Обзор основных изменений части первой НК РФ - 2016
(подготовлено экспертами компании "Гарант", январь - декабрь 2016 г.)
См. обзор основных изменений части первой НК РФ - 2017
Уплату налога за налогоплательщика может производить иное лицо
(пп. "а" п. 6 ст. 1, ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 30.11.2016 N 401-ФЗ, далее - Закон N 401-ФЗ)
Соответствующая норма внесена Законом N 401-ФЗ в п. 1 ст. 45 НК РФ и вступила в силу 30.11.2016. При этом каких-либо ограничений относительно категорий лиц, то есть организаций и физических лиц (п. 2 ст. 11 НК РФ), имеющих право производить уплату налогов за налогоплательщика, равно как и налогоплательщиков, за которых иные лица вправе уплачивать налоги, не установлено.
Факт уплаты налога за налогоплательщика третьим лицом имеет следствием прекращение соответствующей обязанности налогоплательщика (пп. 1 п. 3 ст. 44, пп. 1 п. 3 ст. 45 НК РФ в редакции Закона N 401-ФЗ). При этом лицо, осуществившее уплату налога за налогоплательщика, не сможет требовать возврата уплаченных таким образом сумм из бюджетной системы РФ (п. 1 ст. 45 НК РФ в редакции Закона N 401-ФЗ).
Принимая во внимание положения п. 8 ст. 45 НК РФ, можно прийти к выводу о том, что иные лица теперь могут уплачивать также сборы, пени и штрафы за налогоплательщиков (плательщиков сборов).
См. также Информацию ФНС России от 20 декабря 2016 г.
Региональные власти могут перенести момент начисления пени по налогу на имущество физлиц за 2015 год, исчисляемого с кадастровой стоимости, на 01.05.2017
(пп.пп. "а", "в" п. 13 ст. 1, ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 30.11.2016 N 401-ФЗ, далее - Закон N 401-ФЗ)
Так, с 30.11.2016 законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ, на территории которых применяется порядок определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения, наделены полномочиями по принятию законов, фактически освобождающих физических лиц от уплаты пени на сумму недоимки по налогу на имущество физических лиц, подлежащему уплате за налоговый период 2015 года, за период просрочки исполнения обязанности по уплате налога с 02.12.2016 по 30.04.2017 включительно (п.п. 3, 4.1 ст. 75 НК РФ в редакции Закона N 401-ФЗ, п. 1 ст. 409 НК РФ).
Уточнены основания предоставления инвестиционного налогового кредита
(ст. 4, ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 21.07.2014 N 219-ФЗ)
С 01.01.2016 претерпел изменения пп. 1 п. 1 ст. 67 НК РФ в части, касающейся предоставления инвестиционного налогового кредита в связи с осуществлением мероприятий в области охраны окружающей среды, на основании действующей редакции которого инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен организации, являющейся налогоплательщиком соответствующего налога, в частности, при проведении ею технического перевооружения собственного производства, направленного на осуществление мероприятия или мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду, предусмотренных п. 4 ст. 17 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ).
Действовавшая в 2015 году редакция приведенной нормы в анализируемой части содержала более абстрактную формулировку, позволявшую пользоваться инвестиционным налоговым кредитом при проведении технического перевооружения собственного производства, направленного на защиту окружающей среды от загрязнения промышленными отходами. В настоящее же время цели технического перевооружения производства, дающие право претендовать на получение инвестиционного налогового кредита ограничены мероприятиями, поименованными в п. 4 ст. 17 Закона N 7-ФЗ, в числе которых, например, проектирование, строительство, реконструкция систем оборотного и бессточного водоснабжения, централизованных систем водоотведения (канализации), канализационных сетей, установка оборудования по улучшению режимов сжигания топлива, по использованию, транспортированию, обезвреживанию отходов производства и потребления.
Введено новое основание для приостановления операций по счетам налоговых агентов в банках и переводов их электронных денежных средств
(п. 4 ст. 1, ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 02.05.2015 N 113-ФЗ)
Так, на основании п. 3.2 ст. 76 НК РФ с 01.01.2016 руководитель (заместитель руководителя) налогового органа имеет право принять решение о приостановлении операций налогового агента по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств и в случае непредставления последним новой формы отчетности - расчета сумм НДФЛ, исчисленных и удержанных налоговым агентом (далее - Расчет), в налоговый орган в течение 10 дней (рабочих дней - п. 6 ст. 6.1 НК РФ) по истечении установленного срока его представления (см. п. 2 ст. 230 НК РФ). Действие такого решения подлежит отмене налоговым органом не позднее рабочего дня, следующего за днем представления Расчета налоговым агентом.
Установлены дополнительные основания для привлечения налоговых агентов к ответственности
(пп. "б" п. 7, п. 8 ст. 1, ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 02.05.2015 N 113-ФЗ, далее - Закон N 113-ФЗ)
Так, согласно п. 1.2 ст. 126 НК РФ, вступившему в силу с 01.01.2016, за непредставление налоговым агентом в налоговый орган по месту учета в установленный срок расчета сумм НДФЛ, исчисленных и удержанных налоговым агентом (далее - Расчет, см. п. 2 ст. 230 НК РФ), предусмотрен штраф в размере 1000 рублей за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для представления Расчета.
Состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена п. 1.2 ст. 126 НК РФ, образует как факт несвоевременного представления Расчета, так и факт его непредставления в налоговый орган. Несмотря на это отметим, что налоговые агенты в случае пропуска установленного срока заинтересованы в более оперативном представлении Расчета, поскольку это:
- обеспечит свободное движение его денежных средств, в том числе электронных (см. п. 3.2 ст. 76 НК РФ);
- позволит уменьшить сумму санкции за совершенное налоговое правонарушение.
Кроме того, с 2016 года ст. 126.1 НК РФ установлена ответственность за представление налоговым агентом налоговому органу документов, предусмотренных НК РФ, содержащих недостоверные сведения. Данное деяние влечет взыскание штрафа в размере 500 рублей за каждый представленный документ, содержащий недостоверные сведения.
При этом в силу п. 2 ст. 126.1 НК РФ налоговые агенты будут освобождаться от ответственности, предусмотренной ст. 126.1 НК РФ, в случае, если они самостоятельно выявят допущенные ошибки и представят налоговому органу уточненные документы до момента, когда они узнают об обнаружении налоговым органом недостоверности содержащихся в представленных ими документах сведений.
Поскольку нормы ст. 126.1 НК РФ обратной силы не имеют (п. 2 ст. 5 НК РФ), представляется, что налоговые агенты могут быть привлечены к ответственности на ее основании только в отношении фактов представления в налоговый орган документов с недостоверными сведениями после 01.01.2016.
Следует обратить внимание, что конкретного перечня сведений, недостоверность которых образует событие рассматриваемого налогового правонарушения, не установлено. Это свидетельствует о риске привлечения налогового агента к ответственности при наличии любых ошибок в представленных в налоговый орган документах. Так, например, из письма ФНС России от 18.12.2015 N БС-4-11/22203@ следует, что к таким сведениям относятся, в том числе, персональные данные физических лиц-получателей дохода. В связи с этим специалисты налогового ведомства рекомендуют налоговым агентам при наличии у налогоплательщика ИНН, указывать его в соответствующем поле справки о доходах формы 2-НДФЛ (письмо ФНС России от 17.12.2015 N БС-4-11/22148@).
