Обзор основных изменений по УСН - 2016
(глава 26.2 НК РФ)
(подготовлено экспертами компании "Гарант", ноябрь 2015 - июль 2016 г.г.)
Уточнен порядок определения доходов для целей формирования налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, далее также - Налог
(п. 3 ст. 1, ст. 3 Федерального закона от 06.04.2015 N 84-ФЗ, далее - Закон N 84-ФЗ)
Согласно действовавшей в 2015 году редакции п. 1 ст. 346.15 НК РФ при определении объекта налогообложения по Налогу подлежали учету доходы от реализации, определяемые в соответствии со ст. 249 НК РФ и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. 250 НК РФ. С 2016 года при учете доходов налогоплательщики должны руководствоваться порядком, установленным п.п. 1 и 2 ст. 248 НК РФ (п. 1 ст. 346.15 НК РФ в редакции Закона N 84-ФЗ). Это означает, что, как и раньше, налогоплательщики, применяющие УСН, должны учитывать при расчете налоговой базы по Налогу доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав, а также внереализационные доходы в порядке, установленном соответственно ст.ст. 249, 250 НК РФ, но с учетом следующих норм:
- товары определяются в соответствии с п. 3 ст. 38 НК РФ. Поскольку глава 26.2 НК РФ не устанавливала иного, руководствоваться этим правилом налогоплательщики, применяющие УСН, должны были и раньше;
- при определении доходов из них исключаются суммы налогов, предъявленные в соответствии с НК РФ налогоплательщиком покупателю (приобретателю) товаров (работ, услуг, имущественных прав). Применение данной нормы позволяет налогоплательщикам, применяющим УСН, не учитывать в доходах суммы НДС, полученные в связи с выставлением покупателям счетов-фактур с выделенными в них суммами налога (письмо Минфина России от 27.02.2015 N 03-11-06/2/10038). В 2015 году указанные суммы НДС согласно официальной позиции подлежали включению в доходы от реализации и облагались Налогом (см. также письмо Минфина России от 21.09.2012 N 03-11-11/280);
- доходы определяются на основании первичных документов и других документов, подтверждающих полученные налогоплательщиком доходы, и документов налогового учета. Аналогичные правила применялись налогоплательщиками, применяющими УСН, и прежде (п. 1 ст. 54, ст. 346.24 НК РФ, Порядок заполнения Книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН, утвержденный приказом Минфина России от 22.10.2012 N 135н);
- имущество (работы, услуги) или имущественные права считаются полученными безвозмездно, если получение этого имущества (работ, услуг) или имущественных прав не связано с возникновением у получателя обязанности передать имущество (имущественные права) передающему лицу (выполнить для передающего лица работы, оказать передающему лицу услуги). Действовавшие в 2015 году нормы НК РФ не раскрывали понятия безвозмездности для целей главы 26.2 НК РФ, соответственно, в этой части Законом N 84-ФЗ устранен пробел.
Уточнены правила определения расходов для целей формирования налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН
(п. 4 ст. 1, ст. 3 Федерального закона от 06.04.2015 N 84-ФЗ,
п. 3 ст. 1, ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 03.07.2016 N 249-ФЗ, далее - Закон N 249-ФЗ)
С текущего налогового периода по Налогу пп. 22 п. 1 ст. 346.16 НК РФ установлен прямой запрет на учет в составе расходов НДС, уплаченного налогоплательщиками в бюджет в случае выставления ими покупателям счетов-фактур с выделением суммы данного налога (см. также письмо Минфина России от 27.02.2015 N 03-11-06/2/10038). Специалисты финансового ведомства и налоговых органов и ранее выступали против учета предъявленного покупателю НДС в составе расходов при применении УСН (см., например, письмо Минфина России от 21.09.2012 N 03-11-11/280, письмо УФНС России по г. Москве от 21.03.2011 N 16-15/026297@).
Наряду с этим с 03.07.2016 налогоплательщики получили возможность (см. .например, письмо Минфина России от 06.10.2015 N 03-11-11/57133) учитывать при формировании налоговой базы по Налогу расходы в виде суммы платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, зарегистрированными в реестре транспортных средств системы взимания платы (далее - Плата), с учетом следующих правил (пп. 37 п. 1 ст. 346.16 НК РФ):
- фактически уплаченная в течение налогового периода сумма Платы учитывается налогоплательщиками в расходах при исчислении Налога за налоговый период в части ее превышения над суммой транспортного налога, исчисленной за налоговый период в отношении тяжеловозов, зарегистрированных в реестре транспортных средств системы взимания Платы;
- при исчислении авансовых платежей по Налогу за отчетные периоды налогоплательщики учитывают в расходах фактически уплаченную сумму Платы за отчетный период, уменьшенную на сумму исчисленных за отчетный период авансовых платежей по транспортному налогу в отношении тяжеловозов, зарегистрированных в реестре транспортных средств системы взимания Платы.
