Специфика прав на средства индивидуализации юридических лиц, товаров и услуг как объектов гражданского оборота
Интенсивность хозяйственной деятельности в обществе неуклонно растет, в коммерческом обороте активно участвуют как российские, так и зарубежные предприниматели - производители и поставщики товаров и услуг. Предложение день ото дня увеличивается - нередко аналогичные товары и услуги предлагают различные компании, благодаря совершенствованию процессов производства и внедрению новых технологий на рынке появляются абсолютно новые продукты. Не секрет, что в условиях развитого экономического пространства средства индивидуализации, точнее, права на них, и сами способны превратиться в коммерческий актив. Правовой механизм разграничения, индивидуализации конкурирующих субъектов, предлагаемых ими товаров, услуг играет большую роль. С точки зрения гражданского права большой интерес представляют аспекты оборотоспособности прав на средства индивидуализации в рамках договорных обязательств.
Часть четвертая Гражданского кодекса РФ посвятила правам на средства индивидуализации главу 76, объединив право на фирменное наименование, право на товарный знак и знак обслуживания, право на наименование места происхождения товара и право на коммерческое обозначение. Эти права распределены в две подгруппы: средства индивидуализации участников гражданского оборота и средства индивидуализации выпускаемой ими продукции. Каждая из подгрупп представляет собой систему специальных обозначений, во-первых, помогающих потребителю ориентироваться на рынке, во-вторых, позволяющих производителю гарантировать качество продукции, продвигать свой товар и развивать бизнес в условиях конкуренции. Рекламоспособность средства индивидуализации повышает привлекательность товара, способствует наибольшей эффективности бизнеса. И, разумеется, любое средство индивидуализации подразумевает персонификацию, информирование, рекламу.
Итак, институт прав на средства индивидуализации служит цели "распознавания товаров и их производителей"*(1). При этом если индивидуализация организации, осуществляющей коммерческую деятельность, является ее обязанностью, то индивидуализация производимого товара - это ее право.
Круг лиц, имеющих возможность быть субъектами исключительных прав на средства индивидуализации и реализовывать право на их использование в своей деятельности, достаточно широк - это российские и иностранные юридические лица, физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, объединения лиц, а также, в определенной мере, государство. Например, особенность наименования места происхождения товаров как средства, идентифицирующего товар, заключается в том, что традиционная возможность получить монополию на его использование отсутствует. Право на пользование наименованием связано с конкретной территорией, а государство, владея этим правом, предоставляет его конкретным лицам*(2).
В неправовом, фактическом, смысле можно представить средство индивидуализации как некую связь между потребительскими свойствами товара или деловой репутацией производителя, если речь идет о средствах индивидуализации товаров, услуг и юридических лиц соответственно, и внешним их восприятием. То есть экономический смысл права на средство индивидуализации сводится к возможности получения определенного дохода от использования данного средства индивидуализации.
На практике юридическая и экономическая составляющие тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга*(3).
Юридический аспект содержания права субъекта на средство индивидуализации составляет предоставленная правообладателю законом совокупность правомочий, касающихся использования и распоряжения этим правом любым не противоречащим закону способом, а также правомочие запрещать использование и распоряжение объектом всем третьим лицам и обращаться за защитой нарушенного права в компетентные органы. Указанные правомочия ограничены сроком, территорией и определенными изъятиями, прямо обозначенными в законе. Особенность содержания правомочия распоряжения состоит в том, что право субъекта использовать средство индивидуализации может быть предоставлено нескольким лицам в одно и то же время. По этой же причине правомочие использования в указанном случае отличается от аналогичного правомочия, связанного с правом собственности, и не сводится к потреблению. Таким образом, исключительное право на средство индивидуализации не является классическим абсолютным правом.