Увеличен минимальный срок создания консолидированной группы налогоплательщиков
(пп. "б" п. 2 ст. 1, ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 28.11.2015 N 325-ФЗ, далее - Закон N 325-ФЗ)
Согласно действующей редакции п. 7 ст. 25.2 НК РФ консолидированная группа налогоплательщиков (далее - КГН) создается не менее чем на пять налоговых периодов по налогу на прибыль организаций, то есть не менее, чем на пять календарных лет (п. 1 ст. 285 НК РФ). Ранее минимальный срок создания КГН составлял два календарных года.
Это нововведение актуально в отношении договоров о создании КГН, которые будут зарегистрированы начиная с 01.01.2018 (ч. 3 ст. 4 Закона N 325-ФЗ). В связи с этим отметим, что в силу ст. 3 Закона N 325-ФЗ в течение 2016-2017 годов договоры о создании КГН, а также изменения в договоры о создании КГН, связанные с присоединением к такой группе новых организаций (за исключением случаев реорганизации участников группы), не будут регистрироваться налоговыми органами, а договоры, зарегистрированные ими в 2014-2015 годах, считаются незарегистрированными, о чем налоговый орган в срок до 01.03.2016 должен уведомить в произвольной форме ответственных участников КГН.
Уточнено понятие лица, имеющего фактическое право на доходы
(п. 1 ст. 1, ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 15.02.2016 N 32-ФЗ, далее - Закон N 32-ФЗ)
С 15.02.2016 лицом, имеющим фактическое право на доходы, в целях НК РФ признается лицо (п. 2 ст. 7 НК РФ):
- которое в силу прямого и (или) косвенного участия в организации, контроля над организацией (иностранной структурой без образования юридического лица (далее - иностранная структура)) либо в силу иных обстоятельств имеет право самостоятельно пользоваться и (или) распоряжаться доходом, полученным этой организацией (иностранной структурой). Ранее из п. 2 ст. 7 НК РФ следовало, что признание лица имеющим право на доход может осуществляться исключительно в отношении дохода, полученного организацией;
- в интересах которого иное лицо (иная иностранная структура) правомочно распоряжаться доходом, полученным организацией (иностранной структурой), или непосредственно таким иным лицом (иной иностранной структурой). Последнее из приведенных оснований введено Законом N 32-ФЗ.
Как и прежде, при определении лица, имеющего фактическое право на доходы, учитываются функции, выполняемые указанными лицами (иностранными структурами), а также принимаемые ими риски.
При этом в настоящее время лицом, имеющим фактическое право на доходы, наряду с организацией и физическим лицом может быть признана и иностранная структура.
Действие новой редакции п. 2 ст. 7 НК РФ распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2015 (ч. 4 ст. 5 Закона N 32-ФЗ).
Отдельно уведомлять налоговый орган о контроле над иностранными структурами без образования юридического лица, равно как и о фактическом праве на получаемый ими доход больше не требуется
(пп. "а" п. 2 ст. 1, ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 15.02.2016 N 32-ФЗ, далее - Закон N 32-ФЗ)
Подпункт 2 п. 3.1 ст. 23 НК РФ в редакции Закона N 32-ФЗ, вступившей в силу 15.02.2016, обязывает налогоплательщиков уведомлять налоговый орган соответственно по месту нахождения организации, месту жительства физического лица исключительно об учреждении иностранных структур без образования юридического лица (далее - иностранные структуры). Действие приведенной редакции пп. 2 п. 3.1 ст. 23 НК РФ распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2015 (ч. 4 ст. 5 Закона N 32-ФЗ).
Напоминаем, что прежняя редакция данной нормы, вступившей в силу с 2015 года, обязывала налогоплательщиков уведомлять налоговые органы не только об учреждении иностранных структур, но и о контроле над ними, а также о фактическом праве на получаемый ими доход. Соответственно, Закон N 32-ФЗ сузил содержание установленной пп. 2 п. 3.1 ст. 23 НК РФ обязанности и уведомлять налоговые органы о последних из двух приведенных обстоятельств больше нет необходимости.
Уточнен круг субъектов, обязанных сообщать в налоговый орган сведения о своих участниках (учредителях, бенефициарах, управляющих)
(пп. "б" п. 2 ст. 1, ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 15.02.2016 N 32-ФЗ)
С 15.02.2016 обязанность, установленная п. 3.2 ст. 23 НК РФ распространяется на иностранные организации (иностранные структуры без образования юридического лица), не просто имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения по налогу на имущество организаций, как было установлено ранее, а имеющие недвижимость на праве собственности, также признаваемую объектом налогообложения по налогу на имущество организаций.
Уточнен круг лиц, обязанных уведомлять налоговые органы об участии в иностранных организациях и учреждении иностранных структур без образования юридического лица
(пп. "в" п. 2 ст. 1, ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 15.02.2016 N 32-ФЗ)
С 15.03.2016 обязанности по уведомлению налоговых органов об участии в иностранных организациях с долей более 10%, а также об учреждении иностранных структур без образования юридического лица распространяются на лиц, признаваемых в соответствии с НК РФ налоговыми резидентами РФ, которые осуществляют доверительное управление имуществом, в случае, если они вносят имущество, являющееся объектом доверительного управления, в капитал иностранной организации либо передают это имущество учрежденным ими иностранным структурам без образования юридического лица (п. 3.3 ст. 23 НК РФ).
Уточнен спектр обязанностей иностранных организаций, самостоятельно признавших себя налоговыми резидентами РФ
(пп. "г" п. 2 ст. 1, ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 15.02.2016 N 32-ФЗ)
С 15.03.2016 на такие иностранные организации согласно п. 8 ст. 23 НК РФ распространяются обязанности налогоплательщиков (налоговых агентов), установленные указанной статьей. Обратной силы данная норма не имеет (п. 2 ст. 5 НК РФ).
Уточнены требования к контролируемым иностранным компаниям (далее - КИК), прибыль которых освобождается от налогообложения
(пп. "а" п. 4 ст. 1, ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 15.02.2016 N 32-ФЗ)
К таким КИКам с 15.03.2016 согласно пп. 7 п. 1 ст. 25.13-1 НК РФ относятся и КИКи, участвующие в проектах по добыче полезных ископаемых, осуществляемых на основании заключаемых с РФ или с уполномоченными правительством РФ организациями соглашений о разделе продукции, концессионных соглашений, лицензионных соглашений или сервисных соглашений (контрактов), аналогичных соглашениям о разделе продукции, либо на основании иных аналогичных соглашений, заключаемых на условиях распределения риска (при соблюдении ряда условий). Напоминаем, что прежняя редакция данной нормы применялась исключительно к КИКам, заключившим указанные соглашения с иностранным государством (территорией) или с уполномоченными правительством такого государства (территории) организациями.
Уточнен порядок расчета доли доходов от пассивной деятельности
(пп. "д" п. 4 ст. 1, ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 15.02.2016 N 32-ФЗ, далее - Закон N 32-ФЗ)
Так, на основании введенного Законом N 32-ФЗ п. 6.1 ст. 25.13-1 НК РФ при определении доли доходов от пассивной деятельности для целей п.п. 3, 5 и 6 той же статьи не подлежат учету признанные при составлении финансовой отчетности контролируемой иностранной компании доходы:
- в виде курсовой разницы;
- в виде сумм от переоценки долей в уставном (складочном) капитале (фонде) организаций, паев в паевых фондах кооперативов и паевых инвестиционных фондах, ценных бумаг, производных финансовых инструментов по справедливой стоимости в соответствии с применимыми стандартами составления финансовой отчетности;
- в виде сумм прибыли (убытка) дочерних (ассоциированных) организаций (за исключением дивидендов), признанных в финансовой отчетности контролируемой иностранной компании в соответствии с ее личным законом (учетной политикой этой компании для целей составления ее финансовой отчетности);
- в виде сумм расходов на формирование резервов и доходов от восстановления резервов.
