Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам
от 17 марта 2011 г. по заявке N 2009719087/50
(Заключение коллегии палаты по патентным спорам по результатам рассмотрения возражения)
Заявка: |
2009719087/50 |
Название: |
САМОЛЁТ |
Объект охраны: |
товарный знак |
Дата обращения: |
17.11.2010 |
Дата коллегии: |
17.01.2011 |
Дата утверждения: |
17.03.2011 |
Заявитель: |
ООО "Дизайн студия "САМОЛЕТ" |
Вид обращения: |
Возражение на решение об отказе в государственной регистрации ТЗ |
Коллегия Палаты по патентным спорам в порядке, установленном пунктом 3 статьи 1248 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и Правилами подачи возражений и заявлений и их рассмотрения в Палате по патентным спорам, утвержденными приказом Роспатента от 22.04.2003 N56, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 08.05.2003 N4520, рассмотрела возражение от 17.11.2010, поданное Обществом с ограниченной ответственностью "Дизайн студия "САМОЛЕТ", Москва (далее - заявитель), на решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам о государственной регистрации товарного знака по заявке N2009719087/50, при этом установила следующее.
Обозначение по заявке N2009719087/50 с приоритетом от 06.08.2009 заявлено на регистрацию в качестве товарного знака на имя заявителя в отношении услуг 35 класса МКТУ.
Согласно описанию, приведенному в заявке, заявленное обозначение представляет собой комбинированное обозначение, в состав которого входят изобразительный элемент в виде стилизованного изображения лопасти винта самолета и словесный элемент "САМОЛЁТ", выполненный стандартным шрифтом буквами русского алфавита.
Федеральной службой по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам принято решение от 03.09.2010 о государственной регистрации товарного знака только в отношении части услуг 35 класса МКТУ, указанных в заявке. Отказ в предоставлении правовой охраны заявленному обозначению в отношении другой части услуг 35 класса МКТУ мотивирован в заключении экспертизы его несоответствием требованиям пункта 6 статьи 1483 Кодекса.
В заключении экспертизы указано, что заявленное обозначение сходно до степени смешения с товарными знаками по свидетельствам NN 232380, 238263 и 239685, зарегистрированными на имя других лиц и имеющими более ранний приоритет, в отношении однородных услуг 35 класса МКТУ, а также услуг 42 класса МКТУ, однородных услугам 35 класса МКТУ.
В Палату по патентным спорам поступило возражение от 17.11.2010, в котором заявитель выразил несогласие с решением Роспатента от 03.09.2010. Доводы возражения сводятся к следующему:
1) действие противопоставленных регистраций товарных знаков было досрочно прекращено в отношении услуг 35 класса МКТУ "реклама", в силу чего они не препятствуют регистрации заявленного обозначения в качестве товарного знака в отношении такого рода услуг;
2) услуги 35 класса МКТУ, связанные с рекламой, и услуги 42 класса МКТУ "реализация товаров" не являются однородными, поскольку они имеют разное назначение и отличаются условиями их сбыта;
3) рекламные услуги не являются неотъемлемой частью комплекса услуг, сопровождающей торговую деятельность, поскольку торговля может осуществляться и без рекламы.
На основании изложенного заявителем выражена просьба об изменении решения Роспатента от 03.09.2010 и регистрации заявленного обозначения в качестве товарного знака в отношении перечня услуг 35 класса МКТУ, приведенного в оспариваемом решении Роспатента, дополнив его услугами "реклама; аренда площадей для размещения рекламы; интерактивная реклама в компьютерной сети; обновление рекламных материалов; обработка текста; оформление витрин; реклама почтой; реклама телевизионная; рекламные агентства; составление рекламных рубрик в газете".
Изучив материалы дела и заслушав участников рассмотрения возражения, коллегия Палаты по патентным спорам установила следующее.
С учетом даты подачи заявки (06.08.2009) правовая база для оценки охраноспособности заявленного обозначения включает в себя Кодекс и Правила составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания, утвержденные приказом Роспатента от 05.03.2003 N32, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 25.03.2003, рег. N4322, и введенные в действие 10.05.2003 (далее - Правила).
В соответствии с абзацем 1 и подпунктом 2 пункта 6 статьи 1483 Кодекса не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с товарными знаками других лиц, охраняемыми в Российской Федерации, в том числе в соответствии с международным договором Российской Федерации, в отношении однородных товаров и имеющими более ранний приоритет.
В соответствии с пунктом 14.4.2 Правил обозначение считается сходным до степени смешения с другим обозначением, если оно ассоциируется с ним в целом, несмотря на их отдельные отличия.
В соответствии с пунктом 14.4.2.4 Правил комбинированные обозначения сравниваются с комбинированными обозначениями и с теми видами обозначений, которые входят в состав проверяемого комбинированного обозначения как элементы. При определении сходства комбинированных обозначений используются признаки, приведенные в пунктах 14.4.2.2 и 14.4.2.3 настоящих Правил, а также исследуется значимость положения, занимаемого тождественным или сходным элементом в заявленном обозначении.
В соответствии с пунктом 14.4.2.2 Правил сходство словесных обозначений может быть звуковым (фонетическим), графическим (визуальным) и смысловым (семантическим) и определяется на основании признаков, перечисленных в подпунктах (а) - (в) настоящего пункта.
Признаки, перечисленные в подпунктах (а) - (в) настоящего пункта, могут учитываться как каждый в отдельности, так и в различных сочетаниях (пункт 14.4.2.2 (г) Правил).
В соответствии с пунктом 14.4.2.3 Правил сходство изобразительных и объемных обозначений определяется на основании следующих признаков: внешняя форма, наличие или отсутствие симметрии, смысловое значение, вид и характер изображений (натуралистическое, стилизованное, карикатурное и т.д.), сочетание цветов и тонов.
