Краткое изложение с комментариями основных направлений налоговой политики РФ на 2010 год и плановые периоды до 2012 года
Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов (далее - Основные направления) разработаны Минфином России в рамках цикла подготовки проекта федерального бюджета на очередной период. 25 мая они были одобрены Правительством РФ. Несмотря на то, что Основные направления не являются нормативно-правовым актом, этот документ представляет собой основание для внесения изменений в законодательство о налогах и сборах. Именно поэтому нашим читателям будет полезно ознакомиться с правками, которые намечаются в налоговом законодательстве.
Отмечены недостатки в налоговом администрировании
В рамках отчета о выполнении мероприятий в Основных направлениях отмечены недостатки налогового администрирования некоторых видов налогов. Особое внимание уделено недостаткам в практике применения специальных налоговых режимов:
- Продолжают выявляться негативные стороны в применении спецрежимов, отрицательно влияющих на поступление налогов в бюджетную систему. К примеру, налоговые органы вскрывают факты искусственного разделения организаций для получения доступа к специальным налоговым режимам в целях минимизации налогообложения.
- По единому сельскохозяйственному налогу отсутствуют ограничения по размерам экономической деятельности для перехода на уплату этого налога, что позволяет переходить на этот налоговый режим крупным сельскохозяйственным товаропроизводителям, уровень доходности которых позволяет уплачивать налоги наравне с прочими экономическими агентами, не использующими специальные налоговые режимы. В то же время для малых сельскохозяйственных товаропроизводителей этот налоговый режим остается достаточно сложным ввиду необходимости ведения бухгалтерского и налогового учета.
- Для единого налога на вмененный доход характерно отсутствие механизма объективного обоснования размеров базовой доходности по видам предпринимательской деятельности, подлежащим налогообложению этим налогом. Отсутствие в течение длительного времени корректировки базовой доходности по отдельным видам предпринимательской деятельности, облагаемым единым налогом на вмененный доход, не компенсируется применением корректирующего коэффициента К1 и приводит к занижению налоговой базы и налоговых поступлений в местные бюджеты.
- Несмотря на введение ограничений для перехода на уплату единого налога на вмененный доход для крупнейших налогоплательщиков, а также по численности работающих и доле участия в организации других организаций, требуется ужесточение некоторых ограничений, например, по объему выручки, так как действующее для крупнейших налогоплательщиков ограничение по выручке недостаточно для предотвращения перехода на этот налоговый режим тех субъектов предпринимательской деятельности, для которых он изначально не был предназначен.
Меры в области налоговой политики на планируемый период
Как отмечено в Основных направлениях, в период 2010-2012 годов будет продолжена реализация целей и задач, предусмотренных налоговой политикой на 2008-2009 годы и плановый период до 2011 года. При этом реализация основных направлений налоговой политики будет проводиться во взаимосвязи с основными направлениями Программы антикризисных мер Правительства РФ.
Предлагается внесение изменений в законодательство и уточнение ранее заявленных подходов к проведению налоговой реформы по таким вопросам:
- совершенствование налогового контроля за использованием трансфертных цен в целях налогообложения;
- создание института консолидированной налоговой отчетности по налогу на прибыль организаций;
- совершенствование порядка учета в налоговых органах организаций и физических лиц, оптимизация взаимодействия, в том числе посредством передачи документов в электронном виде, между налоговыми органами и банками, органами исполнительной власти, местными администрациями, другими организациями, которые обязаны сообщать в налоговые органы сведения, связанные с налоговым администрированием.
Как видно, предполагается уделить особое внимание трем главным направлениям реформирования налоговой системы и адаптации ее к современным условиям экономического развития.
Помимо этого, планируется внесение изменений в действующее законодательство о налогах и сборах по направлениям налогообложения. Учитывая большой объем Основных направлений, мы прокомментируем моменты, наиболее интересные для большинства бухгалтеров.
Совершенствование налога на прибыль организаций
Одной из приоритетных тем по налогу на прибыль названа амортизационная политика.
Как отмечено в Основных направлениях, реформа начисления амортизации не завершена, речь идет о пересмотре принципов построения амортизационных групп.
В настоящее время состав амортизационных групп, утвержденный постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1 "О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы", основан на сроке службы того или иного объекта ОС. Нынешние сроки полезной эксплуатации, используемые для расчета норм амортизации, во многом основаны на нормах, рассчитанных в Советском Союзе, с корректировкой, выполненной по методике, которая не отвечает современным требованиям. Полагаться на разработанные в то время нормы проблематично: изменились технологии, характеристики используемого оборудования. Поэтому в ближайшие годы будут пересмотрены подходы к классификации основных средств на группы и определению норм амортизации для этих групп.