Действие данного правила распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2015 (ч. 4 ст. 5 Закона N 32-ФЗ).
Скорректированы правила представления уведомления об участии в иностранных организациях (об учреждении иностранных структур без образования юридического лица) (далее - Уведомление)
(пп. "б" п. 5 ст. 1, ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 15.02.2016 N 32-ФЗ, далее - Закон N 32-ФЗ)
Законом N 32-ФЗ продлен общий срок представления Уведомления - с 15.03.2016 он составляет три месяца с даты возникновения (изменения доли) участия в иностранной организации (даты учреждения иностранной структуры без образования юридического лица), являющегося основанием для его представления (абзац первый п. 3 ст. 25.14 НК РФ). Ранее этот срок составлял один месяц с указанных событий.
Наряду с этим абзацем вторым п. 3 ст. 25.14 НК РФ установлен специальный срок для представления Уведомлений - не позднее 1 марта следующего календарного года. В данный срок Уведомления представляются физическими лицами, которые в момент возникновения оснований для представления Уведомления не являлись налоговыми резидентами РФ, но приобрели этот статус по итогам соответствующего календарного года, при условии, что на 31 декабря сохранились основания для представления Уведомления. В этом случае сведения и информация, предусмотренные п. 5 ст. 25.14 НК РФ, указываются в Уведомлении по состоянию на 31 декабря календарного года, по итогам которого оно представляется.
Также до трех месяцев продлен и срок для информирования налоговых органов о прекращении участия в иностранных организациях (прекращении (ликвидации) иностранных структур без образования юридического лица) (абзац четвертый п. 3 ст. 25.14 НК РФ).
При этом Уведомления теперь не должны представлять налогоплательщики, участие которых в иностранных организациях реализовано исключительно через прямое и (или) косвенное участие в одной или нескольких публичных компаниях, являющихся российскими организациями (абзац пятый п. 3 ст. 25.14 НК РФ).
Уточнены правила представления уведомления о контролируемых иностранных компаниях (далее - Уведомление)
(пп.пп. "б", "е" п. 5 ст. 1, ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 15.02.2016 N 32-ФЗ, далее - Закон N 32-ФЗ)
Согласно п. 2 ст. 25.14 НК РФ в редакции Закона N 32-ФЗ, вступившей в силу 15.03.2016, Уведомление подлежит представлению в налоговый орган в срок не позднее 20 марта года, следующего за налоговым периодом, в котором контролирующим лицом признается доход в виде прибыли контролируемой иностранной компании в соответствии с главой 23 или 25 НК РФ. Аналогичное правило ранее содержалось в п. 3 ст. 25.14 НК РФ.
Наряду с этим Закон N 32-ФЗ установил минимально допустимый срок для представления Уведомления по требованию налогового органа - тридцать дней с даты получения налогоплательщиком указанного требования (п. 8 ст. 25.14 НК РФ). Согласно ранее действовавшему порядку для представления Уведомления по требованию налогового органа отводилось двадцать дней.
Предусмотрено дополнительное основание для освобождения контролирующих лиц от ответственности за ряд налоговых правонарушений
(пп. "з" п. 5 ст. 1, ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 15.02.2016 N 32-ФЗ, далее - Закон N 32-ФЗ)
Так, в силу п. 11 ст. 25.14 НК РФ налогоплательщик, признаваемый контролирующим лицом по инициативе налогового органа в связи с тем, что доля его участия в организации (для физических лиц - совместно с супругами и несовершеннолетними детьми) составляет более 10 процентов, при том, что доля участия всех лиц, признаваемых налоговыми резидентами РФ, в этой организации (для физических лиц - совместно с супругами и несовершеннолетними детьми) составляет более 50 процентов, освобождается от ответственности, предусмотренной ст.ст. 129.5 и 129.6 НК РФ, в случае представления в установленный налоговым органом срок уведомления о контролируемых иностранных компаниях, информация о которых содержится в соответствующем требовании налогового органа. Кроме того, в этом случае пени на соответствующие суммы налогов не начисляются.
Уточнен порядок определения и учета прибыли контролируемой иностранной компании (далее - КИК)
(п. 6 ст. 1, ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 15.02.2016 N 32-ФЗ, далее - Закон N 32-ФЗ)
В частности, согласно правилам, введенным Законом N 32-ФЗ, вступившим в силу с 15.02.2016 и распространяющимся на правоотношения, возникшие с 01.01.2015 (ч. 4 ст. 5 указанного закона):
- прибыль КИК, являющейся иностранным юридическим лицом, для которого в соответствии с его личным законом не предусмотрено участие в капитале, рассчитанная в установленном порядке, подлежит уменьшению на величину распределенной прибыли (п. 1 ст. 25.15 НК РФ);
- при определении прибыли КИК, являющейся структурой без образования юридического лица, а также иностранным юридическим лицом, для которого в соответствии с его личным законом не предусмотрено участие в капитале, не учитываются доходы в виде имущества (включая денежные средства) и (или) имущественных прав, которые получены в качестве взноса (вклада) от учредителя и (или) лиц, являющихся членами его семьи и (или) близкими родственниками в соответствии с Семейным кодексом РФ (супругами, родителями и детьми, в том числе усыновителями и усыновленными, дедушками, бабушками и внуками, полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), а также от иной КИК (в том числе иностранной структуры без образования юридического лица), в отношении которой хотя бы одно из указанных выше лиц является контролирующим лицом. При этом, если передающая сторона является КИК, при определении прибыли этой КИК не учитываются расходы в виде переданного имущества (включая денежные средства) и (или) имущественных прав. Данные правила не применяются при передаче имущества и (или) имущественных прав КИК (получении имущества и (или) имущественных прав от КИК), источником формирования которых являлась прибыль передающей стороны за финансовый год, в котором осуществлена ее ликвидация (прекращение) (п. 1.1 ст. 25.15 НК РФ);
- прибыль КИК учитывается при определении налоговой базы у налогоплательщика - контролирующего лица в доле, соответствующей доле участия этого лица в КИК на дату принятия решения о распределении прибыли, принятого в календарном году, следующем за налоговым периодом по соответствующему налогу для налогоплательщика - контролирующего лица, на который приходится дата окончания финансового года в соответствии с личным законом этой КИК, а в случае, если такое решение не принято, то на 31 декабря календарного года, следующего за налоговым периодом по соответствующему налогу для налогоплательщика - контролирующего лица, на который приходится дата окончания финансового года КИК. Как и ранее, при невозможности определения доли прибыли КИК таким образом, она учитывается при определении налоговой базы у налогоплательщика - контролирующего лица исходя из суммы прибыли, на которую имеет (будет иметь) право налогоплательщик в случае ее распределения между лицами, которые обладают фактическим правом на такую прибыль. При этом установлено, что такая сумма прибыли определяется на 31 декабря календарного года, следующего за налоговым периодом по соответствующему налогу для налогоплательщика - контролирующего лица, на который приходится дата окончания финансового года КИК (п. 3 ст. 25.15 НК РФ).