Перечисленные признаки могут учитываться как каждый в отдельности, так и в различных сочетаниях.
В соответствии с пунктом 14.4.3 Правил при установлении однородности товаров определяется принципиальная возможность возникновения у потребителя представления о принадлежности этих товаров одному производителю. Для установления однородности товаров принимается во внимание род (вид) товаров, их назначение, вид материала, из которого они изготовлены, условия сбыта товаров, круг потребителей и другие признаки.
Заявленное обозначение представляет собой комбинированное обозначение со словесным элементом "САМОЛЁТ", выполненным стандартным шрифтом буквами русского алфавита.
Предоставление правовой охраны заявленному обозначению в качестве товарного знака с приоритетом от 06.08.2009 испрашивается в отношении услуг 35 класса МКТУ.
Противопоставленный товарный знак по свидетельству N232380 (с приоритетом от 13.11.2001) представляет собой словесное обозначения "ДВА САМОЛЁТА", выполненное стандартным шрифтом буквами русского алфавита.
Указанный товарный знак был зарегистрирован, в частности, в отношении услуг 35 класса МКТУ "реклама" и услуг 42 класса МКТУ "реализация товаров". Однако, на основании решения Роспатента от 09.04.2009 правовая охрана этого товарного знака была досрочно прекращена в отношении данных услуг.
Противопоставленный товарный знак по свидетельству N238263 (с приоритетом от 13.11.2001) представляет собой обозначение "2ВА САМОЛЁТА", выполненное стандартным шрифтом буквами русского алфавита.
Указанный товарный знак был зарегистрирован, в частности, в отношении услуг 35 класса МКТУ "реклама" и услуг 42 класса МКТУ "реализация товаров". Однако, на основании решения Роспатента от 29.04.2009 правовая охрана этого товарного знака была досрочно прекращена в отношении услуг 35 класса МКТУ "реклама".
Противопоставленный товарный знак по свидетельству N239685 (с приоритетом от 21.11.2001) представляет собой словесное обозначения "САМОЛЁТИК", выполненное стандартным шрифтом буквами русского алфавита.
Указанный товарный знак зарегистрирован, в частности, в отношении услуг 42 класса МКТУ "реализация товаров".
Вывод экспертизы о сходстве заявленного обозначения и противопоставленных товарных знаков заявителем в возражении не оспаривается.
Вместе с тем, заявителем испрашивается предоставление правовой охраны заявленному обозначению, согласно возражению, в отношении услуг 35 класса МКТУ "реклама; аренда площадей для размещения рекламы; интерактивная реклама в компьютерной сети; обновление рекламных материалов; обработка текста; оформление витрин; реклама почтой; реклама телевизионная; рекламные агентства; составление рекламных рубрик в газете".
Данные услуги (услуги, связанные с рекламой) и услуги 35 класса МКТУ "административная деятельность в сфере бизнеса; менеджмент в сфере бизнеса; офисная служба" (бизнес-услуги), в отношении которых осуществлялась правовая охрана противопоставленных товарных знаков по свидетельствам NN 232380 и 238263 на дату принятия возражения к рассмотрению, относятся к разным родовым группам, имеют разное назначение и отличаются условиями их сбыта, в силу чего они не являются однородными.
Услуги 35 класса МКТУ "реклама; аренда площадей для размещения рекламы; интерактивная реклама в компьютерной сети; обновление рекламных материалов; обработка текста; оформление витрин; реклама почтой; реклама телевизионная; рекламные агентства; составление рекламных рубрик в газете" и услуги 42 класса МКТУ "реализация товаров", в отношении которых осуществлялась правовая охрана противопоставленных товарных знаков по свидетельствам NN 238263 и 239685 на дату принятия возражения к рассмотрению, также не являются однородными, поскольку они имеют разное назначение и отличаются условиями их сбыта.
Так, реклама (от лат. "reclamo" - "выкрикиваю") - это открытое оповещение фирмой потенциальных покупателей, потребителей товаров и услуг об их качестве, достоинствах и преимуществах, а также о заслугах самой фирмы (см. Интернетпортал "Яндекс: Словари / Современный экономический словарь").
В свою очередь, реализация товаров - это продажа произведенных или перепродаваемых товаров, сопровождающаяся получением денежной выручки (см.
Интернет-портал "Словари и энциклопедии на Академике" - "http://dic.academic.ru").
Принимая во внимание изложенное, коллегия Палаты по патентным спорам пришла к выводу о том, что в силу неоднородности вышеуказанных услуг отсутствует принципиальная возможность возникновения у потребителя представления о принадлежности этих услуг, индивидуализируемых сравниваемыми знаками, одному производителю, то есть заявленное обозначение и противопоставленные товарные знаки не являются сходными до степени смешения в отношении однородных услуг.
Исходя из указанного, коллегия Палаты по патентным спорам не усматривает препятствий для регистрации заявленного обозначения в качестве товарного знака в отношении услуг 35 класса МКТУ "реклама; аренда площадей для размещения рекламы; интерактивная реклама в компьютерной сети; обновление рекламных материалов; обработка текста; оформление витрин; реклама почтой; реклама телевизионная; рекламные агентства; составление рекламных рубрик в газете".
Указанное обуславливает вывод об отсутствии оснований для признания заявленного обозначения несоответствующим требованиям пункта 6 статьи 1483 Кодекса в отношении данных услуг.
Учитывая вышеизложенное, коллегия Палаты по патентным спорам пришла к выводу:
удовлетворить возражение от 17.11.2010, изменить решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам от 03.09.2010 и зарегистрировать товарный знак по заявке N2009719087/50.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам от 17 марта 2011 г. по заявке N 2009719087/50
Текст решения опубликован на сайте Роспатента www.rupto.ru