Другой не менее значимой задачей названо сокращение возможностей по минимизации налогообложения. Необходимо внести изменения в законодательство о налогах и сборах, связанных с переносом на будущее убытков поглощаемых (реорганизуемых) или приобретаемых компаний. В настоящее время существует возможность посредством присоединения убыточных организаций направить на погашение их убытков всю полученную прибыль. В этой связи, начиная с 2010 года, в законодательстве о налогах и сборах будет установлен особый порядок переноса убытков при реорганизации, предусматривающий ограничения, как по сроку, так и по размеру прибыли, направляемой на погашение убытка для реорганизуемых организаций.
На 2010 год намечен вопрос нормативного регулирования отнесения процентов по долговым обязательствам на расходы, учитываемые при исчислении налога на прибыль. Для повышения эффективности предполагается внесение таких поправок, как изменение действующих правил, ограничивающих отнесение процентов на расходы, установленные пунктом 1 статьи 269 Налогового кодекса РФ. В частности, в рамках регулирования трансфертного ценообразования необходимо разработать правила определения "рыночного" уровня процентной ставки для их использования при определении допустимого уровня отнесения процентов во взаимоотношениях между взаимозависимыми лицами, а также между лицами, сделки между которыми будут признаваться контролируемыми. При условии внесения таких изменений планируется исключить из статьи 269 Налогового кодекса РФ требование о проверке сопоставимости условий долговых обязательств, оставив лишь ограничение на предельный уровень принимаемых процентов.
В краткосрочной перспективе в качестве оперативной меры предполагается увеличить предельную ставку процента по долговым обязательствам, принимаемую к вычету из налоговой базы по налогу на прибыль организаций, до величины, равной двукратной ставке рефинансирования Центрального банка РФ. Предполагается, что такое значение норматива отнесения процентов будет носить временный характер и распространится на отношения до 31 декабря 2009 года.
В Основных направлениях также отмечено, что в современных условиях возрастает потребность в совершенствовании налогообложения операций по предоставлению займов ценными бумагами, сделок РЕПО, в том числе с иностранными участниками, доверительным управлением в случае, когда за пределами России находится хотя бы одно из трех лиц (учредитель, бенефициар, доверительный управляющий). В частности, планируется предусмотреть норму, в соответствии с которой сделками РЕПО будут признаваться также операции с эмиссионными ценными бумагами иностранных эмитентов, соответствующими совокупности признаков эмиссионной ценной бумаги. Это позволит дополнительно привлечь финансирование из-за рубежа. Также планируется законодательно закрепить возможность прекращения обязательств по операциям РЕПО зачетом однородных требований и обязательств без переквалификации сделок.
Принимая во внимание нестабильность на финансовых рынках, предполагается сократить срок, в течение которого цена на ценную бумагу, сложившаяся на торгах в прошлом, считается рыночной, с 12 месяцев до 90 дней.
В рамках системы мер, направленных на создание стимулов к появлению в России регионального финансового центра, будут установлены особенности порядка налогообложения прибыли клиринговых организаций при осуществлении централизованного клиринга как составной части организованных биржевых торгов. Кроме того, в рамках разработки концепции создания в России мирового финансового центра в 2009-2010 годах будут дополнительно рассмотрены вопросы, связанные с налогообложением доходов "стратегических" акционеров. В частности, предполагается снять ограничение в 500 миллионов рублей, необходимое для применения нулевой ставки налога на прибыль организаций при налогообложении дивидендов, получаемых российскими "стратегическими" акционерами, то есть лицами, владеющими более 50 процентами акций организации, выплачивающей дивиденды.
Законодатели отметили и тот факт, что метод оценки ценных бумаг по стоимости последних приобретений (ЛИФО) в международной практике практически не применяется. В бухгалтерском учете от этого метода уже отказались в рамках его реформирования и приближения к МСФО. Поэтому откажутся от этого метода и для целей налогообложения прибыли как при оценке ценных бумаг, так и при оценке МПЗ.
Кроме того, в рамках администрирования налога на прибыль организаций в 2009 году будут выработаны подходы к решению отдельных вопросов налогообложения розничной и мелкооптовой торговли. В частности, предполагается установить общий предельный размер товарных потерь (в частности, потерь от порчи, боя, лома товаров, потерь товарного вида), возникающих при оказании услуг в области розничной торговли. Потери по конкретным товарным группам будут приниматься в утвержденных пределах.
Планируется признать вычетом из налоговой базы по налогу на прибыль затраты, связанные с созданием и эксплуатацией объектов благоустройства (парковки, охрана), расходы на приобретение униформы для персонала.