Установлены специальные правила определения отдельными иностранными организациями первого налогового периода по налогу на прибыль
(п. 7 ст. 1, ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 15.02.2016 N 32-ФЗ, далее - Закон N 32-ФЗ)
Так, с 15.03.2016 иностранные организации, самостоятельно признавшие себя налоговыми резидентами РФ в установленном порядке, деятельность которых на дату такого признания не приводила к образованию постоянного представительства в РФ, при определении первого налогового периода по налогу на прибыль организаций не применяют общие правила, а должны руководствоваться следующим (п.п. 2, 6 ст. 55 НК РФ):
- если иностранная организация самостоятельно признала себя налоговым резидентом РФ с 1 января календарного года, в котором ею представлено заявление о признании себя налоговым резидентом РФ (далее - Заявление), первым налоговым периодом по налогу на прибыль организаций для нее является период времени с 1 января календарного года, в котором представлено Заявление, до конца этого календарного года;
- если иностранная организация самостоятельно признала себя налоговым резидентом РФ с даты представления в налоговый орган Заявления, первым налоговым периодом по налогу на прибыль организаций для нее является период времени с даты представления в налоговый орган Заявления до конца календарного года, в котором оно представлено. При этом, если Заявление представлено в день, приходящийся на период с 1 декабря по 31 декабря, первым налоговым периодом по налогу на прибыль организаций для нее является период времени с даты представления в налоговый орган Заявления до конца календарного года, следующего за годом, в котором оно представлено.
Внесены изменения (дополнения) в правила определения доли участия лица в организации
(п. 11 ст. 1, ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 15.02.2016 N 32-ФЗ, далее - Закон N 32-ФЗ)
В частности, при определении доли участия лица в организации с 15.03.2016 следует учитывать, что Закон N 32-ФЗ:
- ввел специальное правило определения доли прямого участия лица в организации, акции (доли в уставном (складочном) капитале (фонде)) которой входят в состав активов инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда, созданных в соответствии с законодательством РФ, а именно: она определяется пропорционально доле участия (доле вносимого имущества во вклад) лиц в таком инвестиционном фонде (негосударственном пенсионном фонде), а в случае невозможности определения такой доли - пропорционально количеству лиц (абзац второй п. 2 ст. 105.2 НК РФ);
- установил корректные правила определения доли косвенного участия лица в организации через иных лиц (п. 3 ст. 105.2 НК РФ). Фактически Закон N 32-ФЗ привел п. 3 ст. 105.2 НК РФ в соответствие с правилами, применяемыми на практике (см., например, Приложение N 4 к письму Минфина России от 16.08.2013 N 03-01-18/33535, Приложение 4 к письму Минфина России от 21.06.2013 N 03-01-18/23476, письма Минфина России от 04.07.2012 N 03-01-18/5-88 и N 03-01-18/5-87, от 23.04.2012 N 03-01-18/3-51, от 12.03.2012 N 03-01-18/1-27);
- ввел специальное правило определения доли участия лица в организации (как мы полагаем - косвенного), осуществляемого с использованием иностранного юридического лица, для которого в соответствии с его личным законом не предусмотрено участие (отсутствует уставный капитал или фонд) (далее - иностранная организация без участия в капитале), при наличии в последнем нескольких участников (п. 6 ст. 105.2 НК РФ): в таких случаях для определения доли косвенного участия лица в организации при наличии более одного участника в иностранной организации без участия в капитале доля каждого из них в такой организации определяется пропорционально их вкладам в имущество, переданное этой иностранной организации без участия в капитале. В случае невозможности определения размера вклада в имущество, переданное иностранной организации без участия в капитале, доли всех ее участников в целях определения доли их участия в организации признаются равными, а их размер определяется исходя из количества участников такой иностранной организации;
- раскрыл порядок определения доли участия лица в организации, осуществляемого с использованием иностранной структуры без образования юридического лица (далее - иностранная структура), в случае, если такое лицо признается контролирующим лицом этой структуры. Доля такого участия определяется в порядке, аналогичном порядку определения доли косвенного участия лица в организации, с учетом следующих особенностей: для определения доли косвенного участия лица в организации при наличии более одного контролирующего лица иностранной структуры доля каждого из контролирующих лиц в такой организации определяется пропорционально вкладу каждого контролирующего лица в имущество, переданное этой структуре. В случае невозможности определения размера вклада в имущество, переданное иностранной структуре, доли всех контролирующих лиц в целях определения доли их участия в организации признаются равными, а их размер определяется исходя из количества контролирующих лиц такой структуры (п. 6 ст. 105.2 НК РФ).
Правительство РФ установит предельные размеры банковских гарантий для целей налогообложения
(п. 2 ст. 1, ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 05.04.2016 N 101-ФЗ, далее - Закон N 101-ФЗ)
Пункт 8.1 ст. 74.1 НК РФ, вступивший в силу 05.05.2016, предусматривает установление Правительством РФ в зависимости от величины собственных средств (капитала), значений обязательных нормативов, предусмотренных Федеральным законом от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", и иных критериев максимальной суммы одной банковской гарантии и максимальной суммы всех одновременно действующих банковских гарантий, выданных одним банком, для принятия их налоговыми органами.
Положения приведенного пункта применяются к правоотношениям по принятию банковских гарантий налоговыми органами, возникающим с 01.01.2017 (ч. 5 ст. 4 Законом N 101-ФЗ).
Расширены полномочия налоговых органов по истребованию документов при проведении камеральной налоговой проверки
(п. 3 ст. 1, ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 05.04.2016 N 101-ФЗ)
Так, с 05.05.2016 налоговые органы вправе истребовать у налогоплательщиков документы и в связи с проведением камеральной налоговой проверки следующих налоговых деклараций по акцизам (п. 8.4 ст. 88 НК РФ):
- в которых заявлены налоговые вычеты, предусмотренные ст. 200 НК РФ в связи с возвратом покупателем налогоплательщику ранее реализованных подакцизных товаров (за исключением алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции);
- представленных в связи с возвратом налогоплательщиком - производителем алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции этилового спирта поставщику - производителю этилового спирта;
- в которых отражены налоговые вычеты сумм акциза, уплаченных налогоплательщиком при ввозе подакцизных товаров на территорию РФ, в дальнейшем использованных в качестве сырья для производства подакцизных товаров.
На основании приведенной нормы истребованы могут быть первичные и иные документы, подтверждающие возврат подакцизных товаров и правомерность применения указанных налоговых вычетов, за исключением документов, ранее представленных в налоговые органы по иным основаниям.
Установлены ограничения на взыскание налогов и приостановление операций по банковским счетам
(Федеральный закон от 26.04.2016 N 110-ФЗ, далее - Закон N 110-ФЗ)
Так, в силу внесенных Законом N 110-ФЗ изменений, вступивших в силу 26.04.2016, налоговые органы не вправе:
- взыскивать налоги, сборы, штрафы и пени за счет средств на специальных избирательных счетах и специальных счетах фондов референдума (п. 1 ст. 46, абз. второй п. 1 ст. 48 НК РФ);
- приостанавливать операции по специальным избирательным счетам, специальным счетам фондов референдума (абз. пятый п. 1 ст. 76 НК РФ).
Кроме того, с указанной даты на специальные избирательные счета, специальные счета фондов референдума не распространяется установленный п. 12 ст. 76 НК РФ запрет на открытие счетов при наличии у банков решения о приостановлении операций по счетам и переводов электронных денежных средств в банке.