Специфика исключительных прав в данном случае обусловлена свойствами объектов. Необходимым условием участия подобных объектов в обороте является обособление, поскольку эти объекты в пространстве не ограничены и могут быть созданы различными субъектами независимо друг от друга. Далее необходимо упомянуть о двойственной природе средств индивидуализации: с одной стороны, их за некоторым исключением можно отразить на материальном носителе, с другой - эти объекты нематериальны. В результате исключительное право для такого особого объекта выполняет, помимо прочего, и функцию обособления.
Еще одной характерной особенностью средств индивидуализации является прекращение исключительного права на них по причине неиспользования в течение определенного периода.
Средство индивидуализации может представлять собой результат творческой деятельности. В этом качестве оно одновременно считается и объектом авторского права.
Говоря о том, что именно является объектом оборота, нужно отметить, что применительно к правомочию распоряжения таким объектом фактически является право на средство индивидуализации, тогда как использоваться может именно само средство индивидуализации. Тем не менее юридически оборот средств индивидуализации невозможен - законодательную поддержку находит только оборот прав на них.
Средства индивидуализации имеют ценность в силу ассоциации с производителем и уровнем качества товара или услуги, предлагаемых им*(4). Эту потребительскую ценность правообладатель реализует посредством использования прав на средство индивидуализации конкретного товара или услуги либо субъекта коммерческого оборота.
Использование нематериального объекта, коим является средство индивидуализации, не предполагает "отчуждения". Логика правового регулирования, по сути, построена на "акте использования", а не на физическом обладании идеей. В.А. Дозорцев отмечал, что "объектом оборота становится каждый отдельный акт использования... для многократного использования ничего нового повторно изготавливать или приобретать не требуется"*(5).
Нематериальные свойства средства индивидуализации обусловливают особенности его правового режима: неограниченность в пространстве, возможность использования повсеместно неограниченным кругом лиц. Именно поэтому речь идет не об обороте средств индивидуализации, а об обороте прав на них.
Законодатель применительно к правам на средства индивидуализации употребляет термины "отчуждение" и "передача права пользования", подразумевая передачу исключительного права в полном объеме и в определенных пределах. Впрочем, распоряжение правами на отдельные средства индивидуализации ограничено или не допускается. В силу понятных причин правообладатель не может передать свое право использования наименования места происхождения товара. Отсюда возникают некоторые ограничения распоряжения прочими исключительными правами: отчуждение либо предоставление права использования исключительного права на товарный знак, который включает в качестве неохраняемого элемента наименование места происхождения товара, возможны только при условии, если приобретатель права обладает исключительным правом на данное наименование.
В то же время оборот прав на товарные знаки и знаки обслуживания возможен лишь с некоторыми изъятиями, касающимися "чистоты знака" (ситуация, когда потребитель может быть введен в заблуждение относительно качества товара или услуги). Из общей массы выделяются коллективные знаки, права на которые не могут быть предметом лицензионного договора, равно как и отчуждаться. Более того, специфика коллективного знака не позволяет праву на коллективный знак быть абсолютным.
Огромная роль средств индивидуализации в продвижении и сбыте продукта свидетельствует о необходимости формирования отлаженного правового механизма передачи прав на них.
Возвращаясь к возникновению прав на средства индивидуализации как оборотоспособных активов, можно отметить их деление на возникающие из:
- факта регистрации соответствующего средства индивидуализации в установленном законом порядке федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности (касается прав на товарные знаки и знаки обслуживания, а также наименования мест происхождения товара);
- факта государственной регистрации юридического лица (регистрация фирменного наименования осуществляется единовременно с регистрацией юридического лица, подразумевая включение в Единый государственный реестр юридических лиц);
- факта создания (право на коммерческое обозначение*(6));
- договора об отчуждении средства индивидуализации;
- лицензионного договора;
- договора коммерческой концессии;
- договора купли-продажи предприятия;
- договора аренды предприятия;
- договора о залоге;
- сингулярного правопреемства;
- универсального правопреемства;
- факта обращения взыскания на имущество;
- факта внесения средства индивидуализации в уставный капитал хозяйственного общества в качестве вклада.