С 2010 года будет усовершенствован механизм учета для целей налогообложения расходов организаций на освоение природных ресурсов. Предлагается уточнить пункт 1 статьи 261 Налогового кодекса РФ в части добавления не перечисленных видов скважин (опорных, параметрических, структурных, поисково-оценочных, водозаборных). В планах законодателей отмена пункта 5 статьи 261 Налогового кодекса РФ, в соответствии с которым налогоплательщики не включают в состав расходов для целей налогообложения расходы на безрезультатные работы по освоению природных ресурсов, если на этом участке уже осуществлялись аналогичные работы. Планируется уточнить порядок признания расходов, связанных с участием в конкурсе, по результатам которого не заключено лицензионное соглашение на пользование недрами, ведения налогового учета расходов на освоение природных ресурсов, отнесения на расходы разовых платежей за пользование недрами.
Начиная с 2010 года, предполагается введение в действие новой редакции статьи 275.1 Налогового кодекса РФ, направленной на уточнение порядка налогообложения прибыли налогоплательщиков, использующих объекты обслуживающих производств и хозяйств. Будут уточнены критерии признания убытков обслуживающих производств (хозяйств).
Немаловажными являются в Основных направлениях намерения законодателей по сближению бухгалтерского и налогового учета. В этом плане предполагается отказаться в налоговом учете от переоценки полученных и выданных авансов и задатков, выраженных в иностранной валюте. В этом случае доходы, расходы, а также стоимость товаров (работ, услуг), имущественных прав, оплаченных в порядке предварительного расчета в иностранной валюте, при применении метода начисления будут определяться по курсу Центробанка России, действующему на дату перечисления суммы аванса (в части, приходящейся на аванс или задаток).
Таким образом, по налогу на прибыль организаций до конца 2009 года запланировано нормативное закрепление ряда существенных поправок.
Совершенствование налога на добавленную стоимость
Как заявили законодатели, в части НДС предполагается продолжить работу по его совершенствованию, с тем, чтобы этот налог, оставаясь одним из наиболее важных источников доходов бюджета, не являлся слишком обременительным для налогоплательщиков сточки зрения администрирования.
В связи с этим пройдет дальнейшую оптимизацию перечень документов, подтверждающих обоснованность применения нулевой ставки, планируется сократить сроки возмещения НДС при осуществлении отдельных операций, облагаемых по нулевой ставке. В частности, предполагается установить особый порядок возмещения налога, по которому решение о возмещении будет приниматься до завершения камеральной проверки.
Сложившаяся практика требует уточнения порядка ведения раздельного учета для целей НДС организациями, осуществляющими клиринговую деятельность на рынке ценных бумаг.
Законодатели снова указали на целесообразность внесения изменений в порядок оформления счетов-фактур в отношении незначительных нарушений правил их заполнения, а также на решение вопроса о возможности оформления счетов-фактур с отрицательными показателями (кредит-счетов). Заметим, что в предыдущий период для решения данного вопроса устанавливали сроки выполнения указанных мероприятий - 2009-2010 годы. Теперь видно, что сроки не просто перенесены, но и не обозначены.
В отличие от предыдущего вопроса, в настоящих Основных направлениях прослеживается поэтапное внедрение мероприятий по созданию системы составления и выставления счетов-фактур в электронном виде. В соответствии с этой системой в рамках электронного документооборота будет обеспечено взаимодействие налогоплательщиков между собой и с налоговыми органами. В настоящее время запущен пилотный проект эффективности данной системы, и в III квартале 2009 года по его результатам будут подготовлены соответствующие предложения.
Обозначены и сроки внесения изменений, направленных на уточнение в первой половине 2009 года порядка принятия к вычету сумм НДС, уплаченных в составе авансовых платежей. Прежде всего, будет уточнено понятие "предварительной оплаты", порядка выставления счетов-фактур при получении авансовых платежей, принятия налога к вычету при осуществлении операций, облагаемых по нулевой ставке, а также прочие изменения, направленные на то, чтобы исполнение новых норм было менее обременительным для налогоплательщика.
Как видно, в текущем году по налогу на добавленную стоимость не намечается каких-либо кардинальных изменений. И надо отметить, что в настоящем документе нет упоминаний о переходе к единой ставке налога на добавленную стоимость, вопрос о которой остро обсуждался в прошлом году.
Совершенствование налогообложения акцизами
Как указали законодатели, в ближайшее время не планируется существенных изменений в акцизном налогообложении, будут только вноситься поправки, направленные на уточнение действующего порядка налогообложения.
К примеру, начиная с 1 января 2010 года, предполагается установить единую дату уплаты акцизов - не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем.