Расширен перечень сведений, не составляющих налоговую тайну
(п. 1 ст. 1, ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 01.05.2016 N 134-ФЗ, далее - Закон N 134-ФЗ)
С 01.06.2016 налоговую тайну не составляют также следующие сведения о налогоплательщике:
- о суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам, образовавшихся вследствие нарушений законодательства о налогах и сборах (пп. 3 п. 1 ст. 102 НК РФ);
- предоставляемые органам государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя в целях осуществления контроля за полнотой и достоверностью информации, представленной плательщиками местных сборов, для расчета сборов, а также о суммах недоимки по таким сборам (пп. 8 п. 1 ст. 102 НК РФ);
- о среднесписочной численности работников организации за календарный год, предшествующий году размещения указанных сведений в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в соответствии с п. 1.1 ст. 102 НК РФ (пп. 9 п. 1 ст. 102 НК РФ);
- об уплаченных организацией в календарном году, предшествующем году размещения указанных сведений в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в соответствии с п. 1.1 ст. 102 НК РФ, суммах налогов и сборов (по каждому налогу и сбору) без учета сумм налогов (сборов), уплаченных в связи с ввозом товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза, сумм налогов, уплаченных налоговым агентом (пп. 10 п. 1 ст. 102 НК РФ);
- о суммах доходов и расходов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности организации за год, предшествующий году размещения указанных сведений в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в соответствии с п. 1.1 ст. 102 НК РФ (пп. 11 п. 1 ст. 102 НК РФ).
Предусмотренные пп.пп. 9 - 11 п. 1 ст. 102 НК РФ сведения, а также сведения о суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам (по каждому налогу и сбору) организаций, совершенных ими налоговых правонарушениях и мерах ответственности за их совершение, о специальных налоговых режимах, применяемых налогоплательщиками, об участии налогоплательщика в консолидированной группе налогоплательщиков на основании п. 1.1 ст. 102 НК РФ подлежат размещению в форме открытых данных на официальном сайте ФНС России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", за исключением сведений об организации, составляющих государственную тайну. Сроки и период размещения данных сведений, порядок их формирования и размещения будут утверждены также налоговым ведомством.
При этом следует учитывать, что в силу ч. 2 ст. 2 Закона N 134-ФЗ положения п. 1.1 ст. 102 НК РФ в части размещения сведений о суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам (по каждому налогу и сбору) организаций, совершенных ими налоговых правонарушениях и мерах ответственности за их совершение, о специальных налоговых режимах, применяемых налогоплательщиками, об участии налогоплательщика в консолидированной группе налогоплательщиков применяются:
- к налоговым правонарушениям, решения о привлечении к ответственности за совершение которых вступили в силу после 01.06.2016, и мерам ответственности за их совершение;
- к сведениям о числящихся за налогоплательщиком (плательщиком сбора) на 01.06.2016, а также выявленных налоговым органом после 01.06.2016 суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам;
- к сведениям о специальных налоговых режимах, применяемых налогоплательщиком, и об участии налогоплательщика в консолидированной группе налогоплательщиков - начиная с 01.01.2016.
Установлен специальный порядок вступления в силу актов, утверждающих или изменяющих формы (форматы) налоговых деклараций (расчетов)
(п. 1 ст. 1, ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 01.05.2016 N 130-ФЗ, далее - Закон N 130-ФЗ)
На основании п. 5 ст. 5 НК РФ в редакции Закона N 130-ФЗ, вступившей в силу с 02.06.2016, нормативные правовые акты, предусматривающие утверждение новых форм (форматов) налоговых деклараций (расчетов) или внесение изменений в действующие формы (форматы) налоговых деклараций (расчетов), вступают в силу не ранее чем по истечении двух месяцев со дня их официального опубликования.
Ранее согласно позиции ВАС РФ, выраженной в решении от 28.07.2011 N ВАС-8096/11, порядок вступления в силу таких актов следовало определять в соответствии с Указом Президента РФ от 23.05.1996 N 763, согласно которому нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими актами не установлен другой порядок вступления их в силу.
Урегулирован вопрос о действии во времени нормативных правовых актов о налогах и сборах Правительства РФ
(п. 1 ст. 1, ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 01.05.2016 N 130-ФЗ, далее - Закон N 130-ФЗ)
С 02.06.2016 п. 5 ст. 5 НК РФ прямо распространяет положения указанной статьи, регулирующей действие актов законодательства о налогах и сборах во времени, на нормативные правовые акты о налогах и сборах Правительства РФ. Формально прежняя редакция ст. 5 НК РФ на акты Правительства РФ не распространялась (см., например, письмо Минфина России от 17.09.2015 N 03-03-06/1/53537). Несмотря на это специалисты финансового ведомства в более ранних разъяснениях исходили из возможности применения норм указанной статьи и в отношении таких актов (письма Минфина России от 18.12.2014 N 03-07-11/65643, от 18.09.2014 N 03-07-15/46850).
Уточнен порядок получения от налогового органа документов на бумажных носителях при использовании личного кабинета налогоплательщика
(п. 2 ст. 1, ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 01.05.2016 N 130-ФЗ)
Согласно ранее действовавшей редакции п. 2 ст. 11.2 НК РФ для получения документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, на бумажном носителе налогоплательщики-физические лица, использующие личный кабинет налогоплательщика, должны были отказаться от использования данного информационного ресурса. С 02.06.2016 для получения указанных документов налогоплательщики - физические лица, получившие доступ к личному кабинету налогоплательщика, должны направить в любой налоговый орган по своему выбору уведомление о необходимости получения документов на бумажном носителе.
Установлен срок исполнения обязанности по обеспечению получения от налогового органа документов в электронной форме
(п. 3 ст. 1, ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 01.05.2016 N 130-ФЗ, далее - Закон N 130-ФЗ)
Так, с 01.07.2016 обязанность, установленную п. 5.1 ст. 23 НК РФ (далее - Обязанность), необходимо исполнять в срок не позднее 10 дней (рабочих дней - п. 6 ст. 6.1 НК РФ) со дня ее возникновения, то есть со дня возникновения оснований для отнесения лица к одной из категорий налогоплательщиков, обязанных в соответствии с п. 3 ст. 80 НК РФ представлять налоговые декларации (расчеты) в электронной форме. Ранее такой срок не был установлен.
Кроме того, Закон N 130-ФЗ определил обстоятельства, свидетельствующие об исполнении Обязанности. Так, например, при отсутствии у лица уполномоченного представителя, которому предоставлены полномочия на получение документов от налогового органа, таковыми являются наличие у лица договора с оператором электронного документооборота на оказание услуг по обеспечению электронного документооборота (о передаче прав на использование программного обеспечения, предназначенного для обеспечения электронного документооборота) с налоговым органом по месту учета этого лица и квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи (абзац третий п. 5.1 ст. 23 НК РФ).
Расширен перечень оснований для приостановления операций налогоплательщика по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств
(п. 5 ст. 1, ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 01.05.2016 N 130-ФЗ, далее - Закон N 130-ФЗ)
Так, с 01.07.2016 на основании пп. 1.1 п. 3 ст. 76 НК РФ руководитель (заместитель руководителя) налогового органа может принимать решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств также и в случае неисполнения им обязанности по обеспечению получения от налогового органа по месту нахождения организации (по месту учета организации в качестве крупнейшего налогоплательщика) документов в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота (далее - Обязанность) - в течение 10 дней со дня установления налоговым органом факта неисполнения Обязанности налогоплательщиком-организацией.
Данная норма не имеет обратной силы (ст. 5 НК РФ).
Указанное решение подлежит отмене в срок не позднее одного дня, следующего за днем исполнения налогоплательщиком-организацией Обязанности (пп. 1.1 п. 3.1 ст. 76 НК РФ).
