклама" соотносятся как род/вид, что обуславливает вывод об их однородности.
Что касается противопоставленного товарного знака [3] по свидетельству N333953, то правовая охрана предоставлена ему, в частности, в отношении таких услуг 35 класса МКТУ как "продвижение товаров [для третьих лиц]; снабженческие услуги для третьих лиц [закупка товаров и услуги предприятиям]", т.е. в отношении услуг 35 класса МКТУ, идентичных услугам, указанным в перечне рассматриваемого заявленного обозначения.
Установленное сходство знаков и однородность услуг, для которых они предназначены, позволяет сделать вывод о сходстве до степени смешения заявленного обозначения и противопоставленных товарных знаков [1] - [3] в отношении однородных услуг 35 класса МКТУ.
Таким образом, заявленное обозначение не соответствует требованиям пункта 6 статьи 1483 Кодекса в отношении всех указанных в перечне заявки N2008738082/50 услуг 35 класса МКТУ, что позволяет сделать вывод о правомерности принятого Роспатентом решения от 03.06.2010.
- 2009703803/50 11 Необходимо отметить, что по результатам проведенного заседания коллегии Палаты по патентным спорам в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности 19.11.2010 поступило обращение представителя заявителя к Руководителю Роспатента, содержащее доводы о несходстве заявленного обозначения и противопоставленных товарных знаков. Анализ поступившего обращения показал, что оно не содержит каких-либо иных доводов, отличающихся от ранее изложенных в материалах возражения от 20.08.2010, а также информации, позволяющей сделать вывод о необъективности выводов коллегии Палаты по патентным спорам при рассмотрении указанного возражения, и как следствие этого, неправомерности принятого решения. Учитывая изложенное, Палата по патентным спорам решила:
отказать в удовлетворении возражения от 20.08.2010 и оставить в силе решение Роспатента от 03.06.2010.
- 2009703803/50
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам от 27 декабря 2010 г. по заявке N 2008738082/50
Текст решения опубликован на сайте Роспатента www.rupto.ru