В Основных направлениях пристальное внимание уделено способам уклонения от уплаты акцизов на алкогольную продукцию. Применение так называемой "спиртосодержащей схемы" приводит к неправомерному завышению суммы акциза, подлежащей налоговым вычетам, то есть возмещаемой из бюджета. Указаны и другие способы завышения возмещаемого акциза. С целью решения указанных проблем планируется уточнить действующий порядок исчисления и уплаты акцизов, указав, что суммы акциза, уплаченные при приобретении подакцизных товаров, использованных в качестве сырья, принимаются к вычету только в том случае, если использование этого сырья предусмотрено ГОСТами, ТУ, рецептурами и другой нормативно-технической документацией, согласованной с соответствующим федеральным органом исполнительной власти. Одновременно предполагается дополнить перечень документов, подтверждающих право на налоговые вычеты, документами, подтверждающими количество сырья, фактически использованного в производстве.
Планируется распространить на акцизы практику восстановления налогов, с этой целью, возможно, будут введены нормы, предусматривающие обязанность налогоплательщиков восстанавливать в некоторых случаях суммы акциза, ранее принятые к вычету.
Также предполагается уточнить нормы, регламентирующие предоставление банковской гарантии (поручительства банка), при осуществлении налогоплательщиками реализации подакцизных товаров на экспорт.
Кроме того, законодатели предусматривают устранить взаимоисключающие нормы, касающиеся порядка зачета суммы превышения налоговых вычетов над исчисленной суммой акциза, предусмотренные статьями 202 и 203 Налогового кодекса РФ. С этой целью будет уточнен порядок возмещения (путем зачета или возврата) суммы превышения налоговых вычетов над исчисленной суммой акциза, а также порядок возмещения акцизов (подтверждения правомерности освобождения от уплаты акцизов) при экспорте подакцизных товаров.
Продолжая начатую чуть раньше политику индексации ставок акцизов, предполагается осуществлять ежегодную индексацию ставок акцизов с учетом реально складывающейся экономической ситуации. В ближайшей перспективе - повышение ставок акцизов на алкоголь и табак (с 2010 года).
Налог на доходы физических лиц
В Основных направлениях в отношении главы 23 Налогового кодекса РФ планируется внести такие изменения, как освобождение от представления налоговой декларации физических лиц, у которых налоговых обязательств перед бюджетом не возникает. Также предполагается упрощение порядка заполнения налоговой декларации по форме 3-НДФЛ, причем не только за счет изменений в законодательстве о налогах и сборах, но и путем издания более простых и понятных инструкций и рекомендаций для налогоплательщиков по ее заполнению.
Планируется ввести индексацию предельных размеров суточных, не облагаемых налогом на доходы физических лиц в соответствии с прогнозным значением инфляции и курса рубля к основным мировым валютам.
В рамках концепции создания в Российской Федерации международного финансового центра предполагается внести целый ряд изменений в законодательство о налогах и сборах в части уплаты налога на доходы физических лиц, направленных на оптимизацию порядка налогообложения физических лиц при совершении ими операций с ценными бумагами и финансовыми инструментами срочных сделок. Речь идет о введении налогового вычета по доходам населения (предположительно с 1 января 2010 г.) в размере до 1 млн рублей от инвестирования на фондовом рынке (вложений граждан в акции и другие ценные бумаги). Планируется также введение нормы о переносе на будущее убытков физических лиц, полученных в результате совершения операций с ценными бумагами, расширение перечня финансовых инструментов срочных сделок, налогообложение которых регулируется статьей 214.1 Налогового кодекса РФ и другие изменения.
Кроме того, как отмечено в Основных направлениях, будет продолжена работа по уточнению в законодательном порядке перечня доходов, освобождаемых от налогообложения, установленных статьей 217 Налогового кодекса РФ. Об одном таком нововведении мы рассказали, комментируя Федеральный закон от 03.06.2009 N 117-ФЗ ("НА" N 13, 2009, стр. 30).
Введение налога на недвижимость
В отчете об исполнении мероприятий, предусмотренных Основными направлениями за прошедший период, отмечено, что в текущем году будет продолжаться реализация подготовительных мер к введению налога на недвижимость взамен действующих земельного налога и налога на имущество физических лиц.
В целях реализации этого положения подготовлен график работ по принятию новой главы Налогового кодекса РФ, регулирующей налогообложение недвижимости. В рамках этого графика предусматривается:
- разработка и принятие нормативных правовых актов, необходимых для реализации норм Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (сроки - 2008-2012 гг.);
- внесение изменений в законодательство об оценочной деятельности в России, разработка соответствующих нормативных правовых актов в целях реализации новых положений об оценочной деятельности (сроки - 2008-2009 гг.);
- формирование кадастра объектов недвижимости, в том числе перенос сведений из Государственного земельного кадастра и данных БТИ (сроки - 2008-2012 гг.);
- определение эффективной налоговой ставки и налоговых льгот для исчисления налога на недвижимость (срок - 2010 г.).
