Решение Федеральной налоговой службы от 22 декабря 2016 г. N СА-4-9/24731@
Федеральной налоговой службой получена жалоба Общества с ограниченной ответственностью "Х" (далее - Общество, Заявитель) от 02.11.2016 на решение Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы (далее - Межрегиональная инспекция, налоговый орган) о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение, предусмотренное Налоговым кодексом Российской Федерации (за исключением налогового правонарушения, дело о выявлении которого рассматривается в порядке, установленном статьей 101 Налогового кодекса Российской Федерации) от 21.09.2016 (далее - Решение).
Решением Общество в порядке статьи 101.4 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) привлечено к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 126.1 Кодекса, за представление налоговым агентом налоговому органу документов, предусмотренных Кодексом, содержащих недостоверные сведения в виде взыскания штрафа в размере 5 000 рублей.
ООО "Х", не согласившись с Решением, обратилось с жалобой в Федеральную налоговую службу, в которой просит отменить указанное Решение.
Заявитель считает, что в его действиях отсутствует вина в совершении налогового правонарушения, предусмотренного статьей 126.1 Кодекса в силу следующего.
По мнению Заявителя,указание им в справке о доходах по форме 2-НДФЛ достоверных данных об идентификационном номере налогоплательщика (далее - ИНН) достаточно для идентификации физического лица - получателя дохода.
В жалобе Заявитель указывает, что ООО "Х", как налоговым агентом предприняты все меры по актуализации персональных данных физических лиц - получателей дохода, в частности в локальном акте (Правила внутреннего трудового распорядка) предусмотрена обязанность работников об уведомлении работодателя об изменении персональных данных.
По мнению Заявителя, представленные Обществом в Межрегиональную инспекцию справки о доходах по форме 2-НДФЛ содержат все необходимые сведения, подтверждающие исполнение обязанности Общества как налогового агента, установленной положениями пункта 2 статьи 230 Кодекса.
Федеральная налоговая служба, изучив доводы Общества, изложенные в жалобе, оценив и исследовав материалы и информацию, представленные Обществом и Межрегиональной инспекцией, установила следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 230 Кодекса налоговые агенты ведут учет доходов, полученных от них физическими лицами в налоговом периоде, предоставленных физическим лицам налоговых вычетов, исчисленных и удержанных налогов в регистрах налогового учета.
В силу пункта 2 статьи 230 Кодекса налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту своего учета документ, содержащий сведения о доходах физических лиц истекшего налогового периода и суммах налога, исчисленного, удержанного и перечисленного в бюджетную систему Российской Федерации за этот налоговый период по каждому физическому лицу, ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, по форме, форматам и в порядке, которые утверждены федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
На основании пункта 3 статьи 230 Кодекса налоговые агенты выдают физическим лицам по их заявлениям справки о полученных физическими лицами доходах и удержанных суммах налога по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Форма сведений о доходах физического лица и порядок заполнения данных сведений утверждены Приказом ФНС России от 30.10.2015 N ММВ-7-11/485@ "Об утверждении формы сведений о доходах физического лица, порядка заполнения и формата ее представления в электронной форме" (далее - Порядок).
Пунктом IV Порядка заполнения Раздела 2 "Данные о физическом лице - получателе дохода" установлено следующее:
-при заполнении поля "ИНН в Российской Федерации" указывается идентификационный номер налогоплательщика - физического лица, подтверждающий постановку данного физического лица на учет в налоговом органе Российской Федерации. При отсутствии у налогоплательщика ИНН данный реквизит не заполняется;
-при заполнении поля "Серия и номер" указываются реквизиты документа, удостоверяющего личность налогоплательщика, соответственно, серия и номер документа, знак "N" не проставляется;
-при заполнении поля "Адрес места жительства в Российской Федерации" указывается полный адрес места жительства налогоплательщика на основании документа, удостоверяющего его личность, либо иного документа, подтверждающего адрес места жительства.
Согласно пункту 1 статьи 126.1 Кодекса представление налоговым агентом налоговому органу документов, предусмотренных Кодексом, содержащих недостоверные сведения влечет взыскание штрафа в размере 500 рублей за каждый представленный документ, содержащий недостоверные сведения.
Как следует из материалов жалобы, 29.03.2016 Общество представило в Инспекцию сведения по форме 2-НДФЛ за 2015 год в количестве 282 справок.
В ходе проведения мероприятий налогового контроля на предмет достоверности сведений, указанных в справках о доходах по форме 2-НДФЛ за 2015 год Межрегиональной инспекцией установлено, что в 10 справках содержатся недостоверные сведения, а именно:
- 2 справки содержат недостоверные сведения о серии и номере паспорта налогоплательщика;
- 8 справок содержат недостоверные сведения обадресе места жительства налогоплательщика.
Федеральная налоговая служба считает неправомерным привлечение Общества к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 126.1 Кодекса, за представление налоговым агентом налоговому органу документов, предусмотренных Кодексом, содержащих недостоверные сведения о серии и номере паспорта и об адресе места жительства налогоплательщикав связи с нижеследующим.