Уточнен порядок представления в налоговый орган документов, истребуемых при проведении налоговой проверки
(пп. "б" п. 7 ст. 1, ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 01.05.2016 N 130-ФЗ, далее - Закон N 130-ФЗ)
Так, согласно п. 2 ст. 93 НК РФ в редакции Закона N 130-ФЗ, вступившей в силу 02.06.2016:
- листы истребуемых документов, представляемых на бумажном носителе, должны быть пронумерованы и прошиты в соответствии с требованиями, подлежащими утверждению ФНС России;
- истребуемые документы, составленные на бумажном носителе, могут быть представлены в налоговый орган в электронной форме в виде электронных образов документов (документов на бумажном носителе, преобразованных в электронную форму путем сканирования с сохранением их реквизитов) по форматам, установленным ФНС России, по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика;
- в случае представления истребуемых документов в налоговый орган в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи такие документы должны быть заверены усиленной квалифицированной электронной подписью проверяемого лица или усиленной квалифицированной электронной подписью его представителя.
Уточнен порядок рассмотрения материалов налоговой проверки
(п. 8 ст. 1, ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 01.05.2016 N 130-ФЗ, далее - Закон N 130-ФЗ)
Законом N 130-ФЗ уточнена процедура рассмотрения материалов налоговой проверки при проведении дополнительных мероприятий налогового контроля. В частности, установлено, что решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля может быть принято по результатам рассмотрения акта и других материалов налоговой проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленных проверяемым лицом (его представителем) письменных возражений по указанному акту, также в течение 10 дней со дня истечения срока, отведенного для представления возражений по акту налоговой проверки. При принятии такого решения руководитель (заместитель руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку, впоследствии будет рассматривать не только акт и другие материалы налоговой проверки, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения, но и материалы дополнительных мероприятий налогового контроля. И уже по результатам такого рассмотрения в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в п. 6.1 ст. 101 НК РФ, будет приниматься решение о привлечении лица к ответственности за совершение налогового правонарушения либо об отказе в привлечении лица к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Указанным п. 6.1 ст. 101 НК РФ предусмотрено право проверяемого лица (его представителя) в течение 10 дней со дня истечения срока проведения дополнительных мероприятий налогового контроля, указанного в соответствующем решении налогового органа, представить в этот налоговый орган письменные возражения по результатам дополнительных мероприятий налогового контроля в целом или в части с приложением к ним документов (их заверенных копий), подтверждающих обоснованность таких возражений.
Кроме того, уточнен порядок ознакомления проверяемого с материалами налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля. Согласно новым правилам лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), вправе ознакомиться с данными материалами в течение срока, предусмотренного для представления письменных возражений по ним. При этом налоговый орган должен обеспечить лицу, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представителю), возможность ознакомиться с материалами налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля на территории налогового органа не позднее двух дней со дня подачи таким лицом соответствующего заявления (ранее - не позднее двух дней до дня рассмотрения материалов налоговой проверки). Установлены и способы ознакомления с материалами налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля: визуальный осмотр, изготовление выписок, снятия копий. По окончании ознакомления будет составляться протокол в соответствии со ст. 99 НК РФ.
Положения п.п. 1, 2 и 6.1 ст. 101 НК РФ в редакции Закона N 130-ФЗ вступили в силу 02.06.2016, при этом применяются они при вынесении решений по результатам налоговых проверок, завершенных после указанной даты (ч. 4 ст. 2 Закона N 130-ФЗ).
Изменены правила приостановления исполнения (совершения) обжалуемых актов (действий) налогового органа
(п. 14 ст. 1, ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 01.05.2016 N 130-ФЗ, далее - Закон N 130-ФЗ)
Согласно п. 5 ст. 138 НК РФ в редакции Закона N 130-ФЗ, вступившей в силу 02.06.2016, подача жалобы в вышестоящий налоговый орган может сопровождаться приостановлением исключительно исполнения обжалуемого решения о привлечении лица к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении лица к ответственности за совершение налогового правонарушения, вступившего в силу (далее - Решение), до принятия решения по жалобе. Для этого лицо вместе с жалобой на Решение должно представить в соответствующее заявление с приложением банковской гарантии, отвечающей установленным требованиям, по которой банк обязуется уплатить денежную сумму в размере налога, сбора, пеней, штрафа, не уплаченных по обжалуемому Решению.
Кроме того, установлен срок для принятия вышестоящим налоговым органом решения по заявлению о приостановлении исполнения обжалуемого Решения - пять дней (рабочих дней - п. 6 ст. 6.1 НК РФ) со дня получения указанного заявления.
Новые правила применяются в отношении жалоб на Решения налоговых органов, поданных с 02.06.2016 (ч. 5 ст. 2 Закона N 130-ФЗ).
Факт получения жалобы обязывает налоговый орган принять меры по устранению нарушения прав лица, подавшего жалобу
(п. 15 ст. 1, ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 01.05.2016 N 130-ФЗ, далее - Закон N 130-ФЗ)
Соответствующее положение зафиксировано в п. 1.1 ст. 139 НК РФ, введенном Законом N 130-ФЗ и вступившем в силу 02.06.2016: при получении жалобы налоговый орган, акт ненормативного характера, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются, обязан принять меры по устранению нарушения прав лица, подавшего жалобу.
Представляется, что данное правило справедливо в отношении жалоб, поданных с 02.06.2016 (ч. 5 ст. 2 Закона N 130-ФЗ).
Жалоба в налоговый орган может быть направлена в электронной форме
(п. 16 ст. 1, ч.ч. 1, 5 ст. 2 Федерального закона от 01.05.2016 N 130-ФЗ, далее - Закон N 130-ФЗ)
Так, согласно п. 1, пп. 6 п. 2 ст. 139.2 НК РФ в редакции Закона N 130-ФЗ, вступившей в силу 02.06.2016, жалоба может быть направлена и решение по ней может быть получено не только в бумажной, но и в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. Форматы и порядок представления жалобы в электронной форме подлежат утверждению ФНС России. При этом способ получения решения по жалобе подлежит отражению в самой жалобе.
Дополнены основания оставления налоговым органом жалобы (апелляционной жалобы) без рассмотрения
(пп. "а" п. 17 ст. 1, ч.ч. 1, 5 ст. 2 Федерального закона от 01.05.2016 N 130-ФЗ, далее - Закон N 130-ФЗ)
Со 02.06.2016 вышестоящий налоговый орган также оставит жалобу, представленную с указанной даты, без рассмотрения полностью или в части, если установит, что:
- в жалобе, в том числе апелляционной, не указаны акты налогового органа ненормативного характера, действия или бездействие его должностных лиц, которые привели к нарушению прав лица, подавшего жалобу (пп. 1 п. 1, п. 4 ст. 139.3 НК РФ в редакции Закона N 130-ФЗ);
- до принятия решения по жалобе налоговый орган, акт ненормативного характера, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются, сообщит об устранении нарушения прав лица, подавшего жалобу (пп. 5 п. 1 ст. 139.3 НК РФ).
Предусмотрены случаи рассмотрения налоговым органом жалобы, в т.ч. апелляционной, с участием лица, подавшего жалобу
(п. 18 ст. 1, ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 01.05.2016 N 130-ФЗ, далее - Закон N 130-ФЗ)
Таковыми согласно п. 2 ст. 140 НК РФ в редакции Закона N 130-ФЗ, вступившей в силу с 02.06.2016, являются случаи выявления в ходе рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) на решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или на решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения противоречий между сведениями, содержащимися в представленных нижестоящим налоговым органом материалах, либо несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в материалах нижестоящего налогового органа.