Лицензионный договор и договор об отчуждении являются широко используемыми, применяемыми как на внутреннем, так и на международном рынках инструментами обращения прав на средства индивидуализации, посредством которых могут быть переданы права на товарный знак или знак обслуживания. Эти договоры подлежат государственной регистрации в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности.
Обладатель исключительного права на товарный знак или знак обслуживания имеет возможность передать приобретателю право в определенном объеме, т.е. с ограничениями применения исключительного права, с указанием территории, на которой допускается использование, а также обозначить сферу предпринимательства, где знак может использоваться. В этой ситуации правообладатель не утрачивает свои права окончательно, тогда как пользователь получает полноценное исключительное право. Объем использования товарного знака зависит напрямую и от того, в отношении какого количества товаров (классов товаров) он зарегистрирован*(7). Определение сферы действия прав, предоставленных договором, опирается на презумпцию, согласно которой правомочие использования не считается предоставленным, если договор не содержит условия о его предоставлении.
Такую частичную передачу осуществляют с помощью лицензионного договора. Заключив лицензионный договор, приобретатель права (лицензиат) принимает на себя обязательство, суть которого сводится к обеспечению соответствия уровня качества производимых или реализуемых им товаров либо услуг требованиям, устанавливаемым лицензиаром. Средства индивидуализации - особые объекты гражданских прав: они являются отражением деловой репутации субъекта, и недобросовестный лицензиат - производитель товара может легко испортить отношение потребителя к продукции, ассоциируемой с определенным брендом. Немаловажно, заключая лицензионный договор, предусмотреть условия проверки качества и территориальной зоны использования переданных прав (ограничение территории действия права в данном случае не нарушает принципа свободного перемещения товаров и услуг на территории России). Ранее лицензионный договор в отношении товарных знаков и знаков обслуживания разрешалось заключать, только если непосредственно в договоре будет указано, что качество товаров или услуг временного пользователя окажется не ниже качества товаров (услуг) владельца знака*(8).
Необходимо иметь в виду: договор, в котором прямо не указано, что исключительное право на средство индивидуализации передается в полном объеме, будет считаться лицензионным.
Особенностью обязательств в рамках данного договора является солидарная ответственность лицензиата и лицензиара по требованиям, предъявляемым к лицензиату как изготовителю товаров или лицу, реализующему соответствующие услуги.
К знакам обслуживания законодатель применяет правила, аналогичные предусмотренным в отношении товарных знаков.
Права на обозначения, индивидуализирующие товары и услуги, традиционно передаются и по договору коммерческой концессии (франчайзинга) в комплексе исключительных прав с целью создания новых хозяйственных комплексов, расширения сети сбыта под фирмой правообладателя, что отличает данный договор от договора лицензионного.
Специфика названного договора в том, что объем передаваемых прав непременно должен быть согласован, что обусловлено нематериальным характером объектов этих прав и как следствие - допустимостью использования их неограниченным кругом лиц одновременно*(9).
Особый интерес представляют категории "фирменное наименование" и "коммерческое обозначение", последняя из которых может включать в себя фирменное наименование или отдельные его элементы либо сама быть частью товарного знака правообладателя. Под фирменным наименованием юридическое лицо ведет деятельность, приобретает права, осуществляет обязанности и может выступать истцом или ответчиком в суде.
Интересно, что коммерческое обозначение не подлежит обязательному включению в учредительные документы и Единый государственный реестр юридических лиц и может использоваться для индивидуализации предприятий индивидуальными предпринимателями. Таким образом, закон компенсирует невозможность регистрации индивидуальными предпринимателями фирменного наименования и отсутствие существовавшей до момента вступления в силу четвертой части ГК РФ возможности передачи фирменного наименования посредством договора коммерческой концессии*(10). Но исключительное право на коммерческое обозначение может перейти к другому лицу только в составе предприятия, для индивидуализации которого используется. В результате переход прав на предприятие путем заключения договора о его продаже либо вследствие универсального правопреемства и предоставление права использования коммерческого обозначения при аренде предприятия составляют список оснований передачи исключительного права на указанное средство индивидуализации. В отношении прав на коммерческое обозначение также применимы положения о переходе в рамках договора коммерческой концессии. Здесь может быть реализована ситуация, в которой различные лица используют одно и то же коммерческое обозначение в определенной сфере деятельности в целях индивидуализации различных предприятий.