Действие положений приведенного подпункта распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2016 (ч. 2 ст. 2 Закона N 249-ФЗ), что указывает на возможность признания в налоговом учете и сумм Платы, перечисленных с указанной даты до 03.07.2016. При этом приведенные ограничения в части суммы Платы, которая может быть учтена при расчете налоговой базы по Налогу, установленные абзацами вторым и третьим пп. 37 п. 1 ст. 346.16 НК РФ, действуют до 31.12.2018 включительно (ч. 4 ст. 2 Закона N 249-ФЗ).
Расширены полномочия региональных властей по снижению ставок налога, уплачиваемого в связи с применением УСН
(пп.пп. "а", "в" п. 1 ст. 2, ст. 4 Федерального закона от 13.07.2015 N 232-ФЗ, далее - Закон N 232-ФЗ)
С 01.01.2016 власти субъектов РФ, в том числе отличных от Республики Крым и города федерального значения Севастополя, получили право снижать ставку Налога, установленную НК РФ для налогоплательщиков, применяющих объект налогообложения "доходы", до 1 процента в зависимости от категорий налогоплательщиков (п. 1 ст. 346.20 в редакции Закона N 232-ФЗ). В 2015 году полномочия региональных властей в рассматриваемой части, за исключением властей Республики Крым и города федерального значения Севастополя, ограничивались возможностью установления налоговой ставки в размере 0 процентов для индивидуальных предпринимателей, впервые зарегистрированных после вступления в силу соответствующих региональных законов, осуществляющих предпринимательскую деятельность в производственной, социальной и (или) научной сферах (п. 4 ст. 346.20 НК РФ).
Кроме того, с текущего календарного года все без исключения субъекты РФ на основании п. 4 ст. 346.20 НК РФ могут устанавливать ставку 0 процентов для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, осуществляющих предпринимательскую деятельность не только в производственной, социальной и (или) научной сферах, но и в сфере бытовых услуг населению, независимо от объекта налогообложения.
Представляется, что налогоплательщики вправе воспользоваться данными преимуществами уже при расчете Налога, уплачиваемого в связи с применением УСН, за 2016 год, в случае, если соответствующие условия будут предусмотрены региональными законами (абзац четвертый п. 1, п. 4 ст. 5 НК РФ).
Дополнен перечень лиц, которые не вправе применять УСН
(п. 4 ст. 4, ст. 7 Федерального закона от 05.05.2014 N 116-ФЗ, далее - Закон N 116-ФЗ)
Так, в силу пп. 21 п. 3 ст. 346.12 НК РФ с 01.01.2016 не могут применять УСН и частные агентства занятости, осуществляющие деятельность по предоставлению труда работников (персонала), то есть юридические лица, зарегистрированные на территории РФ и прошедшие аккредитацию на право осуществления данного вида деятельности, проводимую уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (п. 1 ст. 11 НК РФ, пп. 1 п. 3 ст. 18.1 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", вступающий в силу с 01.01.2016 (п. 2 ст. 1, ст. 7 Закона N 116-ФЗ)). В 2015 году такого рода ограничений на применение УСН установлено не было.
Коэффициент-дефлятор на 2016 год для целей УСН установлен в размере 1,329
(приказ Минэкономразвития России от 20.10.2015 N 772)
Это, в частности, означает, что общий размер доходов, учитываемых для целей формирования налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, за 2016 год (отчетные периоды 2016 года), позволяющий налогоплательщикам применять указанный специальный налоговый режим, не должен превышать 79 740 000 руб. (60 000 000 руб. х 1,329) (п. 4 ст. 346.13 НК РФ, см. также письма Минфина России от 10.10.2014 NN 03-11-11/51237, 03-11-11/51236).
Терминология главы 26.2 НК РФ приведена в соответствие с нормами патентного права
(п. 7 ст. 1, ст. 2 Федерального закона от 23.11.2015 N 322-ФЗ, далее - Закон N 322-ФЗ)
Соответствующие изменения внесены в пп. 32 п. 1 ст. 346.16 НК РФ, согласно которому при расчете налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, с 2016 года могут учитываться расходы в виде периодических (текущих) платежей за пользование правами на результаты интеллектуальной деятельности и правами на средства индивидуализации (в частности, правами, возникающими из патентов на изобретения, полезные модели, промышленные образцы). Правила учета таких расходов остались прежними.
Уточнены правила применения УСН
(п. 6 ст. 1, ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 30.03.2016 N 72-ФЗ, далее - Закон N 72-ФЗ)
Так, Законом N 72-ФЗ уточнено, что налогоплательщики УСН признаются, в том числе, налогоплательщиками НДС, подлежащего уплате при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории Особой экономической зоны в Калининградской области (п.п. 2, 3 ст. 346.11 НК РФ). Новая редакция п.п. 2, 3 ст. 346.11 НК РФ применяется к правоотношениям, возникшим с 01.04.2016 (ч. 2 ст. 2 Закона N 72-ФЗ).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.