Объективной стороной правонарушения, ответственность за которое установлена пунктом 1 статьи 126.1 Кодекса, является представление в налоговый орган справок по форме 2-НДФЛ, содержащих недостоверные сведения, при условии, что указанные действия могли затруднить осуществление налоговым органом мероприятий налогового контроля вследствие невозможности идентификации указанных в справке физических лиц, повлечь несвоевременное и (или) неполное перечисление налоговым агентом НДФЛ в бюджетную систему Российской Федерации, привести к нарушению прав физических лиц.
Как следует из материалов жалобы, в 10 представленных Обществом справках о доходах по форме 2-НДФЛ за 2015 год содержатся недостоверные сведения о серии и номере паспорта и об адресе места жительства налогоплательщика, при этом в 9 из них содержатся достоверные сведения об ИНН налогоплательщика.
Следовательно, привлечение ООО "Х" к налоговой ответственности, предусмотренной подпунктом 1.2 пункта 1 статьи 126 Кодекса, за представление налоговым агентом налоговому органу документов, предусмотренных Кодексом, содержащих недостоверные сведения только о серии и номере паспорта или об адресе места жительства налогоплательщика, при наличии иных идентифицирующих признаков налогоплательщика (ФИО, ИНН), неправомерно.
Таким образом, в справках о доходах по форме 2-НДФЛ за 2015 год в отношении физических лиц: ФЛ 1, ФЛ 2, ФЛ 3, ФЛ 4, ФЛ 5, ФЛ 6, ФЛ 7, ФЛ 8, ФЛ 9 содержатся достоверные сведения об ИНН налогоплательщика, позволяющие идентифицировать указанных физических лиц - получателей дохода.
Из материалов жалобы следует, что в представленной 29.03.2016 справке о доходах по форме 2-НДФЛ за 2015 год в отношении ФЛ 10 в Разделе 2 "Данные о физическом лице - получателе дохода" поле "ИНН в Российской Федерации" в отношении физического лица не заполнено.
Таким образом, отсутствие в справке о доходах по форме 2-НДФЛ за 2015 год от 29.03.2016 сведений об ИНН не позволяет идентифицировать физическое лицо - получателя дохода.
Следовательно, Общество подлежит привлечению к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 126.1 Кодекса, за представление налоговым агентом налоговому органу документов, предусмотренных Кодексом, содержащих недостоверные сведения в виде взыскания штрафа в размере 500 рублей.
В отношении направления Обществу решения по жалобе в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи, Федеральная налоговая служба сообщает следующее.
Из пункта 4 статьи 31 Кодекса следует, что формы и форматы документов, предусмотренных Кодексом и используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, документов, необходимых для обеспечения электронного документооборота в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, а также порядок заполнения форм указанных документов и порядок направления и получения таких документов на бумажном носителе или в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи либо через личный кабинет налогоплательщика утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, если полномочия по их утверждению не возложены Кодексом на иной федеральный орган исполнительной власти.
Документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, могут быть переданы налоговым органом лицу, которому они адресованы, или его представителю непосредственно под расписку, направлены по почте заказным письмом или переданы в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота либо через личный кабинет налогоплательщика, если порядок их передачи прямо не предусмотрен Кодексом.
Пунктом 1 Порядка направления документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи, утвержденного приказом ФНС России от 15.04.2015 N ММВ-7-2/149@, установлен перечень документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах и используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, при проведении налогового контроля, которые могут быть направлены налоговым органом в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи.
В установленном перечне отсутствует такой документ, как решение по жалобе налогоплательщика, таким образом, настоящее решение направляется в адрес
ООО "Х" на бумажном носителе по почте.
На основании вышеизложенного Федеральная налоговая служба, руководствуясь статьей 140 Налогового кодекса Российской Федерации, отменяет решение Межрегиональной инспекции о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение, предусмотренное Налоговым кодексом Российской Федерации (за исключением налогового правонарушения, дело о выявлении которого рассматривается в порядке, установленном статьей 101 Налогового кодекса Российской Федерации) от 21.09.2016 в части взыскания штрафных санкций по статье 126.1 Кодекса в размере 4500 рублей.
В остальной части Федеральная налоговая служба оставляет жалобу общества с ограниченной ответственностью "Х" от 02.11.2016 без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной налоговой службы от 22 декабря 2016 г. N СА-4-9/24731@ Правомерность привлечения к ответственности за предоставление справок о доходах по форме 2-НДФЛ, содержащих недостоверные сведения о серии и номере паспорта и об адресе места жительства налогоплательщика, при наличии иных идентифицирующих признаков налогоплательщика (ФИО, ИНН)
Текст решения опубликован на сайте www.nalog.ru и содержит правовую позицию ФНС России при рассмотрении жалоб (обращений) в ходе досудебного урегулирования споров