При этом руководитель (заместитель руководителя) вышестоящего налогового органа обязан известить лицо, подавшее жалобу (апелляционную жалобу), о времени и месте рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы).
Данные правила применяются в отношении жалоб (апелляционных жалоб), представленных с 02.06.2016 (ч. 5 ст. 2 Закона N 130-ФЗ).
Расширены права налоговых органов при проведении камеральных налоговых проверок деклараций с заявленными льготами
(пп. "б" п. 6 ст. 1, ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 01.05.2016 N 130-ФЗ, далее - Закон N 130-ФЗ)
Законом N 130-ФЗ установлено, что при проведении камеральных налоговых проверок деклараций с заявленными льготами налоговый орган вправе не только истребовать у налогоплательщиков документы, подтверждающие их право на такие налоговые льготы, как ранее, но и требовать представления в течение пяти дней (рабочих дней - п. 6 ст. 6.1 НК РФ) необходимых пояснений об операциях (имуществе), по которым применены налоговые льготы (п. 6 ст. 88 НК РФ). Наряду с этим до организаций и индивидуальных предпринимателей сужен круг налогоплательщиков, в отношении которых могут быть реализованы данные права. Соответственно, действующие нормы не предоставляют налоговым органам права предъявить требования, предусмотренные п. 6 ст. 88 НК РФ, физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями.
Приведенные правила вступили в силу 02.06.2016.
Установлены особенности проведения налогового мониторинга организаций, в отношении которых уже проводится данная процедура
(пп. "а" п. 9, п. 10 ст. 1, ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 01.05.2016 N 130-ФЗ, далее - Закон N 130-ФЗ)
Так, на основании п. 1.1 ст. 105.27 НК РФ, введенного Законом N 130-ФЗ, в ходе проведения налогового мониторинга организация вправе представить заявление о проведении налогового мониторинга за следующий период не позднее 1 сентября последнего периода проведения налогового мониторинга, в отношении которого налоговым органом может быть принято решение в соответствии с п. 7 указанной статьи, которым установлено, что в течение двух периодов, следующих за периодом проведения налогового мониторинга, налоговый мониторинг проводится на основании решения налогового органа, принятого в отношении каждого из указанных периодов. Такое решение принимается налоговым органом в случае, если организация до 1 декабря года, предшествующего следующему периоду проведения налогового мониторинга, не обратилась с заявлением об отказе в проведении налогового мониторинга. Решение о проведении налогового мониторинга за следующий период направляется организации до начала указанного периода.
При этом следует учитывать, что для принятия решения о проведении налогового мониторинга организаций, в отношении которых проводится налоговый мониторинг, выполнение условий, установленных п. 3 ст. 105.26 НК РФ (о суммах налогов, подлежащих уплате, о суммарном объеме полученных доходов, о совокупной стоимости активов), не является обязательным (абзац пятый указанного пункта).
Данные нормы вступили в силу 02.06.2016.
Для проведения налогового мониторинга налоговый орган может привлекать экспертов и специалистов
(п. 11 ст. 1, ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 01.05.2016 N 130-ФЗ, далее - Закон N 130-ФЗ)
Соответствующие поправки внесены Законом N 130-ФЗ в п. 3 ст. 105.29 НК РФ и вступили в силу 02.06.2016. Привлечение эксперта и специалиста для проведения налогового мониторинга осуществляется в общем порядке, установленном ст.ст. 95 и 96 НК РФ.
Уточнены правила направления запроса о предоставлении мотивированного мнения налогового органа, а также требования к его содержанию
(пп.пп. "а", "б", "в" п. 12 ст. 1, ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 01.05.2016 N 130-ФЗ)
В частности, с 02.06.2016 запрос о предоставлении мотивированного мнения (далее - Запрос) может быть направлен организацией в налоговый орган, проводящий налоговый мониторинг, при наличии у нее сомнений или в случае неясности по вопросам правильности исчисления (удержания), полноты и своевременности уплаты (перечисления) налогов и сборов не только по совершенным фактам хозяйственной жизни организации, но и по планируемым сделкам (операциям) или совокупности взаимосвязанных сделок (операций) (п. 4 ст. 105.30 НК РФ). При этом следует учитывать, что получив мотивированное мнение в отношении планируемых сделок (операций) или совокупности взаимосвязанных сделок (операций), организация должна будет уведомить налоговый орган о начале совершения таких сделок (операций) не позднее месяца со дня начала их совершения с приложением документов, подтверждающих выполнение указанного мотивированного мнения (при их наличии) (абзац второй п. 6 ст. 105.30 НК РФ).
Согласно п. 4.1 ст. 105.30 НК РФ, также вступившему в силу с 02.06.2016, Запрос, кроме позиции организации по поставленным перед налоговым органом вопросам, должен содержать также:
- описание деловой цели, основных условий, в том числе прав и обязанностей сторон, сроков и условий осуществления платежей по совершенной или планируемой сделке (операции) или совокупности взаимосвязанных сделок (операций), а также по иным совершенным фактам хозяйственной жизни организации;
- информацию о деятельности контрагентов, иных лиц и выполняемых ими функциях по совершенной или планируемой сделке (операции) или совокупности взаимосвязанных сделок (операций), а также по иным совершенным фактам хозяйственной жизни организации с указанием государств и территорий, налоговыми резидентами которых они являются, и иную значимую для порядка исчисления (удержания) и уплаты (перечисления) налогов и сборов информацию по совершенной или планируемой сделке (операции) или совокупности взаимосвязанных сделок (операций), а также по иным совершенным фактам хозяйственной жизни организации.
К Запросу организация вправе приложить копии документов, подтверждающих указанную в нем информацию. Кроме того, при рассмотрении Запроса налоговый орган сможет истребовать у направившей его организации документы (информацию), необходимые для подготовки мотивированного мнения, в порядке, установленном ст. 105.29 НК РФ (п. 4.2 ст. 105.30 НК РФ).
Установлены случаи, позволяющие не исполнять мотивированное мнение налогового органа
(пп. "г" п. 12 ст. 1, ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 01.05.2016 N 130-ФЗ, далее - Закон N 130-ФЗ)
Законом N 130-ФЗ установлено, что мотивированное мнение является обязательным для исполнения налоговыми органами и организацией в ходе проведения налогового мониторинга, за исключением случаев, если:
- указанное мотивированное мнение основано на неполной или недостоверной информации, представленной организацией, или
- существенные условия исполнения сделки (операции) или совокупности взаимосвязанных сделок (операций), а также совершения иного факта хозяйственной жизни не соответствуют информации, представленной организацией, либо
- если на момент исполнения сделки (операции) или совокупности взаимосвязанных сделок (операций), совершения иного факта хозяйственной жизни нормы законодательства и нормативно-правовых актов, на основании которых составлено мотивированное мнение, утратили силу (изменены) (п. 7 ст. 105.30 НК РФ в редакции, действующей с 02.06.2016).
Установлен особый порядок применения актов, касающихся участников специальных инвестиционных контрактов
(п. 1 ст. 1, ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 23.05.2016 N 144-ФЗ)
Так, согласно п. 4.1 ст. 5 НК РФ, вступившей в силу 23.06.2016, положения актов законодательства о налогах и сборах, изменяющие для налогоплательщиков - участников специальных инвестиционных контрактов налоговые ставки, налоговые льготы, порядок исчисления налогов, порядок и сроки уплаты налогов и ухудшающие положение указанных налогоплательщиков в части правоотношений, связанных с выполнением специального инвестиционного контракта, не применяются до наступления наиболее ранней из следующих дат:
- даты окончания срока действия специального инвестиционного контракта;
- даты окончания сроков действия налоговых ставок, налоговых льгот, порядка исчисления налогов, порядка и сроков уплаты налогов, установленных на дату заключения специального инвестиционного контракта.