Из интервью замминистра финансов Сергея Шаталова, размещенного на сайте Минфина России, известно, что ставка налога планируется на уровне 0,5-2 процента с рыночной стоимости объектов налогообложения по усмотрению региональных властей (налог на недвижимость планируется сделать как местный налог).
Таким образом, для введения налога на недвижимость, в частности, необходимы разработка и принятие методики кадастровой оценки недвижимости, методики проверки результатов кадастровой оценки недвижимости, а также непосредственное проведение работ по кадастровой оценке объектов и информационному наполнению государственного кадастра недвижимости.
Как отмечено в Основных направлениях, с включением в Налоговый кодекс РФ главы, регулирующей налогообложение недвижимости, налог на недвижимость может быть введен в тех регионах, где будет проведен кадастровый учет объектов недвижимости и утверждены результаты их кадастровой оценки (ориентировочно с 2012 г.).
Метаморфозы налога на добычу полезных ископаемых
Особое внимание в Основных направлениях уделено системе налогообложения добычи полезных ископаемых, в частности сделан акцент на отрасли, при эксплуатации которых образуются значительные рентные доходы.
В рамках дальнейшего совершенствования налогообложения добычи углеводородного сырья предполагается как снижение налоговой нагрузки на нефтедобывающую отрасль экономики (понижающие коэффициенты при добыче нефти, нулевая ставка), так и создание стимулов для утилизации попутного нефтяного газа, для добычи нефти из комплексных месторождений, для разработки месторождений с высоким уровнем затрат. Для этого, к примеру, планируется ввести "налоговые каникулы" при добыче нефти на новых месторождениях, конкретнее, в Черном и Охотском морях. Указанная льгота в виде нулевой ставки будет предоставлена на сроки от 10 до 15 лет (в зависимости от вида лицензии) до достижения накопленного объема добычи на участке недр до определенного установленного уровня.
В отношении предприятий газовой отрасли, располагающих значительными рентными доходами, которые они получили в результате ежегодного роста оптовых цен на газ при неизменных ставках НДПИ, планируется уже с 1 января 2010 года изымать такой доход с использованием ставки НДПИ, ежегодно индексируемой в соответствии с динамикой внутренних цен на газ.
Одним из значимых заявленных изменений в механизме налогообложения добычи полезных ископаемых является (в долгосрочной перспективе) переход на налогообложение добавочного дохода, возникающего при добыче природных ресурсов. Налог на добавочный доход (НДД) заменит НДПИ на нефть для новых месторождений. Его расчет связан с оценкой доходов и расходов, которые понесет компания за все время разработки и эксплуатации месторождения, поэтому налог и предполагается ввести для новых месторождений. В результате такого подхода к налогообложению, основанного на определении чистого дохода, будет обеспечена реальная дифференциация налоговой нагрузки в зависимости от конкретных условий добычи нефти. При этом будет учитываться не только получаемый производителем валовой доход, но и затраты на добычу нефти на конкретном месторождении. Налоговая система, построенная таким образом, не будет создавать экономических препятствий для разработки нефтяных месторождений, характеризующихся повышенными капитальными, эксплуатационными, транспортными затратами.
Как отмечено в Основных направлениях, новая система налогообложения добычи природных ресурсов может быть реализована в разных формах, например, на основе применения налога на дополнительный доход от добычи углеводородов, ресурсно-рентного налога или дополнительного налога на прибыль. Законодатели признают, что новая схема налогообложения будет усложнена, но как замечено, это оправдано сточки зрения интересов долгосрочного развития отрасли. Предпосылкой для применения НДД является эффективно функционирующая система контроля за трансфертным ценообразованием.
В рамках реализации налоговой политики предполагается в течение 2009-2010 годов завершить разработку подходов и необходимой нормативной правовой базы для введения налога на добавочный доход при добыче нефти (НДД) и начать его применение на новых месторождениях нефти, начиная с 2011-2012 года.
По налогу на добычу полезных ископаемых, уплачиваемому при добыче твердых полезных ископаемых в среднесрочной перспективе будет активизирована работа по совершенствованию налогообложения добычи полезных ископаемых, с целью применения специфической ставки НДПИ к добыче различных видов твердых полезных ископаемых, а также уточнения действующих норм законодательства о налогах и сборах в части определения налоговой базы, количества добытых полезных ископаемых и расходов на их добычу. В частности, начиная с 2010 года предполагается перейти на взимание налога по углю на основании специфических налоговых ставок, дифференцированных в зависимости от вида угля. В качестве самостоятельных видов полезных ископаемых будут выделены антрацит, уголь коксующийся, уголь бурый и уголь за исключением антрацита, угля коксующегося и угля бурого, при этом для каждого вида угля будут установлены специфические налоговые ставки, что отражает наличие принципиально различных рынков угля с отличающимся уровнем цен. Так, по прогнозным значениям на 2009 и 2010 годы за 1 тонну добытого антрацита будет установлена ставка 55 рублей, коксующегося угля - 70 рублей, бурого угля - 10 рублей, прочего угля - 34 рубля. Кроме того, начиная с 2011 года, будет предусмотрено периодическое применение к ставкам налога на добычу полезных ископаемых коэффициента-дефлятора, учитывающего изменение цен на уголь, определяемого ежегодно.
