Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности
от 11 декабря 2015 г. по заявке N 2013729775
Заявка: |
2013729775 |
Название: |
ХАЛЯВА |
Объект охраны: |
товарный знак |
Дата обращения: |
01.09.2015 |
Дата коллегии: |
03.12.2015 |
Дата утверждения: |
11.12.2015 |
Заявитель: |
Арифуллин Миркасим Яхьяевич |
Вид обращения: |
Возражение на решение об отказе в государственной регистрации ТЗ |
Решением Суда по интеллектуальным правам от 31 мая 2016 г. по делу N СИП-123/2016 настоящее решение признано не противоречащим действующему законодательству
Коллегия в порядке, установленном частью IV Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и Правилами подачи возражений и заявлений и их рассмотрения в Палате по патентным спорам, утвержденными приказом Роспатента от 22.04.2003 N 56, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 08.05.2003 N 4520 (далее - Правила ППС), рассмотрела возражение, поступившее в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности 01.09.2015, на решение об отказе в государственной регистрации товарного знака по заявке N2013729775 (далее - решение Роспатента), при этом установлено следующее.
Обозначение по заявке N2013729775, подано на регистрацию 29.08.2013 в качестве товарного знака на имя Арифуллина Миркасима Яхьяевича, г. Ульяновск (далее - заявитель) в отношении товаров 29, 30, 31, 32, 33, 34 и услуг 35, 43 классов МКТУ, указанных в перечне заявки.
В качестве товарного знака заявлено словесное обозначение "ХАЛЯВА", выполненное оригинальным шрифтом буквами русского алфавита. Обозначение выполнено в красном, зеленом, белом цветовом сочетании.
Федеральной службой по интеллектуальной собственности было принято решение от 30.06.2015 (далее - решение Роспатента) об отказе в государственной регистрации товарного знака, основанное на заключении по результатам экспертизы, которое мотивировано несоответствием заявленного обозначения требованиям пункта 3 статьи 1483 Кодекса.
Несоответствие заявленного обозначения требованиям пункта 3 статьи 1483 Кодекса обосновывается тем, что заявленное обозначение "ХАЛЯВА" представляет собой жаргонное слово, которое означает: удовлетворение потребностей за чужой счет, бесплатно (см. Словарь русской брани, В.М. Мокиенко, Т.Г. Никитина, Санкт-Петербург, "Норинт", 2003, с. 346), следовательно, регистрация заявленного обозначения в качестве товарного знака будет противоречить принципам морали, принятым в обществе.
В поступившем 01.09.2015 возражении заявитель выразил свое несогласие с решением Роспатента от 30.06.2015, доводы которого сводятся к следующему:
- слово "халява" не является жаргонным, поскольку содержится во всех толковых и толково-образовательных словарях русского языка. Так, в частности, Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой содержит следующее значение слова "халява" - бесплатно, задаром;
- в аннотации к Толковому словарю русского языка С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой, в котором присутствует слово "халява", указано, что содержащиеся в данном словаре слова и фразеологизмы относятся к общелитературной русской лексике, а также к взаимодействующим с ней специальным сферам языка; в словаре широко представлена также просторечная лексика, употребительная в литературе и в разговорной речи;
- в предисловии к упомянутому толковому словарю указано: "просторечное" означает, что слово свойственно нелитературной городской разговорной речи, содержащей в себе немало недавних диалектных слов, слов жаргонного происхождения, новообразований, возникающих для характеристики разнообразных бытовых отношений, словообразовательных вариантов нейтральной лексики; просторечное слово используется в литературном языке как стилистическое средство для придания речи оттенка шутливого, пренебрежительного, ироничного, грубоватого и др.; часто эти слова являются выразительными, экспрессивными синонимами слов нейтральной лексики;
- слово "халява" содержится в словаре "Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный" (Т.Ф.Ефремова) со значениями "небрежность"; "что-либо, полученное задаром, бесплатно". Аналогичные значения даются и в других современных толковых словарях, в частности, в Толковом словаре русского языка (http://www.vedu.ru/expdic/). Таким образом, толковые словари, которые используются в Российской Федерации в повседневной практике судами, правоохранительными органами, контролирующими структурами, экспертами и, главным образом, потребителями, содержат слово "халява" как часть русского литературного языка в виде просторечного, используемого в разговорной лексике слова;
- в настоящее время слово "халява" является единицей русского языка, используемой в разговорной речи русскими людьми в положительном значении "бесплатно, задаром" с оттенком шутливости;
- в настоящее время существует товарный знак "ХАЛЯВА" по свидетельству N337819, зарегистрированный на имя Общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Евросеть", Москва, в настоящее время правообладателем является - ООО "Евросеть-Ритейл", Москва, с датой приоритета 19.07.2006, зарегистрированный в отношении товаров и услуг 09, 16, 28, 35, 36, 37, 38, 42 классов МКТУ.