Уточнены особенности налогообложения при реализации региональных инвестиционных проектов
(п.п. 2-5 ст. 1, ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 23.05.2016 N 144-ФЗ, далее - Закон N 144-ФЗ)
Так, Закон N 144-ФЗ (в рассматриваемой части вступил в силу 23.06.2016):
1) уточнил требования к инвестиционным проектам для целей их признания региональными инвестиционными проектами для целей НК РФ (ст. 25.8 НК РФ), в частности, теперь:
- проект может быть признан таковым при производстве товаров в результате его реализации на территории любого субъекта РФ (пп.пп. 1, 1.1 п. 1 ст. 25.8 НК РФ);
- установлена возможность вариативного исполнения требований, предусмотренных п. 1 ст. 25.8 НК РФ, для признания проекта региональным инвестиционным.
2) уточнил требования к налогоплательщикам для целей признания их участниками региональных инвестиционных проектов, а также условия получения данного статуса (ст. 25.9 НК РФ), в частности, теперь:
- отсутствие в собственности организации (в аренде на срок не менее чем до 01.01.2024) земельного участка (земельных участков), на котором (которых) планируется реализация регионального инвестиционного проекта, равно как и разрешения на строительство, не является препятствием для признания ее участником регионального инвестиционного проекта (п. 1 ст. 25.9 НК РФ);
- участниками региональных инвестиционных проектов в целях НК РФ признаются также налогоплательщики - участники специальных инвестиционных контрактов, то есть инвесторы, являющиеся стороной специального инвестиционного контракта, заключенного от имени РФ определенным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти в сфере промышленной политики или иным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ на заключение специальных инвестиционных контрактов в отраслях промышленности, в соответствии с Федеральным законом от 31.12.2014 N 488-ФЗ "О промышленной политике в Российской Федерации" (п. 2 ст. 25.9 НК РФ). Они получают данный статус со дня включения инвестиционного проекта в перечень инвестиционных проектов, предусмотренный п. 3 ч. 1 ст. 6 указанного закона (пп. 3 п. 3 ст. 25.9 НК РФ).
3) установил правила применения и прекращения применения налоговых льгот участниками региональных инвестиционных проектов, для которых не требуется включение в реестр участников региональных инвестиционных проектов (ст. 25.12-1 НК РФ). Согласно нормам данной статьи для применения налоговых льгот по налогу на прибыль организаций и (или) по налогу на добычу полезных ископаемых организации нужно не позднее даты представления налоговой декларации по соответствующему налогу за налоговый период, в котором впервые заявлены пониженные налоговые ставки, представить в налоговый орган соответствующее заявление, в котором следует отразить и ряд параметров инвестиционного проекта, в частности - объем произведенных капитальных вложений в рамках регионального инвестиционного проекта. В случае, если в ходе налоговой проверки будет выявлено несоответствие регионального инвестиционного проекта и (или) его участника требованиям, установленным НК РФ, применение налоговых льгот будет прекращено с начала налогового периода, в котором участником было допущено указанное несоответствие.
Изменен порядок открытия банками счетов, депозитов и предоставления права использования электронных средств
(п. 1 ст. 1, ст. 2 Федерального закона от 03.07.2016 N 241-ФЗ, далее - Закон N 241-ФЗ)
Так, с 01.09.2016 банки могут открывать счета, депозиты и предоставлять право использования корпоративных электронных средств платежа для переводов электронных денежных средств российским организациям, иностранным некоммерческим неправительственным организациям, осуществляющим деятельность на территории РФ через отделения, аккредитованным филиалам, представительствам иностранных организаций, индивидуальным предпринимателям без предъявления ими свидетельства о постановке на учет в налоговом органе (далее - Свидетельство) (см. также п. 4 ст. 86 НК РФ). Для этого достаточно наличия сведений об их ИНН, КПП, дате постановки на учет в налоговом органе, содержащихся соответственно в ЕГРЮЛ, ЕГРИП, государственном реестре аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц, которое банки должны проверять самостоятельно. А вот иные иностранные организации, равно как и нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, для указанных действий, как и ранее, должны будут предъявлять банку Свидетельство (п. 1 ст. 86 НК РФ в редакции Закона N 241-ФЗ).
Отметим, что действовавшие прежде нормы НК РФ не предусматривали представления указанными лицами банку Свидетельства для открытия им депозитов.
Физические лица смогут сообщать об объектах налогообложения в налоговый орган по своему выбору
(п. 1 ст. 1, ст. 3 Федерального закона от 03.07.2016 N 240-ФЗ)
Так, на основании п. 2.1 ст. 23 НК РФ в редакции, вступившей в силу с 03.08.2016, в целях исполнения предусмотренной п. 2.1 ст. 23 НК РФ обязанности налогоплательщики-физические лица вправе сообщать о наличии у них объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, признаваемых объектами налогообложения по соответствующим налогам, в налоговый орган по своему выбору. При этом каких-либо ограничений в выборе налогового органа Закон N 240-ФЗ не установил.
Уточнены случаи признания недоимки и задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию
(п. 2 ст. 1, ст. 3 Федерального закона от 03.07.2016 N 240-ФЗ, далее - Закон N 240-ФЗ)
С 03.08.2016 безнадежными к взысканию признаются недоимка и задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными, также в следующих случаях:
- исключения юридического лица, прекратившего свою деятельность, из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа в случае вынесения судебным приставом-исполнителем постановления об окончании исполнительного производства в связи с возвратом взыскателю исполнительного документа по основаниям, предусмотренным п.п. 3 или 4 ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" - в части недоимки, задолженности по пеням и штрафам, не погашенных по причине недостаточности имущества организации и (или) невозможности их погашения учредителями (участниками) указанной организации в пределах и порядке, которые установлены законодательством РФ (пп. 1 п. 1 ст. 59 НК РФ в редакции Закона N 240-ФЗ);
- признания банкротом гражданина в соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" - в части недоимки, задолженности по пеням и штрафам, не погашенных по итогам завершения расчетов с кредиторами в соответствии с указанным законом (пп. 2.1 п. 1 ст. 59 НК РФ).
Уточнены правила предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налога и сбора
(п. 3 ст. 1, ст. 3 Федерального закона от 03.07.2016 N 240-ФЗ, далее - Закон N 240-ФЗ)
В силу изменений, внесенных Законом N 240-ФЗ в ст. 64 НК РФ, вступивших в силу с 03.08.2016:
- при наличии оснований, указанных в пп.пп. 1, 3 - 6 п. 2 ст. 64 НК РФ, физические лица могут получать отсрочку или рассрочку по уплате налогов и сборов без учета ранее действовавшего суммового ограничения в размере стоимости их имущества, на которое может быть обращено взыскание;
- к заявлению о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налогов и сборов не нужно прилагать справки налогового органа о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, а также содержащие перечень всех открытых счетов в банках. Кроме того, физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, не должны прилагать к указанному заявлению и перечень контрагентов - дебиторов с указанием цен заключенных с ними договоров (размеров иных обязательств и оснований их возникновения) и сроков их исполнения, а также копии данных договоров (документов, подтверждающих наличие иных оснований возникновения обязательства).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.