В качестве существенного нововведения, позволяющего учесть при налогообложении затрат налогоплательщика на обеспечение безопасности труда при добыче угля предполагается установить возможность применения налогового вычета к исчисленной сумме налога в размере затрат, произведенных в целях обеспечения безопасности труда на участках недр с высоким уровнем метанообильности и склонностью угольных пластов к самовозгоранию. Размер указанного вычета не будет превышать 30 процентов суммы исчисленного за налоговый период налога, а понесенные расходы как текущего, так и капитального характера, можно будет вычитать из суммы исчисленного налога в течение трех лет после месяца, в котором такие расходы были осуществлены.
Таким образом, налог на добычу полезных ископаемых в ближайшие год - два претерпит значительные изменения. Они направлены на повышение доходных поступлений в бюджет от добывающих отраслей.
Совершенствование водного налога
В плане совершенствования налогообложения водным налогом отмечено, что в 2008 году проводилась работа по подготовке нормативного правового акта, предусматривающего с 2009 года систему индексации водного налога и платы за пользование водными объектами. Однако данная работа в 2008 году не закончена, и срок ее выполнения перенесен на 2009 год.
Как отмечено в Основных направлениях, ставки водного налога, установленные главой 25.2 "Водный налог" Налогового кодекса РФ, сформированы на расчетной базе 2003 года и базовых экономических условиях 2004 года и не учитывают изменение экономических условий, произошедших за 5 лет со дня их принятия. Для решения данной проблемы в 2009 году будет продолжена работа по подготовке проекта федерального закона, предусматривающего индексацию ставок водного налога, однако с учетом общеэкономической ситуации законодатели считают целесообразным осуществить индексацию ставок не ранее 2011 года.
На 2009-2010 годы запланировано внести изменения в указанную главу кодекса в части уточнения плательщиков водного налога, объекта налогообложения и размера ставок.
Налогообложение в рамках специальных налоговых режимов
В отношении специальных налоговых режимов в Основных направлениях сделан акцент на то, что такие режимы - это исключение из общего режима налогообложения и предназначены они исключительно для представителей малого предпринимательства.
В целях придания спецрежимам более целевого, стимулирующего характера будут совершенствоваться критерии, дающие право субъектам предпринимательской деятельности применять специальные налоговые режимы, а также будет отредактирован перечень видов предпринимательской деятельности, в отношении которых они могут применяться.
Для облегчения нагрузки спецрежимников, предполагается повысить, начиная с 2010 года сроком на 3 года, порог предельной величины доходов, позволяющей и организациям и индивидуальным предпринимателям применять упрощенную систему налогообложения, до 60 млн. руб. в год. Соответственно, с 2010 года право перейти на упрощенную систему налогообложения получат организации, чьи доходы по итогам 9 месяцев 2009 года не превысили 45 млн. руб. Одновременно с этим будут исключены нормы о ежегодном увеличении предельного значения доходов с применением коэффициентов-дефляторов, учитывающих изменение потребительских цен в предыдущие годы.
В отношении ЕНВД, как заявили законодатели, в перспективе будет продолжена работа по уточнению перечня видов предпринимательской деятельности, которые могут быть переведены на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, а также физических показателей, используемых для исчисления этого налога. Применение данного налогового режима будет ограничено сферой предпринимательской деятельности, относящейся к микробизнесу. Для повышения объективности установления размеров единого налога на вмененный доход будет разработан порядок определения базовой доходности по видам предпринимательской деятельности, который должен основываться на системе отраслевых исследований базовой доходности. В планах законодателей систематический пересмотр максимальных размеров базовой доходности (один раз в три года). При введении данного порядка также как и для УСН будет отменено применение устанавливаемого на каждый календарный год корректирующего коэффициента К1.
Совершенствование порядка изменения срока уплаты налога
Не последнее место в Основных направлениях уделено вопросам урегулирования положений об изменении срока уплаты налогов и сборов в форме отсрочки (рассрочки) и инвестиционного налогового кредита. В целях обеспечения более широких масштабов использования отсрочки (рассрочки, инвестиционного налогового кредита) и уточнения действующих правил изменения сроков уплаты налогов и сборов планируется уже в 2009 году внести некоторые изменения в налоговое законодательство.