Следовательно, фирменное наименование необходимо для персонификации субъекта гражданского оборота и является неотчуждаемым, тогда как коммерческое обозначение индивидуализирует предприятие. В случае уступки фирменного наименования был бы нарушен принцип исключительности фирменного наименования, провозглашающий запрет совпадения (или сходства до степени смешения) фирменных наименований различных коммерческих организаций.
Однако в случае, когда в коммерческом обозначении наличествует фирменное наименование, фактически права на фирменное наименование отождествляются с правами на предприятие. Этому есть обоснование в юридической литературе. Г.Ф. Шершеневич считал, что "фирма (т.е. фирменное наименование. - С.К.) имеет своей целью индивидуализировать предприятие подобно тому, как имя и фамилия индивидуализируют человека_ Так как фирма есть название предприятия, то она не может быть предметом сделки отдельно от предприятия"*(11). По мнению В.В. Розенберга, фирма, помимо идентификации предприятия, служит для указания на "юридические свойства его владельца", а значит, право на нее тождественно праву на предприятие*(12).
Впрочем, в цивилистической доктрине есть и иная точка зрения. Так, Г.Е. Авилов пишет, что переход права на фирменное наименование при продаже предприятия не осуществим именно по той причине, что данное средство индивидуализации индивидуализирует не предприятие, а коммерческую организацию - собственника предприятия*(13). В.О. Калятин по этой же причине выделяет в качестве единственно возможного способа перехода прав на фирменное наименование реорганизацию правообладателя*(14).
В цивилистической доктрине можно найти попытки обосновать запрет оборота прав и на товарные знаки (знаки обслуживания) по причине связанности знаков с предприятием и ввиду того, что "право на товарный знак предоставляется не для личного обогащения или спекулятивной переуступки, а для индивидуализации"*(15). Сделки о передаче прав предлагалось признать недействительными.
Что касается залога исключительного права на средство индивидуализации, такая возможность до момента принятия четвертой части ГК РФ большинством цивилистов отрицалась. К сожалению, регламентация договора о залоге сведена к нескольким положениям, затрагивающим вопросы регистрации данного договора*(16) и некоторые аспекты прав залогодателя. Так, в частности, залог исключительного права на средство индивидуализации подразумевает, что залогодатель вправе в течение срока действия договора о залоге использовать средство индивидуализации и распоряжаться им без согласия залогодержателя.
Исключительное право на наименование места происхождения товара, а также исключительное право на фирменное наименование не могут быть обременены залогом, так как закон устанавливает прямой запрет на их отчуждение, тогда как способность к отчуждению - неотъемлемый признак прав, залог которых допускается. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения должником обязательства залоговый кредитор вправе обратить взыскание на предмет залога, чем обусловлен второй необходимый признак предмета залога - возможность его стоимостной оценки.
Этот же признак характеризует нематериальные активы, способные быть внесенными в уставный капитал хозяйственного общества в качестве вклада*(17). Любое средство индивидуализации обладает коммерческой ценностью и может быть оценено по результатам экспертизы в денежном эквиваленте. Следовательно, ограничивать использование средств индивидуализации в качестве вкладов допустимо лишь в рамках общих ограничений оборотоспособности и прямых законодательных запретов на распоряжение исключительными правами.
Практика применения законодательства свидетельствует о том, что на сегодняшний день требуется детализация положений законодательства, касающихся залога интеллектуальных прав, а также договора коммерческой концессии.