На основании вышеизложенных доводов заявитель просит отменить решение Роспатента и зарегистрировать заявленное обозначение в качестве товарного знака в отношении всех заявленных товаров и услуг.
Изучив материалы дела, коллегия считает доводы возражения неубедительными.
С учетом даты (29.08.2013) поступления заявки на регистрацию товарного знака правовая база для оценки охраноспособности заявленного обозначения в качестве товарного знака включает в себя Кодекс и Правила составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания, утвержденные Приказом Роспатента N32 от 05.03.2003, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 25.03.2003, регистрационный N4322, и введенные в действие 10.05.2003 (далее - Правила).
В соответствии с подпунктом 2 пункта 3 статьи 1483 Кодекса не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, представляющих собой или содержащих элементы, противоречащие общественным интересам и морали.
В соответствии с пунктом 2.5.2 Правил к таким обозначениям относятся, в частности, слова и изображения непристойного содержания, призывы антигуманного характера, оскорбляющие человеческое достоинство, религиозные чувства, слова, написание которых нарушает правила орфографии русского языка, и т.п.
Заявленное обозначение представляет собой словесное обозначение словесное обозначение "ХАЛЯВА", выполненное оригинальным шрифтом буквами русского алфавита. Обозначение выполнено в красном, зеленом, белом цветовом сочетании. Правовая охрана испрашивается в отношении товаров 29, 30, 31, 32, 33, 34 и услуг 35, 43 классов МКТУ.
В результате анализа заявленного обозначения "ХАЛЯВА" было установлено, что оно означает:
- "халява": уголовное - удовлетворение потребностей, получение чего - либо за чужой счет, бесплатно, см. Большой словарь русского жаргона В.М. Мокиенко, Т.Г. Никитиной, Санкт -Петербург, "НОРИНТ", 2001 г., с.640;
- "халява": дармовщина, давалка, подделка, воровка, проститутка, см. Онлайн "словарь синонимов" (http//enc-dic.com).
С учетом приведенных значений можно сделать вывод о том, что слово "халява" относится к жаргонным словам и, следовательно, не может быть зарегистрировано в качестве товарного знака, поскольку противоречит общественным интересам, принципам гуманности и морали.
Таким образом, в силу того, что, слово "халява" является жаргонным словом принадлежит к относительно автономной социальной группе и используется для обозначения искажённой, неправильной речи, предоставление правовой охраны товарному знаку с указанным словесным обозначением будет нарушать положения, установленные пунктом 3 статьи 1483 Кодекса.
Кроме того, многие товары, для которых испрашивается правовая охрана заявленному обозначению "ХАЛЯВА" имеют разновозрастные группы потребителей, в связи с чем, вероятность восприятия обозначения "ХАЛЯВА" потребителями младшего и старшего возраста, как противоречащего принципам гуманности и морали очевидна.
Указанные выводы совпадают с выводами, изложенными в решении Арбитражного суда города Москвы по делу NА40-20949/10-143-178 от 01.07.2010.
Довод заявителя о том, что слово "халява" является единицей русского языка, используемой в разговорной речи русскими людьми в положительном значении "бесплатно, задаром" с оттенком шутливости, а, кроме того, это часть русского литературного языка в виде просторечного, используемого в разговорной лексике слова, является неубедительным, поскольку приведенные значения также показывают, что данное слово применяется не в положительном значении, а носит негативный оттенок, когда речь идет о том, что можно "получить задаром".
Ссылка заявителя на регистрацию товарного знака по свидетельству N337819 не может служить основанием для регистрации заявленного обозначения в качестве товарного знака, так как не имеет отношения к рассматриваемому возражению, поскольку указанная регистрация не является в соответствии с Кодексом основанием для регистрации заявленного обозначения и не устраняет препятствий в соответствии с пунктом 3 статьи 1483 Кодекса и пунктом 2.5.2 Правил, послуживших основанием для отказа в регистрации заявленного обозначения "ХАЛЯВА".
Таким образом, у коллегии отсутствуют основания для пересмотра вынесенного решения и регистрации заявленного обозначения в качестве товарного знака ввиду его несоответствия требованиям, регламентированным пунктом 3 статьи 1483 Кодекса.
Учитывая вышеизложенное, коллегия пришла к выводу о наличии оснований для принятия Роспатентом следующего решения:
отказать в удовлетворении возражения, поступившего 01.09.2015, оставить в силе решение Роспатента от 30.06.2015.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной службы по интеллектуальной собственности от 11 декабря 2015 г. по заявке N 2013729775
Текст решения опубликован на сайте Роспатента www.rupto.ru
Решением Суда по интеллектуальным правам от 31 мая 2016 г. по делу N СИП-123/2016 настоящее решение признано не противоречащим действующему законодательству