Так, помимо перечисленных в настоящее время в статье 64 Налогового кодекса РФ оснований предоставления отсрочки (рассрочки) предлагается предусмотреть и иные основания, не устанавливая их исчерпывающего перечня. Предполагается решить ряд практических задач в вопросах предоставления отсрочек. К примеру, законодатели предлагают ввести конкретные и ясные нормы в отношении определения наличия угрозы возникновения несостоятельности (банкротства) хозяйствующего субъекта в результате единовременной уплаты причитающихся налогов (пеней, штрафов) в бюджеты. Возложить полномочия по определению наличия угрозы возникновения банкротства в данной ситуации и анализу финансового состояния потенциального банкрота планируется на ФНС России. Для этих целей предполагается разработать соответствующие методические указания. Но это в долгосрочной перспективе.
Более реальными выглядят планируемые поправки по уточнению Перечня сезонных отраслей и видов деятельности, применяемого для целей налогообложения (утвержден постановлением Правительства РФ от 06.04.99 N 382) и используемого при предоставлении отсрочек по некоторым основаниям. А также введение норм по предоставлению налоговыми органами отсрочек на небольшие сроки (до 1 месяца) в пределах одного финансового года. При этом предполагается установить, что такая отсрочка может быть предоставлена налогоплательщику один раз в течение календарного года.
Кроме того, планируется повысить эффективность процедур досудебного обжалования ненормативных актов налоговых органов в части сроков рассмотрения жалоб, их продления, урегулирования подачи налогоплательщиками уточненных налоговых деклараций, приводящих к уменьшению суммы уплаченного налога, относящихся к прошлым налоговым периодам, превышающим глубину проведения налоговой проверки.
Совершенствование налогообложений в отдельных отраслях
В Основных направлениях большое внимание уделено урегулированию вопросов налогообложения организаций, осуществляющих строительство транспортной, коммунальной и социальной инфраструктуры, а также инженерных сетей в рамках реализации проектов по строительству жилья и нежилых помещений.
Законодатели отмечают, что в Градостроительном и Земельном кодексах РФ существует ряд неблагоприятных положений для застройщика, включая положения принудительного характера, а также наблюдается некоторая неурегулированность вопросов налогообложения данной категории налогоплательщиков. Признавая значимость рассматриваемых отношений для развития рынка доступного жилья, предполагается ввести специальное правовое регулирование по налогу на прибыль организаций, дополнив главу 25 Налогового кодекса РФ соответствующими нормами. Учитывая, что практика неправомерных требований органов государственной власти или местного самоуправления о строительстве (реконструкции) объектов транспортной, коммунальной, социальной инфраструктуры и инженерных сетей носила в предыдущие годы массовый характер, для снижения налоговой нагрузки на инвесторов предполагается рассмотреть вопрос об урегулировании налогообложения указанных расходов инвесторов, возникших ранее - до 1 января 2009 года.
В Основных направлениях рассмотрена и целесообразность внесения ряда изменений в Градостроительный кодекс РФ. Например, при развитии застроенных территорий функции заказчика на сооружение объектов транспортной, коммунальной и социальной инфраструктуры, а также инженерных сетей, будут исполнять органы местного самоуправления. Они же будут размещать заказы на строительство (реконструкцию) таких объектов.
Земельный кодекс РФ в настоящее время сформулирован таким образом, что зачастую не учитывает интересы инвесторов. Меры административного понуждения вызывают высокий уровень затрат на создание объектов транспортной, коммунальной, социальной инфраструктуры и инженерных сетей. В связи с этим предполагается внесение ряда поправок в Земельный кодекс РФ в отношении распоряжения земельными участками в рамках проведения процедур банкротства, обращения взыскания на заложенный земельный участок, осуществления приватизации.
Процессуальные нормы также решено совершенствовать. Планируется упростить порядок регистрации права государственной (муниципальной) собственности на построенные или реконструированные инвесторами объекты транспортной, коммунальной и социальной инфраструктуры (инженерные сети), передаваемые безвозмездно в государственную собственность.
В Основных направлениях в данной тематике не указаны какие-либо конкретные мероприятия или сроки реализации намеченных изменений. Возможно, в отношении данного вопроса будет подготовлен отдельный федеральный закон, но будет ли он принят в 2009 году неизвестно.