Оборот исключительных прав способствует развитию внутреннего рынка, расширению международных связей. Средства индивидуализации - неотъемлемый инструмент рыночной экономики. Права на них являются довольно необычным объектом оборота, сравнительно новым для России.
Некоторые аспекты законодательного регулирования еще не отработаны и потому вызывают практические сложности - как, например, в ситуации внесения вклада в уставный капитал хозяйственного общества в форме нематериальных активов.
Но самое главное - вступившая в силу четвертая часть ГК РФ создала предпосылки для формирования основ регулирования оборота исключительных прав на различные средства индивидуализации.
С.Т. Котиа,
аспирантка кафедры гражданского права юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова
"Законодательство", N 5, май 2009 г.
-----------------------------------------------------------------------------
*(1) Городов О.А. Право на средства индивидуализации. М., 2006. С. 56.
*(2) Горленко С.А. Правовая охрана наименований мест происхождения товаров. М., 2001. С. 11.
*(3) Подробнее об этом применительно к товарным знакам см.: Мамиофа И.Э. Понятие и определение товарного знака // Практика изобретательской и патентно-лицензионной работы. Л., 1981. С. 9.
*(4) Гульбин Ю.Т. Исключительные права на средства индивидуализации товаров - товарные знаки, знаки обслуживания, наименования мест происхождения товаров: гражданско-правовой аспект. М., 2007. С. 75.
*(5) Дозорцев В.А. Права на результаты интеллектуальной деятельности. Авторское право. Патентное право. Другие исключительные права: Сборник нормативных актов. М., 1994. С. 17.
*(6) Правовую охрану данное средство индивидуализации получает в силу известности на определенной территории.
*(7) При подаче заявки на государственную регистрацию товарного знака заявитель указывает перечень товаров, в отношении которых испрашивается регистрация. Товары сгруппированы по классам согласно Международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков.
*(8) Коняев Н.И. Право на товарный знак и промышленный образец: Учебное пособие. Куйбышев, 1984. С. 20.
*(9) Подробнее об этом см.: Комментарий к Гражданскому кодексу РФ, части второй (постатейный) / Рук. авт. колл. и отв. ред. О.Н. Садиков. М., 1998. С. 6-8.
*(10) В пункте 2 ст. 1474 ГК РФ прямо предусматривается запрет на распоряжение исключительным правом на фирменное наименование, в том числе путем его отчуждения или предоставления другому лицу права использования.
*(11) Шершеневич Г.Ф. Учебник торгового права. М., 1994. С. 75.
*(12) Розенберг В.В. Фирма. Догматический очерк. Спб., 1914. С. 22-25.
*(13) Бузанов В.Ю. Генезис фирмы в российском праве // Журнал российского права. 2002. N 6.
*(14) Калятин В.О. Интеллектуальная собственность (Исключительные права): Учебник для вузов. М., 2000. С. 342.
*(15) Раевич С.И. Исключительные права. Право на товарные знаки, промышленные образцы, изобретения. Л., 1926. С. 25-26.
*(16) Договор о залоге подлежит государственной регистрации в случае, когда средство индивидуализации, право на которое обременено залогом, регистрируется в обязательном порядке.
*(17) Вкладом в имущество хозяйственного общества признаются деньги, ценные бумаги, другие вещи или имущественные права либо иные права, имеющие денежную оценку (п. 6 ст. 66 ГК РФ).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В работе рассматриваются различные аспекты использования прав на средства индивидуализации в хозяйственном обороте с учетом специфики данных прав в свете вступления в силу четвертой части Гражданского кодекса РФ. В чем логика правового регулирования? На что вправе рассчитывать компания, приобретающая право на средство индивидуализации?
Специфика прав на средства индивидуализации юридических лиц, товаров и услуг как объектов гражданского оборота
Автор:
С.Т. Котиа - аспирантка кафедры гражданского права юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова
Практический журнал для руководителей и юристов "Законодательство", 2009, N 5