Содействие практике благотворительной деятельности
В Основных направлениях налоговой политики, подготовленных в предыдущие годы, большое внимание уделялось вопросам налогообложения некоммерческих организаций, осуществляющим свою деятельность в социально значимых областях, а также прочим вопросам налогообложения, связанным с осуществлением благотворительной деятельности физическими лицами и организациями, поддержкой волонтерства и добровольчества. На среднесрочную перспективу (к 2010 году) предлагается ввести новые нормы. Приведем несколько планируемых мер в этой сфере:
- расширение налоговых стимулов для участия в благотворительной деятельности и снижение налоговых издержек, связанных с осуществлением благотворительной деятельности;
- исключение из налоговой базы по налогу на доходы физических лиц выплат добровольцам за наем жилого помещения и проезд, связанных с осуществлением добровольческой деятельности.
Заявлены и мероприятия на перспективу, например такие:
- установление особого порядка налогообложения некоммерческих, в том числе благотворительных, организаций налогом на прибыль организаций;
- предоставление права учитывать при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций расходы на формирование резервов предстоящих расходов на осуществление уставной деятельности более широкому кругу некоммерческих организаций;
- расширение перечня видов деятельности, гранты на поддержку которых, не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, с включением в этот перечень программ в области охраны здоровья населения, физической культуры и массового спорта;
- развитие института социальной рекламы. Одновременно с расширением благотворительной деятельности законодатели планируют и совершенствование контроля за целевым использованием благотворительных средств. Это может быть введение ежегодного независимого аудита или публикации в сети Интернет отчетов о деятельности некоммерческой организации.
Отмена единого социального налога
В Основных направлениях не рассматривается вопрос об отмене единого социального налога и порядке его замещения. Сказано только, что, начиная с 1 января 2010 года, единый социальный налог будет заменен страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование, обязательное медицинское страхование и обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Напомним, что в 2010 году планируется сохранение тарифов страховых взносов на уровне действующих ставок единого социального налога. Предполагается и введение переходного периода для страхователей, применяющих специальные и льготные налоговые режимы. К 2011 году, когда тарифы страховых взносов повысятся, законодатели обещают принять меры, компенсирующие указанное повышение финансовой нагрузки на налогоплательщиков.
Отмена единого социального налога напрямую скажется на порядке отчетности по ЕСН, а также по обязательному пенсионному страхованию. Вместо двух (четырех, - с учетом форм отчетности для предпринимателей) с 2010 года появится значительно большее количество отчетных документов.
Совершенствование взимания государственной пошлины
Основными направлениями совершенствования государственной пошлины является в первую очередь оптимизация перечня юридически значимых действий, совершаемых государственными органами (органами местного самоуправления и иными органами или должностными лицами), уполномоченными на то соответствующими нормативными актами. Немаловажное значение отводится уточнению действующих размеров государственной пошлины за совершение юридически значимых действий и оптимизации размеров государственной пошлины за вновь вводимые юридически значимые действия.
На рассмотрении законодателей находится соответствующий проект федерального закона.
Совершенствование региональных налогов
Для повышения доходов региональных бюджетов предполагается внести уже с 2010 года ряд изменений в отношении транспортного налога. Так, предполагается ввести такой порядок, который позволит региональным властям пополнять бюджет, не повышая налоговую нагрузку на владельцев транспортных средств, либо увеличивать ставки транспортного налога только на отдельные категории транспорта. Например, региональным властям предоставят право устанавливать ставки транспортного налога в зависимости от года выпуска транспортного средства, от экологического класса.
С 2010 года будут увеличены средние ставки транспортного налога в два раза, но при этом сохранится действующий в настоящее время минимальный уровень налоговых ставок. К тому же, региональным властям разрешат уменьшать средние ставки не в пять, а в десять раз.
В рамках совершенствования налога на имущество организаций планируется рассмотреть вопрос о временном освобождении от налога на имущество организаций вновь вводимых объектов транспортной инфраструктуры.
Заключение
В трехлетней перспективе 2010-2012 годов приоритеты Правительства РФ в области налоговой политики остаются такими же, как и ранее - это создание эффективной налоговой системы, сохранение сложившегося к настоящему моменту налогового бремени.
Назовем направления налогообложения, в которых, по нашему мнению, планируются самые существенные поправки. Это налог на прибыль организаций, налог на добычу полезных ископаемых, специальные налоговые режимы, а также урегулирование законодательства в интересах инвесторов-застройщиков и некоммерческих организаций.
Мы постарались прокомментировать самые популярные для бухгалтеров вопросы в области налогообложения, намеченные к реализации уже в текущем и в будущем 2010 годах. Надеемся, что читателям, также как и нам, будет интересно увидеть к концу года принятые поправки, которые были намечены в Основных направлениях налоговой политики 25 мая этого года.
И.М. Акиньшина,
эксперт "НА"
"Нормативные акты для бухгалтера", N 13, 14, июль 2009 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Нормативные акты для бухгалтера"
ООО "Агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС 77-27066 выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия 26 января 2007 года.